Звук и изображение: о чем подумать и что сделать



 

Послушайте запись своей речи – даже на мобильный телефон. Что вы думаете о:

 

• громкости;

• темпе;

• четкости;

• интонации?

 

Насколько визуальны ваши визуальные материалы – и сколько у вас слайдов?

Избавьтесь от жирных точек, замените визуальные материалы и СОКРАТИТЕ ВДВОЕ количество слайдов…

Вспомните, где вы видели эффективное использование наглядных пособий.

Найдите и используйте наглядные пособия, подходящие для вашей темы.

Представьте, как можно убрать технические барьеры между вами и аудиторией. Как вы будете себя чувствовать? А они?

Спланируйте презентацию или питч с «живым звуком», чтобы сблизиться с аудиторией.

 

5

Исполнение

 

Разогрев: выходим на сцену.

Быть вместе.

Язык тела: Элвис или Бинг Кросби?

Со всей страстью.

Используйте свои недостатки.

 

То, как вы преподнесете материал, почти так же важно, как и содержание вашей речи. Это справедливо для выступления перед любой аудиторией – бизнесменами или школьниками. До сих пор мы говорили в основном о том, как оживить контент; теперь попробуем понять, что расскажет нам музыка об исполнительском искусстве.

В изложении своих идей – на сайте в интернете, по телефону или в лекционном зале – всегда присутствует элемент перформанса. И вам всегда нужно знать, как использовать свое тело, лицо, взгляд для максимального воздействия на аудиторию. Кроме того, вы должны продемонстрировать свою страсть и энтузиазм по отношению к предмету обсуждения. Именно это поможет достучаться до аудитории и завоевать ее, попасть в зону действия их рационального или циничного мышления.

Очень важно быть вместе с аудиторией; ваша сосредоточенность и энергия увлекут слушателей за собой. Мы рассмотрим необходимое для этого сценическое искусство, определим практические способы показать свою увлеченность и страсть, а затем обратимся к тому, как можно использовать свои недостатки.

Итак, начинаем…

 

Разогрев: выходим на сцену

 

Теннисист или футболист никогда не начинает игру, предварительно не размявшись, не приведя в готовность разум и тело. У музыкантов своя методика разогрева. Во время недавнего неожиданного турне, имевшего огромный успех (не так плохо для семидесятисемилетнего артиста), Леонард Коэн разогревался за сценой вместе с музыкантами и бэк-вокалистами, распевая на латыни: «Pauper sum ego, nihil habeo» – «Я беден, у меня ничего нет». Затем, не переставая петь, они выходили на сцену; этот ритуал помогал им сосредоточиться.

Мадонна и ее группа произносят молитву и обнимаются.

Не будет ли все это слишком нарочито, если вы всего лишь произносите речь на собрании местного клуба бизнесменов? Наверное, однако это помогает создать ритуал или привычный порядок действий, настраивающий на нужный лад. Меня часто спрашивают, волнуюсь ли я перед важной презентацией. Редко, но у меня есть свой метод подготовки: минута или две медитации, в частности наиболее изученной трансцендентальной медитации. Этому простому, но действенному методу вас должен научить опытный специалист, и этот метод совсем не похож на направляемую медитацию, которую вы могли практиковать в конце занятий йогой, тренировки внимания и т. д.

Научные исследования (более пятисот опубликованных работ) показывают, что, помимо других преимуществ, трансцендентальная медитация переводит разум и тело в иное состояние, которое называется «спокойной осознанностью». Именно такое состояние требуется для связи с аудиторией: расслабленное и в то же время сосредоточенное. От вас требуется видеть всю картину и одновременно следить за четкостью изложения, временем и деталями.

Я медитирую несколько минут, сидя с закрытыми глазами.

Когда я открываю глаза, все вокруг выглядит чуть ярче, в голове прояснилось, тело расслаблено. Вызов заставит проявить все лучшее, что у вас есть, стресс снизит эффективность.

Очень важна физическая форма. Если у меня есть возможность поплавать перед выступлением, то это придает мне сил. Кроме того, во время выступления вы раскрываете себя перед слушателями и ваше внутреннее состояние заметнее, чем вы думаете.

