Наука риторика: специфика и сущность



 

В своей универсальной постановке проблема языка и речи явля­ется исконным предметом риторического анализа. Слово помогает наладить духовную связь человека с человеком, дает возможность личности выразить себя, передать другим этот личностный смысл, причем в искусном и убедительном качестве, которое способно довести этот смысл до понимания другим человеком. Язык, как это было точно замечено когда-то, это сознание, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для самого себя. Проблемы речевого взаимодействия и взаимопонимания - это проблемы риторики.

В современной теории риторики можно выделить множество течений. Это «неориторика» Ч. Перельмана, в основе которой лежит теория аргументации. Концепция Р. Гадамера и его последователей называется герменевтической риторикой. Риторическая семиотика представлена такими именами, как Р Якобсон, Ж. Лакан, Ц. Тодоров, У. Эко. Лингвистика текста, литературная риторика разрабатывалась «группой М» льежских логиков во главе с Ж. Дюбуа. Деконструкти-вистская риторика П. де Мана, развивавшего идеи Ж. Деррида, предлагает свой механизм текстопорождения. Сегодня как синоним «речи» широко используется понятие «дискурс», особенно популяр­ное в деконструкции и постструктурализме. Сточки зрения дискурсив­ного анализа, речевые высказывания исследуются в социальном контексте. Американские авторы трактуют риторику как средство социального взаимодействия и речевой коммуникации. Некоммуни­кабельность расценивается как крайняя форма взаимного отчуждения индивидов, свидетельствующая о распаде социальных связей. Новая дисциплина - лингвопрагматика также ориентирована на изуче­ние эффективного использования языка. Отечественные исследова­тели предлагают лингвориторическую парадигму как систему научных координат для рассмотрения «языковой личности». Идеи новой риторики произрастают в недрах психолингвистики. Современные ученые видят в риторике практическую философию культуры. В поэтике (концепция Ю. Лотмана) термин риторика употребляется в лингвистическом значении как правила построения речи; в семантическом - как «риторика фигур»; а также как «поэтика текста», мета-риторика определяется как «теория творческого мышления».

Построение и развитие риторической теории во многом зависит от выбора того определения, которое дают науки о языке соотноше­нию понятий язык- речь. Различие языка и речи считается обще­признанным. Для некоторых авторов различие этих категорий абсо­лютно и конечно, для других - это разные способы интерпретации одного и того же материального объекта - речевой деятельности. Присоединяясь к последнему пониманию, мы не противопоставляем эти понятия, считая, что это диктуется свойствами речевой деятель­ности. Язык как «совокупность знаков» для выражения мысли в речи составляет основу речевой деятельности. Речевая деятельность есть частный случай знаковой деятельности, в которой язык есть не только одна из знаковых систем, но первичная, наиболее сложная и универ­сальная, знаковая система. Язык- это знаковая система, являющая­ся средством познания (мышления в понятиях), создания образов (мышление в образах), вербальной коммуникации (системы речевых поступков) При использовании в строго специальном смысле понятия язык подход к языковой норме исходит из внутренних факторов языка, он отчетливо представлен в определении нормы как совокупности наиболее устойчивых, традиционных реализаций элементов языковой структуры, отобранных и закрепленных общественной языковой прак­тикой.

Согласно В. Гумбольдту, сущность языка проявляется в речи. Язык есть обновляющаяся работа духа, направленная на то, чтобы сделать артикулированный звук выражением мысли. Один из осново­положников современного теоретического языкознания Ф. де Соссюр осуществил системный подход к феномену языка. Разделяя язык и речь, писал Соссюр, мы тем самым отделяем социальное от индиви­дуального, существенное от случайного. ПоХ.-Г. Гадамеру, открытое для понимания бытие и есть язык. Постижение смысла бытия оказы­вается тождественным его языковому конструированию. Гадамер ис­ходит из того, что языковым, а потому понятным, является сам челове­ческий опыт мира. Л.В. Щерба выделял не две (язык и речь), а три соотнесенные друг с другом основные категории: язык как предмет, язык как процесс и язык как способность. А.Ф. Лосев исходил из обще­принятого разделения языка и речи, но прибавлял к этому разделению также и синтез языка и речи, представляющий собой категорию текста. Считая эти три области языкознания «единораздельной цель­ностью», он говорил о том, что понимать раздельность необходимо только условно, только ради анализа. Для Ю.М. Лотмана существен­ным было то, что речь есть цепь сигналов, однонаправленных во временной последовательности, в отличие от системы языка, сущест­вующей вне времени.

