Рационализм как основа научного познания



 

Рационализм - особая методологическая и мировоззренческая установка, согласно которой истинными основами бытия, познания и поведения людей являются принципы разума и рассудка. В самом общем виде рациональность подразумевает максимально возможное исключение из познания эмоций, личных мнений, касающихся судьбы познавательных результатов и утверждений.

Разумный тип мышления или рационализм восходит к ранней античности – Сократ, Платон, стоики, Аристотель, Эпикур.

Первый греческий рационалист - Фалес из Милета (создал учение о разумном космосе как первая теоретическая модель мира).

 Средние века – периодпереосмысления рационализма теологией, соединившей идеи божественного разума с человеческим рассудком.

В XVII-XVIII веках появление научно-философских работ рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Вольф, а затем Кант, Гегель, К. Маркс). Гегель: «Что разумно, то действительно, а то, что действительно – разумно».

Культ веры заменяется культом разума. Разум - не как средство, а как цель сама по себе. Эта форма рационализма стала классической (обращалась к проблемам разработки рационального научного метода познания мира).

Фундаментальное требование классического научного рационализма – достижение абсолютной и неизменной истины, т.е. знания, обладающего универсальной общезначимостью. Рациональность, как разумность человека, связывается с его врожденными свойствами прогрессивно мыслить и в связи с этим - целесообразно действовать как в природе, так и в обществе.

В XVIII веке Карл Линней - определение человека в единой систематике растений и животных как homo sapiens.

Существуют два контекста употребления понятия рациональности по отношению к познанию вообще, и научному в особенности:

v соответствие логическим нормам

v соответствие неким целям познания.

В современной цивилизации рациональное мышление выступает в виде научного познания, которое ориентировано на чувственные и рациональные начала (взаимно дополняют друг друга).

Чувственное познание - информация об объективных вещах и явлениях, их взаимосвязи и взаимозависимости.

Рациональное логическое мышление – возможность проникнуть в сущность вещей и явлений. Чаще понималось как более доминирующий фактор.

Представители классического эмпиризма XVII-XVIII веков (Бэкон, Локк, Беркли) рассматривали разум как высшую способность обобщения и комбинирования элементов чувственного опыт. Мнение «узких рационалистов» - разум как самостоятельный и наиболее достоверный источник знания (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.). При этом они считали, что и интуиция имеет разумный характер в познании. Подобные рационалисты утверждали, что законы и закономерности действительности  есть законы рационального мышления (логики). Обоснование – метафизический принцип тождества мышления и бытия.

Особенность подхода Канта состояла в том, что установка на критику разума, т.е. на определение пределов и сферы действия главных познавательных способностей человека.

Рациональность в познании мира у философа - данная только человеку предметная действительность, которая через чувственное ее восприятие и затем умственную (мыслительную) обработку полученного материала позволяет конструировать знания.

Таким образом, чувственное восприятие становится познавательным моментом.

Однако уже в философии Гегеля рационализм объединился с диалектикой, которая выступила как всеобщая логика самопознания разума или как фундаментальная теория познания.

Дальнейшее развитие рационализма в философии науки связано с учением диалектического материализма, а в ХХ веке - с идеей критического рационализма (К. Поппер).

Современный научно-философский рационализм, реагируя на вызов научного и социального прогресса, эволюционизирует к большей адаптации с конкретной наукой, отказываясь от чрезмерной жесткости и особенно априорности своих границ - и вместе с тем он настаивает на основополагающей роли своих (рациональных) начал в научном познании.

 Медицинская наука, как и другие виды гуманной деятельности человека, является человеческим предприятием и несет на себе печать его исторической ограниченности и несовершенства. Естественно, при всем определяющем доминировании доводов разума и влиянии фактов наблюдений и опыта, в медицине остается место интуиции, а также ошибочным суждениям, альтернативному ходу мысли, которыми она была пронизана в прошлом и остается до сих пор. Но это никому не дает основания уравнивать медицинскую науку с другими видами человеческой деятельности.

 

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 1723; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!