КРОВОПУСКАНИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ



Характеристика метода и традиционные механизмы лечебного действия.

 

Кровопускание в традиционной китайской медицине, как отмечалось выше, было известно с древнейших вре­мен, однако применялось оно в лечении нечасто. В руководствах по иглоукалыванию относительно позднего периода о кровопускании писали мало, в основном, в них 'повторялись те же сведения, что и в медицинских сочине­ниях раннего периода. Возможно, полагали, что процеду­ра (глубокий, наносящий рану укол толстой иглой) в субъективном плане причиняет неудобство больному из-за болезненности, а после нее не исключено заражение тканей? Во всяком случае предпочтение отдавали игло­укалыванию. Однако, в некоторых современных руковод­ствах по иглоукалыванию и прижиганию приводятся традиционные данные по кровопусканию, подчеркивается его эффективность при ряде заболеваний и излагается методика процедуры. В отечественной лите­ратуре кровопускание представлено лишь работах Г. Лувсана.

 

 В прямом смысле кровопускание, проводимое в традиционной китайской медицине, трудно отнести к настояще­му кровопусканию, так как при этом методе не вскрыва­ются сосуды, а кровь извлекается каплями из кожи и верхних слоев подкожно-жирового слоя, после укола толстой иглой. Увеличение объемов выводимой крови, имеющих цель усилить действие метода, достигается дополнительными приемами (массирование, постановка банок). Таким образом, кровопускание по своему характе­ру является капельным.

 

 Традиционная китайская медицина относит кровопус­кание к одному из многих методов внешнего воздействия на избранные точки тела с целью достижения строго определенного действия на пораженный орган или систе­му. Считается, что кровопуска­ние, путем регуляции ци, восстанавливает нарушенные болезнью функции крови сюэ. Раздражение, наносимое при кровопускании (глубокий укол толстой или трехгран­ной иглой, а в некоторых случаях специальным ланце­том), является очень сильным и по правилу "бу-се" классифицируется как "се" — выпустить, тормозить, рассеять, седатировать. И, как это определено в иглоука­лывании, характер воздействия самого метода уже отно­сит его к лечению совершенно определенной группы заболеваний. В данном случае, это — заболевания со знаком ян, которые требуют для восстановления равнове­сия подавления повышенных функций организма. Группа заболеваний со знаком ян, в соответствии с китайской •классификацией заболеваний, включает половину суще­ствующей нозоологии. Это синдромы поверхностный, полноты, "жары", синдромы "застоя" и "извращенного течения ци", синдромы "застоя" и "жара" крови. Пред­ставленный принцип лечения, применительно к кровопусканию, подвергается еще неоднократной дифференциа­ции в зависимости от многих факторов. Учитывается характер ri течение заболевания (острое течение или обострение хронического), ведущий клинический синд­ром, возраст и индивидуальные особенности больного и т. д. Так, еще в древности был очерчен круг синдромов, при которых отдавалось предпочтение кровопусканию. Сюда относятся почти все синдромы с выраженной внеш­ней симптоматикой: одышка, лихорадка и кашель, обмо­роки, судороги, острые отравления, задержка мочеиспус­кания, колики и т. д. Быстрый поверхностный укол с получением нескольких капель крови заметно облегчает состояние больных. Кровопускание проводят на основе рекомендаций, изложенных в трактатах: I — пунктирова-ние точек у-шу в зависимости от их функционального назначения; II — пунктирование точек ши-сюань ; III — метод "большого се" при болях и поверхностном воспале­нии. Использование указанных точек связано с традици­онными теоретическими концепциями китайской медици­ны. Например, концепция у-син , применительно к чело­веческому телу, находит свое выражение в точках, распо­ложенных на конечностях, поскольку считается, что жизненная энергия всех двенадцати каналов наиболее интенсивно проявляется между локтями и кончиками пальцев рук и между коленями и кончиками пальцев ног. В этих же точках максимально прояв­ляется и "вредоносная" энергия се (болезнь), распростра­няя свое поражающее действие на все органы тела. Систематизация точек у-шу по законам подобия с перво­элементами, органами чжан-фу , слоями тела и цикли­ческими процессами в природе дополняет их функциональное значение для организма (Дубровин Д. А., 1991). Знание специальных функций точек у-шу (традиционное уподобление их возрастающему потоку энергии ци) с учетом их связей с вышеотмеченными категориями тради­ционной китайской медицины позволяет эффективно ис­пользовать их в лечении, особенно в случаях, когда необходимо получение быстрого клинического эффекта. Анатомическая близость точек ши-сюань к точкам у-шу определяет их функциональное сходство, а также их совместные показания при кровопускании.

 

Таким образом, расположенные на периферии тела точки у-шу , ши-сюань — это целая система точек, показывающая изначальное течение и вход жизненной энергии ци и составляющая основу саморегуляции орга­низма.

 

Метод "большого се" при болевых синдромах по-видимому соответствует "правилу" а-ши — укалыванию наиболее болезненных точек и заключается в капельном кровопускании в зонах максимальной болезненности патологического процесса.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!