Найдите способ разогрева и настройки – любой, какой вам подходит.

 

Выход на сцену

 

Каким должен быть выход на сцену для презентации в стиле рок – и имеет ли это значение?

Джеймс Браун, который называл себя «самым большим трудягой в шоу-бизнесе», просил свою группу играть энергичную музыкальную композицию, а сам смотрел на зал из-за кулис и ждал, пока публика разогреется и будет готова к его появлению. Это могло продолжаться десять или пятнадцать минут, и гром аплодисментов Брауну был обеспечен. Хотя бы из чувства облегчения!

Руководитель и один из основателей Microsoft, Стив Балмер, несколько лет назад на крупной корпоративной конференции продемонстрировал собственный оригинальный выход. Жестами подбадривая зрителей, чтобы они поддерживали его голосом и аплодисментами, Балмер две минуты прыгал по сцене и кричал: «Я люблю эту компанию!» Запоминающееся начало, но, к сожалению, его физическая форма оставляла желать лучшего – после такой незначительной физической нагрузки он взмок от пота и тяжело дышал. Тем не менее никто не будет отрицать, что это был смелый и запоминающийся выход. Сколько еще видеороликов с корпоративных мероприятий пользуются такой популярностью в Сети?

Ваши первые слова зададут настроение аудитории. Однажды руководитель компании спросил меня, что нужно говорить на открытии конференции. Я предложил, чтобы он ответил на четыре вопроса:

 

1. Зачем мы здесь? (Разум)

2. Почему лично я считаю это важным? (Чувства)

3. На какой результат я надеюсь? (Будущее)

4. Почему теперь? (Настоящее)

 

Этот совет – результат многолетнего опыта, однако я всегда возвращаюсь к тем или иным вариантам основных вопросов. Они эффективны. Вы выходите на сцену не только в буквальном смысле, но и открываетесь для разума и чувств слушателей, чтобы они могли настроиться в унисон.

 

Быть вместе

 

Чтобы быть вместе с аудиторией, вы должны… быть вместе. На первый взгляд очевидно, но вы всегда чувствуете, когда человек говорит заученными фразами, а его мысли где-то далеко.

Помогают паузы. Есть такое удачное выражение – «собраться». Оно вызывает у меня ассоциации с паузой между ударами волн о берег; вода молча собирается, готовясь к следующей атаке.

Нечто подобное происходит, когда вы перед началом выступления делаете паузу и несколько секунд окидываете взглядом зал. Молчание накапливает энергию, и ваши первые слова звучат сильнее и убедительнее.

Мой знакомый, греческий профессор технических наук, – мировой авторитет в своей области, – очень хорошо умеет выдерживать паузу. Он подходит к краю сцены и стоит совершенно неподвижно, устанавливая зрительный контакт с несколькими слушателями. Шум стихает, и все взгляды оказываются прикованными к нему. Аудитория видит его, чувствует его присутствие.

Полезно также прислушаться к совету из рекламы шампуня, который обогатил производителя: повторите! В любой момент, когда вам кажется, что внимание слушателей слабеет или вы сами начинаете путаться – что обычно одно и то же, – просто возьмите паузу, поднимите голову и окиньте взглядом зал, чтобы подтвердить свое присутствие.

В этом смысле вас можно сравнить с дирижером оркестра, исполняющего симфонию. Вы создаете атмосферу ожидания, прежде чем прозвучит первый аккорд, вы управляете кульминациями и следите за темпом исполнения. Как правило, аудитория реагирует положительно, если вы сохраняете доброжелательный настрой и не слишком жестко направляете разговор. В конце концов, вы должны стремиться к тому, чтобы ваше выступление воспринималось как беседа с каждым из слушателей.

 

Здесь и сейчас

 

Искусство приведения аудитории в состояние «здесь и сейчас» может показаться вам надуманным, но разница между невнимательными слушателями и теми, кто действительно присутствует, очень хорошо чувствуется – она почти осязаема. Если вам нужно внимание аудитории, вы должны удержать ее на месте.

