Риторика в свете эстетических воззрений Ренессанса



 

В эпоху Возрождения риторика, став культурным идеалом и теоре­тическим источником для различных видов искусств, во взаимодей­ствии с ними утверждает в отдельном человеке личность - активную, ответственную, инициативную. Взаимосвязь истины и красоты приоб­ретает обратный характер: о содержании истины судят по искусству речи, излагающей ее, - искусство и истина идентифицируются. Рито­рика становится тем средством, при помощи которого Ренессанс утверждает себя перед лицом прошлого. Диалог с историей древних становится условием осмысления современности, помогает осознать культурную и политическую реальность, вновь ориентированную на человека.

Бесспорно, Ренессанс был тесно связан со Средними веками, породившими гетерогенность культуры. Но способ бытия, сложивший­ся в средневековье, теоцентризм, ограничивающий духовные силы и практические возможности человека, уже не удовлетворяли. Чело­век, его личностное предназначение, право на самоопределение, границы и цели его устремлений, поиск индивидуальности, волевая направленность жизни на общественно-культурный план бытия становятся тем фокусом, в котором сходятся все проблемы време­ни - эпоха осознает свою новизну через обновление самого пред­ставления о том, что есть человек. Формируется антропоцентриче­ская концепция, отразившаяся позднее в определении Возрождения как «открытия мира и человека» (Я. Буркхардт, Ж. Мишле).

В истории западной культуры Ренессанс стал эпохой возвеличи­вания человеческой индивидуальности - homo humanus . Человек, предоставленный своему решению, взял на себя ответственность за свои слова и поступки. Свободное мышление проявлялось в утрате церковности, в отстаивании права не подчиняться христианской морали, Библии. Божественное бытие имело не теологическое, а нравственно-эстетическое значение. В этот период сформировалось новое отношение к искусству, вышедшему за пределы чистого ре­месла, новое отношение к художнику как к творцу, создателю.

Ренессанс требовал от человеческой личности принципиальности, волевого деятельного начала, оптимистичного мировосприятия, пол­ноты жизни, уверенности в себе и артистизма. Искусство вышло из-под власти церкви, религиозного сознания. Эстетика самой жизни выдвинулась на первый план.

Центральное для Ренессанса культурное направление гуманизм, по определению А. Ф. Лосева, есть типичное для Ренессанса свобо­домыслящее сознание и вполне светский индивидуализм, и не просто светское, но по-преимуществу общественно-политическое и граждан­ское свободомыслие. Именно язык оказывается той сферой, которая возвращает к истокам идеи humanitas, предоставляет возможность самоопределения. Гуманистическое сознание органически сплетается с риторикой Именно ритор -дилетант в высшем смысле этого слова; его дело- не «единое>;, но «все». Изобретательность, диалогичность, публичное выражение своих идей и проявление художественных способностей, умение отстаивать свое мнение ради общего блага и вместе с тем ради самого себя осуществлялись в риторическом дискурсе. Риторика выступала как средство обновления языка и мыш­ления, как инструмент властвования над умами для смены духовных авторитетов.

Изменение ценностных суждений, оценок меняет и сам характер предмета риторики, позволяет не подчинять и не противопоставлять ее философии. Если философия не преобразует нашего способа жить, то называть ее «руководительницей жизни» нет никаких оснований. Лишь в своей риторической форме она может иметь право так назы­ваться, потому что цель риторики - речевой поступок, или изменение жизни.

Окончательное формирование гуманистических взглядов Ренес­санса происходит в XV в., доминирующим философско-эстетическим течением становится платонизм. Платонизм-основа художественного мировоззрения Ренессанса. Платоновская идея необходима как об­щий принцип, как художественная модель. В XVI столетии огромную роль начинает играть эстетика Аристотеля, и противопоставление куль­ту Платона культа Аристотеля -универсальная по своему историко-культурному значению черта для Ренессанса в целом. Идеи великих мыслителей античности используются для повышения общей культуры и образованности и, главным образом, для возвеличивания Человека, для наполнения культуры и образованности их высоким смыслом.

