Со скоростью телефонного номера



Вы замечали, как быстро говорят люди, когда диктуют свой номер телефона вам на голосовую почту? Ну они же его знают наизусть, что тут непонятного?

Это отличный пример того, с какой скоростью не надо говорить во время выступления. Дробите информацию: код города – это одна порция (затем пауза), и следующие две порции цифр вам также надо разделить паузой посередине. Когда вы выступаете, время от времени напоминайте себе: «Номер телефона». Это поможет вам слегка притормозить и начать дробить вашу информацию так, чтобы слушатели смогли усвоить ее.

 

 

Каков ваш ритм? Спросите у кого-нибудь, если не можете определить сами. Мне понадобилось некоторое время, чтобы разобраться с тем, что я делал полуосознанно. Это позволило мне отвести ритму более важную роль в моих выступлениях.

Вам не обязательно подробно знакомиться с творчеством Мадди Уотерса (хотя послушать Mannish Boy никому не повредит), чтобы запомнить простое мнемоническое правило. Всякий раз, как я чувствую, что слишком бойко забрасываю слушателей идеями, я говорю себе: «Мадди Уотерс». Возникает необходимая пауза, и я слегка замедляю темп – что всегда на пользу.

Сдерживайте темп, это снизит напряжение в вашем голосе и усилит эффект вашего выступления. Питер Грин – пожалуй, лучший белый блюзовый гитарист – блестяще умел это делать. Послушайте A Love that Burns, и вас очарует, как он растягивает гитарный ритм. И когда наконец звучит ведущее соло, оно воспринимается очень сильно именно за счет предшествующей сдержанности.

Идея понятна: старайтесь больше походить на неспешного блюзового певца, чем на сороку-тараторку. Говорите медленнее, чем думаете! И больше пауз. Этот простой панковский совет сразу же улучшит стиль ваших выступлений.

Аудитория, для которой английский язык не родной, требует особого подхода – знаю об этом из обширного личного опыта. Прежде всего я нахожу добровольца, который будет следить за тем, чтобы я не говорил слишком быстро, так что людям в зале становится трудно за мной поспевать и смысл моей речи от них ускользает. Как только это все же случается – надо признать, хоть раз за выступление точно, – доброволец подает мне условный знак, и я притормаживаю. Это очень помогает подстроить свой ритм под восприятие аудитории.

Разумно? Да, надеюсь. Но этого мало, чтобы избавиться от ошибок во время публичных выступлений. Советую вам послушать хит Майкла Джексона Billie Jean в акустической версии американского дуэта Civil Wars. Их кавер-версия просто великолепна. Гармония мужского и женского голосов поразительная, но гораздо важнее то, что они сильно замедлили темп.

Обычно я прошу спикеров, которых тренирую, выстроить их выступление в оригинальном темпе Майкла Джексона, а потом в темпе Civil Wars. Это простой способ запомнить: что такое быстро и напористо, а что – более медленно и глубоко. Разумеется, для разного материала надо использовать разный темп. И не забывайте про панковский способ: на «раз-два».

 

Четкость

 

Здесь два аспекта: четкость в выражении мыслей и четкость их произнесения. Политики обожают фразу: «Буду предельно ясен», хотя им это очень редко удается.

Одно дело, когда внутри вашей головы все четко, ясно и понятно, но совсем другое – передать это понимание кому-то еще. Порепетируйте вашу речь вслух и проверьте, с какой скоростью ее будет понимать аудитория. Наверняка вам покажется, что слишком медленно. Но это совсем не потому, что они идиоты. Просто они впервые получают этот материал и заняты его обработкой. И кстати, не только обработкой: они еще ведут внутренний диалог сами с собой. Мой коллега Марк Браун называет этот феномен «треп в башке». Ваши паузы и повторы позволят им вырываться из этого внутреннего диалога.

Очень поможет четкости вашей речи, если вы сумеете избавиться от такого словесного мусора, как «э-э-э…», «м-м-м…», «вы понимаете» и т. д. Эти эканья и слова-паразиты сам говорящий часто не замечает, поэтому я рекомендую вам попросить стороннего слушателя о помощи, не важно – разбирается он в предмете или нет.

