И. Полянская «Утюжок и мороженое»



Атмосфера в семье, бездушие и чёрствость взрослых стали причиной болезни девочки Риты, её сестра стала жестокой, хитрой и изворотливой.

Л. Улицкая «Дочь Бухары»

Героиня рассказа совершает материнский подвиг, отдав все силы воспитанию дочери Милы с синдромом Дауна.

Зная, что она страдает смертельным недугом, Бухара продумала до мелочей дальнейшую жизнь дочери: устроила на работу, нашла ей новую семью. Вы- полнив до конца свой материнский долг, она уходит из жизни.

А. Амлинский «Нескучный сад»

На примере трёх поколений семьи Ковалевских показано влияние родителей на детей. Автор уверен, люди должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и общества. Вследствие непонимания, недоверия отношения между близкими людьми, родителями и детьми разрушаются.

В романе не только сын хочет услышать от отца ответы на вопросы, которые его волнуют, но и отец тоже чувствует необходимость в духовном общении с сыном.

А. Амлинский «Возвращение брата»

Искренний и непосредственный мальчишка мечтает о друге и защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждёт его возвращения. Но тот потерял себя как личность, опустился на самое дно жизни. Однако вера и надежда на лучшее младшего брата помогает старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.

Ф. Искандер «Начало формы»

Георгий Андреевич, понял, что авторитет родителей возникает не на пустом месте, не в результате приказов и угроз, он завоевывается трудом. Герой рассказа стремится доказать сыну, что его есть за что уважать.

А. Алексин «Безумная Евдокия»

Героиня рассказа Оля талантлива по природе, но она эгоистка, отец и мать избаловали её, они чрезмерно восхищены талантом своей дочери. Эта слепая родительская любовь развила в девочке ложное убеждение в её исключительности. Классный руководитель Евдокия Савельевна стремится «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех».

Все ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Оле её высокомерного и пренебрежительно отношения. Нежелание Оли понять близких и друзей приводит в конце концов её мать к тяжёлой болезни. В конце концов отец девочки понимает учительницу и соглашается с её мнением, ведь желание любой ценой везде быть первым обрекает человека на одиночество.

А. Алексин «Раздел имущества»

Героиня Вера оказывается между двумя близкими людьми. Отношения в её семье строились по принципу «человек нужен, пока нужен». Автор показывает резкое противостояние доброты, сердечности, умения отказать себе во всём ради близких бабушки Анисьи и бездуховности, прагматизма матери, которые скрыты под красивыми словами.

Конфликт разрешается трагедией для Веры: её бабушка уезжает навсегда в деревню, а она вновь тяжело заболевает.

А. Лиханов «Чистые камушки»

Двенадцатилетний Михаська испытывает счастье от того, что его отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, и одновременно чувство горького разочарования и жгучего стыда за него, так как он в погоне за материальными благами вступает на путь обмана и спекуляций.

Отец убеждён, что он имеет право на лучшую жизнь, ведь он это заслужил. Мальчик не может это принять. Он прислушивается ко всему, что творится вокруг, присматривается к тому, что делают его родители, и понимает несоответствие между тем, чему они его учили, и тем, что происходит в реальной жизни. Герой теряет доверие к своим родителям, замыкается, это становится причиной его одиночества.

РАЗДЕЛ 4

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ

Проблема отцов и детей в русской литературе

Проблему отцов и детей можно рассматривать как борьбу старого с новым. Человечество находится в постоянном развитии, поэтому каждое новое поколение входит в тот или иной конфликт с «отцами». Одна из основных христианских заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою», она даёт нам образец взаимоотношений отцов и детей. «Домострой», сборник правил и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, воплощает эту мораль: отец и сын едины перед Богом. Например, герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» приходят в итоге к устройству своей жизни по «Домострою», Н. В. Гоголь также пишет о единстве отцов и детей.

Однако писатели по-разному разрешают проблему поколений в своих произведениях. Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» она раскрывается во взаимоотношениях нигилиста Базарова с представителем лагеря «отцов» Павлом Петровичем Кирсановым, а также со своими родителями. «Конфликт поколений» доказывает, что между ними много сходства. Этот конфликт временный, можно сказать, возрастной. Аркадий успешно его пере

рос. У него есть всё: дом, хозяйство, семья, любимая жена. Базаров же лишний. Он уходит из жизни Аркадия, молодой человек, вероятно, повторит путь своего отца.

А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» показывает противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», и оно остаётся неразрешимыми. Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного, борца за идею — с фамусовским обществом неизбежно. Это столкновение принимает всё более обострённый характер и осложнено личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье.