Риторика помогает обновлению христианской мысли. Ars rhetorica должна была явиться основой гуманистического образования и прообразом нового научного статуса теологии, стремящейся понятийно осмыслить себя. Теория конкретного мышления гуманиста Л. Баллы, отражающая реальную связь вещей, трактовала эту связь как языко­вую.

Согласно античному идеалу выдвигается принцип: оратор должен обладать высокими моральными качествами, т.е. быть vir bonus -«добродетельным мужем». Суть программы воспитания граждан есть риторическое воспитание. Только добродетель может быть основой гражданского мира и порядка, условием устроения разумной совме­стной жизни. Риторика оказывается сферой моделирования общест­венного блага. Сферы мыслительно-словесной культуры и граждан­ской жизни тесно взаимосвязаны. Быть человеком - значит владеть словом, общественно действенным и художественно совершен­ным. В искусстве слова сосредоточены индивидуальность, труд, вдохновение и, главное, предоставляется возможность обратиться к современникам, к согражданам, возможность перевода сокровенных идей в сферу публичного восприятия.

Классический Ренессанс представляет собою такое расширение социокультурных норм, которое характеризуется сосуществованием в одном ценностно-смысловом контексте полярных устремлений. Появляется макиавеллизм-концепция власти, политической риторики, лишенной этической составляющей. Нетерпимость, дерзость и фана­тизм-это результат онтологической болезни (Л. Карсавин) ренессансной личности. Предельное обострение противоречий рождает вели­чайшие открытия и одновременно пробуждает грубейшее варварство и низменные страсти. Разрешение противоречий, поиск идеала осу­ществляются через соотнесение себя с морально-политической и морально-философской проблематикой древних. Проблема моральной философии - это основной предмет размышлений М. Монтеня. По Николаю Кузанскому, духовная красота совпадает с благом. Им свой­ственны мера, порядок, целесообразность, гармония. X. Л. Вивес дает оценку речи как главнейшей связующей силе человеческого сообщества.

Будучи выразителями назревших общественных потребностей, гуманисты приобретают широкое влияние, которым они пользуются для распространения своих воззрений. Средством для этого служат публичные речи. Речами сопровождают дипломатические отношения и все более или менее важные акты внутренней жизни государства. Появляется мода произносить речи на домашних торжествах. Гума­нист был в таких случаях или почетным гостем, или наемным оратором. Гуманисты создают новый общественный слой светской интел­лигенции, а их речи, письма и трактаты руководят общественным мнением и являются прототипом новой публицистики.

Ренессансный идеал homo universale был продолжением идеи dignitas et exceilentia hominis -достоинства и превосходства человека. Эта «универсальность» противопоставлялась философии, чьей целью была не широта, а глубина. «Универсальный человек», сопричастный всем сферам знания, всем формам социальной и творческой деятель­ности, -это и есть великая утопия Возрождения. Критериями «чело­века универсального» являются честь, достоинство, добродетель и основной из них-знание. Главным знанием становятся гуманитарные науки - studia humanitatis.

Возросший авторитет учености и словесности, ориентация на гума­нитарные знания разрушает иерархическую лестницу наук, в средние века увенчанную теологией. Теперь на верхних ступенях расположи­лась литература, главенствует поэзия Поэзия воспринимает действи­тельность в чувственном проявлении, не заботясь о том, почему эта действительность такова. В согласии с присущим ей парадоксом поэзия приобретает максимум убедительной силы в тот миг, когда она отказывается от всякого притязания на истину. Обновителем древности и нравственным наставником своего времени, одним из первых заговоривший о светлой античности, об ожидаемом возвраще­нии к забытому древнему идеалу, был Ф. Петрарка. Его заботой явля­ется очищение латинского языка, возрождение древнего красноречия. К риторике Петрарка обращается и ради реализации таких задач, как реформа церкви, единство Италии, восстановление мировой роли Рима, прекращение междоусобных войн, а также чтобы «исправить человечество», создав «литературную республику», в которой господ­ствует словесность. Идея родства поэзии и правды была поддержана и продолжена Дж. Боккаччо. Для него поэзия - это наука «спасения человека». В поэзии человеческое слово уподобляется божествен­ному. Для Данте поэзия - это не что иное, как риторика, положенная на музыку, это язык богов. Вначале слово сосредоточивает в себе всю эстетическую жизнь человека, заключает в себе зародыши остальных искусств.

