ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ



Риторика как средство воспитания совершенного человека: становление идеи

 

Какова сущность риторики как деятельности, имеющей улучша­ющий человека характер? Несмотря на многообразие взглядов и концепций, предлагаемых риторическим этосом, все они так или иначе направлены на поиск моральных инвариантов и носят не описатель­ный, а нормативный характер, они призваны познавать объективные сходства, регулярности, закономерности, делать предсказуемыми отдельные явления и процессы. Риторическая культура выступает системой поддержания образцов и традиций речевого поведения. Риторика в этическом смысле есть то, что связывает, соединяет людей друг с другом, она есть совместный опыт толерантности, согла­сия и сотрудничества.

В античные времена, когда впервые возникла этическая пробле­матика, отражающая межличностные отношения, сама философская рефлексия выступила в форме диалога, то есть интеллектуального общения самостоятельно и по-разному мыслящих людей. Этический идеал речевого поведения становится необходимостью для деятель­ной личности, знающей «надлежащую меру» всему и стремящейся к достойной, разумной и «прекрасноблагой» жизни. В центре всех рассуждений лежит понимание морали, как стремления к преодоле­нию обособленности человеческого существования Традиция этики связана с выяснением того, что является должным для человека, те. соответствует неким глубинным законам человеческого бытия. Нравственный идеал - это образ совершенного человека и совершен­ного мира. В европейских языках слово «совершенство» содержит в себе представления о завершенности, законченности и самодоста­точности. Всякое стремление к совершенству, к которому можно лишь приблизиться, но не осуществить его, с необходимостью пред­полагает деяние.

Дисгармония между моральными нормами и реальными нравами предопределяла напряженность этических исканий во все времена. Нравственные идеалы выражают установку той или иной исторической эпохи, трактуя привычки, обычаи, манеры, ритуалы, обряды в рамках существующей системы ценностей. В рамках этой системы человек осуществляет собственную форму бытия, оформляет свой действи­тельный образ. При рассмотрении этических суждений в качестве фундаментальных моральных ценностей выдвигаются взаимопонима­ние и милосердие, и на их основе стремление преобразовать мир на универсальных началах добра и справедливости.

Концепция этической ответственности риторического, т.е. совер­шенного речевого поведения человека рождается в античности. Этос призван был помочь преодолеть обособленность индивида в челове­ческих отношениях, обеспечить совместный образ жизни. Культура руководствуется принципами, варварство-инстинктами. Греки проти­вопоставляют убеждение насилию: в делах между греками должно применяться убеждение, в обращении же с варварами должна быть употреблена власть

Ксенофан внес в раннегреческие представления следующее положение человеческая жизнь не протекает «по природе», а пред­ставляет собой «произвольные установления», требующие особой мудрости Сама природа выступает важнейшим смыслообразующим фактором человеческого сознания. Древние греки искали в природе подтверждения ценности человеческой жизни и человеческого до­стоинства. Они знали, что они дети природы, а природа божественна, разумна и совершенна Счастье для каждого заключается в проявле­нии его собственной природы. Человеческие установления (обычаи, законы) «насилуют нас часто вопреки природе»-так осмысливалась антиномия природного и нравственного, которое в сущности иденти­фицировалось с культурным. По Демокриту, достижение человече­ского совершенства возможно через создаваемое людьми взаимо­действие, согласовывающее индивидуальное и всеобщее. На место социального смысла понятия «стыд перед согражданами» Демокрит ставит стыд человека перед самим собой, и это имеет большое значе­ние для развития этического сознания. Сократу принадлежит рациона­листическое обоснование морали Обретение душой «этического кодекса» и есть путь, предначертанный природой человеку. Для Сократа внутренний голос, диалоге «внутренним демоном», выступа­ет в роли морального норматива Акт осознания самого себя, по Сократу, - уникальное свойство человека, в котором и следует искать меру всего человеческого. Именно в самопознании человек приходит к постижению сверхиндивидуального. Этическое знание выливается непосредственно в самопознание, и получено оно может быть в процессе человеческого общения.

Платон, рассуждая о красноречии как об искусстве управлять человеческими умами, большое значение придавал высокой общей культуре оратора, изучению им психологии отдельных людей, нравов и морально-политического состояния общества. В основе нравственности, по его мнению, всегда лежит несовпадение двух начал - стрем­ления к собственному благу и сознания ответственности перед други­ми людьми. Мораль человека предполагает его способность к оцен­кам, т.е. умение различать добро и зло в соответствии с их истинной ценностью. Истинная добродетель едина и неделима: невозможно, обладая одной ее частью, не обладать всеми остальными. Аристокра­тическая мораль Платона адресована не отдельному индивидууму, а всему человеческому роду. К сожалению, считает философ, спра­ведливый оратор не может отвечать за несправедливое употребление риторики его учениками. Тот факт, что человек волен нарушить мораль­ный закон, поступить вопреки требованиям морали, никак не отменяет абсолютности этих требований. Платоновский Сократ доказывает, что существует противоречие между пониманием риторики как науки о внушении людям чувства справедливости и фактическим злоупотреб­лением риторикой для совершения несправедливых и дурных дел. Сноровка софистов, когда ритора воодушевляет не мораль, а бес­совестное стремление к успеху и власти, называется угодничеством низменным страстям. Сравнивая риторику с поварским искусством, Сократ сознательно идет в атаку на «царицу» политической жизни своего времени, желая тем самым дать толчок к переосмыслению оценок и представлений. Истинное предназначение оратора он видит в том, чтобы сознательно взращивать благие чувства, создавать в душе «строй и порядок», приводя ее из состояния раздробленности в состояние цельности, а значит, совершенства. Всякая речь должна иметь возвышенное морально-политическое и воспитательное назна­чение. Риторика, как и любое другое искусство вообще, есть та сила, которая призвана усовершенствовать человеческую жизнь и создать для нее максимально справедливые формы.

