АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА
Первоначально место для представлений устраивалось в Древней Греции крайне просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке — орхестре, вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по его склону. Театральные сооружения не были самостоятельными постройками, типа городского здания или храма: они, как правило, входили в какой-нибудь архитектурный ансамбль. Например, театр Диониса в Афинах (сооружен около 500 г. до н. э.) расположен на склоне Акрополя; театр в Эпидавре (сер. IV в. до н. э.) входил в ансамбль святилища бога-врачевателя Асклепия.
Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре — до 10 тысяч.
В V в. до и. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон(места для зрителей, от глагола теаомай—«смотрю») и скену (скенэ—«палатка», позже — деревянное или каменное строение).
|
|
Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м).
Развитие древнегреческой драматургии потребовало применения декораций. В ранних трагедиях Эсхила декорации представляли собой массивные деревянные сооружения (гробница царя Дария в «Персах», скала в «Прометее Прикованном»). При Софокле появились расписные декорации: между колоннами проскения устанавливались разрисованные доски или холсты (пинаки).
Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительных мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временно закрывались от зрителей.
АКТЕРЫ. ХОР. ЗРИТЕЛИ
По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Эсхил ввел второго актера — девтерагониста, а младший современник Эсхила Софокл — третьего, тритагониста. При этом основные роли исполнял всегда первый актер — протагонист.
Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диониса — а в эпоху расцвета греческой рабовладельческой демократии и со всей общественной жизнью Афин — актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актером мог быть только свободнорожденный. Как и драматурги, актеры принимали в V—IV вв. до н. э. самое деятельное участие в общественной жизни полиса. Их избирали на высшие государственные должности в Афинах, отправляли в качестве послов в другие государства.
|
|
Победителями на драматических состязаниях вначале могли быть только хорег и драматург. Но со второй половины V в. до н. э. полноправными участниками театральных состязаний стали и актеры-протагонисты.
Так как число актеров не превышало трех, то одному и тому же актеру приходилось играть в спектакле несколько ролей. Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством: в наиболее патетических местах актеры исполняли арии — монодии. Греческие актеры должны были владеть и искусством танца, искусством движения. Они много работали над гибкостью и выразительностью тела. Актеры выступали в масках, так что мимика была исключена из игры. Тем больше внимания приходилось уделять жесту.
Маска проникла в греческий театр вследствие исконной его связи с культом Диониса: жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Маски делались из дерева или полотна (в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось). Маска закрывала не только лицо, но и всю голову, так что парик был укреплён на самой маске; к ней же в случае необходимости прикреплялась и борода. У трагической маски обычно делали выступ надо лбом (онкос), увеличивавший рост актера.
|
|
Костюм трагического актера представлял собой несколько видоизмененную пышную одежду, какую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Театральный хитон имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: длинный, располагавшийся вокруг тела складками (гиматий), и короткий, с застежкой на плече (хламида). Обувь трагического актера называлась котурнами.
Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участники хора назывались хоревтами ,предводитель хора — корифеем.При выходе на орхестру впереди хора шел флейтист, который останавливался на ступенях алтаря, расположенного в центре орхестры.
В трагедии хор обычно изображал людей, близких главному герою. Хор — это коллективный герой. Его партии и поныне помогают понять философский и человеческий смысл трагедии, решение ее основного конфликта.
|
|
Театральные представления, как мы уже знаем, происходили в дни всенародных праздников в честь Диониса. Все дела на это время приостанавливались, суды закрывались, должники освобождались от необходимости уплачивать долги в течение всех Дней праздника; даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы и они могли принять участие в общем празднике. В театре бывали не только мужчины, но и женщины, дети. Даже слугам — домашним рабам — разрешалось посещение театра. За вход взималась небольшая плата для покрытия расходов на содержание театральной постройки.
При Перикле неимущим гражданам выдавались для посещения театра особые зрелищные деньги (теорикон).
Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, с венками на голове. Праздник Великих Дионисий собирал огромное количество народа, причем это были не только афиняне и жители Аттики, но и граждане других полисов, приезжавшие со всей Греции.
ТЕАТР ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
В эпоху эллинизма (IV—I вв. до н. э.) греческий театр классической поры претерпел существенные изменения, касающиеся и драматургии, и актерского исполнения, и архитектуры театрального здания. Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.
Благодаря колонизации Востока и расширению торговли с самыми отдаленными странами тогдашнего мира происходит распространение на Востоке греческого языка, греческой культуры и образованности, и наоборот, элементы восточной культуры, религии, философии проникают в Грецию.
Вскоре после смерти Александра (323 до н. э.) его обширная, наспех сколоченная держава стала распадаться на отдельные эллинистические государства. Самыми крупными из них были монархии Селевкидов в Азии, Птолемеев в Египте, Антигонов в Македонии (от которой зависела и Греция). Опорой царской власти в этих государствах служило наемное войско и бюрократический чиновничий аппарат.
Проводником греческой культуры в странах Востока в значительной степени являлся театр. Театральные здания в эпоху эллинизма строятся не только во вновь возникших крупных торговых и административных центрах (Александрии, Антиохии), но и в небольших городах. Однако театр эпохи эллинизма сильно отличается от театра демократических Афин. В эллинистических монархиях уже не могло быть той политической свободы, которая существовала в Греции V в. до н. э. В области политических отношений наблюдаются черты, свойственные восточным деспотиям. Законы, суд, войско, решение вопросов войны и мира — все теперь находится в руках монарха и его приближенных. Литература и театр не могут уже критиковать общественные порядки своего времени или касаться священной особы правителя. В силу такого положения искусство эллинистической эпохи совершает крутой поворот от широкой общественно-политической тематики к узким вопросам семьи и быта.
