Пауэр-аккорды речи: о чем подумать и что сделать



 

Вспомните истории, которые вы слышали от других. Что вас «зацепило»? Как они были рассказаны? Найдите подготавливающий почву рассказ, иносказательно отображающий вашу тему, или личную историю, которая рассказывает о вашей увлеченности.

Определите, в каких местах презентации уместны истории.

ПОСТРОЙТЕ ГАРАЖ! Превратите несколько идей или фраз в словесные картины, зрительные образы.

Читайте хорошую поэзию или прозу – скажем, New Yorker или London Review of Books. Отмечайте свежие слова, фразы или неологизмы.

Придумайте для своих выступлений и их разделов более «сексуальные» и яркие названия.

Найдите необычные, но убедительные данные – или «золотые факты», – которые иллюстрируют тему вашего выступления.

 

 

Часть II

«Заведите» аудиторию

 

4

Звук и изображение – панк-руководство к жизни в формате PowerPoint

 

Найдите свой голос.

Жизнь в PowerPoint.

Сила наглядных пособий.

Используем «живой звук» – как работает Lo-Fi.

 

Я пишу это на Европейском саммите по образованию, где вскоре должен выступать. Это увлекательное мероприятие: преподаватели делятся новыми методиками обучения, возникшими благодаря цифровым технологиям. Используя айпады и несложное программное обеспечение, студенты могут создавать собственные учебники, работать с таблицами и текстами при помощи видео, музыки и графики, что было бы невозможно еще лет десять назад.

В эпоху скринейджеров, когда каждый сам себе Спилберг и Дэвид Линч, кому и зачем нужен тупица на сцене? Слова и PowerPoint, кажется, уже такая же замшелая древность, как черная доска и белый мел, которыми пользовались наши предки.

Это тот самый случай, когда надо поставить «и», а не «или». Да, учебные классы изменились самым революционным образом, а ученики стали гражданами цифрового мира, но вот, однако, – сейчас настоящий бум интереса к живым лекциям, все популярней становятся учебные лагеря, литературные фестивали, интеллектуальные дебаты и, конечно, такие конференции, как TED Talks.

Безусловно, видео, пульты для голосования, онлайн-трансляции в Twitter и бесконечные приложения увеличивают интерактивность и обогащают процесс обучения. Но если вам есть что сказать, помните, что ауди тория не случайно так называется. Им нужно именно «аудио», то есть они в первую очередь хотят вас слышать. А уж во вторую – видеть. Хорошие визуальные средства помогают, но они не могут сделать бедный язык богатым, как хорошее видео не сможет превратить заурядную песню в великую музыку. Поэтому мы будем говорить и о звуковых, и о визуальных средствах.

Мы также будем учиться использовать оборудование. И наконец завершим альтернативным вариантом: обсудим, как работать «вживую», без усилителей и прочих «костылей». Выступление в манере lo-fi иногда может быть эффективнее, чем клип, хай-тек-презентация или питч.

Почему панк-руководство? Должен признаться, сейчас я не так часто слушаю подобную музыку, но короткий триумф панк-рока в период его расцвета, по крайней мере, как следует встряхнул устоявшийся порядок эпохи гипертрофированного превосходства прогрессив-рока и выступлений на огромных аренах. Панк – это задница рока, ублюдочный кузен в приличной семье. Он написан искренне, в лицо, он заставляет вас двигаться и сводит исполнителя со зрителями в костедробительных объятиях. «Все могут играть на гитаре» – был его девиз. Вы можете и должны использовать энергию панка и его прямоту. Впрочем, делать пирсинг и плевать в зрителей не обязательно.

 

Найдите свой голос

 

Слово «монотонный» – звукоподражательное. И то, как оно звучит, и то, что оно означает, – монотонно. Чтобы заинтересовать слушателей и удерживать их внимание, нужно разнообразить речевые приемы. Или их рептильный мозг возьмет верх. Раз из окружающей среды не поступают раздражающие сигналы, значит, можно вздремнуть – и они заснут, греясь в лучах вашей убаюкивающе однообразной речи. Поэтому в популярной песне необходим middle-eight: слушателям надоела предсказуемость, нужно что-то новое, чтобы увлечь их. Как и вашей аудитории.

Ваш голос – это ваш голос, с помощью профессионального тренинга можно изменить лишь немногое: дыхание, дикцию, интонировку и т. д. Походить на такие занятия весьма полезно, но, возможно, это не входит в ваши планы? Есть быстрое решение. Метод «панк».

