ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ.



СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД

 

Практика рассмотрения культуры как организации представлений, знаний, упорядочения знаков, значений в символической форме сложилась в культурной ант­ропологии примерно к 60-м гг. XX в. Это теоретичес­кое направление объединяется поиском общих прин­ципов культурного упорядочения человеческого опыта существования, совместной жизни, понимаемого как построение знаковых и символических систем. Оно несет на себе существенный отпечаток идей структур­ной лингвистики, семиологии (теория знаков) и семан­тики (теорий значений). Исследования в рамках этого направления связаны с анализом семантических куль­турных порядков, будь то семейные отношения, мифо­логические структуры или «естественные» классифи­кации различных областей реальности («этноботани­ка», «этнозоология» и т. п.). Основные имена, связанные с этим направлением, — К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида.

Представленные таким образом явления культуры объясняются по аналогии с феноменами языка через обнаружение идеациональных кодов, стоящих за вос­принимаемыми культурными порядками. При этом язык в лингвистическом понимании рассматривается как один из многих — хотя и имеющий первостепен­ную важность — кодов культурной информации.

 С точки зрения исследования проблемы «общее — специфичное» в культурах следует отметить, что в рамках этого направления основной теоретический акцент помещен не на уникальность культур, но на поиск универсальных способов их внутренней органи­зации. Этот акцент связан с успехами в лингвистике, где выявление универсальной грамматики, стоящей за поверхностью синтаксического разнообразия, было признано классическим открытием двадцатого столетия.

Интерес к поиску универсалий в сфере языкового поведения распространился на более широкую сферу культурно-антропологических исследований. Вопрос о том, имеются ли в нелингвистических областях куль­туры образцы универсалий, аналогичные существую­щим в языке, считается здесь весьма актуальным.

Однако само по себе их обнаружение не представ­ляет сколь бы то ни было существенного интереса для понимания как человеческой природы, так и культур­ных феноменов. Ибо просто констатация существова­ния таких универсалий не проясняет вопроса о том, в какой степени они отражают генетическую запрограм­мированность человеческого знакового поведения, с одной стороны, и возможности его структурных изме­нений — с другой. Поэтому в рамках рассматриваемо­го подхода методологическим императивом считается постоянная верификация представлений человека о своем окружении путем их сопоставления с данными о человеческой психике.

Культура в рамках структурализма рассматрива­ется как разделяемая система символов, кумулятивное порождение разума. При этом в качестве исходного допущения принимается представление об инвариан­тности во времени психических принципов, составля­ющих основу трансформации внешних стимулов и внутрииндивидуальных импульсов в устойчивые сим­волические формы, пригодные для обмена в процес­сах социального взаимодействия. Это допущение име­ет важные познавательные следствия для изучения культурного многообразия, с одной стороны, и куль­турной динамики — с другой. В отношении первого вопроса в рамках структурализма принято считать, что существующие в настоящее время различные виды культур нельзя упорядочивать с точки зрения единой шкалы развития. Они представляют собой вариации реализации возможностей, обусловленные наложени­ем различных конфигураций, комбинаций этих психи­ческих принципов на неоднородный «природный ма­териал». В отношении второго вопроса структуралис­ты полагают, что физический мир, в котором живет человек, обеспечивает «сырье», перерабатываемое уни­версальными психическими трансформационными (преобразующими) механизмами во внешне различные, но принципиально структурно сходные объекты (арте­факты). Следовательно, динамика культуры обусловле­на постоянной трансформацией внешних и внутрилич-ностных стимулов в единицы восприятия; сортировкой этих единиц по значимости; преобразованием их во внутренние концепты, а затем в символические фор­мы; сравнением их с другими символическими форма­ми, ведущим либо к подтверждению, либо к измене­нию существующих культурных порядков.

Определение культуры через символическую ак­тивность высвечивает в качестве предмета исследова­ния операции, которые придают сложным феноменам человеческой жизнедеятельности свойство коммуницируемости. Считается, что это свойство приобретается ими благодаря способности человека отбирать и свя­зывать друг с другом элементы непосредственного опыта, относящиеся к его различным уровням.

Ниже будут представлены основные схемы транс­формаций непосредственных связей человека с окру­жением, непосредственных переживаний в определен­ные культурные порядки.

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!