АРИСТОФАН ок. 446 — ок. 380 до н. э.



Аристофан — единственный представитель древней комедии, произведения которого (хотя и не все) дошли до нас. От комедий других драматургов остались лишь небольшие отрывки.

Аристофан был афинянином. Родители его — люди свободнорожденные, но, по-видимому, не очень состоятельные. Писать он начал рано; первая его пьеса была поставлена в 427 г. до н. э. и получила вторую награду. До нас дошло 11 комедий Аристофана, написал же он их более 40.

Драматург поднимает самые разнообразные вопросы современной ему действительности. В ряде комедий он выступает против Пелопоннесской войны и призывает к заключению мира со Спартой («Ахарняне», «Мир»). В других критикует деятельность афинских государственных учреждений и нападает на бесчестных демагогов, обманывающих народ («Осы», «Всадники»). Есть и комедии, в которых осмеивается философия софистов, саркастически изображаются новые методы воспитания юношества («Облака»), критикуется новейшая драматургия («Лягушки»). Наконец, есть комедии, в основе которых лежит патриархальная социальная утопия того времени («Богатство», «Птицы»).

Положительный герой комедий Аристофана — мелкий сельский труженик, обрабатывающий землю с помощью одного-двух рабов. Аристофан восхищается трудолюбием земледельца, его здравым смыслом, проявляющимся как в домашних, так и в государственных делах, его приверженностью к традиционной религии и к обычаям прошлых героических лет.

Аристофан был противником войны, страстным борцом за мир. В «Лисистрате» драматург высказывает мысль, что Пелопоннесская война, в которой эллины истребляют друг друга, ослабляет Элладу перед лицом Персии. Поэт с горечью говорит о человеческих страданиях, порожденных этой войной.

Комедии Аристофана, как и древняя аттическая комедия в целом, тесно связаны с народными формами театра. Персонажи его комедий — обычно носители какой-либо одной человеческой черты, показанной в крайне заостренном, преувеличенном виде.

Комедии Аристофана отличаются как богатством идейного содержания, так и выразительностью театральной формы. Аристофан — это одновременно и вершина древней аттической комедии, и ее завершение.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Театр в Древней Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя государство, назначая для этой цели специальных лиц. Драмы ставились на трех праздниках в честь Диониса: на Малых, или Сельских, Дионисиях (в декабре — январе по нашему календарю); Ленеях (в январе — феврале); на Великих, или Городских, Дионисиях (в марте — апреле).

Драматические представления проходили как состязания драматургов, хорегов, актеров. В них участвовали три трагических и три комических поэта. Каждый из трагиков должен был представить четыре пьесы: три трагедии и одну сатировскую драму. Трагедии были связаны единым сюжетом. После них ставилась сатировская драма на тот же сюжет, что и трагедии. Трагическая трилогия и сатировская драма составляли тетралогию. Комические поэты представляли по одной комедии.

Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли тетралогию одного драматурга; под вечер исполняли одну комедию. К участию в состязаниях допускались только новые произведения; если ставились старые, уже игравшиеся, то они шли вне конкурса.

Разрешение на постановку пьесы драматурги получали от архонта. Он же давал драматургам разрешение набрать хор. Все издержки, связанные с обучением хора, изготовлением костюмов, репетициями и т. д., брали на себя богатые граждане Афин. Гражданин, подготовивший хор для драматических состязаний, назывался хорегом .Для драматических состязаний требовалось шесть хорегов, так как у каждого драматурга был свой хор. Хотя расходы по организации и подготовке хора составляли весьма значительную сумму, недостатка в хорегах в период расцвета афинской демократии не наблюдалось. Исполнение обязанностей хорега было делом весьма почетным. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматическим состязаниям освобождались даже от военной службы.

Судили на состязаниях особые выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три награды. (Занять на состязаниях третье место значило, однако, по существу потерпеть поражение.) Победившие драматурги получали от государства гонорар и награждались венком из плюща. На долю хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов, выпадала еще большая честь: хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. На пьедестале памятника указывалось время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы и имя хорега. Результаты состязаний вносились, кроме того, в особый протокол, который хранился в государственном архиве Афин. Такие протоколы назывались дидаскалиями .


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!