Самый ожесточённый конфликт в отношениях отцов и детей, пожалуй, изображён А. С. Пушкиным в «Скупом рыцаре». Старик-барон и его сын Альбер презирают друг друга. Сын ждёт наследства, как будто лишь смерть отца докажет его сыновние права. Мотив вины в образе отца глубоко показан Пушкиным в «Станционном смотрителе».

У Л. Н. Толстого Николай Ростов принимает наследство и долги отца, жертвует собой, выполняя свой духовный долг перед отцом.

Напряжённость и внутренний конфликт темы вытекает из противопоставления отцов и детей, когда дети восстают против отцов, а отцы против детей своих. В этом заключается трагедия многих поколений.

Однако А. П. Чехов вообще сводит на нет тему конфликта поколений, поднимая проблему отчуждения и безразличия отцов и детей и показывая бессе- мейность, бездомность.

Таким образом проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе.

 

Мечта и реальность

Нам порой кажется, что мечта и реальность противоположны. Попробуем в этом разобраться. Мечта  — это предмет наших желаний и устремлений, идея, цель, то, что мы воображаем и что не воплотилось в действительности, а только мыслится. Реальность существует независимо от нас и нашего сознания, это действительность, она предметна и осязаема, её можно лицезреть.

Однако эти два понятия тесно связаны между собой, так как это звенья одной логической цепочки. Если человек мечтает о чём-то, фантазирует, то воодушевляется своими мечтаниями и готов претворить их в действительность. Он всегда хочет, чтобы его мечты исполнились, стали осязаемыми, воплотились в жизнь. «Скажи мне, о чём ты мечтаешь, и я скажу, кто ты». Действительно, человека характеризует его отношение к мечте. Мечты, слова и по-

ступки людей многое могут рассказать нам о них, свидетельствуют об их нравственности, богатстве или бедности их внутреннего мира. Некоторые из нас попадают в плен неосуществимых фантазий и грёз и ничего не делают для того, чтобы их задумки исполнились. Иные люди попросту не способны мечтать, их интересы низменны и приземлённые, они стремятся обогатиться, их интересуют лишь материальные блага.

Бывает и так, что некоторые желания в реальной действительности приводят на путь греховности. Так, Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает, что мечты могут быть опасными для людей, некоторых желаний следует бояться. Герой Родион Раскольников хочет восстановить справедливость и раздать беднякам деньги ростовщицы,

расставлявшей долговые капканы для честных, но нищих людей. Герой убивает её и её беременную сестру, невольно ставшую свидетелем. Но в реальности совершенное преступление не привело к осуществлению мечты Раскольникова: украденные деньги никому не помогли, а лишь погубили душевный покой героя.

Герой рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» небогатый и незначительный чиновник Чимша-Гималайский мечтал о жизни на природе, в собственном имении. Пределом его мечтаний был крыжовник, который должен расти рядом с домом. Ценой нравственных потерь Николай Иванович добился исполнения своей мечты. Женившись на немолодой, некрасивой, богатой вдове, своей скупостью он свёл её в могилу. Бывший чиновник превратился в самодовольного барина. Это доказывает, что, когда человек выбирает только низкую мечту, заботясь о своём благополучии, он нравственно деградирует.

В романе И. А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич, барин с хрустальным сердцем, тоже мечтал о жизни в деревне, о семье, жене и детях, друзьях, о приятном времяпровождении. Однако апатия героя, предававшегося фантазиям, приводит к тому, что его мечты не воплотились в жизнь.

У каждого из нас есть своя заветная мечта. Добиваясь поставленной цели, следует выбрать в жизни верный путь, сохранив в себе нравственность и человечность.

Месть и великодушие

Месть и великодушие характеризуют человека с нравственной стороны. Это полярные, противоположные понятия. Месть — это намеренное причинение зла, действие, которое совершает злой, полный коварства человек за обиду и зло, которое ему причинили, это возмездие за что-нибудь. К сожалению, забыть и простить обиду может не каждый из нас. Наслаждение от совершённой мести, мне кажется, испытывает лишь малодушный человек, тот, кто не может стать выше своего самолюбия. Великодушием же обладает тот, кто снисходителен к ошибкам и слабостям других, кто готов ради другого пожертвовать своими интересами.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина месть приводит к трагедии: на дуэли погибает поэт Ленский. Как же это произошло? Молодой восторженный поэт приглашает главного героя Евгения на именины Татьяны. Заскучав на этом мероприятии и обвиняя во всём Владимира, Онегин решает ему отомстить и начинает заигрывать с его возлюбленной Ольгой. Ра

Зумеется, Ленский пришёл в ярость из-за поступка друга. Юный философ и поэт не знал светских правил и коварную игру друга принял за чистую монету. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.

