КОМЕДИЯ ТОГАТА. ЛИТЕРАТУРНАЯ АТЕЛЛАНА. МИМ



Тогатойв Риме называли комедию, действующие лица которой выступали в тоге (верхняя мужская одежда римских граждан).

Появление новой комедии было связано с переменами в общественно-политической жизни Рима. Действующими лицами тогаты были «маленькие люди» деревни и города: крестьяне и ремесленники различных профессий, мелкие торговцы. Действие тогаты происходило обычно в каком-нибудь небольшом италийском городке, на улице, перед лавочками ремесленников.

Движение за создание национальной комедии не остановилось на тогате. В начале I в. до н. э. два писателя, Помпоний и Новий, обратились к старинной ателлане и дали ей литературную обработку. Так появилась литературная ателлана, выросшая из народного творчества.

Ателлана, подобно сатировской драме у греков, часто ставилась в конце представления, после трагедии.

Мимтоже с давних пор был известен в римском обществе. Однако особенно он распространился в конце периода республики. Актеры выступали в миме без масок, и это открывало широкий простор для искусства мимической игры. Женские роли исполнялись женщинами. Актеры мимов играли босиком или надевали на ноги только тонкие подошвы, так что казались босыми. Поэтому исполнителей мимов называли «босоногими».

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ .АРХИТЕКТУРА РИМСКОГО ТЕАТРА. АКТЕРЫ

Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев — Римских играх, проводившихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев — Плейбейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх — в июле.

Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до середины I в. до н. э.; сооружению его противился консервативный сенат. Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4—5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов и действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места и в этих временных театрах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенное для театральных игр сооружение ломалось по их окончании.

Играли в комедиях и трагедиях уже не любители (как в ателланах), а артисты-профессионалы. Их называли актерами (дейстаующий) или•стрибнами. Римские актеры происходили из среды вольноотпу-шенников или рабов и по сравнению с греческими занимали в своей массе гораздо более низкое общественное положение. Объясняется это тем, что почти с самого своего возникновения римский театр являлся чисто светским учреждением — он не был связан с каким-либо культом, подобным культу Диониса в Греции. Кроме того в течение долгого времени театр рассматривался правящими сословиями Рима только как одно из развлечений, вызывавшее иногда презрительное отношение нобилей. За плохую игру актера могли подвергнуть порке.

Актеры объединялись в труппы во главе с хозяином — антрепренером, который по договоренности с властями организовывал театральное представление и сам обычно играл главные роли. Женщин в труппе не было, женские роли исполнялись мужчинами. Тем не менее в Риме были актеры, которые пользовались большим уважением народа. Это прежде всего трагический актер Эзоп и комический актер Росций , жившие в I в. до н. э.

Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях до Эзопа и Росция, в III — II вв. до и. э. играли без масок. Маска появилась в этих жанрах довольно поздно — в 130 г. до н. э. (по Другим сведениям, только с начала I в. до н.э., около 90 г.). Поэтому, в отличие от греков, зрители Рима могли следить и за мимикой актеров. Костюм трагических актеров римляне получили от греков.

Костюмом комических актеров был паллий — греческий плащ, ниспадающий широкими складками. Рабы носили плащ, напоминавший скорее большой шарф; при ходьбе или беге они свертывали его и перекидывали через плечо. Молодые люди, солдаты, путники носили хламиду, т. е. короткий плащ; он покрывал плечи и на правом плече застегивался булавкой, так что правая рука оставалась свободной. Греческому хитону соответствовала римская туника,которая у женщин спускалась до пят. На ноги комические актеры надевали сокки низкие легкие башмаки (в жизни такие башмаки, как правило, носили женщины).

Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г. до н. э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От театра Марцелла до сих пор сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.

По своей архитектуре римский театр был самостоятельным зданием городского типа. Так как в римской драме не было хора, размер орхестры значительно уменьшился (наполовину); на полукруге орхестры помещались места для сенаторов.