НОВАЯ АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
В театре эллинистической эпохи по-прежнему ставятся трагедии и комедии. Комедию эллинистической эпохи называют новой аттической(или новоаттической) комедией. Время ее расцвета — конец IV— III в. до н. э. В новой аттической комедии по-своему отразились изменения, происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середине IV в. до н. э.
Авторы новой аттической комедии широко использовали психологическую теорию ученика Аристотеля Теофраста, согласно которой все свойства характера проявляются во внешности человека и в его поступках. Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на оформление масок, помогавших зрителям распознать тот или иной персонаж.
Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публики. Зрителей привлекало то, как разрабатывается даже банальный сюжет или привычная маска: пружиной действия стала ловко устроенная интрига, развитие которой велось тонко и искусно.
В середине IV в. до и. э. в Греции впервые появляются актеры-профессионалы, объединенные в театральные товарищества, так называемые «синоды технитов». Членами их могли быть только свободнорожденные мужчины. В эпоху эллинизма актеры по-прежнему пользовались большим уважением в обществе. Для организации представлений они даже во время войны могли выезжать в другие государства. «Дионисовы артисты» освобождались от воинской повинности.
Так как новая комедия стремилась к воспроизведению обыденной жизни, игра актеров приобрела более жизненный характер, хотя женские роли по-прежнему исполнялись мужчинами и маски в театре сохранились.
В жанре новой аттической комедии работали многие драматурги. Наиболее известным из них был Менандр.
МЕНАНДР
До н. э.
Менандр родился в Афинах. Он происходил из знатной, богатой семьи и получил прекрасное образование, особенно в области литературы, риторики и философии.
Менандр написал более 100 комедий, но одержал лишь 8 побед. Единственная дошедшая до нас полностью комедия Менандра - «Брюзга». Текст ее был найден только в 1956 г. Вероятно, это одно из ранних произведений Менандра.
От другой комедии Менандра — «Третейский суд» — сохранилось приблизительно 700 стихов, дающих достаточно полное представление о развитии действия.
Менандра особенно интересовали характеры, нравы людей и формы их проявления. На это указывают уже названия комедий: «Брюзга», «Льстец», «Трус» и т. д. Как правило, именно характер является главной пружиной действия комедии. Устами одного из героев «Третейского суда», раба Онисима, Менандр говорит, что не боги управляют судьбой человека, а его собственный характер.
Новоаттическая комедия — последний драматический жанр, созданный в Греции. Ее бытовые персонажи, ее сюжеты и судьбы отдельных людей перешли в римский театр, а затем — в театр нового времени.
РИМСКИЙ ТЕАТР
ИСТОКИ РИМСКОГО ТЕАТРА. НАРОДНАЯ ДРАМА В РЕСПУБЛИКАНСКОМ РИМЕ
ЛАТИНЯНЕ были одним из многочисленных племен и народов, населявших древнюю Италию. Они жили по нижнему течению Тибра, в области, которая называлась Лациум. Столицей их был город Рим, основанный, по преданию, в 753 г. до н. э.
Важную роль в древней Италии играли этруски и греки. Греки с давних пор имели свои колонии в Южной Италии и Сицилии. Этруски были племенем, в подчинении у которого до начала VI в. до н. э. находились многие италийские племена, в том числе и латиняне. Происхождение этрусков до сих пор не выяснено, однако результаты археологических раскопок в Италии свидетельствуют, что это был народ, создавший высокую культуру.
Только к VI в. до н. э. римляне освободились от власти этрусков, изгнав этрусских царей, и в Риме установилась республика в форме античного полиса. Вскоре после этого начались завоевания Рима в Италии. Подчинив себе к середине IV в. до н. э. среднюю Италию, римляне все дальше и дальше продвигались на юг и в начале III в. до н. э. завоевали греческие колонии в Южной Италии. После этого римляне стали полновластно распоряжаться на всем Аппеннинском полуострове.
По своему культурному развитию римляне были значительно ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческим алфавитом и греческой мифологией, причем многие греческие боги и герои получили римские имена.
Однако нельзя видеть в римской культуре одни лишь заимствования: ей присущи и многие оригинальные черты, восходящие к глубокой древности. Кроме того, многие заимствования подвергались радикальной переработке в соответствии с потребностями и вкусами римского общества.
Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к обрядовым играм, богатым карнавальными элементами. Таков, например, праздник Сатурналий — в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника было «переворачивание» привычных общественных отношений: господа на время праздника становились «рабами», а рабы «господами».
Существовала и другая форма примитивных зрелищ — сатура.Основой для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов в дословном переводе — «смесь»). Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент играл в них существенную роль.
О влиянии этрусских актеров на формирование римского театра свидетельствует, в частности, этрусское происхождение слова гистрион, которым в Риме стали называть народных развлекателей. Название это сохранилось и в средние века.
РИМСКИЙ ТЕАТР ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ. ОТ СЕРЕДИНЫ III ВЕКА ДО КОНЦА I ВЕКА ДО Н. Э.
Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!