В этом же романе писатель показывает нам идеал великодушной женщины. Подлинное великодушие требует самоотречения. Татьяна Ларина, нравственный идеал автора, выходит замуж за генерала ради благополучия семьи. Татьяна пожертвовала собственным счастьем, пренебрегла своей страстью ради семьи. Она по-прежнему любит Онегина, но выше всего для неё нравственный долг.

Месть не приносит счастья, она влечёт за собой лишь муки и раскаяние тех, кто её совершил. Великодушный человек, который простил своего обидчи

ка, чувствует моральное удовлетворение от того, что не совершил проступок в угоду мелким и недостойным чувствам и желаниям.

Доброта и жестокость

«Учитесь делать добро, избегайте жестокости не только по отношению к ближнему, но и к животным, братьям нашим меньшим!» — призывают нас писатели в своих произведениях. Так что же такое добро и доброта? Доброта  — это стремление делать хорошее людям, отзывчивость, душевное расположение и сострадание к людям. Добрый человек всегда благожелательно относится к окружающим, обладает мягким характером. Проявляя милосердие и сострадание, он всегда протянет руку помощи тому, кто в ней нуждается.

Жестокий человек — антипод доброго, он холоден, безжалостен и беспощаден. Его не волнуют беды и страдания людей, он способен причинить боль ближнему, он немилосерден, в нём нет ни капли сострада- ния, жалости и сочувствия к человеку.

Герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов, попав в плен, прошёл настоящую школу добра, встретив простого солдата Платона Каратаева, который, несмотря на свои страдания, жил в дружбе и с французами, и с товарищами. Его доброта и милосердие помогли Пьеру обрести веру и, что важнее всего, научили ценить жизнь.

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в образе Сони Мармеладовой тоже поднимается вопрос о человеческой доброте и самопожерт- вовании. Писатель нарисовал удивительный образ девушки, способной на невероятные жертвы ради близких людей. Чуткостью и милосердием обладает и Дуня Раскольникова. Они жертвуют собой во имя до-

рогих им людей.

Примеров проявления доброты в художественной литературе можно найти очень много. Мне вспомнился ещё рассказ А. П. Платонова «Юшка», в котором описано жестокое отношение к человеку. Только после смерти Юшки все узнали, что этот презираемый всеми человек, который зиму и лето ходил в одной и той же старой одежде и никогда не пил сладкого чая, все заработанные за год деньги относил в город одной семье, куда поместил сироту. Людская доброта, милосердие и сострадание делают мир вокруг лучше, чище и благороднее. При этом сам человек преображается, меняется в лучшую сторону. Жестокость разъединяет людей, разобщает их, ведёт наш мир к погибели.

Искусство и ремесло

Как отличить искусство от ремесла? Казалось бы, это схожие понятия, но почему же мы не всегда можем различить их? Почему бывает трудно распознать подлинное творенье мастера, отличить его от копий и подделок? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим примеры из литературы.

В повести Н. В. Гоголя «Портрет» у героя, молодого и одарённого художника по фамилии Чартков, не хватает денег даже на краски. На последние средства он покупает картину, на которой изображён ростовщик. Портрет, как оказалось впоследствии, обладал дьявольской силой: как по мановению волшебной палочки, Чартков получает крупные купюры. Герой становится модным художником, принимая заказы от богачей. При этом он кривит душой, приукрашивая их, изображая их лучше, чем они есть на самом деле. Но власть богатства неумолима. Его талант постепенно иссякает. Однажды Чартков посетил выставку товарища и пришёл в восторг от его работ, потому что это было подлинное высокое искусство. Тогда герой осознал свою ошибку и сошёл с ума от зависти, стал скупать работы талантливого художника и уничтожать их.

Настоящее искусство живописует правду жизни, показывая её такой, какая она есть, без прикрас и фальши. А ремесло — это коммерческое дело, из которого люди вполне закономерно извлекают прибыль, получают средства на существование. Ремесло показывает то, что хочет видеть покупатель, и для того чтобы ему обучиться, не обязательно обладать выдающимися способностями.

В «Гранатовом браслете» А. И. Куприна герой просит Веру послушать Вторую сонату Бетховена. Услышав гениальную мелодию, женщина поняла и ощутила те чувства, которые он вкладывал в это музыкальное послание. Она поняла, что он её простил. Только настоящее искусство может так точно и ярко передавать эмоции.

Так в чём же заключается разницу между искусством и ремеслом? Подлинное искусство не повторяет то, что уже создано до этого, а создаёт нечто новое. Его нельзя ни с чем сравнить, оно самоценно. Оно завораживает.

Автор адресует своё творчество будущему поколению, поэтому оно не теряет актуальности. Ремесло же ориентировано на сегодняшний день, оно должно теперь и сейчас удовлетворить потребности конкретного покупателя. Оно может что-то повторять, копировать, ведь многим людям нравится одно и то же.

