И звезды потеряют блеск свой.



И возгремит Господь с Сиона,

И даст глас Свой из Иерусалима;

     содрогнутся небо и земля» (Иоиль 3,15-16).

Землетрясения, падающие горы и скалы – известные ветхозаветные образы теофании, богоявления, и предвестия Судного Дня Господня неоднократно упоминаются и в Книге Откровения Иоанна (Откр 6:12; 8:5; 11:13.19; 16;18).

«И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим». Этот рассказ пророчески иллюстрирует важнейший смысл искупительной Смерти и последующего Воскресения Спасителя. В момент Смерти происходит землетрясение и отверзаются гробницы. Также и в момент Воскресения, как мы позже увидим, «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба» (Мф 28:2). Смерть Иисуса явилась началом нового Творения – воскресения как Самого Христа, так и общего воскресения. В Евангелии, правда, говорится только о воскресении многих «усопших святых», то есть, надо полагать, христиан как святого народа Божия.

«Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: “Воистину Он был Сын Божий”». Замечательно, что первыми, кто произнес это исповедание веры, были не иудеи, которые верят в Бога, а неверующие язычники, простые римские воины. Невероятно, чтобы язычники вкладывали в свои слова о «Сыне Божием» иудейский или, тем более, христианский смысл. Нет, язычники называли «сынами божиими» великих людей, героев, полубогов. Но в Евангелии замечательно противопоставление. Враги Иисуса, издеваясь, говорили: «Сойди с креста, если Ты Сын Божий». Мол, если Ты не умрешь, то тогда мы поверим, что Ты – Сын Божий. Римские воины не требовали от Иисуса сойти с креста. Им и в голову такое не могло прийти. Но сама Смерть Иисуса заставила их, испугавшихся, назвать Его Сыном Божиим. Разумеется, в Евангелии это еще одно свидетельство того, что христианская вера распространилась и утвердилась больше в языческом мире, чем среди иудеев.

Однако, мы видим, что свидетелями Смерти Иисуса были не только злобствующие или равнодушные наблюдатели, но и сострадавшие Ему люди. Оказывается, не все последователи и ученики разбежались в страхе. Ибо «там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых». Свидетелями смерти Иисуса были не мужчины, ученики Иисуса, – в том числе не самые близкие ученики: Петр, Иаков и Иоанн, – но женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи и которые «служили Ему», то есть материально поддерживали Его. Имена некоторых из них Евангелие называет. Это Мария Магдалина, то есть родом из города Магдала. Была еще Мария, мать Иакова и Иосии (в более древних рукописях последний назван Иосифом). Названа еще мать сыновей Зеведеевых, Иакова и Иоанна. Все эти женщины «смотрели издали». Конечно, они были напуганы, стяли на расстоянии. Но, несмотря на страх, они, убитые горем и печалью, оставались там, на Голгофе, до самого конца. Они так любили Иисуса, что просто не могли оставить Его. Эти женщины были свидетельницами распятия и смерти любимого Учителя. Они же станут свидетельницами Его Воскресения.

 

Погребение Иисуса Христа (27:57-61).

 

57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею 60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. 61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

 

По обычаю тело умершего должно было быть похоронено в день смерти. Особенно это касалось умершего при распятии или повешенного на дереве. Об этом гласил Закон: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» (Втор 25:22-23). Поскольку приближалась суббота, которая по еврейскому исчислению времени начиналась с заходом Солнца, то есть приблизительно в наши шесть часов вечера пятницы, с погребением тела Иисуса надо было торопиться, так как в субботу хоронить умерших было запрещено.

