Речевой этикет как нравственность и искусство



 

Этос есть для речи содержательный принцип, но он задает пове­дению и форму, наполняющуюся разным содержанием в зависимости от социальных, житейских, индивидуальных обстоятельств. Мораль образует как бы внутреннюю сферу жизненной ориентации в отноше­ниях с людьми, внешней стороной являются нормы этикета.

Об этикете следует говорить как о несомненном достижении человеческой культуры, цель которого-облагораживание человека. Человеческая природа и социальный порядок являются продуктами отношений, основанных на взаимных уступках людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу Этикетные формы речевого поведения служат достижению понимания, согласия и взаи­модействия, а значит, благоустраивают отношения между людьми. Задача этикета, таким образом, это создание устойчивых представле­ний о совокупности допустимых средств в общении. В этикете себя проявляет традиция, она сохраняет и передает культурную информа­цию. С помощью этикета человек научается нормам коллективного бытия, не получаемым от рождения, а вырабатываемым исторически и обретаемым индивидуально Хороший тон, речевая культура, вос­питанность состоят из бесчисленного множества внешних приемов, называемых этикетом, и в основе своей имеющих доброту и нравст­венность. Именно на этом построены нормы европейского социально-бытового красноречия. В знаках учтивости проявляется «естествен­ная» выразительность, тем не менее, фиксируются они правилом, которое обязывает применять эти знаки. Подобный способ выражения основывается на коллективной привычке, на соглашении.

Этикет как компонент общения регулирует его эффективность. Речевой этикет как совокупность словесных форм вежливости и учти­вости призван способствовать легкому, непринужденному, свободно­му, приятному и продуктивному общению. Этикет-явление историче­ское и национальное, первоначальной формой его был придворный порядок, или протокол, главным назначением которого - организация поведения таким образом, чтобы возвеличить царствующую особу и утвердить придворную иерархию В дальнейшем «правила учтиво­сти» вышли за рамки исторических, национальных и сословных границ и получили более общее этическое и эстетическое назначение для человеческого общежития. Но вопрос о том, являются ли они знаками благожелательности и внимания или узаконенной формой притворства и лицемерия, остался. До сих пор еще есть сторонники той точки зрения, что правила этикета носят сугубо формальный характер и не ставят человека перед проблемой свободного выбора между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, предлагая готовые модели конкретного действия.

Хорошие манеры демонстрируют естественное и непринужденное благородство. Этический смысл речевого этикета проявляется в том, что с его помощью можно выразить признание достоинства и значимо­сти человека, с которым приходится вступать в контакт При всем разнообразии этикетных форм это ритуализированное общение выра­жает поддержку и уважение другого лица Благодаря взаимному соблюдению ритуала достигается согласие. Оформленное этикетом общение облагораживает и возвышает его участников. Как и мораль, этикет есть одна из форм регуляции человеческого поведения Для воспитанного человека соблюдение этих правил привычно и не вызы­вает особых затруднений.

Правила и формы этикета, хорошие манеры, благовоспитанность приобретаются человеком в процессе жизни. Речевые ритуалы особенно важны в семье, именно в отношениях со своими родными проявляется настоящая воспитанность. Доброжелательность, неж­ность, забота, такт, уважение в отношении к ребенку, мягкая и спокой­ная, простая и ясная манера разговаривать - вот первые уроки хоро­шего отношения между людьми, лучшее наследство, получаемое ребенком. В этом наследстве: тональность домашних речевых отно­шений, семейный лексикон, ответственность за судьбу другого, вели­кодушие и бескорыстие, способность владеть собой в конфликтной ситуации, не раздражаться, умение оценить свои промахи и ошибки, извиниться. Взрослый человек в общении с другими членами общест­ва приноравливает и корректирует свою форму общения к речи окру­жающих. Это такие способы и формы общения, при которых все чувствуют себя хорошо. Кроме того, в каждой профессиональной среде вырабатываются свои характерные черты языка. Уместность языковых манер укрепляет репутацию, помогает людям чувствовать себя комфортно и уверенно в любых ситуациях повседневного и делового общения. Сложившиеся правила поведения позволяют избежать ненужных конфликтов, натянутости в отношениях Интерес к языку, речевому ритуалу равнозначен интересу к людям.

