Кто злое посеет — злодейство пожнёт» (Саади)



Несмотря на то, что в жизни не всегда побеждает добро, в душе человека остаётся вера в его всепобеждающую силу. Конечно, жизнь не идеальна,

зачастую приходится сталкиваться и с несправедливостью, и со злом, но сколько бы людей ни охватило это зло, какую бы силу оно ни приобрело, всё равно

вызовет сопротивление большинства. Человек поднимется на борьбу со злом, потому что в народе всегда живы святые истины и стремление к идеалу. Иначе сама жизнь станет противна человеческой природе.

Именно об этом нам говорят поэтические строки Ю. Шмидта:

Твори добро. Не отвечай на козни

Стоящих за твоей спиной врагов.

Пойми, мой друг, пока ещё не поздно,

Не отвечай потоком бранных слов.

Созвучные идее торжества справедливости и добра стихи Э. Асадова:

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.

Запомни: от светлых улыбок твоих

Зависит не только твоё настроенье,

Но тысячу раз настроенье других.

Однако добро для каждого человека — это не просто абстрактное понятие, оно всегда направлено на другого человека, а значит, каждое доброе дело или добрый поступок сеют семена добра, из которых в дальнейшем прорастут его ростки, и они будут давать всё новые и новые всходы.

Действительно, каким только испытаниям не подвергался человек, какие только страдания не терпел, а добро и вера всегда помогали вынести все тяготы и лишения. Вспомним только, как много человеческих жизней унесла война, но не озлобила она наш народ, не уничтожила в людях чувства, не ожесточила сердца, потому что невозможно победить добро и уничтожить человека в человеке. Это вечная истина.

Таково мнение и булгаковских Иешуа Га-Ноцри, и Мастера, и Маргариты, ведь они все объединены одной идеей — идеей победы добра над злом. У Булгакова добро обязательно связано с состраданием и взаимопомощью, именно оно лежит в основе человеческого бытия. Народная мудрость не раз подтверждала эту истину, выраженную в пословицах и по- говорках: «Не хвались серебром, а добром», «Злой плачет от зависти, а добрый от радости», «Добро поощряй, а зло порицай!».

Так, значит, и нам тоже нельзя сомневаться в том, что зло когда-нибудь и в чём-нибудь может одержать победу над добром, светом и человечностью.

Жестокая жизнь в пьесе М. Горького «На дне»

Социальный конфликт и проблема «лишнего человека» в пьесе М. Горького «На дне» стоят очень остро. В ней запечатлён образ безработного Клеща, потерявшего свою работу в результате кризиса 60-х годов. В прошлом он слесарь и гордится этим. Надломленный тяжёлой жизнью, подавленный и поддавшийся утешительной лжи Луки, он меняет свои позиции и даже становится защитником Луки. Это доказательство действия красивых лживых слов на человека.

Горький изображает судьбы «лишних людей», людей, которые потерпели в жизни поражение, таких как Актёр, Пепел, Настя. Беда состоит в том, что эти люди социально неизлечимы. В пьесе сама по себе ночлежка — порождение общества, где дороже всего ценится рубль. В авторских ремарках мы читаем описание ночлежки: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой». Даже на «дно» жизни проникают собственнические инстинкты и мещанские предрассудки.

Горький обличает хозяев ночлежки, и тема обличения тем более усиливается, что ночлежники зачастую люди недюжинные. Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу определённых условий. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.

Погибает Анна, кончает с собой Актёр, да и остальные изломаны, изуродованы жизнью до последней степени.

Главным злом, причиной такого попадания людей на «дно» является само общество, насквозь прогнившее и неизлечимо больное. Сколько прекрасного гибнет в нём! Само общество повинно и в страданиях людей, в их нищете, в их бедствиях, в безработице. Само же оно от этого и страдает. Отсюда мы делаем вывод, что так жить нельзя, с этим обществом нужно покончить раз и навсегда.

Эта идея красной нитью проходит через всю пьесу. Горький опровергает пассивный гуманизм, обращённый лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, и противопоставляет ему гуманизм активный, революционный, возбуждающий в людях стремление к протесту, сопротивлению, борьбе.

Пьеса проникнута протестом против социальных порядков и призывом к другой, справедливой и свободной человеческой жизни. Под тёмными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и иска- леченных, несчастных бродяг звучат гордые слова о человеке, его призвании, силе и красоте, о победе человеческого.

Слова о том, каким может быть и каким должен быть человек ещё резче оттеняют ту картину его действительного положения, жестокости, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает революционный смысл.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 701; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!