ДИНАМИЧЕСКОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОЛЕ КУЛЬТУРЫ
В предыдущем разделе были представлены два основных класса фундаментальных областей порождения культурных феноменов. Во-первых, была выделена необходимость удовлетворения потребностей и запросов, связанная с формированием функциональных единиц и объединяющих их систем социального взаимодействия. Во-вторых, рассматривалась необходимость трансформации социально значимых стимулов и переживаний в идеациональные единицы, объединяющиеся в определенные символические языки и порядки. Однако речь шла лишь о механизмах порождения единиц обоих классов и о представленности в культуре этих систем и порядков. Вопросы о том, как, раз возникнув, такие единицы становятся культурным фактом, затем, как они объединяются в устойчивые культурные образования, каковы механизмы их существования и т. п., не затрагивались.
В данном разделе речь пойдет о том, что составляет основу культурной среды, порождающей, поддерживающей, изменяющей искусственные объекты, о механизмах, с помощью которых они существуют, функционируют, транслируются от поколения к поколению. Короче говоря, будут рассмотрены процессы культурной коммуникации, обмена культурной информацией в ситуациях социального взаимодействия. Культурная коммуникация будет представлена в двух её важнейших аспектах. Вначале будут рассмотрены структуры и динамика обмена информацией в процессах совместной деятельности людей. Соответственно коммуникативные связи представляются как динамическое поле существования и трансформаций функциональных и символических объектов. Затем будут проанализированы способы освоения индивидом его культурной среды, то есть механизмы трансляции культурной информации, действующие при контактах индивида с другими людьми и объектами культуры. В этой связи центральными категориями, представляющими такого рода процессы, являются понятия социализации и инкультурации.
|
|
Глава 5
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СИМВОЛИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
Психологическая антропология — это дисциплина, в рамках которой изучается, каким образом индивидуум приобретает культурные навыки, культурную компетентность и как происходит обмен культурной информацией в процессах социального взаимодействия. Эта область познания объединяет элементы биологии, психологии, психиатрии, социологии, лингвистики, на базе которых осуществляется как отбор, так и интерпретация данных.
На протяжении всего XX в. психологическая антропология двигалась по пути формирования эмпирических обобщений высокого уровня, построения общих гипотетико-дедуктивных теорий. Сложились и требования к подобного рода теориям: они должны объединять индивидуальный и социальный уровни рассмотрения человека и обеспечивать основания для объяснения человеческого поведения в его двойной детерминированности — врожденными и приобретенными в обучении факторами, а также для интерпретации личностных проявлений с точки зрения окружающих её и освоенных ею культурных форм. При этом можно заметить, что модели объяснения тяготеют к одному из двух полюсов: либо к психологическому с акцентом на связь психических и индивидуальных характеристик с культурными феноменами, либо к социальному, где основное внимание уделяется непосредственным культурным контекстам социального взаимодействия. Соотношение этих двух тенденций и будет представлено ниже. Вначале речь пойдет о когнитивистской области психологической антропологии в связи с обсуждением вопроса о том, как функциональный и символический уровни культуры поддерживаются благодаря культурной коммуникации. Соответственно предметом рассмотрения становятся способы, с помощью которых в поведении индивидов выражается то, что можно определить как факты культуры, культурных изменений, культурного разнообразия. Рассмотрение индивидуального поведения в процессах социального взаимодействия как микроуровня, на котором определяются классы явлений, составляющих параметры макрофеноменов, позволяет перейти от описания «психологических коррелятов» культуры к объяснению формирования и существования устойчивых культурных образований.
|
|
|
|
Будет представлено и другое направление, где решается еще одна центральная задача психологической антропологии: выяснение природы взаимозависимости между личностными характеристиками людей и чертами их культуры, рассмотрение процессов становления личности, социализации.
Вначале речь пойдет о социокультурной среде, создаваемой социальным взаимодействием, условий, в которых люди порождают и используют функциональные символические единицы, условий, которые повышают стабильность социальных и культурных систем и в то же время обеспечивают нововведения в них.
