ГАЛЛЮЦИНАТОРНО-ПАРА-НОЙЯЛЬНЫЙ СИНДРОМ – см. 4 страница



АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одно из направлений неофрейдизма, основанное швейцарским психологом и кульгурологом К Г Юнгом. В центре А п находится учение о бессознательном которому Юнг отводит ведущее место при объяснении причин возникновения особенностей психики и поведения человека Убедившись, что идеи 3 Фрейда, разработанные на материале больных истерией, не применимы к шизофреникам, Юнг выдвинул иную, чем 3 Фрейд, концепцию бессознательного Кроме индивидуального бессознательного Юнг выделяет еще «коллективное бессознательное» Интерпретируя с психологических позиций данные ан-гропологии, этнографии, истории культуры и религии, Юнг толкует коллективное бессознательное как осадок опыта в психике человека, полученного в ходе биологической эволюции и культурно-историче-ckoi о развития

В качестве единицы анализа психики Юнг выдвигает понятие архетипа – врожденного формального образца поведения Архетип определяется как «чистая пспен-ция формы», не имеющая собственного содержания, но позволяющая структурировать различное содержание психики Постулируя существование разных архетипов, Юнг выделяет в психике человека пласты животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального происхождения В структурирующем влиянии архетипа на поведение Юнг усматривает проявление либидо, которое понимается им как динамически-энергетический аспект психики Не в созидательной соци альной деятельности человека, а в глубинах индивидуальной психики видит Юнг движущие силы развития субъекта Либидо, по Юнгу путем спонтанного формирования общих установок направляет разви тис индивида по пути «индивидуации», т с полного проявления неповторимой индивидуальности человека, его самоосуществления Кроме общих установок, т е неосознаваемой направленности на определенную цель, готовности к некоторому действию и восприятию, Юнг вводит понятия экстравертированной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертированной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок Эги установки характеризуют два противоположных педологических типа личности – экстравертов и интровертов Выдвинутая Юнгом типология получает дальнейшее развитие а факторной теории личности, разработанной английским психологом Г Айзенком Определяемые с помощью опросника Айзенка показатели экстраверсии и интроверсии значк мо коррелируют с некоторыми свойствами темперамента

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ (1907 – 1972) – отечественный психолог, пытавшийся преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель чсловекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде личности и индивидуальности Известен также своими трудами в области чувственного восприятия, исследованиями по психологии общения, проблемам восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны и др

АНАРТРИЯ(отгреч foarthrAi – нечленораздельный, невнятный) – нарушение артикуляции, приводящее к тяжелому расстройству членораздельной речи Обычно возникает вследствие поражения мышц или нервов, участвующих в произношении (см Дизартрия)

АНГЛИЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА – школа в этнографии (культурной энтропологии), развивавшая идеи эволюции применительно к культуре и сознанию (Э Б Тайлор, Дж Дж Фрэзер и др ) При интерпретации явлений «первобытной культуры» (обычаев, верований, искусства, нравственности ипр т н примитивных народов, т е народов, стоящих на низкой ступени общественного развития), А а ш пришла к выводу о принципиальном тождестве психических процессов (в частности, «операций ума») у первобытных людей и у современного человека Наличие в первобытном сознании не свойственных развитому современному сознанию анимистических представлений А а ш объясняла «неправильным применением» имеющихся и у современного человека мыслительных риемов (ассоциации идей, принципа причинности, аиало! ии и др ) в условиях ограниченного опыта первобытных людей

Последующие исследования (в т ч постоянного оппонента А а ш – французской социологической школы, а также отечественных психологов и этнографов) показали, что в А а ш «переоценили» умственные способности первобытных людей и что процессы мышления подчиняются в первобытном сознании иным законам (во французской социологической школе, напр , говорили о «законе партиципацчи») Вместе с тем А а ш справедливо защищала идеи единства человечества, возможности сравнения культур независимо от географических, расовых и лр различий и внесла свой вклад в практику этнографических и культурно-исторических сравнительных исследований