«Во внутреннем мире человека доброта — это солнце» (В. Гюго)

Приносит ли человек пользу обществу, творит добро или является существом никчёмным и бесполезным  — вот тот извечный вопрос, который на протяжении веков заставляет задумываться миллионы людей, желающих понять, что полезного они могут сделать в обществе, в котором живут.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» показаны три судьбы, три личности, по-разному распорядившиеся своей жизнью. И если самовлюблённый, эгоистичный Ларра, отвергнутый обществом, вызывает лишь неприязнь, то «Легенда о Данко» показывает нам пример удивительного бескорыстного служения людям, безмерного и безответного.

Именно подвид Данко остался бессмертным в памяти народа, а его доброе сердце, вырванное из груди, словно продолжает светить в темноте человеческих слабостей и мелких интересов. Даже старуха Изергиль, посвятившая свою жизнь любви, являет пример сильной и цельной личности, чья жизнь прошла не напрасно, ведь она смогла одарить других своей любовью и добротой.

Примером доброт, самоотдачи и верного служения обществу длк читателей стал смоленский доктор Янсен в повести Б. Л. Васильева «Летят мои кони...»

Сражаясь за людские жизни, неутомимый доктор зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью исполнял неоплатный долг гражданина перед обществом. Он верно служил людям, думал и заботился о других, творил добро. Людская молва приписывала ему мудрость, которая граничит со святостью, а потому и обречён он был на особую, мученическую смерть. Доктор Янсен погиб из чувства сострадания ценой своей жизни спасая детей, провалившихся в канализационный колодец. Человека, которого при жизни почитали святым, пришёл хоронить весь город. Не у каждого есть такие редкие качества, как самопожертвование, сила духа, великодушие, благородство. Приходится жертвовать здоровьем, счастьем, временем,

а иногда даже жизнью. Приносить в жертву свою жизнь ради благополучия других способны далеко не многие.

А ведь, если задуматься, эта способность делать людям добро, жить не для себя, а для других и отличает человека от других существ. Она даёт человеку возможность понять своё подлинное предназначение в жизни, определить свой жизненный путь, осознать смысл своего существования. Это те важнейшие качества, которые должны быть присущи каждому уважающему себя человеку, добру надо учиться у добрых людей. И не дай нам бог лишиться этих качеств: тогда мы лишимся и всего того, что нам дорого, и без чего жизнь потеряет всякий смысл!

«Добру человек у человека учится»

(Ч. Айтматов)

К доброте, отзывчивости, милосердию и состраданию взывали многие русские писатели в своих произведениях. Это удивительные качества человека. Без отзывчивости нет добра, нет заботы и тепла, нет помощи, в которой может нуждаться не только слабый или больной человек, но и каждый из нас.

Например, А. И. Солженицын в рассказе «Матрёнин двор» показал нам удивительную женщину Матрёну, которая бескорыстно помогала всем, была так добра к людям, что даже позволила разобрать свой дом на брёвна, чтобы построить жильё воспитаннице Кире. Да, она не нажила «добра», но ведь именно Матрёна с её удивительными душевными каче- ствами создавала вокруг себя особенный мир.

Вопрос о необходимости милосердия, сочувствия и человеческой отзывчивости на чужое горе существует давно и остаётся актуальным и в наши дни, «человек учится у человека добру». И только нам решать, осталось ли место на земле этим чувствам, нужно ли помогать другим и жалеть их.

Над этими вопросами размышляет и Пьер Безухов в романе Л. Толстого «Война и мир», особенно после встречи с Платоном Каратаевым, простым солдатом, перевернувшим представление Пьера о мире, вернувшим Безухову веру и научившим ценить жизнь.

Но, к сожалению, мы всё чаще видим б глазах людей равнодушие и жестокость. Они проходят мимо инвалидов, не слышат просьбы пожилых людей, им неважно всё, что их не касается. Поэтому у человека, имеющего сердце, постепенно зреет вопрос: «А остались ли в мире милосердие и сострадание, добрые, отзывчивые люди, умеющие сопереживать?» Именно такого человека мы видим в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Он помнит, знает и понимает, как ужасна война, как страшно потерять своих близких. Он знает, что помогать попавшему в беду человеку просто необходимо.

Хочется верить, что в мире ещё остались и доброта, и понимание. Ведь всё-таки и в наши дни люди помогают беженцам, потерявшим кров, открывают приюты для бездомных животных, устраивают благотворительные акции и концерты, а почти в каждом супермаркете можно увидеть маленькую коробку с надписью: «Помогите больному ребёнку». Мы всё-та- ки люди, и милосердие, доброта — это те качества, которые отличают нас от животных. Об этом нужно помнить всегда, отдавая частичку себя другим, ведь наше участие и забота возвращают им надежду и веру в будущее.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 588; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!