Профилактика алкоголизма и наркомании как вторичная форма традиционной культуры



Кубань – край сильных, умных и трезвых

 

Сегодня в России мы являемся свидетелями и участниками возрождения исконных традиций и восстановления прерванной исторической преемственности, что позволяет воспринимать традиционную народную культуру в качестве инструмента решения актуальных социальных вопросов, в том числе алкоголизации и наркотизации населения.

В качестве иллюстрации обратимся к истории профилактики употребления ПАВ (психоактивных веществ) в Краснодарском крае. В 1975 году коллегией министерства здравоохранения СССР было принято решение о создании новой самостоятельной службы, в компетенцию которой были отнесены проблемы алкоголизма, наркомании и токсикомании. 

Спустя 5 лет, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров CCCР от 12.06. 1980 года № 705 «О дальнейшем улучшении психоневрологической и наркологической помощи населению» Краснодарский городской Совет народных депутатов 03 августа 1983 года принял Решение № 377 об открытии в г. Краснодаре городской наркологической больницы на 530 коек на базе наркологического филиала городской психбольницы по адресу ул. Тюляева, 16/1. Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.05.1985 года № 410 «О мерах по преодолению пьянства, алкоголизма, искоренению самогоноварения» приказом отдела здравоохранения Краснодарского края № 396 от 11.06.1986 года произошло объединение Краснодарского краевого наркологического диспансера и Краснодарской наркологической больницы на 605 коек. В 2000 году он получил статус государственного учреждения здравоохранения и с 2003 года именуется ГУЗ «Наркологический диспансер» Департамента здравоохранения Краснодарского края (ДЗ КК).

С первых дней существования нашего лечебного учреждения одним из важнейших направлений его деятельности является профилактическая работа, которую можно сегодня с полным правом рассматривать в качестве вторичной формы двух типов традиционной кубанской культуры здорового образа жизни – культуры казачества и просветительской культуры. Рассмотрим выделенные типы традиционной культуры подробнее.

 Казачья культура здорового образа жизни и принятия спиртных напитков. Устойчивый казачий иммунитет против социальных болезней вырабатывался веками [1]. Сегодня государство выстраивает систему государственной службы реестрового казачества. Эта служба - возможность наполнить реальным содержанием казачьи традиции. Кубань не может это не радовать. Как не могут не радовать и достигнутые результаты. Общепризнанно, казачья молодежь выделяется среди сверстников нравственным и физическим здоровьем, особой активностью. Скорее всего, это произошло потому, что в их головах заработала четкая "система координат", выработанная у кубанцев веками, и снова востребованная. Край стал плацдармом для реализации мощнейших программ, направленных на развитие. Прежде всего, морально-нравственного здоровья кубанцев: не первый год эффективно работает губернаторская программ «Антинарко», усилился в обществе контроль за подростками: ограниченно их время пребывания в общественных местах в ночное время, край получил олимпийский статус, население гордиться этим, в нем с новой силой пробудилось увлечение спортом. И это закономерно. Казаки всегда энергично и плодотворно строили свою жизнь, вот почему их генетическая память несет в себе энергию силы и здорового отрицания. Казачеству изначально была присущи «защитная реакция самосохранения как социально-исторической общности и нормы стандартизированного поведения» [2]. В этой связи отношение к употреблению алкоголя являлось важным элементом общественной морали. С первых дней своего основания Черномория стала территорией войсковой, где было строжайше запрещено асоциальное, как сегодня бы сказали, поведение. В 1794 году принят «Порядок общей пользы» – документ, регламентирующий управление, расселение и землепользование в Черноморском казачьем войске. Это общеизвестно. Но мало кто вспоминает, что вскоре было подготовлено и «Наставление из войскового Черноморского правительства Екатеринодарскому окружному правлению», – своего рода инструкция по управлению округом, в котором, наряду с важнейшими вопросами обустройства Черномории, прописывались санкции к пьющим казакам. Это «Наставление…» строго выполнялось. До наших дней с той поры дошли рапорты екатеринодарского городничего об аресте провинившихся за сквернословие и проявление в пьяном виде. Такая дисциплина была необходима в первую очередь в связи с военным положением Черномории. Как известно, Кубанское казачье войско в военное время обязано было выставить около пятидесяти тысяч конных и пеших воинов. Причем, казачья служба была по нынешним понятиям весьма продолжительной. Показательна биография А.Ф. Бурсака. В 1796 году, в 14 лет, он простым казаком вступил в Черноморское войско, через год стал сотенным есаулом. В 1810 году получил чин полковника, был адъютантом у А.А. Аракчеева, М.Барклая де Толли. В 1811 году стал командиром лейб-гвардейской черноморской казачьей сотни, участвовал в Отечественной войне 1812 года, сражался при Бородино. В общей сложности в начале двадцатого века казак служил почти до 40 лет: подготовительный разряд, строевая служба, венные лагеря (сборы) и административная служба. И в таких условиях уцелеть с пагубными, разлагающими организм пристрастиями просто невозможно. Это внешний фактор. Но был еще и внутренний, глубинный. Казаки называли себя рыцарями. У них было высокое представление о братском товариществе, казачьем военном сообществе, осознание принадлежности к которому можно расценивать в качестве наивысшей ценности для кубанских казаков [3]. Поэтому в отношении всех асоциальных проявлений они действовали стремительно и эффективно, я бы сказала, кардинально и без сантиментов.