АНДРОФИЛИЯ – см Гомосексуа-чизм

АНШЭЙКОНИЯ – см Оптическая система глаза

АНИМАТИЗМ (от лат ammatvs – одушевленный) – представление о безличной неперсонифицируемой, сверхъес-гсствепной силе, действующей и природе и влияющей на саму жизнь, ее условия {напр , урожай), успешность деятельности человека {напр , успех в охоте войне) А присущ всем религиям и исторически, возможно, представляет собой одну из первых попыток осмысления мира В некоторых отношениях А имеет общие черты с гило-тизмом и панпсихизмом Однако бли-юсть эта скорее ассоциативная, чем содержательная различий между ними гораздо больше, чем сходства Гилозоизм (от греч /м'/? – материя и zof » жизнь) – философское учение об одушевленности всей материи (т е ее способности к ощущениям и мышлению)

АНИМИЗМ – мировоззрение, в котором неживые (с точки зрения современной науки) объекты рассматриваются как *иные Детский А – склонность детей пщнивать неживые объекты как живые Американский психолог М Берзопски, ис-и[сдуя ответы детей 5-, 6- и 7-летнего воз-ji.it га на вопросы о неживых объектах, и пораженных па картинках, пришел к следующим результатам 1) анимистическое отношение к предмету усиливается, если предмет изображен движущимся, а не неподвижным напр , летящий в небе шар чаще воспринимается живым, чем тот же шар, но лежащий на земле, 2) больше bcci о анимистических суждений дали 5-летние дети, тогда как 7-летние вообще не дали анимистических ответов, 3) половые различия в детском А не обнаружены Бер-зонски рассматривает способность различать живые и неживые объекты как веху на линии социально-когнитивного развития

АНКЕТНЫЙ ОПРОС – один из двух основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений оценок, поведения А о широко используется в социологии, психологии, педагогике, др областях науки и практики (напр , в профилактической медицине для широкомасштабного выявления лиц с риском заболевания ишемической болезнью сердца)

Существенной особенностью А о является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т е «отвечающим», от лат ri - spamare– отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы

Анкета (синонимы вопросник, опросник, опросный лист) – разрабатываемый исследователем инструментарий А о, включающий а) указание организации, проводящей А о , и ei о цели, б) инструкцию по заполнению анкеты, в) формулировки вопросов и (часто, но не обязательно) возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящий Содержание вопросов, их число, способ ответа (свободные ответы, ограниченный или неограниченный выбор из предлагаемого списка) зависят от цели А о и его адресата Объем анкеты варьирует от 2 – 3 до нескольких десятков и даже сотен вопросов Анкеты малого объема линейны по структуре респондент последовательно переходит от одного вопроса к другому Болъшиеанке-ты нередко имеют разветвленную структуру специальные вопросы-фильтры позволяют респонденту пропускать те группы вопросов, которые к нему не относятся, что экономит время и повышает качество получаемой информации

В зависимости от числа одновременно опрашиваемых А о может быть групповым или индивидуальным По процедуре А а может бы гь очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты может присутствовать при заполнении) или заочным Из заочных форм чаще прибегают к почтовому А о (рассылка н возвращение анкет по почте) и прессовому А о (респонденты вырезают опубликованную в периодическом издании анкету, заполняют н отсылают исследователю) Кроме того, А о может быть анонимным или персонифицированным (первый побуждает респондента к большей откровенности)

Надежность данных А о зависит от множества факторов, в числе которых

1)распространенность А о в обществе,

2)правильный выбор адресата, 3) умение мотивировать респондента, 4) соответствие анкетных вопросов цели и задачам исследования (при этом вопросы, стоящие перед исследователем должны быть переформулированы в те, которые он предлагает респонденту) 5) соблюдение правил построения опросника учитывающих эффект научения (вначале помещают относительно простые фактологические вопросы, затем – касающиеся мнений н оценок и вновь простые, обычно демографического характера, позволяющие получить сведения о респонденте) т н «паспортичка»,

