Запечатанная гробница и стража (27:62-66).



 

62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63 и говорили: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого». 65 Пилат сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете». 66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

 

Это сообщение отсутствует в прочих Евангелиях. Мы видим, что фарисеи не забыли сказанных им некогда слов Иисуса о том, что Он воскреснет. Вот эти слова: « Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12:39-40). Священники и фарисеи, разумеется, не верят этим словам, – или, по меньшей мере, делают вид, что не верят, – но опасаются инсценировки воскресения, которую могут устроить ученики Иисуса. С этим опасением они пришли в субботу к Пилату и просили его поставить стражу у входа в гробницу, «чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого». Пилата не удивили эти слова, так как «в то время воровство в гробницах было широко распространенным явлением, оттуда забирали дорогие ткани и предметы, которые часто клались вместе с умершим. За тела покойных грабители требовали выкуп у родственников»[341]. Следует заметить, что явившиеся к Пилату просители нарушили закон субботнего покоя. Это свидетельствует о том, что первосвященники и фарисеи до такой степени ненавидели Иисуса, что были готовы даже нарушить Закон, лишь бы убедиться в том, что Он окончательно убран с их дороги.

Пилат равнодушно согласился с их просьбой: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете». Слова «имеете стражу» можно перевести и как «вот вам стража». То есть Пилат, возможно, предоставил для охраны римских солдат, тем более что слово «стража» в тексте названа по-латыни – «koustwdi,a». Однако, слова Пилата могут означать и отказ дать римских воинов: «У вас есть своя [храмовая] стража; охраняйте сами, как знаете». Как бы то ни было, «они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать». Разумеется, перед тем как запечатать вход в гробницу, стражники должны были убедиться, что тело Распятого Иисуса находится в гробнице. Это было в субботу. С рассветом следующего дня стало известно, что прежнее миновало (Откр 21:1) и началась новая реальность. Это был первый день недели. Как в первый день Творения был сотворен свет, так и теперь в первый день нового Творения явился новый «свет человеков» (Ин 1:4). Этот первый день библейской недели у нас сейчас называется Воскресенье.

 

III. Воскресение Иисуса Христа (28:1-20).

 

Женщины у пустой гробницы (28:1-8).

 

1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. 2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6 Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». 8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

 

Иосиф Аримафейский, накануне наступления субботы совершил благое дело погребения тела Иисуса Христа. Но он не имел времени для соблюдения погребальных обрядов омовения тела и помазания его благовониями, ибо наступила священная суббота, когда работать было запрещено. Суббота наступила вечером в пятницу (по нашему счету часов), и длилась она сутки. Вечером в субботу (по нашему счету времени) наступил первый день недели (наше воскресенье). Прошел вечер и ночь этого первого, следующего за субботой дня, и рано утром, с рассветом, к гробнице подошли две женщины – «Мария Магдалина и другая Мария». Эта «другая Мария», как уточняет Евангелие от Марка, была «Мария Иаковлева» (Мк 16:1). Она упоминалась и Матфеем, как одна из женщин, присутствовавших при распятии и возле гробницы, в которую Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса. Другие евангелисты сообщают, что женщины «купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк 16:1), то есть завершить то, что не успел сделать Иосиф. Но евангелист Матфей о принесенных благовониях не упоминает. Возможно, он, следуя логике своего повествования, полагал, что стражники, охранявшие запечатанный вход в гробницу, просто не позволили бы женщинам снять печать и войти внутрь. Так что, с точки зрения Матфея, женщины, скорее всего, пришли совершить традиционный обряд оплакивания умершего.

Когда женщины подошли к гробнице, внезапно «сделалось великое землетрясение». Уже второй раз в нашем Евангелии упоминается землетрясение. Вообще говоря, землетрясения не столь уж редки в тех краях. Но в наших двух случаях оно происходит не по естественным причинам. Землетрясение, символически предвосхищая Судный День, сопровождало смерть Иисуса Христа. Теперь землетрясение, вызванное сошедшим с небес Ангелом Господним, сопровождает Воскресение Иисуса. Сам акт Воскресения недоступен созерцанию. Женщины видят лишь Ангела, который, подойдя к гробнице, «отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». Ангел показал пришедшим пустую гробницу. Вид Ангела отражал сияние Божественной славы, невидимого присутствия Бога: «вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег». Это явление напоминает нам славу Иисуса на горе Преображения, когда «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Землетрясение, отваленный камень, вид Ангела, – всё это вызвало естественную реакцию страха у стражников, которые «пришли в трепет и стали, как мертвые». Дрожит земля, дрожат стражники…. «Несомненно, в тексте присутствует ирония: те, кто мнил себя живым, охраняли Того, кого они мнили мертвым, но когда Он стал живым, они стали как мертвые»[342]. Естественно, испугались и пришедшие к гробнице женщины. Такова реакция людей, которые сталкиваются с миром Божественным и столь чувствительным образом ощущают Божественное присутствие. Но Ангел успокаивает женщин: «Не бойтесь! знаю, что вы ищете Иисуса распятого». И далее – восхитительное Благовестие: «Его нет здесь – Он воскрес». Он был воскрешен, как и предсказывал Своим ученикам. А теперь «подойдите, посмотрите место, где Он лежал». Гробница опустела. Воскресение Иисуса означает не реанимацию Его как земного человека (как, например, в случае воскрешения Лазаря), но переход в иное, неземное бытие. Никто из людей не был и не мог присутствовать при этом акте Нового Творения. Свидетельствовать о Воскресении мог только Ангел – небесный посланец Божий. Он и свидетельствует.