Исследование процессов социокультурного взаимодействия на уровне малых групп, организационных структур, на непосредственном межиндивидуальном уровне продолжалось на протяжении всего XX в. В 30 — 40 гг. XX в. выделилось специальное направление изучения групповой динамики, где основным предметом интереса были формальные аспекты обмена информацией в процессе выработки решения в малых экспериментальных группах. Это направление дало интересные результаты, прояснившие зависимости скорости и точности информационных обменов от количественного состава группы, её внутренней дифференциации, структуры. С этими же характеристиками соотносилось качество процессов и результатов выработки решений. Значительный вклад в изучение социального взаимодействия внесли исследования Чикагской школы, обращенные на неформальные группы общения низших классов в условиях крупных городов. В рамках этого направления рассматривались такие вопросы, как поддержание границ группы по отношению к «другим», групповая солидарность, распределение ролей, лидерство, идентификация в группе.
|
|
Продолжался также сбор традиционно этнографического материала. Исследователи накапливали результаты наблюдений о коммуникации в различных структурно разных культурах, о содержательных характеристиках поведения людей в различных социально значимых ситуациях, о связи между социальными позициями людей и стилем их поведения по отношению друг к другу. Значимость этого типа исследований продолжала возрастать на протяжении всего XX в. по мере расширения межкультурных контактов с увеличением влияния транснациональных корпораций, изменениями на уровне международной политики, интенсификацией миграционных процессов.
Сильным стимулом в развитии научных представлений о влиянии символических структур на членов общества стали исследования в области массовой коммуникации и массовой культуры. Результаты такого рода исследований позволили установить зависимости между предпочтениями источников информации, характеристиками этих источников и внутренней дифференциацией аудитории; между применяемыми коммуникатором (источником информации) средствами воздействия на аудиторию и изменениями в её отношениях к освещаемой теме в сообщениях. Многое прояснилось относительно распространения и степени устойчивости символических структур, их влияния на поведение людей. Во всяком случае, работы подобного характера позволили показать наличие глубоких зазоров между тем, что люди говорят, и тем, что они делают, а также между условным миром символов и рутинной областью обыденной жизни.
Постепенно экспериментальный и полевой уровни исследований непосредственных социальных взаимодействий сближались. Это стало особенно очевидным в конце 60 —70-х гг. XX в. с развитием этнометодологических и феноменологических исследований естественной речевой коммуникации между людьми. Их результаты позволили сформулировать и проверить ряд интересных гипотез о культурных порядках, характерных для повседневной жизни людей, для сетей межличностных отношений, и выделить общие факторы и механизмы, обусловливающие воспроизведение порядков.
Совокупность всех этих и ряда других, смежных (например, изучение общественного мнения, коммуникация в организациях и др.) или более частных (например, социометрия), направлений исследования обусловила формирование особой области исследования, которую можно назвать сферой социальной и культурной коммуникации. Этот уровень исследования постепенно отслоился от концепции социального взаимодействия как её составляющая. Он связан с изучением социальной активности людей, направленной не столько на жизнеобеспечение или формирование предметной среды, сколько на воспроизведение общественных отношений в процессе обмена информацией и культурных форм такого обмена. Тематика исследований такого рода к настоящему времени приобрела следующие ориентации:
§ изучение осознанных, имеющих культурную форму выражения, и неосознаваемых, невольно проявляемых представлений, распространенных у большинства носителей определенной культуры;
§ изучение осознанных представлений и неосознанных побуждений, разделяемых членами общества и управляющих их действиями в дифференциальных организованных группах и неорганизованных коллективах (толпа) в определенных социально значимых ситуациях;
§ изучение структур социокультурной коммуникации, соответствующих различным социально значимым ситуациям, субкультурам и специфичным культурам.
