Психотерапия вместо психопатологии
О том, что и как нужно сделать лучше, говорят редко. Гораздо чаще приходится слышать о том, чего делать нельзя. Рассказывают, что английская королева Виктория в одном своем письме жаловалась, что ее воспитатели постоянно напоминают ей, чего она как будущая королева не должна делать. «Но что я как будущая королева должна делать и как мне это делать, мне никто не говорит».
С тем же принципом мы сталкиваемся в психотерапии и в медицине. Говорят о болезнях и молчаливо предполагают, что здоров тот, у кого болезнь отсутствует, философ Лихтенберг сказал об этом так: «Ощущение здоровья приобретается лишь благодаря болезни». Фрейд ту же мысль сформулировал несколько иначе: «Лишь изучив болезненное, начинаешь понимать нормальное».
Как правило, люди занимаются тем, что лечат болезни и пытаются устранить их последствия, и гораздо меньше внимания уделяют тому, что можно сделать для укрепления здоровья. Наши межличностные отношения, партнерство и воспитание, по всей видимости, тоже подчиняются этому принципу. Наша речь, при помощи которой мы объясняемся со своими партнерами, обычно тоже строится на этом принципе «негатива»: «Не делай этого!», «Почему ты опять опоздал?», «Такой беспорядок невозможно терпеть», «Ты опять солгал», «Почему ты мне изменил?», «Твоя
15
|
|
лень меня с ума сведет», «С таким извергом я не хочу иметь ничего общего», «Он не умеет себя вести» и т. д.
За такими фразами, как слово «аминь» за молитвой, всегда следуют ссоры. И люди обычно не отдают себе отчета в том, насколько серьезными могут быть их последствия.
Разве обязательно нужно сначала развестись, чтобы понять, насколько хорошим был брак? Разве нужно сначала пережить инфаркт, чтобы научиться ценить физическое здоровье? Разве нужно совершить попытку самоубийства для того, чтобы понять важность душевного здоровья? Разве нужно сначала отсидеть в тюрьме, чтобы понять, как хороша свобода? Разве нужно сначала превратить свой автомобиль в груду металла, чтобы понять, что чрезмерное увлечение скоростью таит в себе риск аварии?
Конфликты и психические расстройства возникают не в момент обращения к психотерапевту, а в повседневной жизни. Например, семейные проблемы возникают в отношениях между супругами, а если посмотреть глубже, они кроются в отношении каждого супруга к самому себе и в его социальных контактах. Если, например, супруг ушел к другой, не обязательно восстанавливать «справедливость» и «честь» с ружьем или ножом в руке, можно прореагировать и по-другому. Можно начать пить и в алкоголе утопить свое горе; можно начать принимать наркотики и с их помощью попытаться найти лучший мир; можно отомстить и самой «уйти на сторону». Но можно решить эту проблему и рационально. Все перечисленное выше и есть самопомощь. Правда, некоторые из этих мер самопомощи имеют тот недостаток, что создают еще больше неприятностей и трудностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы выбрать такие способы самопомощи, которые приемлемы и осуществимы для обоих партнеров. Много этих способов приведено в данной книге.
|
|
Наша цель заключалась в том, чтобы написать такую книгу, которую можно было бы дать в руки клиентам, используя ее в качестве вспомогательного средства в ходе лечения или консуль-
16
тирования. Необходимо особо подчеркнуть, что книга предназначена не только для специалистов, но и для широкого круга читателей: студентов, родителей, бизнесменов, учителей, воспитателей,
Все возрастающие сложности современной жизни и сегодняшний уровень развития психотерапии привели к необходимости описать психотерапию повседневной жизни вместо психопатологии повседневной жизни, как ее назвал Зигмунд Фрейд. При этом автор не мог ограничиться формами проявления бессознательного, а исходил в первую очередь из межличностных отношений и человеческих способностей. Подавленные и односторонне выраженные способности являются потенциальными источниками конфликтов и расстройств в личностной и межличностной сферах. Они могут выражаться в депрессии, страхах, агрессии, необычности поведения и психосоматических расстройствах:
|
|
С детства меня настраивали на успехи... Моя профессия мне даже нравится, но у меня нет контакта с другими людьми. Со своими детьми я тоже не могу найти общего языка. Свободное время для меня — мучение...» (42-летний адвокат, страдающий депрессией).
Еще раз напомню, что конфликты возникли лишь в процессе противоборства человека с окружающим миром; они не являются чем-то неизбежным и роковым, а представляют собой проблемы и задачи, которые мы пытаемся разрешить.
Для чего нужна самопомощь
Основной характеристикой психотерапевтической модели, основанной на дифференциальном анализе, является то, что воспитание и самопомощь представляют собой интегральные составляющие самой психотерапии. Психотерапия как перевоспитание занимается непосредственно тем, что первоначально было сформировано и усвоено в процессе воспитания. Благодаря самопомощи пациент из объекта, испытывающего внешнее воздействие, превращается в активного партнера. Иными словами, самопомощь является методом предупреждения болезни, то есть методом превентивной медицины и психогигиены, и, кроме того, важным элементом психотерапевтический процедур.
|
|
При лечении внутренних болезней похожую жизненную помощь оказывают оздоровительные программы, тренировки, диеты и таблицы контроля. В этом случае под руководством врача пациенты активно учатся восстановлению и укреплению своего здоровья. Точно так же посредством самопомощи можно научиться преодолевать проблемы воспитания, служебные конфликты и трудности партнерских отношений.
Самопомощь необходима и при воспитании детей, поскольку мы в качестве родителей и воспитателей должны помнить о последствиях нашего поведения. Часто к расстройствам приводят не большие события в жизни ребенка, а повторяющиеся изо дня в день мелкие душевные травмы, в конечном итоге формирующие
17
характер, предрасположенность к определенного вида конфликтам. Если, например, мать постоянно ругает ребенка за беспорядок, то она не помогает ни ему, ни себе. Было бы гораздо целесообразнее, если бы мать узнала, каким образом формируется привычка ребенка к порядку, если бы она смогла осознать, что порядок можно понимать по-разному. Для ребенка было бы намного полезнее, если бы его не только критиковали, но объясняли ему и на своем жизненном примере показывали, как действительно лучше себя вести.
Другой пример. Человек привык считать, что он только тогда чего-то стоит, когда добивается профессиональных и личных успехов. И поэтому, не справившись с какой-то одной стоящей перед ним задачей, он испытывает чувство тяжелого поражения.
Здесь мы подходим к вопросу, который связан с проблемой воспитания как таковой. Сравним вождение автомобиля и воспитание детей. Каждый из вас, конечно, согласится со мной, что воспитание детей по меньшей мере столь же трудное дело, сколь и управление автомобилем. Но для того чтобы получить право управлять автомобилем, нам необходимо посещать специальную школу, выучить правила дорожного движения и сдать труднейший экзамен. А вот для того чтобы воспитывать ребенка, достаточно просто его иметь. Все остальное получается, как нам кажется, само собой. Мне иногда приходит в голову мысль, что некоторые родители ведут себя подобно шоферу автомобиля, который, не имея водительских прав, с завязанными глазами пытается проехать в час пик по большому городу. Поэтому одной из важнейших задач этой книги является стремление убедить читателя в необходимости самопомощи.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!