Мой коллега и друг Йен Тейлор блестяще справляется с этой задачей. Пожалуй, такого любознательного человека я больше не встречал; ему интересно все – люди, страны, искусство, новые технологии, музыка. В своих выступлениях он обязательно использует какой-нибудь эпизод или ситуацию текущего дня: разговор с портье в отеле, заголовок свежего номера газеты или историю того места или здания, где он сегодня побывал. И слушатели как по волшебству получают сигнал, что это особенный момент, разделяют чувства и переживания оратора.

Для Йена замечание делегата во время перерыва может стать исходным пунктом для продолжительного разговора о работе в команде, лидерстве или инновациях. Он буквально втягивает аудиторию в текущий момент.

 

Переключайте каналы

 

Чтобы вы были вместе с аудиторией, у вас в мозгу должны быть включены два канала одновременно. Первый канал сосредоточен на четком изложении содержания, а у второго канала задача шире: вы следите за восприимчивостью слушателей, за временем, за необходимостью сократить текст, сменить темп или интонацию. Второй канал отслеживает как , а не что .

Певцы тоже думают! Трейси Торн – половина известного дуэта Everything but the Girl. Она успешный писатель и теперь имеет возможность наслаждаться музыкой, не выходя на сцену. (Она страдала от страха сцены.)

В одном из интервью на радио Трейси заметила: «Когда поешь, нужно много думать».

Она рассказывает, как мысленно готовится к трудному пассажу в песне. Такой подход очень важен: он позволяет видеть всю картину и одновременно сосредоточиться на деталях. Это возможно в том случае, если вы хорошо отрепетировали выступление и не пытаетесь, выйдя на сцену, вспомнить, о чем нужно говорить. Свободное владение материалом помогает уделить внимание очень важному аспекту – восприятию вашей речи аудиторией. Слушатели хотят, чтобы вы досконально знали материал (первый канал), но на них сильное влияние оказывает то, как этот материал вы им передаете (второй канал).

 

 

Идея Рэя Дэвиса

Kinks – одна из самых прочных британских рок-групп, а ее лидер Рэй Дэвис также известен как драматург и писатель. В одном из интервью, на котором мне довелось присутствовать, он рассказывал, что, даже выступая на огромных аренах, Kinks создают впечатление, что играют для одного слушателя – для вас. Я спросил, как им это удается. Он рассказал мне о своем учителе, который привел его на холм в лондонском Крауч-Энде. Под ними расстилалось море огней. Учитель посоветовал петь только для одного из них – остальные тоже почувствуют, что песня обращена к ним.

Именно такой подход успешно демонстрирует известный бизнес-консультант Том Питерс. Он часто подходит к одному из столов в конференц-зале и обращается ко всей группе, поддерживая зрительный контакт с одним человеком. Удивительное дело – у всех присутствующих в зале создается впечатление, что обращаются именно к ним (в то же время никто не смущается, потому что Том не смотрит на них ).

 

 

Все время думайте о том, разговариваете ли вы с присутствующими в зале людьми или сражаетесь с пассивным молчанием. Кроме того, нужно заранее представлять, как упростить и прояснить следующие разделы речи.

 

Сломайте «четвертую стену»

 

Один из самых эффективных способов быть вместе с аудиторией – разрушить невидимую стену между вами и слушателями. В низкобюджетных научно-фантастических фильмах актер изображает этот невидимый силовой экран – иногда убедительно, иногда нет.

 

 

Профессора, которые слушают

Профессор Габриэль де Люка – известный невролог, преподаватель медицинского факультета Оксфордского университета, чьи лекции отличаются интерактивным стилем. Иногда он спускается в лекционный зал, садится рядом с кем-то из слушателей и заводит с ним разговор, который выглядит глубоко личным. В результате остальная аудитория настраивается на нужную волну.

 

 

Похожий барьер присутствует во время презентации, отделяя вас от «инопланетян» в зале. Актеры называют это четвертой стеной – с трех сторон у них сцена, а с четвертой – невидимый барьер между ними и толпой.