Общая концепция коммуникации
Процессы и структуры социокультурной коммуникации будут рассмотрены с позиций когнитивной ветви психологической антропологии. Здесь изучаются социально значимые разделяемые представления, идеи, распространенные в определенной группе, общности, культуре. На основе анализа материалов, связанных с различными индивидуальными и групповыми (семья, локальная общность) носителями таких представлений, с различными типами культур («примитивные», «цивилизованные», «бесписьменные», «городские», «индустриальные» и т. п.), выстраиваются модели определенных когнитивных (познавательных) структур, базирующихся на антропологически универсальных принципах, порождающихся и воспроизводящихся в коммуникативных процессах. Следует подчеркнуть, что в отличие от психологии, где объектом изучения является психика как таковая, здесь центральное внимание уделяется личности в среде. Предмет исследования — модели поведения личности в ситуациях социального взаимодействия — позволяет рассматривать личность и её культурное окружение одновременно. Главная тема исследовательской работы связана с выявлением закономерностей использования индивидами стандартных образцов поведения, отношений, суждений в организации коммуникативных процессов в типичных ситуациях социального взаимодействия.
Такие ситуации рассматриваются в когнитивистских терминах с трех основных точек зрения: условия, взаимосвязи, выразительные средства коммуникации.
Коммуникативные процессы играют в социокультурной жизни ключевую роль. Именно в ходе социального взаимодействия и сопровождающего его информационного обмена порождаются разделяемые представления и их символические объективации. В этих процессах складываются и приобретают видимые устойчивые культурные формы социокультурные функции и их структурное воплощение: образцы взаимодействия и поведения, ценности, нормы, институты. Это среда для поддержания и трансляции разделяемого культурного опыта в закрепляющем его знаковом, поведенческом, организационном выражении. Но это также поле для индивидуального и группового экспериментирования культурными элементами, область порождения и распространения культурных изменений, где культурными фактами становятся те объекты функционального и символического содержания, о которых говорилось в двух предыдущих разделах.
При изучении такого рода феноменов принято различать межличностные и межгрупповые процессы коммуникации. «На одном полюсе... находится взаимодействие двух и более индивидов, полностью детерминированное их межличностными связями и индивидуальными характеристиками и полностью независимое от групп и культурных категорий, к которым они принадлежат. Другому полюсу соответствует взамодействие между двумя или более индивидами (или группами индивидов), полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам и категориям и независимое от межиндивидуальных личностных связей»[63]. Разумеется, здесь подразумеваются идеально-типические конструкции, не имеющие полных аналогов в реальности. Однако такая идеализация помогает более четко идентифицировать акцент в организации коммуникативных ситуаций. Хотя следует подчеркнуть, что в обоих случаях речь идет о взаимодействии только между индивидами, ибо помимо него невозможны никакие межгрупповые контакты.
Межиндивидуальная коммуникация любого типа рассматривается как процесс, регулируемый определенными социокультурными закономерностями, с одной стороны, и культурно установленными правилами — с другой. Этот принцип рассмотрения предмета нашел отражение в терминах «трансакция» и «трансакциональный». Они используются для обозначения этих двух важных аспектов коммуникации. Во-первых, подразумевается, что отбор и использование информации участниками взаимодействия происходят под влиянием как внешних воздействий (стимулов), так и внутренних состояний. Во-вторых, предполагается, что в ходе коммуникации люди оказывают влияние на поведение друг друга. Таким образом, трансакциональный подход к коммуникативным процессам базируется на допущении, что в их ходе люди постоянно предлагают друг другу собственные определения ситуации и своего места в ней, а также реагируют на аналогичные определения партнеров. Преимущество такого подхода к коммуникации состоит в преимущественном внимании к тому, что происходит между участниками, а не их внутренние состояния; механизмы социального взаимодействия. Следует подробнее остановиться на каждом из этих аспектов.