б) понятность указаний по заполнению и возвращению анкеты 7) четкость понятность, доступность формулировок вопросов и ответов, недвусмысленность всех эталонов измерения (по времени, частоте, степени выраженности и пр), 8) полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов, 9) использование разных типов вопросов – открытых и закрытых, прямых и косвенных, личных и безличных, вопросов-фильтров контрольных, 10) отсутствие намеков на желаемый ответ Надежность результатов А о проверяется повторением процедуры на той же группе или использованием других методик – анализом документов, наблюдением, опросом экспертов и т д

К достоинствам А о относятся а)сравнительная экономичность, б) возможность охвата больших групп исследуемых,

в) применимость к самым различным сторонам жизни людей, г) хорошая формализуемость результатов д) минимум влияния исследователя на опрашиваемого А о не свободен от недостатков (самый серьезный – невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения) Кроме того, при заочных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет Дляулучшениявозвратаанкетполь-зуются разными способами мотивирования респондентов предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе, вложением в анкету сувениров (открыток календарей, пр ,), по вторной рассылкой анкет по тем же адре сам, персонифицированными обращениями к респонденту и т д

 

АНТИЦИПАЦИЯ (от лат сти- np & tio – предвосхищаю) – понятие, означающее представление о предмете, явлении результате действия и т п возникающее еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены Внутренне А выражается в способности Ц н с человека предвидеть будущие, предстоящие со бытия Анатомо-физиологической основой А является механизм акцептора действия, описанный известным российским физиологом П К Анохиным Электрофизиологическим проявлением А служит волна ожидания Г Уолтера (Е-волна) – медленное негативное колебание, предшествующее предъявляемому стимулу, преимущественно выраженное в лобно-центральных отделах коры В психологии мышления А обозначает представление в сознании человека в схематической форме ответа на какую-либо проблему еще до того , как она будет реально решена

АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч роА – человек и g & nesiA – происхождение) – происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo) в органическом психическом и социокультурном отношении.

Древнейшие люди произошли в начале четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода австралопитеков Основными предпосылками А , вероятно, являются высокий уровень развития рецепторных систем (при преобладании зрения над обонянием), двигательных способностей, особенно конечностей (исключительная подвижность кистей рук,

в частности пальцев), и в связи с этим – головного мозга и психической деятельности, а также высокий уровень группового поведения и различных форм общения идр

Предполагают, что предки рода Человек перешли к наземному образу жизни и двуногому хождению (бипедия), в связи с чем передние конечности освободились от функции передвижения, но приобрели множество др функций, развитие которых тесно связано с антропогенезом Манипулирование превратилось из дополнитель ной в основную их функцию, что обеспечило мощное развитие орудийных действий На этой основе зародились первые, еще очень примитивные, но уже специфически человеческие трудовые действия характеризующиеся применением специально из-i отселенных орудий труда Совместный (руд породил первые общественные отношения, а затем и членораздельную речь и сознание, оказавшее обратное влияние на процесс становления человека современ него вида А представляет собой небывалый в истории органического мира качественный скачок из биологической сферы развития в социокультурную

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч itnthropoA – человек и morphk – вид, образ) – приписывание специфических (.войств человека тому, кто или что им не является, – силам природы, растениям, животным, богам Для анимистического мировоззрения характерен А в отношении t ил природы растений и животных (тоте-мичм) Божества в античных религиях имени человеческий облик и обладали психическими свойствами человека (напр , сомнение, гнев самолюбие)

С резкой критикой А в понимании психики животных выступали бихевиори- i ты, рефлексологи и представители Павловской школы.

 

АПАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ-

lm Синдромы психопатологические

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат ad – к и I ' t rceptio – воспринимаю) – свойство психики человека, выражающее завися мость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субьекта от общего содержания направленности и др. личностных особенностей его психичсской деятельности.Термин «А » ввел в науку Г Лейбниц Он впервые разделил перцепцию и А , понимая под первой ступень примитивной, смутной презентации какого-либо содер* жания («многого в едином»), а под А – ступень ясного и отчетливого, осознанного видения душой этого воспринятого ен> содержания и овладения последним А , по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания После Г Лейбница понятие А развивалось в основном в русле немецкой философии (И Кант, И Гербарт, В Вупдт и др ) При всех различиях в понимании А Представители идеалистической философии н психологии считают ее проявлением имманентно развивающейся внутренней спонтанной активности души и источником единого потока сознания И Кант, не ограничивая А подобно Г Лейбницу, высшей ступенью познания считал, что А обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А И Гербарт ввел понятие А в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений – предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой В Вундт, превративший А в универсальный объяснительный принцип, считал, что она является началом всей психической жизни человека, «особой психической причинностью, внутренней психической силой», детерминирующей поведение личности