Не только евангелист Матфей, но и никто другой из евангелистов даже не пытается рассказать о том, как произошло Воскресение, ибо этот Божественный акт выходит за рамки человеческого понимания и не может быть описан человеческим языком, который способен отражать лишь наш земной опыт. И то, что мы видим, скажем, в живописи, мы должны понимать как символическую условность, а не реалистические изображения Воскресения Христова. Полагаю, это понятно каждому. Да ведь и сам наш язык условен: само слово «воскресение», по-гречески «avna,stasij», то есть «восстание», «пробуждение» – чистая метафора, условность.

Продолжая свою речь, обращенную к женщинам, Ангел поручает им стать первыми вестницами Воскресения Христова: «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». – После Тайной Вечери Иисус предрекал Своим ученикам: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: “поражу пастыря, и рассеются овцы стада”». Так и случилось: ученики в страхе «рассеялись», оставив Пастыря одного умирать на Кресте. Тогда же, на Елеонской горе, Иисус объявил ученикам: «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее» (Мф 26:31-32). Теперь Ангел возвещает женщинам, что ученики не только прощены своим Учителем, но что Он по-прежнему называет их Своими учениками и ожидает их в Галилее, как и обещал.

После этих слов Ангела женщины поспешили прочь от гробницы. Они побежали к ученикам, исполненные страха и великой радости. Эта радость с тех пор станет общей радостью всех христиан, провозглашающих: «Христос Воскрес!» – Об этой радости Иисус, согласно Евангелию от Иоанна, предвозвестил еще на Тайной Вечере: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. … Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:20-22).

Теперь немного теоретических рассуждений.

Размышляя над евангельскими сообщениями о пустой гробнице, над словами Ангела « Он воскрес», мы сознаём всю глубину и тайну этих сообщений и слов. Означает ли это, что Господь воскрес в том самом материальном составе Своего тела, которое уже умерло? Нет, это было бы не воскресение, а чудесная реанимация. В богословском плане вопрос о воскресении, о том, чтó оно означает, и в каком теле оно происходит подробно обсуждается апостолом Павлом в Первом послании к Коринфянам (1 Кор 15). Из размышлений и откровений Апостола мы понимаем, что «тело воскресения» не зависит от материального, биохимического субстрата земного тела.Воскресение – не возобновление земного бытия, но новое творение! Так, повторяя слова пророка Исаии, восклицал апостол Павел, – «древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор 5,17).

Сообщение о пустой гробнице, несомненно, несет в себе глубокий богословский символизм. Как в ветхом творении всё возникло из ничего, из пустоты, так и в новом творении бессмертная и бесконечная жизнь творится из пустого гроба, – символа смертности и конечности этого мира.

И все-таки это сообщение о пустом гробе несет в себе некое логическое противоречие к богословскому утверждению о том, что новое «тело воскресения», или «тело славы» не зависит от материи земного «тела плоти». И здесь, когда мы встречаемся с тайной нового творения, путь логической аргументации нас никуда привести не сможет, как ни бейся. Мы должны рассматривать евангельские рассказы в их сверхлогическом значении богословских символов. На что следует обратить внимание? На то, что, что пустая гробница указывает на целостное, телесное Воскресение Иисуса. – Не душа только обрела бессмертие, как это было принято считать в эллинистическом мировоззрении (в таком случае мертвое тело осталось бы в гробнице), но бессмертным становится весь, целый человек! Напомню, что, согласно библейской антропологии, само слово «тело» (sw/ma) означает человека в его целостности, в отличие от слова «плоть», которое означает смертное бытие человека. Воскресает не «плоть», но «тело».

И то, что опустевшая гробница сама по себе ни для евангелистов, ни для участников описываемых ими событий не является безусловным доказательством Воскресения, показывают последующие рассказы о явлениях Воскресшего. Для веры в Воскресение потребовался не вид пустого гроба, но именно явления Воскресшего Иисуса Христа и Его убеждающие слова, о чем и пойдет речь далее.

Согласно Евангелию от Матфея, не только Ангела увидели женщины. Они увидели и Самого воскресшего Иисуса.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!