Внешние детерминанты коммуникативных процессов. Принято выделять четыре измерения социальных отношений, которые представляются универсальными, то есть существующими во всех культурах и определяющими социальное взаимодействие:
§ ассоциация диссоциация (объединение — разъединение); ассоциирующее поведение включает в себя готовность к помощи поддержке, кооперации; диссоциирующее поведение предполагает борьбу или игнорирование другого;
§ господство — подчинение (суперординация — субординация); поведение господства включает в себя критичность, стремление распоряжаться; поведение подчинения предполагает просьбы о помощи, стремление соглашаться и слушаться;
§ интимность — формальность; интимное поведение включает в себя стремление раскрыть себя, выразить эмоции, вступить в тактильный контакт; формальное поведение предполагает сведение действий к внешним стереотипным, эмоционально нейтральным проявлениям;
§ открытость — скрытность; открытое поведение является видимым, наблюдаемым для других; закрытость (скрытность) предполагает минимизацию внешних проявлений[64].
Исследования свидетельствуют о том, что такие характеристики поведения как афилиация (объединение, ассоциация) и доминирование (господство), представляющие собой социально-структурные универсалии, не претерпели видимых изменений своего места в культуре в течение последних трех тысяч лет. Интимность и открытость, будучи связующими универсалиями, подверглись значительным изменениям как структурного (место в культуре), так и содержательного (способы и интенсивность проявления) характера. В этом пространстве социальных отношений обычно и исследуются коммуникативные процессы.
Теперь следует выделить те функции, которые должны реализоваться, чтобы такие процессы осуществлялись. Чаще всего имеется в виду следующий их набор: трансляция межличностных установок; выражение эмоциональных состояний; регулирование беседы, обмена информацией и ритуалами; регуляция самопрезентации. Все эти функции можно объединить общей категорией, характеризующей ситуацию взаимодействия и отличающей её от ситуации случайного столкновения людей, — «межличностная синхронизация». Эта категория характеризует постепенное сближение ритмов вербальных и невербальных проявлений у участников взаимодействия. Такая синхронизация становится основой для структурирования процесса, придания ему культурно стереотипизированной формы.
При рассмотрении невербального аспекта стереотипизации выделяются измерения, устанавливающие её границы: индивидуальность — коммунальность, доступность — недоступность, которые управляют использованием смешанных невербальных сигналов. Динамические характеристики синхронизации поведения в этих измерениях определяются набором допущений, позволяющих систематическим образом подойти к формированию границ ситуаций взаимодействия:
— в процессе взаимодействия намерения и активность его участников разнонаправлены, что подразумевает возникновение различных напряжений, связанных с их рассогласованностью;
— эти разнонаправленные намерения и действия в системе социального взаимодействия помогают определению друг друга и поля возможных согласований;
— связи между актами и намерениями участников взаимодействия носят динамический характер — изменения возникают в зависимости от времени и обстоятельств.
Таким образом, формируются основания для дифференциации коммуникативных процессов, определяющей сложность структуры коммуникативной системы в обществе. Менее дифференцированная система имеет относительно однородную структуру коммуникативных единиц; более дифференцированную систему характеризует многообразие структур и ситуаций социальной коммуникации.
С увеличением степени дифференциации растет специализация типов активности участников коммуникативных процессов и разделение психологических их аспектов, например, познание отделяется от аффектов и поведения. Когнитивная (познавательная) активность, базирующаяся на увеличивающейся дифференциации, характеризуется относительной независимостью от непосредственного опыта, более низким уровням дифференциации соответствует «полевая зависимость» индивидов. В первом случае предполагается дифференцированный и аналитический тип мышления; во втором — диффузные общие представления.
Внутриличностные детерминанты коммуникативных процессов. Культурные факторы, проявляющиеся в ситуациях обмена информацией, влияют на коммуникативные побуждения (интенции) участников взаимодействия и их понимание себя, друг друга и ситуации. Побуждения определяются как предписания коммуникативного поведения, задаваемые участниками в конкретных ситуациях самим себе. Понимание предполагает способность в этом контексте описать, предсказать и объяснить внешние стимулы, включая поведение других. Понимание находится в отношении обратной связи с культурными когнитивными процессами, то есть приращение знания об элементах ситуации и их зависимостях проясняет для участников значение и смысл того, что в ней происходит.