Любой человек может сыграть на гитаре «квадрат» или «три аккорда», и любой человек может достаточно быстро усовершенствовать свой голос, что бы там ни говорили недоверчивые эксперты.

Вам нужно как следует проникнуться духом альбома Never Mind the Bollocks группы Sex Pistol, и это резко улучшит:

 

• громкость;

• темп;

• четкость;

• интонацию вашего голоса.

 

Громкость

 

Вам хватит трех градаций громкости: крик, обычный разговор и шепот. Попробуйте эти режимы, запишите на магнитофон или смартфон, послушайте и обдумайте. Какой уровень громкости годится для тех или иных фрагментов вашей речи?

Вы не должны доходить до максимума, особенно когда пользуетесь микрофоном, но попробовать надо, чтобы просто знать, как это вообще звучит. Вам это еще пригодится, чтобы обозначить переход к новой теме, подчеркнуть нечто важное, выделить кульминационный момент.

Теперь поговорим о противоположной части регистра – репликах sotto voce. Как ни странно, тихий голос обладает очень мощным воздействием. Один наблюдательный слушатель из Standard Chartered Bank обратил мое внимание на то, что во время выступления я часто выказывал свои истинные чувства, именно когда говорил вполголоса. Эти мои фразы он сравнил с репликами апарт шекспировских шутов. (Обычно их произносят негромко и другим тоном, чем основной текст.) А ведь нередко в этих язвительных или легкомысленных строчках таится проницательность мудреца, скрывающегося под личиной дурака.

Я вовсе не хочу сказать, что мои отступления были исполнены той же мудрости и юмора, что и реплики шутов великого поэта, но этот отзыв заставил меня задуматься о приемах, которые позволяют донести свои идеи до публики, не прибегая к усилению громкости, в камерной, интимной манере.

Том Питерс, соавтор бестселлера «В поисках совершенства» (In Search of Excellence) и страстный оратор, – мастер реплик в сторону, которые он, как правило, использует, чтобы выразить свое презрение к высокомерию или самодовольству. Он почти бормочет себе под нос, но это очень сильно действует на восприятие. Вы чувствуете, что он сейчас сам в замешательстве, он переживает, размышляет и разделяет этот момент с вами.

Микрофон – это замечательная техника, которая позволяет, как это ни парадоксально, быть ближе к слушателям. Меж тем многие смотрят на него так, будто это бомба или инопланетная техника, заявляя: «Не думаю, что мне это нужно».

Штука в том, что мы слышим собственный голос лишь эхом внутри своего черепа и зачастую совершенно не понимаем, насколько громко надо говорить, чтобы быть услышанным. Люди держат ручные микрофоны либо слишком близко, либо слишком далеко ото рта. Есть прекрасный рецепт: надо представить, что это мороженое и вы как будто облизываете его.

Ничем не усиленный голос имеет естественный тембр, и все мы, конечно, предпочли бы именно этот вариант, но если вы сомневаетесь, стоит ли пользоваться микрофоном, – отбросьте сомнения. Когда докладчика едва слышно, это напрягает публику. А если вы будете кричать, чтобы вас услышали, это будет напрягать вас.

 

Темп

 

Темп, в котором вы говорите, также имеет огромное значение. Известно, что, когда человек нервничает, он делается излишне болтлив. А уж перед публичным выступлением многие так нервничают, что начинают трещать без умолку. Люди, страдающие «недержанием речи», сжигают кислород в помещении. Как говорит ведущий образовательных и бизнес-программ Брайан Уэллер, «грамматика поглощает CO2!»

Но это знание не останавливает большинство ораторов: они не могут не торопиться, особенно когда понимают, что время уходит, а еще не все аспекты освещены, не все точки расставлены.

У Мадди Уотерса можно научиться, как замедлять темп. Он называл себя «запаздывающий певец»: Уотерс пел с «оттяжкой», словно чуть-чуть не поспевая за ритмом. Эффект совершенно ошеломительный – пока нервный певец колотится, опережая ритм, а все звезды Евровидения примитивно голосят в такт, многие великие словно слегка отстают от ритма. Знаменитый Ник Дрейк часто так делал.

Гитарист и музыковед Боб Брозман отмечает, что музыка колонизаторов основана на ритме – это так воинственно! А вот многие колонизированные народы легко отступают от ритма. Мой собственный ритм выступлений, как правило, двухчастный, на «раз-два»: теория (раз), практика (два); модель (раз), практическое применение (два); провокационная мысль (раз); затем «итак?» (два).

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!