Разбейте стену, причем как можно раньше. Для этого нужно просто пройти в зал, установить зрительный контакт, пожать кому-нибудь руку. После этого аудитория словно делает глубокий вдох, выдыхает и расслабляется. «Мы теперь в одной команде» – такое послание вы им передаете.

Иногда это означает, что нужно пренебречь общепринятым правилом и посмотреть на свои слайды; разделите смех или реакцию зрителей, и они больше не будут казаться вам чужими, похожими на инопланетян. Я пробовал этот метод на аудитории в тысячу человек – он работает. Не знаю почему, но работает.

 

Все в ваших глазах

 

Откуда вы знаете, что собеседник, с которым вы разговариваете в ресторане, мысленно не с вами? Все очевидно: отсутствующий, рассеянный взгляд – как у меня, когда я пытаюсь уловить фоновую музыку и одновременно не потерять нить разговора. Ваше отсутствие сильнее всего выдают глаза.

Следите за тем, куда направлен ваш взгляд. Вы смотрите вниз, в середину аудитории или в окно?

Иногда я понимаю, что мало двигаюсь и обращаюсь преимущественно к одной части аудитории. Чтобы усилить связь с остальными, не обязательно перемещаться в пространстве; достаточно изменить направление взгляда, охватив тех, кого вы раньше не замечали.

Зрительный контакт продолжительностью до пяти секунд – этого достаточно, чтобы поймать чей-то взгляд, – с отдельным слушателем, по всей видимости, возбуждает зеркальные нейроны в мозгу у тех, кто сидит рядом с ним. Вы должны относиться к присутствующим не как к частичкам аудитории, а как к лицам и личностям. Слушатели понимают это только в том случае, когда ваши глаза однозначно свидетельствуют о вашем присутствии .

Моя коллега Элисон Уэллер однажды должна была выступать перед зарубежной аудиторией из шестидесяти человек. По прибытии ей сообщили – за полчаса до выступления – об опечатке. Не шестьдесят, а шестьсот!

Элисон еще не приходилось выступать перед такой большой аудиторией, но у нее уже был опыт успешного взаимодействия с группой из 150 человек. Поразмыслив, она решила разбить проблему на несколько более простых частей – разделить слушателей на четыре группы по 150 человек. Во время выступления она следила за тем, чтобы ее взгляд и язык тела были обращены ко всем четырем зонам лекционного зала. Она была вместе с четырьмя группами по 150 слушателей, что позволяло эффективно взаимодействовать с шестью сотнями.

 

Тексты и заметки

 

Если у вас в руках текст доклада, то увлечь аудиторию будет труднее. Ваше общение со слушателями ограниченно, поскольку глаза прикованы к тому, что вы держите в руках. Конечно, в некоторых случаях требуется точность: выдержки из законов, заявления для инвесторов или прессы, речь на панихиде.

Когда вы читаете по бумажке, происходят две вещи. Речь становится более сухой, официальной, утрачивает непринужденный характер, и вам становится труднее установить связь с аудиторией.

Я не предлагаю учить текст наизусть – лучше иметь на столе или даже на сцене визуальную или словесную подсказку из ключевых моментов, к которой вы можете время от времени подходить. Потеряв нить изложения, честно признайтесь, что вы хотите проверить, что ничего не забыли, а затем прочтите подсказку. Достаточно всего лишь подойти и бросить взгляд на свои записи. Вот почему подсказка должна быть БОЛЬШОЙ и НАГЛЯДНОЙ. Фраза «Простите, я не могу прочесть свои записи» испытывает терпение слушателей даже в классной комнате.

Преимущество школьных учителей заключается в том, что они говорят недолго (если это не речь на выпускном вечере), а затем предлагают ученикам что-нибудь сделать – на компьютере или в тетради. Но даже такие короткие речи, адресованные ученикам, воспринимаются лучше, если их не читают по бумажке. Заметки, если они у вас есть, должны служить своего рода картой или набором запускающих элементов. Это памятка, но не сам текст.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!