Не скрыл от него лица Своего,



     но услышал его, когда сей воззвал к Нему» (Пс 21:25).

Следовательно, Иисус, мысленно обратившийся к Псалму надежды в предельной скорби, громко кричит не о богооставленности, как может показаться на первый взгляд. Нет, вслед за псалмопевцем Давидом Он утверждает Свою веру в спасение несмотря на близкую страшную смерть. – Именно такое объяснение дают многие толкователи. Но… когда мы задумываемся о реальности Креста с его непереносимыми физическими страданиями, то очень трудно себе представить, что в таком мучительном состоянии человек станет цитировать поэзию, хотя бы и библейскую. Однако, оставим все наши сомнения и предположения как суетные и доверимся тому преданию, которое воспроизводит Евангелист. А тот факт, что это предание не было, разумеется, воспроизведением хроники события на Голгофе, – думаю, – понятно каждому читателю. Не было ни кинокамер, ни магнитофонных записей. Но предание, говоря об историческом событии Креста, наполняет это событие ссылками на исполнение великих ветхозаветных пророчеств, тем самым осмысляя Страсти Христовы и наполняя историю богословским содержанием. Это мы наблюдаем во всем Евангелии от Матфея, от первой до последней строчки.

Возглас Иисуса «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» мог смущать слушателей и читателей Евангелия. Вероятно, по этой причине евангелисты Лука и Иоанн этот возглас опускают, заменяя его другими словами. Так, у евангелиста Луки Иисус произносит предсмертные слова веры и благочестия: « Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23:46). У евангелиста Иоанна последнее слово Иисуса – крик победы: «Свершилось!» (Ин 19:30).

Услышав вопль « Или, Или! », то есть «Боже Мой, Боже Мой!», некоторые из присутствовавших, плохо расслышав, поняли по-своему и начали издеваться, говоря: « Илию зовет Он», имея в виду пророка Илью, который не умер, а был взят живым на небо и, по народным представлениям, «был скорым помощником и заступником всех, кто попал в беду»[340].

« И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить». Как тут снова не вспомнить ветхозаветное пророчество 68-го Псалма:

«И дали мне в пищу желчь,

     и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс 68:22).

Однако, как и в случае с 21-м Псалмом, мы знаем, что эта жалоба в конце псалма сменяется радостью надежды и хвалой Богу о спасении:

«Я беден и страдаю:

Помощь Твоя, Боже, да восставит меня.

Я буду славить имя Бога (моего) в песни,

     буду превозносить Его в славословии, …

Да восхвалят Его небеса и земля,

     моря и все движущееся в них» (Пс 68:30-35).

Другие из присутствующих иудеев или из охранников-солдат пытались остановить издевательство с уксусом и говорили: «Постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Но Иисус, издав еще один громкий крик, «испустил дух». У Евангелиста Иоанна: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: “Совершилось!” И, преклонив главу, предал дух» (Ин 19:30).

Смерть Иисуса – в страшных мучениях окровавленной, истерзанной плоти – напоминание каждому из нас о смерти как о крайней степени зла, являющего свою власть на земле. В самом зле, в разрушении, в распаде, в погружении в хаос и небытие – нет смысла. Смысл есть только в творении, в созидании, в бытии, в силе противления хаосу, в том, что на языке Евангелиста Иоанна названо Логосом, Словом. Власть зла заканчивается смертью, хаосом. Но вместе с небытием заканчивается и почва, на которой может произрастать и действовать зло. Зло ограничивает самого себя. Бог же – вечен и безграничен. И сколько бы ни царило зло, ему не преодолеть Божественной творческой силы. О творении говорят первые слова Священного Писания: « В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1). О новом творении, как бы повторяя последнее слово Иисуса на Кресте, говорится в самом конце Писания: «Се, творю все новое. … Совершилось!» (Откр 21:5-6). Концом будет не страшное зло вечной смерти. На вопрос «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос 13:14; 1 Кор 15:55) последует ответ: «Поглощена смерть победою!» (1 Кор 15:54; Ис 25:8). – О знамениях этой победы Бога Творца над разрушительным злом пойдет речь в следующем отрывке Евангелия.

 

Раздрание завесы в храме и землетрясение (27:51-56).

 

51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; 52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. 54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: «Воистину Он был Сын Божий».

55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; 56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

 

Разумеется, всякий здравомыслящий человек понимает, что когда Евангелие говорит о том, что Смерть Иисуса сопровождалась затмением Солнца, раздранием завесы в Иерусалимском Храме, землетрясением, воскресением многих усопших святых и так далее, то эти слова нельзя понимать в буквальном материальном смысле. Евангельская речь здесь использует апокалиптическую символику, прекрасно известную читателям I столетия.

«И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу». О какой завесе идет речь, и что символизирует ее раздрание? Среди нескольких завес Храма самой важной считалась та, которая заграждала вход в Святая Святых, в самое святое место. Ее символическая задача сводилась к тому, чтобы скрывать присутствие Божие в Святая Святых Храма от взора грешных людей. За завесу никто никогда не мог войти, кроме Первосвященника, да и он только один раз в году, в День Искупления, или Очищения (Йом Киппур). И вот теперь эта завеса в момент Смерти Распятого Иисуса Христа разорвалась! Он, как истинный Первосвященник, вошел в Святая Святых. Святилище открылось, присутствие Бога отныне не сокрыто от людей, и когда-то закрытый путь к Богу теперь открыт для всех. Завесы больше нет!

Об этом многократно напоминает Послание к Евреям, в котором сказано, что мы отныне можем входить « за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек» (Евр 6:19-20). «Не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел Он во Святилище и приобрел вечное Искупление» (Евр 9:12).

Смерть Иисуса, символически предвосхищая Судный День, сопровождается не только затмением, о котором было сказано выше, но и землетрясением: «и земля потряслась; и камни расселись», или, если перевести лучше, «и раскололись скалы». Все это следует пророчествам Ветхого Завета о наступлении Дня Господня, когда

« Солнце и луна померкнут,


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!