II. Распятие и погребение (27:27-66).



 

Неправедным судом и бичеванием издевательства над Иисусом не ограничились. Перед последним путем к Кресту Спасителю пришлось пережить насмешки, оплевание и избиение.

 

Издевательства и терновый венец (27:27-31).

 

27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский!», 30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. 31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

 

Этот рассказ, с незначительными расхождениями, есть у всех евангелистов. Злорадство присуще жестокой толпе, которая находит удовольствие поизмываться над слабым и беззащитным – одно из свойств биологической эволюции: добей слабого!

Римские воины уводят Иисуса в преторию, то есть в здание римской администрации, где находилась и резиденция прокуратора, и солдатские казармы. Поглазеть на осужденного собрался «весь полк» – в подлиннике «вся когорта» (по-гречески spei/ra), составлявшая 1/10 часть легиона, то есть около 600 человек, что, конечно, маловероятно, и слова «весь полк, вся спира» означают просто весь отряд личной охраны Понтия Пилата, расположившийся в те дни в претории. – Ради развлечения воины стали разыгрывать свой грубый казарменный спектакль. Сорвав с Иисуса Его одежды, они облачили Его в «багряницу». Это слово означает «алый солдатский плащ» (по-гречески «хламида»). Багряница как бы означала пурпурное царское одеяние. В своем издевательском шутовстве воины сплели «венец из терна», то есть венок из колючих веток терновника и возложили эту как бы царскую корону на голову Иисуса. Вложив в Его правую руку трость – как бы царский посох или скипетр – они, стоя на коленях, стали насмешливо приветствовать Его: «Радуйся, Царь Иудейский!». При этом они «плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове». Вдоволь наглумившись над Иисусом, они сняли с Него красный плащ и одели в Его прежние одежды.

О похожей сцене сообщает Филон Александрийский. Он рассказывает, что в Александрии толпа иудеев проделала примерно то же самое с одним слабоумным мальчиком. «Они развернули кусок ткани и накрыли им его голову, как диадемой..., а вместо скипетра подали ему кусочек местного папирусового камыша, который они нашли брошенным у обочины дороги... И потому что он был по-царски разукрашен, некоторые подходили, как бы приветствовать его, а другие как будто бы обратиться к нему с прошением». Так они смеялись над безумным мальчиком, и за такого безумца воины, наверное, почитали Иисуса[337].

Во всех этих скорбях Спасителя Церковь усматривала исполнение пророчеств Исаии о смиренном Отроке Господнем:

«Я предал хребет Мой биющим

И ланиты Мои поражающим;

Лица Моего не закрывал

     от поруганий и оплевания» (Ис 50:6).

Люди с презрением подвергли Его издевательствам, но в очах Божиих Он был Искупителем тех же самых людей:

«Он был презрен и умален пред людьми,

Муж скорбей и изведавший болезни,

И мы отвращали от Него лице свое;

Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

Но Он взял на Себя наши немощи

И понес наши болезни;

а мы думали, что Он был поражаем,

Наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши

И мучим за беззакония наши;

наказание мира нашего было на Нем,

     и ранами Его мы исцелились» (Ис 53:3-5).

И вот, «когда насмеялись над Ним, … повели Его на распятие». Даже перед самой казнью и во время ее унизительные издевательства не прекращались, о чем следующий рассказ.

 

Распятие Иисуса Христа (27:32-44).

 

32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. 33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, 34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. 35 Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; 36 и, сидя, стерегли Его там; 37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. 38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. 39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40 и говоря: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». 41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42 «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын». 44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

 

Из некоторых исторических источников мы знаем, как происходило распятие. Осужденного ставили в центр четырехугольника, по углам которого стояли четыре римских воина. После этого клали ему на плечи крест и самым длинным путем вели его к месту казни; впереди шел еще один римский воин с дощечкой, на которой было написано преступление приговоренного. Видимо, так же было и в случае Иисуса Христа. Надпись на дощечке гласила: « Сей есть Царь Иудейский». – Сначала Иисус Сам нес Свой тяжелый крест (Ин19,17), но потом, обессилев после бичевания, Он был уже не в состоянии нести его. Поэтому ведшие Его солдаты заставили нести этот крест одного человека, который попался под руку. Евангелист называет его. Это некий Симон Киринеянин,то есть Симон из города Кирена, столицы области Киренаика в Северной Африке, в современной Ливии. Можно предположить, что этот Симон издалека прибыл в Иерусалим на праздник Пасхи. Но теперь его праздник был омрачен невольной обязанностью нести крест Иисуса. – Дело в том, что в оккупированной римлянами Палестине любой местный человек мог всегда быть призван на службу правительства. Достаточно было легкого удара по плечу римским копьем. Когда Иисусупал под тяжестью креста, так и произошло с Симоном из Киренаики. Этот евангельский эпизод с Симоном – явный намек на «крестоношение» в следовании Иисусу по Его же словам: «В озьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16,24). Но ведь Симон нес не свой крест, а крест Иисуса Христа, который в известном смысле стал и его, Симона, крестом! Так, согласно Евангелию, и всякий христианин должен понимать свой крест как крест Христов.

Иисуса привели на место за городскими стенами, называемое Голгофа. Так по-арамейски назывался холм, который в церковнославянском и русском вариантах перевода называется «Лобное место». В оригинальном тексте Евангелия по-гречески это место называется Krani , on, то есть «Череп». Славянское «лоб» и есть «череп». Мы знаем, что в российской традиции «лобным местом» стали называть всякое место публичной казни. – Трудно сказать, почему так назван был этот холм. Возможно, из-за своей формы. Позже появилась легенда, согласно которой под этим холмом с названием Череп был похоронен Адам. В Церкви убеждены, что это место располагалось там, где сейчас находится церковь Святого Гроба Господня в Иерусалиме.

Придя на место казни Иисуса, «дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью». Именно так – в более поздних рукописях. Но в более ранних рукописях чуть иначе: «дали Ему пить вина, смешанного с желчью». – Иначе у евангелиста Марка: «давали Ему пить вино со смирною» (Мк 15:23), а в Евангелии от Луки совсем просто: «воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус» (Лк 23:36). – Эти разночтения имеют свою причину.

В Евангелии от Марка сказано, что Иисусу предложили обезболивающее средство: вино, настоянное на смирне, которая имела наркотическое действие. Набожные и милосердные иерусалимские женщины приходили на каждую такую казнь и давали преступнику испить крепленого вина, чтобы уменьшить его ужасные страдания. Делалось это во исполнение сказанного в Книге Притч:

«Дайте сикеру погибающему

     и вино огорченному душею;


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!