ТЕАТР ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ АФИН. V ВЕК ДО Н. Э.



ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

ВВЕДЕНИЕ

  ТЕАТР греков и римлян — древнейший на территории Европы. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н. э. Лучшая пора римского театра приходится на вторую половину III и на II в. до н. э.

Наследие, оставленное нам античностью в области искусства, огромно. Античная архитектура, скульптура, литература и театр являлись предметом изучения и подражания во все последующие века. Когда, например, в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные комедии и трагедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Позже неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью, выдающиеся западноевропейские драматурги (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гёте и др.). Многие драматурги XX в. также не раз использовали античные сюжеты и образы (Гауптман, О'Нил, Сартр,.)

В XIX и XX вв. на европейских сценах постоянно шли (и идут) античные драмы. Спектакли по пьесам античных драматургов регулярно появляются и в репертуаре современних театров в самых разных городах страны.

Драма родилась в Греции в VI в. до н. э., когда окончательно установился рабовладельческий строй.

Распад родового строя привел почти во всей Элладе к созданию городов-государств (полисов), которые представляли собой общины свободных граждан, связанных племенным родством. Каждое такое государство состояло из небольшого города и примыкавших к нему деревень.

В каждом полисе был свой уклад жизни, существовали свои политические и этические нормы. Были полисы аристократические (как Спарта), власть в которых принадлежала родовой аристократии. Были полисы демократические (как Афины), где все государственные вопросы решались народным собранием, где соблюдались равенство граждан перед законом, свобода слова, право каждого гражданина быть избранным на государственные должности.

Развитие драмы происходит именно в демократических полисах. В Спарте никогда не было ни драматургов, ни театра. Зато Афины становятся центром культурной жизни всей Греции. Здесь, на аттической земле, расцветают науки и искусства. В дни определенных праздников античный театр собирал все население города и окрестностей. Особенно велика была политическая и культурная роль греческого театра в V в. до н. э., когда афинская рабовладельческая демократия достигла своего расцвета.

Связь с общественно-политической жизнью, служение интересам народа, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, использование лучших достижений греческого эпоса и лирики —- все это сделало афинский театр театром больших идей и прекрасной художественной формы.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЫ И ТЕАТРА

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор — пословицы и поговорки, трудовые и обрядовые песни, гимны богам, мифы и другие виды устного народного творчества.

Мифология занимала в греческом фольклоре особое место. Эта форма народного творчества возникла на ранней стадии развития человеческого общества и сыграла огромную роль в эволюции всех видов античного искусства. Сюжеты и герои греческих мифов преобладают во всех родах и видах античной литературы, в том числе в драме.

Мифология греков, как и других древних народов, выросла из стремления понять и объяснить окружающий мир. Греческие мифы разнообразны по содержанию: в них рассказывается о происхождении мира, о греческих богах и героях, о возникновении обычаев, обрядов. Миф был тесно связан с языческой религией. При этом в Греции не было замкнутой касты жрецов, которая препятствовала бы изображению богов в образе людей и мешала бы свободному созданию мифов и их поэтизации. Поэтому греческие мифы богаты жизненными мотивами, наблюдениями, деталями.

Возникновению драмы, как уже отмечалось, предшествовали эпос и лирика. Это богатый героический эпос — поэмы «Илиада» и «Одиссея», дидактический (поучительный) эпос — поэмы Гесиода (VII в. до н. э.); это произведения лирических поэтов VI в. до н. э. Драма стала как бы синтезом достижений ранее сложившихся родов литературы, вобрав в себя монументальный, героический характер эпоса и индивидуальное начало, идущее от лирики.

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми.

В Греции обряды были связаны с культом богов — покровителей земледелия: Деметры, ее дочери Коры, Диониса. Такие обряды превращались иногда в культовую драму. Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса считались растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла. Культ Диониса получает широкое распространение в VII— VI вв. до н. э., когда в Греции происходит социальная революция, которая положила конец родовому строю и привела к созданию классового рабовладельческого общества. На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали .маски и козлиные шкуры.

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма. Трагедия отражала страстную сторону дионисийского культа, комедия — карнавально-сатирическую. Сатировская драма представляется средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал дифирамба, комедия — от запевал фаллических песен. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

Проливают свет на происхождение греческой драмы и сами слова трагедия и комедия. Слово трагедияпроисходит от двух греческих слов: трагос — «козел» и одэ — «песнь», т. е. «песнь козлов». Это название вновь ведет нас к сатирам — спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и оде.«Комос» — это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, иа сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает «песнь комоса».

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла значительного развития. Античная традиция передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в. до и. э.). Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра. Феспиду приписывается усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит(«ответчик»), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актером и хором и по форме напоминала скорее кантату. При этом, хотя количественно партия актера в первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор, именно актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.

В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Так, во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами. Героями мимов были традиционные маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т. д. Песни комоса и мимы — это главные истоки древней аттической комедии.

Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др. Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных граждан, выводимых к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ и другие — у Аристофана). При этом древняя аттическая комедия создает обычно образ не индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного комедийного театра.

ТЕАТР ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ АФИН. V ВЕК ДО Н. Э.

Своего высшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигло в творчестве трех великих трагиков V в. до н. э. — Эсхила, Софокла, Еврипида — и комедиографа Аристофана, деятельность которого захватывает и начало IV в. до н. э. Одновременно с ними писали и другие драматурги. Однако до нас дошли только небольшие отрывки из их произведений, а иногда — лишь имена и скудные сведения.