Итак, основу коммуникации составляют стремление к пониманию того, что происходит, привычки, познавательные или эмоциональные побуждения.
Говоря о дифференциации межличностных и внутриличностных аспектов коммуникативных процессов в культуре, можно выделить некоторые важные определяющие её факторы. Во-первых, разнородность когнитивных моделей переработки информации: предпочтительных стратегий убеждения, стилей регулирования напряженности, самоощущений, эмоций, привычек. Во-вторых, несходство норм, правил, ролей; использования языка; сред взаимодействия (пространства, включая территориальность, приватность, скученность); коммуникативных затруднений, навыков, облегчающих коммуникацию. В-третьих, разноплановость осознанных и неосознаваемых компонент коммуникации. Осознаваемая их часть связана с построением участниками стратегий поведения, рациональным определением целей и результатов процессов, оценкой их эффективности. Неосознаваемая часть обусловлена стереотипными, автоматическими элементами поведения; бессознательными побуждениями участников; незамечаемыми ситуативными факторами.
Благодаря такому структурному представлению о коммуникативных процессах можно ставить вопрос об изучении формирования культурных образцов, или конфигураций (patterning, pattern formation), то есть образования устойчивых форм взаимодействия, включающих соответствующие наборы стереотипов поведения, отношений, действий, суждений и т. п. Начиная с Р. Бенедикт эта тема занимает важное место в культурной антропологии. Такое формирование осуществляется в процессах социального взаимодействия, главным образом на групповом уровне, хотя возможны конфигурации поведения, порождаемые и благодаря множественным случайным столкновениям людей. В таком контексте складываются привычные формы активности, облегчающие людям в определенных ситуациях, требующих совместных действий, вход, выход и адекватные действия; позволяющие им экономить усилия благодаря тому, что они могут пользоваться уже заученными стереотипами. Предполагается, что освоение таких образцов является фактором, формирующим способы чувствования, мышления, действия личности, её устойчивые структурные составляющие, такие как черты характера, преимущественные эмоциональные состояния, интеллектуальная предрасположенность по отношению к оценке внешних событий и т. п.
Коммуникативное поведение и его культурно установленные образцы, формы имеют символическое выражение. Символ, как уже отмечалось, означает специально используемое выразительное средство, замещающее или представляющее социально значимый реальный феномен. При этом следует особо подчеркнуть его конвенциональную, коммуникативную природу. Не существует естественных связей между символом и референтом — эти связи искусственны, относительны и варьируются от культуры к культуре, от группы к группе.
Далее все эти общие представления о коммуникативных процессах будут развернуты более подробно и в динамическом аспекте. Сейчас же следует сделать одно важное замечание методологического свойства. Интерпретация и объяснение удач и неудач межличностных контактов, предсказание того, приведут ли определенные коммуникативные процессы к изменениям или сохранению социокультурных стереотипов, зависят от исследовательского акцента на социологическом или психологическом видениях ситуации. В обоих случаях принимается во внимание, что социальное взаимодействие и коммуникация протекают по некоторым культурным правилам. Однако социологическая интерпретация эффективнее тогда, когда исследователь имеет дело с субъектами взаимодействия — представителями одной культуры или социокультурной группы, осведомленными о содержании этих правил. Психологический акцент более уместен там, где речь идет о взаимодействии людей, не разделяющих общих правил, то есть ситуациях, где каждый из участников руководствуется собственными правилами.