Представители геиападътпсихологии сводили А к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям

АПРАКСИН (от греч а – отрицат частица и ргАхк, – действие) – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга А. может быть следствием элементарных расстройств движений (парезов, параличей и т п ), расстройств чувствительности нарушений речи препятствующих пониманию задания, психического заболевания Форма А зависит от локализации поражения

Согласно классификации А Р Лурия, существуют четыре основные формы А, каждая из которых обусловлена нарушением определенного звена функциональной системы, лежащей в основе произвольных движений и действий.

При поражении постцентралъных отделов коры головного мозга возникает ки-тстезнческая А., при которой происходит распад нужного набора движений (особенно при отсутствии зрительной опоры) вследствие нарушения кинестеэического анализа и синтеза.

При поражении затылочно-теменных отделов коры головного мозга вследствие нарушений ориентировки в пространстве, симультанного анализа и синтеза возникает пространственвая А. (или т. н. конструктивная А.), при которой страдает зрительно-пространственная организация двигательного акта. В этих случаях бывают максимально затруднены движения, осуществляемые в разных пространственных плоскостях, решение различных задач на конструктивный праксис.

При поражении коры премоторных отделов мозга вследствие нарушения кинетической организации произвольного двигательного акта, распада «кинетической мелодии» движения возникает кинетическая, или динамическая, форма А. Данная форма А. характеризуется затруднениями в выполнении серии последовательных двигательных актов, лежапднх в основе различных двигательных навыков, появлением двигательных персевераций (см. Персе-аераиия)

Поражение префровтальных отделов коры больших полушарий ведет к нарушению высших регуляторных механизмов, лежащих в основе произвольных двигательных актов, – к нарушениям их программирования и контроля. В этих случаях возникает «лобная», регуляторная А., когда у больных нарушается подчинение движений заданной программе (сформулированной в виде инструкции или самоинструкции), страдает речевая регуляция произвольных движений и действий, появляются сложные персеверации и эхопраксии (см.). Больной не осознает ошибочности своих движений.

Особую форму нарушений произвольных движений и действий составляет апрактоагвюия, возникающая при поражении геменно-затылочных отделов коры больших полушарий, при которой сочетаются зрительные пространственные нарушения (зрительная пространственная агнозия, см. А гназия) и двигательные расстройства в виде пространственной или конструктивной формы А.

В специальную форму выделяют также оральную А., при которой нарушается ки-нестезическая основа речевых движений. Эта форма А, проявляется в пробах на повторение показанных движений губ и языка или же при воспроизведении речевых движений по инструкции. Данная форма А, лежит в основе афферентной моторной афазии (см. Афазия) и возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей).

АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 до н. э.) -величайший древнегреческий философ, впервые давший «функциональное» определение души (душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функции, суть и цель живого тела), автор первого специального произведения о душе, в котором он систематизировал имевшиеся в то время взгляды на душу и психические процессы и обосновал свои идеи о трех «ступенях» души: растительной, животной и разумной (человеческой). В отличие от первых двух разумная душа божественна по происхождению и отделима от тела. Учение А. о душе и закономерностях познавательных и аффективно-волевых процессов вплоть до XVII в. являлось основой для тех, кто изучал проблемы души, и было ассимилировано последующими научными исследованиями психики.

АРТЕФАКТ (от лат. drtefuctwn – искусственно сделанное) – эффект в эксперименте, возникающий вследствие дефектов методики проведения опыта. Так, в психологических экспериментах А, являются моменты внушения испытуемому тех или иных показаний, в электрофизиологии – токи от помех и т. п.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!