Допрос Иисуса у Пилата (27:11-14).



 

Прежде чем мы перейдем к разбору текста, нелишне сказать немного о том, что за человек был правитель Понтий Пилат. О нем рассказывают не только Евангелия, но и древние историки. Так Публий Корнелий Тацит называет его прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий – правителем (игемоном) и наместником. В 1961 году в Кесарии была найдена надпись, которая показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи, был с 26 по 36 год в должности префекта.

Прибыв в Иудею, Понтий Пилат имел массу проблем и трудностей, многие из которых он создавал себе сам. Со времен императора Августа римляне старались не задевать религиозные чувства иудеев. Они мудро и деликатно обращались с ними. А Понтий Пилат высокомерно предпочел применять грубую силу.

У него сразу все началось с неприятностей. Римское командование было расположено в Кесарии. В римской армии не было знамен, к каким мы привыкли. Штандарты римских легионов (signa militaria) были разных типов, и все они имели сакральное значение. Главным знаменем и святыней легиона считался орел на древке (аквила, aquila). Но были и штандарты с изображением императора, выбитом на листе металла (имаго, imago). С точки зрения иудеев это были недопустимые по Закону Моисея иконы, идольские изображения. Считаясь с ненавистью иудеев к идолам все предыдущие правители во время посещения Иерусалима приказывали, перед въездом в город, снимать изображения с древков боевых штандартов. А Понтий Пилат отказался сделать это, что привело к такой отчаянной враждебности, к такой ненависти со стороны иудеев, что Пилату пришлось, в конечном счете, уступить, потому что нельзя было ни арестовать, ни убить весь народ.

В целом правление Понтия Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Филон Александрийский характеризует Понтия Пилата как взяточника, человека высокомерного, жестокого, несправедливого и бесчеловечного. Этот правитель пользовался у иудеев очень плохой репутацией и они неоднократно жаловались на него императору Тиберию. Эти жалобы ставили его в затруднительное положение. В конце концов, он был отозван в Рим за свою жестокость, проявленную в Самарии, где Понтий Пилат жестоко перебил безобидное религиозное шествие.

Когда Пилат находился на пути в Рим, умер император Тиберий и так Понтий Пилат избежал суда. Относительно последующей жизни Пилата существует множество легенд, историческая достоверность которых весьма сомнительна.

Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан в Галлию, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой легенде, он покончил жизнь самоубийством в Риме, и его тело после самоубийства было брошено в Тибр. Но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено из реки, отвезено в Галлию и утоплено в реке Рона. Но и там произошло то же самое. Так что, в конце концов, его пришлось утопить в высокогорном озере в Швейцарии. Сейчас на месте этого озера болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже одна из Альпийских гор в тех краях названа горой Пилата «Pilatusberg». Существуют и другие фантастические легенды, перечислять которые нет смысла.

Но вот что любопытно: Первоначальная враждебность христиан к Понтию Пилату, официально осудившему Иисуса на смерть, постепенно уступает место сочувствию к нему. Со временем вся вина за смерть Иисуса стала возлагаться на иудеев, а «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов. Эфиопская церковь даже канонизировала жену Пилата по имени Прокула. Ее стали отождествлять с римской христианкой Клавдией, которая упомянута во Втором послании к Тимофею (2 Тим 4:21). В результате возникло двойное имя – Клавдия Прокула. Эфиопская и коптская церкви до сего дня считают и Понтия Пилата и его жену святыми, отмечая день их памяти. – Такие вот необычные судьбы исторических фигур в народных преданиях.

Любопытно и то, что имя Понтия Пилата – одно из трех (кроме имен Иисуса Христа и Девы Марии), упоминающееся в Никео-Цареградском Символе веры: «И№ во е3ди1наго гдcа *и=са хрcта2, ... Распя1таго же за ны2 при понт«йстёмъ пiла1тё». Это упоминание исторической личности Понтия Пилата призвано свидетельствовать о том, что жизнь Иисуса Христа была не фантомом, но реальным фактом человеческой истории.

Но вернемся к евангельскому тексту допроса Иисуса у Пилата (27:11-14).

