С именем Софокла связано также введение декорационной живописи.



Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла мифов. Это «Антигона» (ок. 442 до н. э.), «Царь Эдип» (ок. 429 до н. э.) и «Эдип в Колоне» (поставлен в 401 г. до и. э., уже после смерти Софокла).

В основе этих трагедий, написанных и поставленных в разное время, лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род.

Трагедии Софокла явились художественным воплощением гражданских и нравственных идеалов античной рабовладельческой демократии периода ее расцвета. (Софокл не дожил до страшного поражения афинян в Пелопоннесской войне 431—404 гг. до н. э.) Этими идеалами были политическое равенство и свобода всех полноправных граждан, беззаветное служение родине, уважение к богам, благородство стремлений и чувств сильных духом людей.

ЕВРИПИД Ок. 485—406 до н. э.

Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии и обусловленная им ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младшего современника Софокла — Еврипида.

Родители Еврипида, по-видимому, были людьми зажиточными, и он получил хорошее образование. Он был учеником и другом философа-материалиста Анаксагора, общался и с другими софистами. В противоположность Софоклу Еврипид не принимал непосредственного участия в политической жизни государства, однако он живо интересовался общественными событиями. Его трагедии полны разнообразных политических высказываний и намеков на современность.

Большого успеха у современников Еврипид не имел: за всю свою жизнь он получил лишь пять первых наград, причем последнюю — посмертно. Незадолго до смерти он покинул Афины и переехал ко двору македонского царя Архелая, где пользовался почетом. В Македонии Еврипид и умер (за несколько месяцев до смерти Софокла в Афинах).

От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от 75 до 92) и большое количество отрывков.

Драматург приблизил своих героев к действительности; он, по свидетельству Аристотеля, изображал людей такими, «каковы они есть». Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов, наделялись мыслями, стремлениями, страстями современных поэту людей.

По своим общественно-политическим взглядам Еврипид был сторонником умеренной демократии, опорой которой он считал мелких землевладельцев.

Заслуживает внимания отношение Еврипида к рабам. Он считает, что рабство — это несправедливость и насилие, что природа у людей одна и раб, если у него благородная душа, ничуть не хуже свободного.

Аристотель назвал Еврипида, — века не оспорили, — трагичнейшим из всех греческих драматургов.

Одна из наиболее известных трагедий Еврипида — «Медея» (431 до н. э.). Сюжет ее заимствован из цикла мифов об аргонавтах. Согласно мифу, греки, предводительствуемые Ясоном, отправились на волшебном корабле «Арго» в Колхиду, где Ясон по поручению своего дяди, царя Пелия, должен был достать золотое руно, чтобы привезти его в Грецию. Завладеть руном помогла Ясону дочь царя Колхиды, волшебница Медея, влюбившаяся в Ясона и совершившая ради него ряд преступлений. Аргонавты вернулись в Грецию, но Ясон и Медея были изгнаны сыном Пелия. Скитались они по городам Греции, пока не нашли приюта в Коринфе, где и прожили несколько лет. Но затем Ясон решил оставить Медею, хотя у них уже было двое сыновей, и вступить в брак с дочерью коринфского царя.

С этого момента начинается действие трагедии. Сюжет ее ужасен. Охваченная жаждой мести, Медея с помощью отравленных даров губит молодую жену Ясона и ее отца, а затем убивает своих детей и улетает на крылатой колеснице.

Рисуя образ Медеи, Еврипид сохраняет в ее характере ряд черт, идущих от мифа. Она — волшебница, ее искусство помогло Ясону достать золотое руно, а теперь с помощью волшебства она губит царя Коринфа и его дочь.

Медея принадлежит к натурам, которые никогда не прощают нанесенной им обиды.

Среди трагедий Еврипида, обычно посвященных семейным коллизиям и по преимуществу трактующих вопросы морали, выделяется гражданским пафосом его последнее творение—«Ифигения в Авлиде». Трагедия была поставлена уже после смерти Еврипида, в 404 г. до н. э. В основе ее — миф о том, как богиня Артемида повелела царю Агамемнону перед походом на Трою принести в жертву его дочь, Ифигению. Греческие корабли, собравшиеся в Авлиде под предводительством Агамемнона, не могут отплыть в Трою из-за безветрия,— богиня обещает, что на море поднимется ветер, если дочь царя будет принесена в жертву.

Как уже было сказано, Еврипид не пользовался особым успехом при жизни. Афинянам не нравилось стремление поэта к изображению жизни и человеческих характеров во всей их противоречивости, а также свободное отношение к мифам, к официальной религии; они не одобряли нарушения традиционного характера трагедии. Однако более образованная часть публики принимала трагедии Еврипида с большим интересом, а многие трагики из числа его современников (например, Агафон) шли по проложен­ому им пути.

Трагедия постепенно становится чисто литературной, предназначенной для чтения. Зато большое будущее имела бытовая драма, которая расцвела в середине IV в. до н. э. и получила название новой аттической комедии.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!