Обновление словесности, предложенное гуманистами Возрожде­ния и реализованное ими, связывалось с древнегреческим принципом подражания - мимезиса. Целью было найти в своем языке риториче­ские возможности, усвоив богатый опыт античных авторов. Это было время становления национальных языков. Риторическая установка требовала искать образцы того, чему должно следовать, и того, чего должно избегать.

Осмысление действительности в период Ренессанса происходит, прежде всего, в художественной форме. Эстетические устремления служат ориентирами для личностного самовыражения. Это обеспечи­вается обращением к универсальным категориям риторики как некоему метаязыку. Наряду с богатой и разнообразной философской эстетикой формируется так называемая практическая эстетика, т.е. эстетика, связанная с теорией отдельных видов искусства: живописи, архитектуры, музыки, поэзии, театра. Эти теории явились практиче­ским приложением общих риторических принципов и категорий к конкретной художественной практике.

Понятия порядка, меры, пропорции, композиции соединяют мно­гие искусства с искусством слова. Сопоставление живописи, ваяния, зодчества, музыки именно с ораторским искусством для Ренессанса вполне сознательно и принципиально.

Поэтические и риторические топосы переводятся на язык живописи Ботичелли, Микеланжело, Леонардо да Винчи, Рафаэлем. Этому сближению художества ручного и риторического соответствовал, как известно, новый специфический для Ренессанса тип человека, совме­щавший словесность и занятия живописью, ваянием, зодчеством: гуманист как художник и художник как гуманист. Классический пример тому-Л. Альберти, источником эстетики которого послужила античность, ее идеалы подражания природе, идеалы целесообраз­ности, единства красоты и пользы, в особенности учение Аристотеля о гармонии и мере как основах прекрасного. Идеи Цицерона он развил в специальную теорию украшений. Требования гармонии, стройности, соразмерности, которые Альберти предъявляет к изобра­жению, отражают критерии художественного идеала, определившего изобразительный тип в эпоху Ренессанса. Понятия dispositio, forma, decorum, ornamentum начинают широко применяться во многих обла­стях творчества. Ренессансный мыслитель стремится все измерить и сравнить, он постигает все сущее композиционно.

Внимание самой риторики обращается не только на необходи­мость изучения внутреннего смысла человеческой речи, но и ее пла­стики; речевой поток предстает как бы пластически, как бы скульптур­но. Мастерски отточенную в слове мысль называют своего рода мыс­лительной скульптурой. Фигуры и украшения в речи расцениваются как форма, уподобляются позам и жестам. Как и человеческое тело, речь всегда имеет определенно оформленный способ существования.

Глубока связь риторики с еще одним из свободных искусств -музыкой. Эти искусства «питают друг друга». Звук как явление природы еще не является музыкальным звуком, пока он не осознан человеком в сопряжении звуков, ставших выразительными. Интони­ровать - значит пребывать в определенной системе звукоотношений, воздействующей на воспринимающее сознание. Интонация имеет художественный смысл. Мелодия и ритм делают и музыкальное, и речевое исполнение приятным.

Риторика по старшинству диктовала различным видам искусств надлежащее. В эпоху Возрождения риторика и изобразительные искусства выполняли функцию убедительно-действенных и нагляд­ных средств формирования опыта нового мироотношения. Риторика была первоначальной теорией словесности в европейской культуре. Изучение языков классической древности открыло дорогу к много­язычию европейского Ренессанса. Через риторику прошлое стано­вилось культурным наследием. Кроме того, она была органически связана с пониманием того, что есть прекрасное в самых разных сферах проявления человеческого духа. В основе гуманистического сознания заложено было стремление человека к развитию своего высшего «Я», стремление возвеличить человека в человеке. Поиск этого образца был своего рода стимулом для исследования собст­венных пристрастий и возможностей, т.е. творческим процессом постижения себя через образец. Античность привлекалась для нового идеала нового человека в противоположность средневековью. В этом смысле с античностью не расставалась и вся последующая евро­пейская культура.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!