Интересно, что застолья у казаков назывались «беседами»/«бэсэдамы», так как были связаны не столько с употреблением вина или водки, сколько с задушевными разговорами. В традиционной казачьей культуре застолья с употреблением алкоголя не являлись самоцелью, а, как правило, решали множество задач: выстраивание диалога между поколениями, укрепление общественных связей, распределение половозрастных и социальных ролей, реализация компенсаторных функций и т.д. На таких застольях спиртное подносилось людям, занимающим высокое положение в обществе – атаманам, выборным священникам и т.п. Следует добавить, что алкоголь принимали во время проведения не только общинных и семейных праздников, но и других социально значимых мероприятий – заключения различных договоров и т. п. [4].  

Просветительская культура. В качестве вторичной формы традиционной кубанской культуры здравого образа жизни можно выделить культуру просвещения, как светского, так и религиозного. Известно, что в начале XX на Кубани, как и по всей России, активизировалась работа «Попечительств о народной трезвости» – общественных организаций, деятельность которых включала оказание социальной помощи и выполнение просветительской миссии. Их руководителями открывались чайные, в которых посетителям предлагали альтернативу спиртным напиткам – чай, квас, молоко и т.п. Кроме того, формировались вечерние классы и воскресные школы для взрослых; проводились народные гуляния, в программу которых часто включали праздник древонасаждения; кинопоказы, театральные постановки и лектории. При учреждениях попечительств устраивались народные клубы, библиотеки-читальни и небольшие дешёвые физические и естественно-исторические кабинеты, где демонстрировались собрания коллекций и физические явления [5] .

Другими словами, помимо казачества, проблему алкоголизации населения активно пыталась решать кубанская интеллигенция, стараясь привить широким массам кубанцев интерес к достижениям светской культуры и знаниям. Важноотметить, что на территории Рос­сии к 1903 г. существовало 765 комитетов и отделов попечительств о народной трезвости, среди которых особо значились 30, включая «Майкопское уездное попечительство о народной трезвости» [6]. В филиалах данного общества к 1913г. было организовано сто восемьдесят пять библиотек-читален, четыре вос­кресные школы, две чайные, семь постоянных сцен. В 1905-15 гг. на Кубани были утверждены более двадцати особых, городских и сель­ских «Попечительств о народной трезвости» [7]. Среди ннх – Екатеринодарский, Ейский, Медведовский, Крымский, Отрадненский, Невинномысский, Усть-Лабинский, Кореновскийй, Новопокровский, Тифлисский, Лабинский, Константиновский, Вознесенский, Новокорсунский, Тимашевский, Пластуновский, Березанский, Успенский, Кузьминский, Ново-Александровский, Сергиевский, Романовский, Армавирский и другие особые комитеты.

    В это связи стоит упомянуть фамилии их некоторых активных деятелей. Так, учредителем и активным деятелем Баталпашинского попечительства о народной трезвости выступал Александр Александрович Потебня, который за свои заслуги был награжден орденом Св. Анны 3-й сте­пени. А Ивану Адамовичу Петрушевскому, члену Санкт-Петербургского врачебного отделения, станица Брюховецкая обязана существованием местного «Попечительства о народной трезвости», по­стройкой народного дома, открытием ссудо-сберегательного товарищества. Нельзя не вспомнить и известного благотворителя Ивана Авваковича Аведова, проживавший в свое время по улице Октябрьской, 39, где сегодня располагается диспансерное отделение № 1 ГУЗ «Наркологический диспансер» ДЗ КК.