Как видим, взаимоотношение языка, речи и речевой деятельности носит характер многоуровневой структуры и требует от исследовате­лей междисциплинарного анализа. Речь есть основной организующий фактор человеческого общения. Желая выделить и ограничить сферу риторики, мы сознательно оставляем в стороне понимание языка как готового устойчивого продукта (с его лексической, грамматической, фонетической составляющими). Язык входит составной частью в более масштабную единицу речевого поведения, которую мы назовем риторической ситуацией.

Риторическая ситуация организует форму речи, приводит в дейст­вие все невербальные компоненты, оживляет высказывание смыслом. Можно сказать, высказывание тысячью нитей вплетено во внесловесный жизненный контекст. Риторический текст как единое целое, слага­ется из словесно-осуществленной части и подразумеваемой, обус­ловленной контекстом (понимаемом в самом широком смысле этого слова как исторический, социальный, психологический и т.д.). Подразу­меваемое включает в себя общий пространственный и смысловой кругозор говорящих. Невысказанное связывает между собой участни­ков ситуации как соучастников, одинаково знающих, понимающих и оценивающих ситуацию (момента, дня, года, эпохи; семьи, рода, нации и т.д.). Внесловесная ситуация не является только внешней причиной высказывания, дающей импульс извне, ситуация входит в высказыва­ние как необходимая составная часть его смыслового состава.

Для системы риторики важно, что и язык, и речь связаны со всей совокупностью чувственного и мыслительного поведения человека, они организуют его жизнь, познание, общение, творчество. Риторика, рассматриваемая как теория речевого взаимодействия, является особым действенным устремлением многих наук. Эта интегративная гуманитарная дисциплина предполагает требовательность к качеству речи по многим параметрам. Интеллектуальные, этические и эстети­ческие предписания и представления нацелены на совершенство­вание речевого поведения. Риторические нормы - это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых», «оптималь­ных», «идеальных») средств речевой деятельности, складывающихся как результат выбора-отбора-использования элементов из числа наличествующих в процессе социально-культурно-исторической оценки этих элементов.

Риторика - это система разнообразных элементов, в своей це­лостности ведущих к убедительности речевого взаимодействия. Убедительность (или действенность) есть главное качество речи, диалога, общения, составляющее отдельную область феномена рито­рики. Поиски убедительности обеспечивают риторике множественные связи с различными направлениями гуманитарного знания, позволяют аккумулировать огромный круг идей многих наук. Специфика теории риторики состоит в том, что она рассматривает в речевой деятельности многомерного человека, ведет поиск значимых, желаемых, должных средств для достижения убедительности его речевых действий.

Риторика объединяет в себе философское, логическое, лингвисти­ческое, психологическое, социологическое знание, создавая некое обширное и богатое по своему потенциалу культурное единство. Эта многомерная дополнительность не хаотична. Это не просто соседство различных плоскостей. Риторика не может рассматривать «мышле­ние», «язык», «психику», «общественное» как застывшие системы, взятые в абстракции от реальной речевой деятельности. Она нацели­вает на идеальную форму взаимодействия этих составляющих, задает подвижный культурный стандарт речевых взаимоотношений.

Основанием риторики является устойчивая система ее трех фун­даментальных категорий: Пафос, Этос и Логос. Параллелизм с эстети­кой, этикой и логикой имеет глубокие основания. Отсутствие хотя бы одной составляющей этого согласованного единства порождает речевое действие, которое можно считать квазириторическим (может быть, поэтому столько упреков и обвинений за два с половиной тысячелетия было предъявлено риторике). Ошибочно также рассма­тривать эти три категории как формальный союз, их взаимоотношения не могут быть абсолютной гармонией, это скорее напряженность, соперничество, борьба полноправных оснований, являющих вместе суть риторического идеала. Пафос и Логос, питающие искусство и науку, лишенные Этоса, способны придать слову антиморальную силу. Этос примиряет постоянное для реальной риторики состояние «неустойчивого равновесия».

С одной стороны, риторика является средством организации совместной деятельности, диалога, с другой - источником активности личности, побудительным стимулом к сопоставлению своего внутрен­него мира с позицией реальных или воображаемых собеседников. В процессе общения человек адаптируется, социализируется, накапли­вает знания, вырабатывает свои убеждения и идеалы, становится личностью.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!