 

11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: «Ты Царь Иудейский?». Иисус сказал ему: «Ты говоришь». 12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. 13 Тогда говорит Ему Пилат: «Не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?» 14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

 

Из прочитанных кратких строк мы видим коварство ненавидевших Иисуса певосвященников. На Синедрионе они обвинили Иисуса в богохульстве, в оскорблении Бога. Но Пилату до всего этого не было никакого дела. И они хорошо знали, что он не захочет разбираться в иудейских религиозных спорах. Поэтому они привели Иисуса на суд Пилата с обвинениями в государственной измене. Евангелист Матфей об этом прямо не пишет, но Евангелие от Луки приводит их слова: они «начали обвинять Его, говоря: “Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем”» (Лк 23:2). Это обвинение лукавое, двусмысленное и ложное.

И вот Пилат задал Иисусу вопрос: «Ты Царь Иудейский?». Этот вопрос римского чиновника был задан в форме, понятной и привычной для него, римлянина. И форма эта содержала в себе большую опасность для Иисуса. Современный читатель этого, как правило, не замечает. Иудеи ожидали Мессию, и вопрос иудея был бы примерно следующим: «Ты Царь Израиля?», или «Ты Сын Давидов?» или еще что-нибудь подобное. Но иудей никогда не называл и не мог назвать ожидаемого Мессию «Царем иудейским». Это – официальный политический титул, принятый в Римской империи. Вот Ирод, например, был «царем иудейским». Итак, вопрос Пилата носил политический характер. Никаких самозваных политических царей римляне в своей империи не могли бы потерпеть. Всякий местный царь должен был утверждаться Римом! Самозванца Пилат должен был осудить. При этом, конечно, в вопросе Пилата звучало и некоторое недоумение. Вот перед ним стоит связанный Человек, Который в Своем облике не имеет ничего царственного или претендующего на царственность.

Вопрос Пилата таил в себе тревогу. Иисус не дает прямого и однозначного ответа. О том, что Он Мессия, «Царь Израилев», «Сын Давидов», Он уже свидетельствовал перед Синедрионом, чем вызвал ярость первосвященника Каиафы. Пилату же Иисус ответил уклончиво: «Ты говоришь». Этот ответ – одновременно и согласие: «Да, Иисус – Царь». Но царь ли Он иудейский наподобие Ирода? Разумеется, нет. Никаких притязаний на политическую власть Иисус не имел. Поэтому он как бы ответил Пилату: «Ты назвал Меня царем иудейским? Но это – твои слова, это ты Меня так назвал. Я Себя таковым никогда не считал и не считаю. Но что Я буду тебе здесь объяснять? Ты, римлянин, все равно не поймешь. Может быть, Я и Царь, но ты хорошо знаешь, что Я вкладываю в это слово вовсе не тот смысл, который Мои обвинители вкладывают в свое обвинение. Я не политический самозванец, не мятежник. Мое Царство не мирское».

Видимо, Пилат понимал, что речь идет о вопросах религиозных, а не политических. И поэтому он продолжал допрашивать Иисуса. Первосвященники и старейшины продолжали нагромождать свои лживые обвинения, но Иисус «ничего не отвечал», храня полное молчание. А что Он мог всем им сказать? Говорить, объяснять – бессмысленно. Иисус знал, что добиться взаимопонимания с иудейскими руководителями невозможно, и Он знал также, что обращаться к Пилату тоже совершенно бессмысленно. Ненависть иудейских священников представляла собой железный занавес, через который не могли пройти никакие слова. Между Иисусом и Пилатом тоже была пропасть, через которую не было никакого моста. Ситуация была абсолютно безнадежной.

Дальнейшая сцена очень напоминает суд у первосвященника Каиафы. Как и первосвященник, Пилат недоумевает, почему при таких обвинениях Иисус молчит: «Не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?» – В те времена от обвиняемых ожидалось совсем другое поведение: они должны были, рыдая, молить правителя о пощаде. Но Иисус ничего подобного не делал и «не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился». Это «весьма дивился» означает, что Иисус произвел на Пилата глубокое впечатление.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!