Даже лучше, если не разбирается.

Если вам удалось доходчиво объяснить разумному человеку нечто из области, от которой он очень далек, значит, вы делаете успехи – вы все четко изложили. Ведь вам, кроме всего прочего, пришлось пояснять контекст. Почему это важно? В чем главный смысл? Как это соотносится с другими аспектами темы?

 

Интонация

 

Интонация не менее важна, чем содержание: от нее зависит отношение аудитории, доброжелательное или враждебное. Интонация многих конференций по продажам переходит от поп-музыки к тяжелому металлу, а школьные уроки часто похожи на фоновую музыку в магазине – неразборчивый бубнеж, не заставляющий учеников думать или слишком сухой.

В музыке интонация связана с тембром инструмента. Гитара или скрипка звучат не так, как фортепьяно, даже если на них играют одни и те же ноты. В данном случае инструмент – это ваш голос.

Должна ли ваша интонация быть:

 

• Разговорной или декламационной?

• Доверительной или стимулирующей?

• Формальной или неформальной?

• Откровенной или обтекаемой?

 

Искатель приключений, писатель и режиссер Мэтт Дикинсон превосходно владеет интонацией. Я был свидетелем, как он читал одну и ту же лекцию руководителям компаний и подросткам. (Мэтт – автор популярный фантастики для подростков.) Аудитория постарше могла переварить больше абстракций, касающихся долга, упорства и лидерства, тогда как молодых слушателей больше увлекали необычные подробности о том, как нужно есть или отправлять естественные надобности на большой высоте.

Именно подросток, а не взрослый спросил, что происходит, когда мочишься на морозе. Ответ: моча замерзает, не успев долететь до земли. Подростки также с интересом слушали, почему Мэтт брал с собой пятьдесят питательных батончиков (и съедал их за неделю) и как вскипятить воду на Эвересте. И что самое главное, у них не возникало ощущения, что он говорит с ними покровительственным тоном – Мэтт настраивался на то, что их интересует больше всего.

Планируя конференцию, я всегда прошу клиента подумать о мероприятии в терминах музыкального жанра.

Хотят ли они, чтобы конференция звучала как:

 

Фолк . Доверительный, в значительной степени непринужденный и неформальный разговор.

Джаз . Много импровизации и риска.

Рок . Напор, свет, видео, вовлеченность аудитории.

Классика . Превосходно организованная, с интерлюдиями (групповыми занятиями) и переплетающимися мотивами, которые соединяются в мощном крещендо.

Инди или панк. Грубо и прямо, чтобы обсудить вызовы, энергично и откровенно, не стесняясь в выражениях. Участвуют все!

 

Этот вопрос часто способствует появлению новых идей относительно стиля или атмосферы мероприятия. Зачастую необходима смесь разных стилей, и очень полезно иметь краткое обозначение того, что не поддается определению, но крайне необходимо.

 

Жизнь в PowerPoint

 

Аудитория остро реагирует на неправильное использование или злоупотребление PowerPoint или Keynote и других средств демонстрации слайдов и изображений. Временами слишком остро. Мне приходилось присутствовать на мероприятиях, где правило «никакого PowerPoint» приводило к тому, что по экрану проплывали милые, пасторальные анимации, почти или вообще не связанные с идеями, которые ораторы хотели донести до слушателей. Я даже начал скучать по «основным пунктам».

Выступая перед небольшой группой, я иногда доставляю себе удовольствие и отказываюсь от PowerPoint. И у меня хорошая компания – профессора Гарвардской школы бизнеса до сих пор используют мел и доску, и прекрасно обходятся! Но для аудитории численностью более, скажем, двадцати пяти человек, визуальная поддержка будет полезной.

Когда меня просят не использовать PowerPoint, это объясняется вполне понятным страхом старой проблемы: «смерти от PowerPoint». Обычно я отвечаю, что PowerPoint, наоборот, оживит мое выступление, и после мероприятия со мной, как правило, соглашаются. Два следующих раздела посвящены тому, как этого добиться.