ЭСХИЛ 525—456 до и. э.

Имена трех греческих трагических поэтов — Эсхила, Софокла и Еврипида — обычно соотносят с тремя периодами развития афинской демократии и с тремя этапами развития греческой трагедии.

Творчество Эсхила связано с эпохой становления Афинского демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которые велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г. до н. э. и носили для греческих государств-полисов освободительный характер. Персии не удалось подчинить себе материковую Грецию. В сражениях при Марафоне (490 до н. э.), Саламине (480 до п. э.), Платеях и Микале (479 до и. э.) свободные греческие полисы одержали победу над восточным деспотизмом.

Военные действия против Персии возглавляли Афины, и непосредственным результатом первого периода войны было образование афинской морской державы (478 до н. э.). В ходе войны значительно выросло патриотическое самосознание народных масс, что способствовало дальнейшему укреплению афинской демократии. К этому времени и относится начало творчества Эсхила.

Эсхил происходил из знатного рода. Он родился в Элевсине, близ Афин. Известно, что Эсхил принимал участие в сражениях при Марафоне и Саламине. Битву при Саламине он описал как очевидец в трагедии «Персы». Незадолго до своей смерти Эсхил отправился в Сицилию, где и умер (в городе Геле). В надписи на его надгробии, сочиненной, по преданию, им самим, ничего не говорится о нем как о драматурге, но сказано, что он проявил себя мужественным воином в сражениях с персами.

Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм. До нас дошли полностью только семь трагедий; из других произведений сохранились небольшие отрывки.

Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-мифологическим. Он верил, что существует извечный миропорядок, который подчиняется действию закона мировой справедливости. Идея неотвратимости возмездия и торжества справедливости проходит через все трагедии Эсхила.

Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность более глубокой разработки трагического конфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Это был настоящий переворот в театре: вместо старой трагедии, в которой партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажи сталкивались на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали свои действия.

Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняет следы близости к дифирамбу, где партии запевалы перемежались с партиями хора.

Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога,в котором содержится завязка действия. Затем следует парод — песня, которую исполняет хор, вступая на орхестру. Далее идет чередование эписодиев(диалогических частей, исполняемых актерами, иногда при участии хора) и стасимов(песен хора). Заключительная часть трагедии называется эксодом;эксод — это песня, исполняя которую хор покидает сцену. В трагедиях встречается также гипорхема(радостная песня хора, звучащая, как правило, в кульминационный момент, перед катастрофой), коммосы (совместные песни-плачи героев и хора), монологигероев, исполняемые речитативом.

Обычно трагедия состоит из 3—4 эписодиев и 3—4 стасимов. Стасимы разделяются на отдельные части — строфы и антистрофы, строго соответствующие по структуре одна другой. При исполнении строф и антистроф хор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону. Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одном и том же размере, а новые строфа и антистрофа — в другом. Таких пар (строфа — антистрофа) в стасиме бывает несколько; их замыкает общий эпод (заключение).

Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флейты. Кроме того, они нередко сопровождались танцами.

Примером ранней трагедии Эсхила служат «Персы» (472 до н. э.). Это единственный дошедший до нас образец древнегреческой трагедии, сюжет которой взят из совсем недавней истории: в «Персах» прославляется победа греков над персами в морском сражении при о. Саламине (480 до п. э.).

Особое место в творчестве Эсхила занимает трагедия «Прометей Прикованный» (время постановки неизвестно). Хотя миф о Прометее — одном из титанов, богов старшего поколения,— широко использовался греческими поэтами, впервые образ Прометея получает героическое осмысление у Эсхила. Прометей представлен богоборцем и другом людей.

Трилогия Эсхила «Орестея» (458 до и. э.) —единственный дошедший до нас полностью образец трилогии. На примере «Орестеи» можно проследить принцип построения трилогии, где каждая следующая трагедия является логически необходимым продолжением предыдущей, а идея автора полностью раскрывается лишь в совокупности трех произведений.

В основу «Орестеи» положен миф о судьбе потомков микенского царя Атрея, запятнавшего себя ужасными преступлениями. В первой части трилогии — «Агамемнон» — рассказывается о том, как царица Клитемнестра убивает своего мужа, царя Агамемнона, после его возвращения из победоносного похода греков на Трою. От руки Клитемнестры гибнет и дочь побежденного троянского царя, пророчица Кассандра, которую Агамемнон сделал своей наложницей. Вторая часть носит название « X оэфоры » (приносящие возлияния). Орест, сын Агамемнона и Клитемнестры, выросший на чужбине, возвращается в Микены, чтобы по повелению Аполлона отомстить убийцам своего отца. Сестра Ореста Электра помогает брату осуществить месть. Воля Аполлона исполнена. Но после убийства матери Ореста начинают преследовать Эринии (богини мщения за убийство близких по крови). Мучимый угрызениями совести, Орест впадает в безумие.

Последняя часть трилогии — трагедия «Эвмениды» — изображает суд над Орестом за убийство матери и оправдание его. В качестве судей выступают наиболее уважаемые афинские граждане.

Хотя уже к концу V в. до н. э. трагедии Эсхила стали считаться несколько архаичными, и для современников и для последующих поколений он всегда был первым великим трагическим поэ­том. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!