Кто же похоронил Иисуса? Никто из Его родственников не мог этого сделать, потому что все они были галилеяне и у них не было гробницы в Иерусалиме. И вот за них благородную и благочестивую задачу погребения взял на себя некий « богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса». Евангелие от Марка называет его «знаменитым членом совета», то есть Синедриона. Он не только не разделял решения своих коллег из Синедриона, но был даже, согласно Матфею, учеником Иисуса. Он «придя к Пилату, просил тела Иисусова». Обычно тела казненных преступников римляне не погребали вовсе. Их либо оставляли висеть на кресте для устрашения остальных, или снимали с распятия и оставляли на растерзание стервятникам и диким собакам. Возможно, Голгофу потому так и назвали Лобной горой, то есть горой Черепа, что она была усыпана черепами распятых. Но Иосиф из города Аримафея, будучи праведным человеком, учившимся у Иисуса, избавил тело Распятого от такого унижения. Он поспешил сделать, что мог. Он должен был до захода солнца дойти до дворца Ирода, добиться там аудиенции у Пилата, чтобы просить прокуратора о захоронении своего распятого Учителя. Поступок Иосифа был смелым, потому что он ставил себя в опасное положение прослыть сообщником казненного преступника.

Согласно сообщению евангелиста Марка, Пилат сначала удостоверился в смерти Иисуса и потом разрешил Иосифу снять тело Иисуса и предать его погребению. Евангелист Матфей подробности опускает. После того как «Пилат приказал отдать тело», Иосиф «обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале».

Итак, Иосифу надо было еще успеть купить «чистую плащаницу», то есть погребальное полотно, в которое, по обычаю, заворачивали покойников. Ему надо было озаботиться о высеченной в скале гробнице, снять тело с Креста и успеть похоронить его до наступления субботы.

Сняв с Креста тело Иисуса, Иосиф «положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился». Слово «гроб» лучше, конечно, заменить словом «гробница», так как гробы не высекают в скалах. А «дверью гроба» в Синодальном переводе назван вход в гробницу, высеченную в скале.

Иудеи хоронили обычно своих умерших в пещерах, которые служили естественными гробницами или усыпальницами, склепами. Ко входу в пещеру приваливали камень, чтобы предотвратить проникновение в усыпальницу диких животных. Согласно евангелисту Матфею, в данном случае была использована не простая пещера, но гробница была высечена в скале, по-видимому, неподалеку от места распятия. Иосиф приготовил ее для себя, но теперь она оказалась гробницей тела Иисуса. Позже там был выстроен храм Гроба Господня в Иерусалиме – место стечения бесконечных паломников со всего света.

Конечно, у Иосифа просто не оставалось времени до наступления субботы соблюсти все погребальные обычаи: омовения и помазания благовониями. Согласно евангелистам Марку и Луке эти обряды по прошествии субботы, в первый день недели придут совершать уже упомянутые женщины из Галилеи – «Мария Магдалина и другая Мария». Они присутствовали при положении тела Иисуса в гробницу.

На этом завершается скорбный рассказ Евангелия о Великой Пятнице. Впереди Суббота покоя, за которой – радостная Благая Весть Светлого Христова Воскресения.

Сколько разных людей и разных характеров мы встретили в евангелском рассказа о Страстях Господних! – Злобные враги Иисуса – первосвященники, трусливо умывший руки Пилат, вопящая во дворе у прокуратора толпа, бичующие палачи, делающие свое дело равнодушные солдаты, застигнутый врасплох Симон Киринеянин, римский сотник, сострадающие галилейские женщины, свидетельницы последних часов и минут их Господа, праведный Иосиф Аримафейский... Столько уроков на небольшом пространстве Евангельского текста!

 

Беседа № 83.

 

Мы приближаемся к концу Евангелия от Матфея. Вот уже закончился земной путь Иисуса Христа. Закончился распятием и смертью. Иосиф Аримафейский, взяв тело Распятого, обвил его чистою плащаницею, положил его в гробнице, которую он высек в скале, и привалил камень ко входу в эту гробницу. Религиозные лидеры Израиля, виновные в казни Иисуса, как мы знаем из Евангелия, проявляли к Нему враждебность с самого момента Его рождения – вспомним, как они подсказали царю Ироду место, где должен был родиться Спаситель. Эта враждебность не прекратилась даже после смерти Иисуса. И вот – свидетельство об этом.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!