Мечты и реальность в романе Л. Толстого «Война и мир»



В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой сначала показывает юношеские мечты своих героев, затем он проводит Андрея Болконского и Пьера Безухова через трудные жизненные испытания, чтобы они осознали своё жизненное предназначение. Оба героя постепенно находят в жизни основу для развития высоконравственных идей, которые не должны быть утрачены.

Андрей верит в своё назначение и, кажется, решил для себя вопрос о смысле человеческой жизни и чести. Князь верит в свою звезду, считает, что рождён для подвига. Эта вера связана с фамильной гордостью. Мечтая о своём Тулоне, Болконский отправляется на войну, где он сталкивается с реальной жизнью. Перед нами аккуратный, исполнительный штабной офицер: князь Андрей «много изменился за это время... он имел вид человека... занятого делом приятным и интересным».

Он своими глазами увидел, что война — это не только грохот орудий, сражения и подвиги. Здесь бывают свои будни, и бывает трудно вести себя при этом достойно. Кажется, что в бою легче, всё ясно: позади — свои, впереди — чужие, а в буднях трудно понять, кто свой, кто чужой и где главный враг.

Известие о безнадёжном положении русской армии «было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею... ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его

из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе».

«А ежели ничего не остаётся, кроме как умереть? — думал князь Андрей уже в дороге, направляясь навстречу русской армии. — Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».

Так что же понял князь Андрей на поле Аустерлица? Нет, он не пришёл к Богу, как мечтала сестра, княжна Марья, надевая на него образок. Вера её кажется князю Андрею слишком простой, всё сложнее. Но одно он понял: его прежние мечтания, стремления к славе, к любви суетны и потому ничтожны. Что-то другое должен человек искать в жизни.

Болконский уехал в Петербург, чтобы быть полезным людям. Князь Андрей ещё полон надежд. Но мы видим, как холоден с ним царь, недовольный тем, «что Болконский не служил с 1805 года», как тупы глаза Аракчеева и почти невежлив его тон; как неестественен Сперанский, в котором князь Андрей жаждет найти «полное совершенство человеческих достоинств».

Душевная драма, которую переживает Болконский после разрыва с Наташей, обостряет его нравственные искания. Однако стремление рассматривать свою жизнь в связи с жизнью других людей, которое родилось у Андрея в результате преодоления индивидуалистических предубеждений, ясно проявляется в дни испытаний, в дни Бородинского сражения. Болконский ощущает близость своих мыслей и желаний мыслям и желаниям народа. В стремлениях Болконского отражаются сила его любви к родной земле, его жизненные искания.

Жизнь Пьера складывалась иначе. Он пережил увлечение светской жизнью, мечтал найти счастье в семье, вступил в общество масонов. Безухов, столк

нувшись с реалиями жизни, хочет быть полезным людям, облегчить жизнь крепостных крестьян. Он верит, что «наслаждение делать добро есть единственно верное счастье в жизни», желает жить для других.

Для князя Андрея и Пьера свойственны поиски истины, внутренняя рефлексия. Пьер поддерживает Андрея после смерти жены. Он говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить».

Мне эти герои очень дороги, так как помогли понять важную мысль. В жизни доброта, честь и великодушие, мечты и высшая цель — быть нужным людям и обществу — заставляют нас совершенствоваться. Это одухотворяет и нравственно возвышает человека.

 

Конфликт поколений в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» проблема конфликта поколений раскрыта через образы Базарова, его родителей и членов семьи Кирсановых.

Все мы родом из детства. Чтобы глубже понять духовный мир Базарова, следует упомянуть о его прошлом и его родителях. Базаров родился в небольшой деревушке в семье «штаб-лекаря». Он несмотря ни на что получил достойное образование, путь типичного разночинца-труженика привёл к тому, что годы упорного труда над самим собой сделали его эрудиро- ванным человеком, осведомлённым в области медицины, химии, ботаники, зоологии и ряда других предметов.

Один из его мнимых учеников и последователей был «мякенький либеральный барич» Аркадий, который был очень привязан к нему. Уже в первых его репликах мы видим слепое подражание Базарову. Однако, несмотря на противоречивые суждения Аркадия, мы видим в нём романтика. Нередко он искренне восторгается, любуется красотой природы, испытывает высокие чувства, что вызывает отрицательные эмоции у Базарова. Аркадию нередко противны и циничны его слова, реплики. Базаров позволяет себе грубыми словами выражать отношение к предмету разговора.

От родителей отдаляют Базарова его убеждения. И если у молодого Аркадия Кирсанова наносное презрение к старшему поколению вызвано желанием подражать другу, то у Базарова это презрение обусловлено идеей, его жизненной позицией. Впоследствии Аркадий всё чаще становится солидарен со своим дядей Павлом Петровичем, не соглашаясь с Базаровым. Его удивляет бесцеремонность и резкость Базарова. Аркадий расстаётся с нигилистическим обществом Базарова, оставаясь привязанным к другу.

Таким образом, разрушив последние надежды на перевоспитание Аркадия, Базаров, прощаясь с ним, говорит: «...для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится».

Базаров вступает в конфликт с Павлом Петровичем, который защищает свои «принсипы». У «сыновей» было две возможности: спокойно жить, опираясь на опыт предыдущего поколения, используя устоявшиеся нравственные и духовные принципы, как сделал Аркадий, или бесстрашно искать новое, восстать против незыблемых основ, сойти с протоптанной дороги и погибнуть, как Базаров.

По отношению к своим родителям главный герой испытывает весьма противоречивые чувства: с одной стороны, он признаётся, что искренне любит их, с другой — презирает патриархальную, «глупую жизнь отцов». Старики Базаровы очень любят своего сына, и эта любовь смягчает отсутствие взаимопонимания в их отношениях с Евгением. Родительская любовь сильнее всех остальных чувств, она живёт даже тогда, когда главный герой умирает.

Смерть Базарова от пустяковой царапины символична: оторванный от своих истоков, от родной почвы, презрительно относящийся к старикам, отрицающий нравственные устои, Базаров оказался слаб, он не выдержал испытаний жизни, его сила оказалась надутым пузырём, лопнувшим от маленькой иголки.

Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой, жажда жизни, труда, подвига, общественного дела, сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти.

Читатель прощает Базарова-нигилиста и помнит только Базарова как непобедимого и стойкого борца.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 815; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!