Римские театры отличались от древнегреческих и пышностью отделки, более сложной машинерией. Особенно это касается театров, построенных на средства частных лиц, которые, стремясь в борьбе за власть получить расположение плебса, не останавливались ни перед какими затратами.

Архитектура греческих театральных сооружений послужила основой для создания не только собственно театральных зданий, но и открытых амфитеатров и цирков, где места для зрителей располагались вокруг арены — посыпанной песком площадки.

РИМСКИЙ ТЕАТР ИМПЕРАТОРСКОЙ ЭПОХИ

В I в. до и. э. в результате гражданских войн республика в Риме пала. После победы над Антонием в 31 г. до н. э. Октавиан, получивший впоследствии почетное прозвище Август («Священный»), стал единодержавным правителем Рима.

Обладая на деле неограниченной властью, Октавиан-Август позволял еще сохранять видимость власти республиканским учреждениям. Понимая общественное значение театра, Август всячески способствовал его развитию.

Однако все усилия Августа возродить на римской сцене серьезный жанр не увенчались успехом. Хотя представления устраивались часто, они носили главным образом развлекательный характер. Общественная роль театра снизилась. Такая тенденция особенно усилилась при преемниках Августа, когда Римская империя все больше напоминала восточную деспотию.

СЕНЕКА

Ок . 4 — 65 н. э.

От трагедии императорской эпохи до нас не дошло ничего, кроме трагедий философа Сенеки.

Луций Анней Сенека был воспитателем императора Нерона, одно время занимал при нем высшие должности в государстве, но затем был обвинен в заговоре против императора и по приказанию Нерона покончил с собой, вскрыв себе вены.

По своим философским взглядам Сенека был стоик, и это повлияло на идейную направленность его трагедий.

Философия стоиков родилась в в Греции в IV в. до н. э. в связи с упадком греческих полисов. Стоики учили, что смысл человеческой жизни — в стремлении к добродетели.

Подобные взгляды были очень распространены среди римской аристократии во времена деспотизма Тиберия, Калигулы, и особенно Нерона. Сенека не был последовательным стоиком (занимая государственные должности, он сумел сколотить огромное состояние), но в его трагедиях основные положения стоицизма нашли полное отражение.

Трагедии Сенека начал писать в последние годы жизни, когда отношение к нему Нерона изменилось и он должен был более осторожно высказывать свои взгляды на существующие порядки.

Всего он написал 9 трагедий, заимствуя их сюжеты из греческой мифологии. Так, в «Медее» и «Федре» Сенека разрабатывает те же сюжеты, что Еврипид в своих «Медее» и «Ипполите»; источником для «Эдипа» послужил ему «Царь Эдип» Софокла.

Герои Сенеки — люди, наделенные сильными, испепеляющими страстями. Изображение этих страстей, нередко приводящих героя к гибели, изображение сильных аффектов, чудовищных пороков, состояний, близких к патологии, — все это становится главным для поэта.

Персонажи трагедий Сенеки однолинейны: драматург выделяет какую-либо одну черту в характере персонажа и доводит ее до предельной степени. В драмах Сенеки постоянно встречаются сцены страшной мести, насильственной смерти и других ужасающих преступлений.

Почти в каждой трагедии встречаются реплики, направленные против тиранов. В такой скрытой форме дается резкая критика деспотизма Нерона.

Творчество Сенеки оказало огромное влияние на формирование трагедии нового времени. Именно через него гуманисты эпохи Возрождения начали свое знакомство с античной трагедией. В XIV— XVIII вв. драматурги всех западноевропейских стран учились у Сенеки искусству трагического — мастерскому изображению страсти, напряженности диалогов, отточенности стиля. Шекспир и Бен Джонсон в Англии, Корнель, Расин и другие представители французского классицизма изучали и использовали трагедии Сенеки в своей творческой практике.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!