Помимо благотворительных «Попечительств о народной трезвости», в начале прошлого века на Кубани были также созда­ны «Екатеринодарское общество борьбы с пьянством» (1908 г.); «Кружок трезвенников при Покровской церк­ви г.Екатеринодара» (1909 г.); «Майкопское общество борьбы с пьянством» (1909 г.), «Общество трезвости «Лин­да». На общероссийском уровне в 1911 г. был утвержден «Устав состоящего под покровительством Его Император­ского Высочества великого князя Константина Константи­новича Всероссийского Трудового Союза христиан-трез­венников». В 1913 г. были открыты «Кубанский отдел Все­российского трудового союза христиан-трезвенников», «Кружок трезвой христианской молодежи при Александ­ровском реальном училище» [7].

Примечательно, что деятельность «Кубанского отдела Все­российского трудового союза христиан-трезвенников» имела солидное методическое обеспечение и распространялась на всю Кубанскую область. Так, в отделе работало десять летучих отрядов, участники-книгоноши которых рас­пространили в 1913-1916 гг. антиалкогольной литературы на сумму во­семь тыс. руб., посетив четыреста населенных пунктов Кубани. В обществе действовал разъездной кинематограф. За два года его деятель­ности инициаторы-пропагандисты трезвого образа жизни посетили семьсот шестьдесят восемь хуторов, поселков, станиц, аулов области. «Майкопским обществом борьбы с пьянством» с 1912 по 1915 гг. были организованы, помимо безалкогольных развлечений, и спортивные состязания. Общество содержало русско-малороссийский кружок драматического искусства, оркестр балалаечников, хор. Оно ежегодно прово­дило народные спектакли в «Пушкинском доме» Майкопа, выезжало для культурно-просветительной деятельности в станицы Белореченскую, Гиагинскую, Дондуковскую, Ярославскую. Обществом выдавались матери­альные субсидии за безалкогольные свадьбы, распространялась литера­тура нравственного содержания, сооружались противоалкогольные стен­ды около питейных заведений. Организация вела благотворительную работу в отношении лиц, ищущих занятия, собирала пожертвования на постройку собственного здания в Майкопе, т.е. делала все от нее зависящее по отвлечению населения от посещении питейных заведений и трактиров в Майкопе [8].

Все вышеперечисленные организации, преследуя нравственные и образовательные цели, активно проводили пропаганду религиозного безалкогольного обра­за жизни, поскольку в среде интеллигенции ясно осознавалась необходимость взаимодействия с общественностью и церковью в целях повышения эффективности профилактических мероприятий.

Просветительская деятельность Православной церкви на Кубани выражалась в выполнении проповеднической миссии, в открытии внебогослужебных собеседований, распространении книг и брошюр религиозно-нравственного содержания, учреждении читален, открытии школ грамоты по храмам и посёлкам. Священники также вдохновляли своих прихожан служить делу миссии. Очень часто миссионерские кружки соединялись с местными обществами трезвости, в деятельности которых клирики принимали активное участие. В повседневной жизни духовенству постоянно приходилось выполнять санитарно-профилактические функции [9]. Ведь как никто другой, священнослужители видели нравственные недуги общества и особенно обращали внимание на борьбу с пьянством и сквернословием. Так, священник ст. Старовеличковской Григорий Твердохлебов призывал прихожан к полному отказу от употребления алкоголя и брался служить бесплатно молебны о здравии и панихиды об усопших родственниках членов общества трезвости. Отец Григорий предлагал служить бесплатный молебен с акафистом и поминать имена тех, которые записались в общество трезвости. Он также запрещал угощать его спиртным на дому при совершении треб [10].

Примечательно, что как и в дореволюционной России, так и на современном этапе профилактическая работа на Кубани направлена на формирование позитивного антинаркогенного общественного сознания с опорой на традиционные казачьи и православные ценности. Проводя профилактическую работу по всем направлениям – образовательно-просветительском, информационно-консультативном, психолого-педагогическом, экспертно-диагностическом, научно-методическом/ аналитическом и социально-реабилитационном, специалисты ГУЗ «Наркологический диспансер» ДЗ КК активно используют психолого-педагогические технологии формирования психологической защиты, тем самым формируя у детей и подростков ценностное отношение к здоровью и индивидуальную жизнестойкость. В основе реализации таких технологий заложен принцип альтернативного выигрыша, выражением которого служит профилактический лозунг ГУЗ «Наркологический диспансер» ДЗ КК, приведенный в эпиграфе: «Кубань – край сильных, умных и трезвых». 