Уже в аристотелевской норме середины явно проступают черты носителя этой нормы - изящного, хорошо воспитанного, во всем руководствующегося законами красоты гражданина полиса; в отличие от худшего, «варварского» типа людей, закон, обнаруживаемый в умеренности, щедрости и великодушии, образует благородный, сво­бодный человеческий образец. Человек, желавший быть уважаемым за свой нрав, должен был соблюдать середину во всяком движении чувств. Благородство манер связывалось прежде всего с благород­ством происхождения и воспитания, важной речевой обязанностью считалось прославление доблестей и подвигов своих предков Значи­мость человека была обусловлена общественным положением, рангом, титулами, званиями, заслугами. Для поддержания различия между отдельными слоями общества использовались особые формы признания, утверждения, символики, привилегий. Возникновение этикета детерминировано сознанием, что каждый свободный гражда­нин имеет самоценность, отличную от простой полезности невольника, раба. Высшие слои общества, желая выделить собственную исклю­чительность и превосходство, свое особое положение, подчеркивали его с помощью особой атрибутики и особых правил поведения. Этикет поддерживал иерархическое расслоение общества.

В XVII-XVIII вв. Парижский королевский двор выработал особен­ности той утонченности быта, обстановки, манер, которая сначала становится обязательной для французского дворянина, а потом служит образцом культуры поведения для всей образованной Европы. Обуче­ние этикету стало основной частью воспитания знатного человека, аристократа. Усвоение правил хорошего тона как отличительный признак светского человека олицетворяло его высокое происхожде­ние, благородство, просвещенность, что противопоставлялось грубо­сти, вульгарности, невежеству. Автономность, самостоятельность, индивидуализм - вот черты личности Нового времени с ее кодексом безупречной репутации, соблюдающей этикет для достижения успеха во всех сферах жизнедеятельности.

Из Западной Европы этикет пришел в Россию Само понятие стало входить в российскую культуру по мере формирования и укрепления российской государственности. Но уже и для древнерус­ского человека умение хорошо, то есть образно, умно и тактично, говорить являлось основанием всеобщего уважения. Многие древне­русские обряды учили «добре глаголати», задавали формы благоречия. К началу XVIII в на смену патриархальным требованиям «Домо­строя» приходят новые требования. Они связаны с петровскими реформами, изменившими самые разные сферы русской жизни. Составленную Императорской академией наук по заказу Петра Великого книгу «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. Собранное от разных авторов» можно считать первым учебником, который давал советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь при дворе и в свете успех. Принадлеж­ность к дворянству означает обязательность определенных правил поведения, принципов чести; важнейшие из них: приветливость, смирение и учтивость.

Язык образованного общества Петровской эпохи характеризуется усилением черт казенного официально-правительственного стиля. Процесс социального переустройства сопровождается вторжением новой терминологии из западноевропейских языков. Из официальной сферы, касающейся государственной жизни, науки, техники, реме­сел, иноязычные слова проникают в разговорную лексику образован­ного общества. Так происходит «европеизация» русского языка, соответствующая облику реформирующегося государства. Мода на новый европейский стиль речи вела к тому, что некоторые представи­тели высшего света почти утрачивали способность правильного, нор­мального употребления русского языка. Введение Петром дипломати­ческих приемов, «маскерадов», ассамблей способствовало также рас­ширению круга общения дворянской знати с иностранцами. При Петре Великом возрос интерес к делу воспитания молодого поколения, госу­дарство стало инициатором приобщения женщины к просвещению.