Субъекты социокультурной коммуникации
«Я-концепция». Рассматривая коммуникативные процессы как динамичную социокультурную среду, благоприятную для порождения и распространения различного рода вариаций, отклонений, изменений образцов поведения, деятельности, взаимодействия, важно принимать во внимание, что единственным источником всех этих порождений являются люди, находящиеся в разного рода отношениях друг с другом. Соответственно необходимо иметь концептуальную представленность индивида в этих процессах, которая теоретически позволила бы дифференцировать их в соответствии с выделением индивидуальных вкладов их участников. Среди таких теоретических конструктов представление людей о себе, или «я-концепция», занимают значимое место. «Я-концепция» предполагает, что у индивида существует некое внутриличностное ядро — «я», — отбирающее и интегрирующее значимую и отбрасывающее незначимую для него информацию.
Под понятием «я» подразумевается системообразующее начало в отношениях индивида с окружением. Оно используется для самообозначения отдельного, индивидуального лица, но не «личности» или набора факторов, составляющих личность. Понятие «я» обычно подразделяется на два значения: номинативное — «я» как субъект и аккузативное — «я» как объект. «Я» как объект включает в себя идеи «я» как социального объекта для других и «я» как социального (и психологического) объекта для себя.
Личностная идентичность. Эти представления формируются у индивида по мере его участия в различных социальных группах.
Социальной группой называется двое или более индивидов, разделяющих общие интересы, культурные ценности и идентификацию, воспринимающих себя носителями сходных отношений к окружению и т. п. Когда к индивидам приходит осознание принадлежности к одной или нескольким социальным группам, начинает формироваться их социальная (культурная) идентичность. Социальная идентичность определяется как та часть индивидуальной «я-концепции», то есть представления человека о себе, которая является производной знания о принадлежности к социальной группе, а также ценностной и эмоциональной значимости такой принадлежности. Часть «я-концепции», не объясняемая социальной идентичностью, называется личной идентичностью. Целесообразно также проводить различие между публичным «я» и приватным «я». Приватное «я» есть часть «я-концепции», известная только самому индивиду, тогда как публичное «я» известно другим.
Когда в коммуникативном процессе доминирует социальная идентификация, можно говорить о межгрупповой коммуникации. Соответственно для межгруппового поведения в отличие от межличностного характерно то, что тип контроля здесь — это социальные нормы, групповые ценности и стереотипы поведения, а не личностные предпочтения и эмоции.
Индивидуалистический взгляд на «я» предполагает, что это самодовлеющее единство, существующее вне зависимости от групп принадлежности. На это, например, обращает внимание К. Гирц, говоря о понимании личности в западной культуре «как имеющей границы, уникальном, более или менее интегрированном мотивационном и когнитивном универсуме, динамическом центре познания, эмоций, суждений и действий, организованных в выделенную целостность, противопоставляющую себя другим подобным целостностям, а также социальным и природным основаниям»[65]. В индивидуалистических представлениях самоактуализация и самореализация, самоуважение через личные достижения являются значимыми личностными целями. При коллективистских ориентациях этот концепт также существует, однако обозначает иной универсум, где самоощущение индивида базируется на социальной оценке его места в системе межгрупповых и межличностных отношений.
Лицо. В исследовании коммуникативных процессов выделяется еще один концепт, характеризующий индивидуальную специфику человека в его отношениях с другими. Это концепция «лица», которая в том или ином выражении встречается практически в каждой культуре. Она обозначает «публичный я-образ», который стремится утвердить индивид, которым можно наделять, который может быть утерян, за который можно бороться и который может быть дарован. Можно считать его своеобразным культурным знаком «я», размещенным в потоке коммуникации и разделяющим его на адекватные и неадекватные, благоприятные и неблагоприятные для индивида события. Лицо представляет собой проекцию «я» на ситуацию, предполагающую отношения с другими, идентичность, совместно определяемую участниками взаимодействия. Это своеобразный «экран», регулируя «прозрачность» которого, индивид в большей или меньшей степени выражает в коммуникативных процессах свои подлинные черты, мысли, чувства, намерения.
Социальная идентичность. Социальная идентичность определяется как та часть «я-концепции» индивида, которая является производной осознания и оценки им своей принадлежности к социальной группе (или группам). Она базируется на разделяемых социальных представлениях и репрезентациях.