 

Вы и ваши слайды

 

Естественно, главным визуальным материалом служите вы сами – как вы двигаетесь, какими жестами подчеркиваете ключевые пункты, как выражаете эмоции и общаетесь с аудиторией.

Вы сами на первом плане, а рисунки, графики, PowerPoint, Keynote и все остальные средства – на втором.

Почему это так важно? Ораторы говорят о своей «колоде» слайдов, но в некоторых случаях они демонстрируют чужую колоду! При этом больше сил тратится на правильную иллюстрацию, чем на содержание. Запомните: если вы можете по слайдам определить, что хочет сказать оратор, это значит, что слайды никуда не годны! Такое содержание можно изложить в проспекте или онлайн. Правила здесь предельно просты:

 

• Визуальные средства должны быть… визуальными.

• Визуальные средства должны удивлять, увлекать, веселить, бросать вызов и быть запоминающимися.

• Списки запрещены.

• Вы и ваши слайды – не одно и то же.

 

Вы всегда можете понять, что слайды заслоняют самого оратора: он стоит вполоборота к следующему изображению, а его мысль направлена на экран, а не на вас – не на слушателя.

Внимание – лучший подарок, который может преподнести вам оратор; подсознательно, древней частью мозга, доставшейся вам от рептилий, вы чувствуете, направлено ли на вас внимание собеседника или нет. Невозможно думать одновременно о слайдах и об аудитории. Даже если в повседневной жизни вам удается делать несколько дел одновременно, в процессе обучения или изложения своих идей добиться этого очень трудно. То же самое относится к аудитории. Что она должна делать: слушать вас или смотреть на слайды? Особенно если экран заполнен словами и цифрами.

На крупных мероприятиях бывают «монитор-помощники», плазменные экраны с вашими слайдами, а при необходимости и с текстом – максимальное приближение к телесуфлеру. В этом есть смысл, особенно если вы (но не слушатели) имеете возможность видеть следующий слайд. Народная мудрость гласит, что не следует читать свои слайды, и эта технология позволяет, по крайней мере, притворяться, что вы этого не делаете.

Тем не менее этот совет, как и большинство рекомендаций, касающихся выступлений не публике, нуждается в критическом осмыслении. Если визуальный материал содержит кульминационный пункт или сюрприз, то вам просто необходимо присоединиться к аудитории, посмотреть на экран и разделить чувства слушателей. Так музыканты часто прыгают в толпу зрителей. Только не переусердствуйте – это разрушит вашу презентацию. Умеренные дозы помогут разбить невидимую стену между исполнителем и слушателем.

 

Меньше – значит больше

 

Другой способ оживить принцип «я и мои слайды – не одно и то же» состоит в том, чтобы просто уменьшить их количество. Мне приходилось выслушивать выступления с сорока слайдами, которые нужно было каким-то образом втиснуть в двенадцатиминутный регламент. Это превращается в гонку со временем, что вызывает стресс у оратора и головную боль у слушателей. Эмпирическое правило, определяющее количество визуальных материалов, можно сформулировать так:

 

Меньше, чем вы думаете.

 

На самом деле это еще мягко сказано. Правильнее было бы:

 

Гораздо, гораздо меньше, чем вы думаете.

 

Это правило применимо к любой теме – рассеивающие структуры в химии, исчезновение монастырей или новое определение устойчивого развития. Сомнение толкуется в пользу сокращения . Готовясь к выступлению, я прохожу через несколько итераций, обдумывая каждое изображение и его уместность. Любое сомнение – вычеркиваю! Если вы думаете: «Безопаснее будет его сохранить», – то вы похожи на Лайнуса из мультфильмов о Чарли Брауне, который не расставался с «безопасным одеялом».

Ладно. Если хотите, я назову цифру из своей специализации – бизнеса. Для часовой лекции допустимы двадцать изображений. Но будет гораздо лучше, если вы ограничитесь 10–15. Некоторые из них требуют размышлений, другие можно показать ненадолго. Списки, таблицы, примеры и поясняющие подробности – все это оставьте для брошюр, которые раздаются в самом конце и предназначены для чудаков, которые все еще собирают бумагу. (Гораздо полезнее ссылки на сайты в интернете.)

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!