Иисус или Варавва? (27:15-23).



 

15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. 16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?», 18 ибо знал, что предали Его из зависти. 19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». 20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. 21 Тогда правитель спросил их: «Кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам?». Они сказали: «Варавву». 22 Пилат говорит им: «Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?». Говорят ему все: «Да будет распят». 23 Правитель сказал: «Какое же зло сделал Он?». Но они еще сильнее кричали: «Да будет распят».

 

Историки не уверены, что бытовал обычай ежегодной праздничной амнистии для одного преступника. Но у нас нет никаких оснований сомневаться в том, что в тот раз на Пасху было именно так, как рассказано в нашем Евангелии. То есть существовала возможность не только оправдать, но и освободить Иисуса даже в случае признания Его мнимой вины. Возможно, «обычай отпускать народу одного узника, которого хотели», был введен Пилатом, который не хотел обострять отношений с ненавидевшим его народом и священниками.

Совершенно очевидно, что Пилат не хотел осуждать Иисуса, Который произвел на него впечатление. Конечно, Пилат не принимал всерьез Его мнимого притязания на титул Царя Иудейского. Более того, он понимал, что Иисуса «предали из зависти». Поэтому Пилат искал какой-то выход и предложил народу выбор: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» – Об этом Варавве мы знаем лишь то, что написано в Евангелиях: он был разбойником, но не просто бандитом, а мятежником, убийцей-террористом. Таких «разбойников» называли сикарии, что означает «кинжальщики». В народе сикариев уважали как отважных патриотов. Варавва – это, конечно, не имя, а прозвище: Бар-аббá, то есть «сын отца». Интересно то, что, согласно критическому тексту Евангелия, этот Бар-аббá имел имя Иисус. Об этом знали и богослов и философ Ориген, и древний историк Церкви Евсевий Кесарийский. Bопрос Пилата в таком случае звучал так: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Иисуса Варавву, или Иисуса, называемого Христом?»«Есть особый трагизм в том, что перед человеческим судом предстали два Иисуса: один – «сын отца», другой же – Сын Отца Небесного. Но люди выбрали себе не Спасителя, а убийцу (ср. Деян 3:14: «Вы отказалисть от Святого и Праведного и попросили помиловать убийцу»)»[335].

Евангелие от Матфея рассказывает о любопытном эпизоде откровения невиновности Иисуса жене Понтия Пилата. «Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: “Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него”» – Как и раньше в Евангелии от Матфея, Бог посылает людям откровение во сне. Римляне же относились к снам особенно серьезно, видя в них предзнаменования важных событий. Мы не знаем конкретного содержания сновидения жены Пилата. Знаем только, что ей снилось нечто страшное, заставившее ее страдать и убедившее ее в невиновности Иисуса. Эта женщина была так напугана, что даже рискнула прервать судебный процесс. Выше мы уже упоминали, что в христианском предании жена Пилата обрела имя Прокла Клавдия и была признана святой в некоторых древних Церквах.

«Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить». Собравшаяся толпа, видимо, состояла из сторонников Вараввы, которые видели в нем истинного патриота и национального героя. Естественно, эта толпа стояла за Варавву, а не за Иисуса Христа, Который ни к мятежу, ни к террору не призывал.

На вопрос Пилата «Кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам?» толпа отвечает: «Варавву». На второй вопрос Пилата «Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?» толпа отвечает: «Да будет распят». На третий вопрос Пилата «Какое же зло сделал Он?» толпа еще громче кричала: «Да будет распят». Эти упорные крики сломили Пилата. Он уступил озлобленной толпе вопреки собственной совести и вопреки просьбе его жены.

Обычно усматривается что-то загадочное в том, что толпа, всего неделю назад криками приветствовавшая Иисуса при въезде в Иерусалим, теперь требовала Его распятия. Эта неверность народа постоянно упоминается в проповедях и в популярной литературе. На самом деле, если внимательно читать евангельский текст, ничего «загадочного» в поведении толпы нет. Мы, разбирая эпизод Входа Иисуса Христа в Иерусалим, уже упоминали, что приветствовала Его не та толпа, которая кричала Пилату «распни Его». Тогда, неделю назад, приветствовали Иисуса галилейские паломники, прибывшие вместе с Ним в Иерусалим на праздник Пасхи. Это были ученики Иисуса, а также «предшествовавший и сопровождавший» Его народ. Это они, полные радости и воодушевления, восклицали: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф 21:9). Здесь же, перед Пилатом, толпа была совсем другая, вряд ли хорошо знавшая Иисуса или Ему сочувствовавшая. Если люди знали, что на Пасху отпустят одного узника, то и собрались в основном сторонники Вараввы, те, кто желал освобождения «кинжальщика». Почувствовав, что Пилат склоняется освободить Иисуса, а не Варавву, толпа прямо-таки вышла из себя и стала еще сильнее кричать о распятии Иисуса. Можно себе представить удовлетворение первосвященников! Вывод: не изменилось «загадочно» настроение толпы: изменился состав толпы. Собравшийся к Пилату народ выбрал свободу для террориста-мятежника Вараввы и потребовал распятия для Иисуса, у Которого, в отличие от Вараввы, не нашлось влиятельной или хотя бы громкой поддержки. И поэтому Пилат вынужден был приговорить Иисуса к смерти как политического преступника.

 

Беседа № 81.

 

Прошлый раз мы читали о том, что на вопрос Понтия Пилата, кого собравшийся народ желает отпустить – Варавву или Иисуса, толпа единодушно отвечала, что он должен Варавву отпустить, а Иисуса распять. «Да будет распят!». Упорные крики толпы вынудили Пилата уступить ее жажде смерти Иисуса Христа. Пилат умывает руки, отпускает Варавву и предает Иисуса на распятие.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!