Теоретическая концепция социальной идентичности основывается на допущении о том, что индивиды ищут подтверждения относительно своей групповой принадлежности во взаимодействии с другими. Они сравнивают свою группу с другими группами и взаимодействуют с их членами таким образом, чтобы представить свою группу в благоприятном свете с точки зрения ценимых в обществе параметров (например, экономическая позиция, власть и т. п.). Когда групповая принадлежность воспринимается как социально более ценная, чем пребывание вне группы, у её членов формируется позитивная социальная идентичность.
Существуют эмпирические свидетельства того, что групповая принадлежность важна для определения «я-концепции» более при коллективистских, чем при индивидуалистических культурных ориентациях. Исследования также указывают на то, что акцентирование собственной этнической идентичности скорее свойственно группам меньшинств, нежели основному населению. То же относится и к другим типам групповых идентификаций. Есть также основание полагать, что социальная идентичность значительно важнее для самих членов сообщества, чем для их социального окружения.
Существенное влияние на характер коммуникативного процесса оказывает предрасположенность человека уделять больше внимания своим переживаниям или же ситуации и происходящим в ней событиям. Этот механизм информационного обмена определяет три возможных типа личностных состояний в таком процессе. Во-первых, приватность сходная с концепцией интраверсии. К. Юнга, связанная с повышенным вниманием к внутренним мыслям и чувствам. Во-вторых, публичность, которая, напротив, предполагает представление о себе в связи с другими и аналогично отношению к «я» как к социальному объекту (Дж. Г. Мид). В-третьих, социальная тревожность, обозначающая дискомфорт в присутствии других. Публичность и приватность относятся к процессу самоопределения в процессах социального взаимодействия, тогда как социальная тревожность предполагает ориентацию индивида на коммуникативный процесс как на средство снижения ощущения неопределенности ситуации и своего места в ней.
Механизм регулирования коммуникативного процесса, состоящий в самонаблюдении и самоконтролировании индивида в ответ на сигналы о соответствии поведения социальным нормам и правилам называется «я-мониторингом». Его действие связано с уменьшением неопределенности ситуации.
Представления о других. Социальное познание относится к тому, «как люди думают о людях» и базируется на таких когнитивных процессах, как построение абстракций, выводов, категоризации относительно будущих партнеров по коммуникации. Для различных культур характерны свои основания переработки информации «о других», которые базируются на антропологических принципах познания, но варьируются в зависимости от принятых стандартов.
Они определяют, как отбирается информация о других, как она обобщается и организуется, как комбинируются её противоречивые фрагменты.
В этом отношении значительная роль принадлежит стереотипным представлениям о других. Стереотипы возникают благодаря процессу типологизации и относятся к разделению людей на категории в соответствии с индивидуализирующими элементами (раса, этническая группа, конфессиональная принадлежность, возраст, пол). Они формируются в процессах коммуникации в качестве символических обобщений и становятся социальными тогда, когда конвенционально разделяются большинством членов сообщества. Как показывают исследования, необходимость в таких символах возникает при столкновении с посторонними в гораздо большей степени, чем с хорошо знакомыми. Стереотипные представления о других группах детерминированы, во-первых, степенью знакомства, во-вторых, количеством и качеством контактов с ними. На этой базе складываются предубеждения и этноцетризм, определяющие дискриминационное поведение по отношению к членам других групп.
В коммуникативных процессах стереотипы выполняют ряд специфичных функций:
— стереотипизация предполагает когнитивные ограничения, обусловленные иллюзорной кор-
реляцией между членством в группе и психологическими атрибутами;
— стереотипы влияют на переработку информации в том смысле, что о своей группе более запоминается позитивная информация, а о чужой — негативная;
— стереотипы порождают ожидания (гипотезы) относительно других, и люди стараются найти им подтверждение;
— стереотипы ограничивают коммуникативное поведение других тем, что подтверждает стереотипные представления о них.
Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!