ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ТРАДИЦИОННОЙ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЕ



 

Любое заболевание в традиционной восточной ме­дицине рассматривается как нарушение в организме равновесия противоположных процессов. А главным прин­ципом, определяющим концепцию лечения, является прин­цип нормализации нарушенного равновесия физиологи­ческих функций. В тесной связи с отмеченными положе­ниями, проводится и традиционная диагностика, которую считают основой лечения (Лувсан Г., 1986;. 1990; 1991; Овечкин А. М., 1991).

 

Диагноз заболевания в традиционной китайской меди­цине представляет собой весь комплекс информации о больном в рамках одной какой-либо нозоологической единицы, обозначенной, в соответствии с традицией, синдромом болезненного состояния. В диагнозе система­тизируются три главных звена патогенеза: дисгармония между инь и ян, борьба вредоносной и защитной энергии, нарушение циркуляции ци и крови, которые отвечают трем принципам синдромального диагноза: 1 — соответ­ствие этиологическим факторам; 2 — соответствие тео­рии ци, крови и органам чжан-фу; 3 — соответствие теории меридианов. В результате такой четкой система­тизации, у врача, помимо всех обобщающих выводов о заболевании, уже имеется адекватный диагнозу "ключ" к подбору метода лечения (Овечкин А. М., 1991). Данный факт, вытекающий из системы целостной оценки процес­сов в организме, является важнейшей отличительной чертой диагностических построений в восточной «медици­не (Фалев А. И., 1991).

 

 Представляем основные этапы построения диагноза в. традиционной китайской медицине.

 

Все полученные при обследовании симптомы анализи­руют с привлечением восьми "главных синдромов" — инь-ян ; "поверхностный — внутренний"; "полноты — пустоты"; "жары — холода". Синдромы инь и ян счита­ются ведущими, так как они отражают характер взаимо­действия защитных сил организма и повреждающего начала, в результате чего при синдроме инь происходит снижение, а при синдроме ян — повышение функций организма. Применительно к синдромам инь и ян распре­деляются и вышеотмеченные с ними "главные синдромы" . Далее продолжают диффе­ренциацию симптомов по синдромам патологии энергии ци и крови. Ее проводят в пределах восьми "главных синдромов". Известно четыре патологических синдрома энергии ци: "пустота" ци; синдром "оседания" ци; синд­ром "застоя" ци и синдром "извращенного течения" ци и три патологических синдрома крови: "пустота" крови, "застой11 и "жара" крови. Послед­ним этапом в традиционной китайской диагностике счи­тается установление конкретного синдрома относительно органов чжан-фу или меридианов.

 

Таким образом, дифференциация симптомов, осуще­ствляемая по принципу полярности, делит все суще­ствующие заболевания на две большие группы — заболе­вания со знаком ян и заболевания со знаком инь. В законченном виде традиционный китайский диагноз отражает все многообразие и сложность патологических про­цессов в организме и их связь с циклическими процессами в окружающей среде.

 

Кровопускание, по характеру своего воздействия и принятым в традиционной китайской медицине принци­пам лечения, применимо к группе заболеваний со знаком ян, включающим синдромы "поверхностный", "полноты", "жары"; синдромы "застоя" и "извращенного течения" ци; синдромы "застоя" и "жара" крови.

 

Стремление к лечебному процессу, основанному на синтезе новейших лечебных методов европейской меди­цины с наиболее эффективными методами традиционной восточной медицины, открыло путь к осмыслению базис­ных положений еще одного наследия восточной цивили­зации — тибетской медицины (Базарон Э. Г., 1987). Также как и традиционная китайская медицина, она основана на системном методологическом подходе к ана­лизу функций организма. Однако, под влиянием иных геосоциальных и религиозно-философских положений в тибетской медицинской системе сформировались свои, специфические критерии оценки здоровья, природы и характера заболевания. Соответственно этому, сущест­венно отличаются диагностика, методы и средства лече­ния. Как следует из текста "Чжуд-ши", диагностика заболеваний в тибетской медицине, в сравнении с китай­ской, на первый взгляд представляется несколько упро­щенной. Так, в Тантре основ, в IX главе, узнавание "обличья болезней" сказано: "Болезнь узнают осмотром, прикосновением, опросом". Каждый из этих способов, в соответствии к устанавливаемому объекту исследования, делится на составные, а общая их сумма составляет тридцать восемь сведений. "Собрав эти тридцать восемь сведений, можно определить безошибочно все болезни" (Дашиев Д. Б., 1988). Однако, эта простота кажущаяся, она связана с особенностями построения текста и подачи представленных в них знаний (Бадараев Б. Д., 1967). Анализ главы, посвященной диагностике заболеваний, демонстрирует своеобразие и глубину получаемой инфор­мации и отражает принцип причинной обусловленности в тибетской медицине. Установление диагноза в тибетской медицине, так же как и в китайской, имеет целью выбор метода лечения, как писалось в "Чжуд-ши", выяснение того, что полезно и что вредно.

 

Главенствующими, в тибетской медицинской системе, являются теории пяти махабхут, пульсации, трех регули­рующих систем: ветра, желчи и слизи. С их помощью анализируют этиологию, патогенез, клинику заболева­ний, а также проводят диагностику и лечение. Использо­вание этих теорий в процессе установления диагноза считается основополагающим моментом, который позво­ляет увязать в единое причины и морфофизиологическую проекцию заболеваний в организме. В качестве причин заболеваний в тибетской медицине выступают нарушения в регулирующих системах ветра, желчи и слизи, запуска­емые дисгармонией какого-либо из трех пульсирующих каналов Авадхути, Расаны или Лаваны, содержащих в себе, соответственно потенции: ветра — мудрости; гнева — желчи; омраченности и слизи (отрицательные эмоци­ональные состояния). Нарушения в системах ветра, жел­чи и слизи проявляются в зависимости от их активно­сти "жаром" или "холодом" и соответственно делятся на "увеличения", "уменьшения", "сочетания", "подъемы и возбуждения". Отмеченное положение составляет основу классификации заболеваний в тибетской медицине, где первую ступень Дифференциа­ции — "жара" и "холод" можно поставить в связь с китайскими ян и инь. И здесь применим принцип соот­ветствия заболеваний методам лечения, который имеет в виду использование, при определенной группе заболева­ний (болезни "жара"), тормозного, рассеивающего дейст­вия, присущего кровопусканию. Путем дальнейшей систе­матизации заболеваний и накопления лечебного опыта была установлена конкретная эффективность кровопус­кания при "жаре" крови и "желчи" и в некоторых случаях "возбуждения" слизи и ветра.

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!