В екатерининское время московское высшее общество, как свидетельствуют историки, было далеко не на высоте - под золотыми расшитыми кафтанами «таились старинные грубые нравы». Модный молодой человек назывался щеголем, вертопрахом, денди или пети­метром. Он откровенно игнорировал все отечественное. Великосвет­ская манерность доходила до крайностей. Дерзость обращения и шокирующая небрежность в разговоре -таков был неписаный кодекс светского поведения Искусственной скукой, позой разочарования и пресыщенности показывали свою «глубину». Дамская речь отлича­лась особой артикуляцией, томной и нечеткой, картавящей и пришепе­тывающей. Разные социальные слои не имели общности культурного языка. Этикет выражал связь субъекта с системой социальных отно­шений. Вся сфера официальной жизни была миром игры. Задачей исключительной важности является организация и проведение бала. Грамматика бала задавала ритуализированные формы светского общения. Это было целостное театрализованное представление, где царили типовые эмоции и слова. Танцы как организующий стержень вечера определяли стиль речевых взаимоотношений. «Мазурочная болтовня» требовала не только поверхностных тем, но также зани­мательности и остроты разговора.

С особой пышностью в XVIII в. проходили маскарады, празднества и гуляния. На них потоком лились хвалебные гимны, канты-виваты, парадные поздравления и речи, стихи и оды в адрес монархов. Этикет во всех его проявлениях продолжал регламентировать и организовы­вать отношения в обществе. Центрами общения, а значит и местом распространения светских манер, становятся домашние театры. Вос­хищаясь театральными героями, зритель стремился подражать им в жизни. Фиксированные позы и жесты, живописность и витиеватость словесных формул, сценичное игровое поведение - этим моделям театра старались подражать в жизни. Стиль речи приближался к нормам, выработанным в чисто литературной сфере Как замечает Ю.М. Лотман, эстетическая игровая сущность такого поведения заключалась в том, что становясь Катоном, Брутом, Пожарским, Демоном или Мельмотом и ведя себя в соответствии с этой принятой на себя ролью, русский дворянин не переставал одновременно быть именно русским дворянином своей эпохи.

Вопросам воспитания хороших манер и правилам поведения в светском обществе посвящалась специальная литература. Книги, такие как «Краткое руководство к оратории Российской, сочиненное в Лаврской семинарии в пользу юношества, красноречию обучающе­гося», «Детская риторика, или Благоразумный вития, к пользе и упо­треблению юношества сочиненная», «Сокращенный курс российского слога», «Риторика в пользу молодых девиц, которая равным образом может служить и для мужчин, любящих словесные науки», «Краткая реторика в пользу любящего российский слог юношества», сборник «Нравственная энциклопедия», журнал Петербургского Сухопутного шляхетского корпуса «Приятное с полезным», журнал Н И. Новикова «Модное ежемесячное издание», который по сути был журналом изящной словесности, способствовали совершенствованию речевых манер Авторы учили тому, что владеть речью - не значит непременно произносить речи, это умение наладить общение в любой ситуации. Человек хорошего тона представляет собой образец изящно возде­ланной натуры, он есть гармоничное сочетание наружного и внутрен­него, нравственного умения жить. Благовоспитанность облегчает отношения с другими людьми, дает душе уверенное спокойствие. Это не только внешняя церемонность: воспитанные люди всегда терпеливы и снисходительны. Истинная вежливость, которой свойст­венно постоянное чувство расположения к людям является одним из важнейших условий человеческого достоинства.

Этикет как неотъемлемая часть общей гуманитарной культуры передавал от поколения к поколению представления о настоящей воспитанности. С течением времени нормы речевого этикета станови­лись всеобщими правилами регуляции человеческого общения. Этикет можно рассматривать как путь взаимопроникновения быта и культуры, он объединяет в себе правила поведения и общечело­веческие ценностные ориентации По утверждению Ю.М. Лотмана, формы бытового поведения, ориентированные на художественные нормы и законы, пережиты эстетически; «поэтику быта» можно счи­тать одной из важнейших типологических характеристик культуры.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!