Новая шкала ценностей обрела обоснование в философской системе Аристотеля. Развитие сократовско-платоновской этической линии находим в его трактате «Риторика». Характеризуя этику, Аристо­тель говорит, что ее целью являются не знания, а поступки. Справедли­вым и благоразумным является поступок не потому, что человек почерпнул знания о таких поступках, а благодаря навыку совершать такие поступки. Аристотель признает риторику той отраслью диалек­тики, которую справедливо назвать политикой, так как риторика, считает он, является наукой о нравах. В произносимых речах на нас оказывает влияние не только логика доказательств, но сам этический образ оратора. С позиций этики оценивается взаимодействие человека с себе подобными. Речевое взаимодействие в гуманистическом смысле детерминируется моральными мотивами. Этический способ риторического убеждения заключен в реализации всех составных частей добродетели в речевом поведении, намерениях и цели гово­рящего, воплощенной в идее гражданской чести. Для Аристотеля этическое - составная часть политики, ибо невозможно участвовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным Благодеяние всегда под­держивает государственное устройство, тем самым политика и рито­рика соприкасаются друг с другом именно совпадением этических представлений. Совершенным человеком является совершенный гражданин.

В Древнем Риме признается преимущественно практически ориентированная этика. Высшая ценность человека заключается в приумножении славы своего рода, укреплении власти нобилитета и участии во внешней экспансии. Представителями римской научной этической мысли считаются Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Выра­ботанное в I в. до н.э. понятие humanitas («Auctor ad Herennium») представляет собой первую попытку римлян одним термином опреде­лить сущность человека. Для Цицерона, благодара которому проис­ходит трансляция греческой риторики в латинский мир, этот идеал воплощается в образе «совершенного оратора». Среди добродетелей, входящих в нравственно-прекрасное, Цицерон называет следующие: прежде всего, это познание истины, затем следует «двуединая» добродетель - справедливость и благотворительность, затем величие духа, и, наконец, благопристойность и умеренность Составной частью благоразумия, кроме рассудительности и предусмотри­тельности, является «сокровищница изобретений и всех частей рито­рики»-память.

Древние мыслители не отделяют риторику от исследования и по­знания всей человеческой жизни и обогащают ее этическим содержа­нием. Античная красота обязательно предполагает и наличие в ней нравственной красоты. Сами философы часто незаметно для самих себя переходят от эстетической терминологии к этической и обратно. История пайдейи «как генетическая морфология идеальных отноше­ний человека и полиса» (В. Йегер) может служить философским фоном для понимания античной культуры. Пайдейя означает руководство к изменению всего человека в его существе, создание совершенного характера. И хоть в основе всякого явления культуры лежит некое природное явление, возделываемое культурой, противоположностью культурного человека является вовсе не природный человек, а варвар.

Продвижение от одной культурной эпохи к другой преображает панораму риторического этоса, многообразие идей соответствует конкретно-историческим обстоятельствам и социальным факторам. В разные эпохи ценности обретали новое звучание, но культура сохраняла архетипы

Русская христианская философия «смиренномудрия» дает свои названия искусству речи благословив, доброречие, краснословие, истинноглаголание. Напутствия остерегали от бранных грязных слов, которые оскверняют и ранят души и произносящего и слушающего. Пословицы, изречения, библейские заповеди, краткие поучения явля­лись непосредственным отпечатком нравственной жизни. Этот язык мудрых мыслей был исторически исходным языком, на котором выра­жалось нравственное сознание. Риторика понималась как наука, на­ставляющая на правый путь и полезную жизнь, не случайно первым синонимом риторики было добрословие.

Среди жизненных свойств, обладание которыми составляет основ­ной духовный багаж ритора, Ломоносов на первое место ставит чело­веческие дарования: понятие, память, соображение, рассуждение, волю, и добродетели, благочестие, воздержание, чистоту, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие, искренность, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, скромность Обладая этим, ритор и распознает, какова мера добра и зла во всякой данной материи, и преклонит слушателей к своему мнению.

Классическая нравственно-философская традиция, получившая свое выражение в учениях риторов платоновской школы, в аристо­телевской Риторике, в моралистических трактатах Цицерона, в опре­делении страстей и нравов христианскими подвижниками и отцами церкви, переосмысленная в первых теоретических трудах русской риторической науки и произведениях русской литературы, была под­хвачена классическим образованием России XIX в.

В свете философско-этических исканий начала XX в. чтобы осо­знать собственное несовершенство, человеку необходимо пережить глубокую неудовлетворенность своим существованием, испытать стыд за себя и желание изменить неподобающий порядок вещей. Поворот к рефлексии, к самоосмыслению, моральному господству человека над самим собой всегда был и остается трудным делом, но в этом и есть его главный этический смысл.

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!