Консультант как преподаватель (учитель)



Эллис рассматривает роль рационально-эмоционально-поведенческого консультанта как роль “авторитетного (но не авторитарного!) и поощряющего преподавателя (учителя), который стремится учить клиентов, как быть собственными наилучшими терапевтами, коль скоро формальные сеансы терапии закончились” (Dryden & Ellis, p. 143). Уже на первом занятии консультанты пробуют объяснить клиентам “азбуку” (АВП-схемы) того, как люди выводят себя из состояния душевного равновесия, а также процесс рационально-эмоционально-поведенческого консультирования (Ellis, 1992a). По мере того, как консультирование продвигается, консультанты не только обсуждают верования клиентов, но и учат их и практикуются с ними в том, как оспаривать собственные верования. Таким образом, в ходе рационально-эмоционально-поведенческого консультирования, каким бы кратким оно ни было, консультанты стремятся дать клиентам понимание, философию и навыки, которыми они могут пользоваться как между занятиями, так и впоследствии.

Консультанты РЭПК как учителя не обращаются со всеми клиентами одинаково. Отдавая себе отчет в том, что люди имеют и сходство, и различия, они варьируют свою убедительность и действенность, объем применяемого домашнего задания и сочетание когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов.

Выявление иррациональных верований и их производных

Консультанты как учителя обнаруживают иррациональные верования клиентов, их должнонанизмы и их производные, например, нагнетание страха. Кроме того, они обучают клиентов, как делать это для самих себя. В отказе от излишней требовательности помогает, если клиенты в состоянии признать, что могут обладать этой характерной чертой. Эллис преподает им свою АВП-систему. В пределах системы АВП иррациональные верования могут быть прослежены когнитивно, эмоционально и поведенчески. Когнитивно иррациональные верования могут быть обнаружены благодаря явным или не выраженным прямо признакам требовательности. В частности, Эллис ищет различные вариации долженствования, которые сигнализируют о должнонанистических абсолютистских верованиях клиентов. Кроме того, он ищет явные и неявные фразы типа “Это ужасно!” и “Я не могу этого вынести”, которые указывают на производные от имеющихся в наличии первичных и вторичных иррациональных верований.

На эмоциональном уровне об иррациональных верованиях сообщают неуместные (неадекватные) чувства. На уровне поведения ключи к иррациональным верованиям предлагают пагубные действия. Иногда когнитивные, эмоциональные и поведенческие ключи очевидны и для консультантов, и для клиентов. В других случаях, хотя это и очевидно для консультантов, клиенты могут сопротивляться признанию этой очевидности. В иных ситуациях клиенты могут придерживаться иррациональных верований едва уловимыми и искусными способами, которые заставляют их казаться естественными (Ellis, 1987). Такие верования могут бросать вызов возможностям консультантов по их обнаружению.

Оспаривание иррациональных верований и их производных

Чтобы все разновидности чрезмерного долженствования и их производные исчезли, недостаточно только признать их. Вместо этого консультанты и клиенты объединяются, чтобы бороться с ними, оспаривая их. Техника дискутирования — наиболее типичный и, возможно, наиболее часто используемый метод РЭПК (Ellis, 1980). Дискутирование включает в себя оспаривание и подвергание сомнению необоснованных гипотез, которых клиенты придерживаются относительно себя, других и мира. В большинстве случаев рационально-эмоционально-поведенческие консультанты быстро ловят клиентов на нескольких центральных иррациональных идеях и их производных, которые затем подвергают сомнению и оспаривают. Кроме того, они учат клиентов, как оспаривать собственные верования. Когниции, чувства и поведение взаимодействуют в том, как люди создают и сохраняют иррациональные верования. Поэтому при обсуждении иррациональных верований и их производных консультанты, вероятно, будут более эффективными, если они работают во всех трех модальностях: когнитивной, эмоциональной и поведенческой, а не в одой или двух. Однако ни одна модальность не является полностью чистой от других или свободной от них формой.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 336; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!