Крайне существенным фактором в профилактике употреблению наркотиков является адаптация медиками профилактических программ для отдельных возрастных периодов: 5-7 лет, 8-11 лет, 12-14 лет, 15-17 лет. Эти программы включают “уроки жизненных навыков” (например, противодействия первой пробе алкоголя, наркотика), давая возможность детям младших возрастных периодов через игровые ситуации формировать у себя установки на здоровый образ жизни, на неприятие асоциальных ценностей, а подросткам старших возрастов развивать у себя формы активного индивидуального и группового противодействия предложениям в наркотизации.

Профилактическая работа кубанских врачей-наркологов является не только предупреждающей, но и активной, действенной и обязательно комплексной, с привлечением всех специалистов, работающих с детьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками: социальных работников, школьных врачей и психологов, сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних и т.п.

Сегодня, в условиях социально-экономического и духовно-нравственного кризиса, врач-нарколог становится врачом-воспитателем, который знает и понимает психологию детства так же хорошо, как и свои медицинские каноны. Следование этому принципу является на наш взгляд, важнейшей гарантией не только охраны психического здоровья молодежи, но и залогом его оптимального духовно-личностного развития. Научно установлено, что склонность к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, вообще к нездоровому образу жизни и к асоциальному поведению закладываются в самом раннем детстве. Соответствующие вкусы, потребности и манера поведения формируются на основе автоматически работающих инстинктов ребенка, которые в дальнейшем закрепляются на основе духовно-нравственной неразвитости и отсутствии четких представлений о пороке и добродетели.

В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, здоровье необходимо рассматривать не только как  состояние, характеризующееся отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием.Однакоповсеместно можно заметить явное сужение понятия здоровья до физического состояния. Концентрация внимания на материальных условиях жизнедеятельности человека приводит к некоторой абсолютизации роли соматических составляющих здоровья человека, оставляя в стороне составляющие духовного, нравственного, психического, социального, коммуникативного уровней. Прямым следствием этой абсолютизации можно рассматривать широко распространенную максиму: “В здоровом теле – здоровый дух”, где психическая стабильность человека ставится в зависимость от состояния его телесности. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект. Такой подход основан на правильном переводе вышеприведенной “максимы”, «вырванной» из контеста строки Х сатиры римского поэта Ювенала, которая полностью звучит так: ”Orandum est utsit mens sana in corpore sano”, что в действительности означает: «Надо молить, чтобы в здоровом теле был здоровый дух».

В этой связи сегодня медики вынуждены констатировать настоятельную необходимость практических и методических связей врачей-наркологов с представителями учреждений культуры и духовенства РПЦ, так как эффективные профилактические программы должны, прежде всего, строиться на основе традиций и ценностей отечественной и региональной культуры, с учетом опыта духовно-нравственного воспитания православия. Прошло время изолированных подходов, когда в полной мере осознается приоритет духовно-нравственной составляющей профилактического воспитания.

В условиях, когда духовно-нравственная позиция нашей молодежи находится в состоянии поиска и пробуждения, нежели твердых осознанных убеждений, здесь как никогда важна позиция и поддержка старшего поколения, особенно врачей, священников, учителей, политиков, законодателей, сотрудников правоохранительных органов, научной и художественной интеллигенции. Консолидация усилий всех этих групп специалистов действительно может способствовать духовному и физическому здоровью наших детей, что, безусловно, является основанием духовно-нравственного возрождения российского общества.

Таким образом, рассмотрение современной профилактической деятельности ГУЗ «Наркологический диспансер» ДЗ КК в качестве вторичной формы традиционной культуры здорового образа жизни является важным методологическим подходом при разработке новых, более эффективных форм профилактического воздействия на массовое сознание .

Примечания

 

1. Александров С. Г. О некоторых аспектах употребления алкоголя и борьбы с пьянством на Кубани во второй половине XIX - начале XX вв. // Дикаревские чтения (11). – Краснодар, 2005. – С. 263-270.

2. Титоренко М. Ф. Социализация молодежи у кубанских казаков на семейно-общинном уровне уровне // Молодежь и молодежные субкультуры этносов и этнических групп ЮФО. Традиции и современность / науч. ред. Н.И. Бондарь; сост. Н.И.Бондарь, В.В. Воронин. – Краснодар: Пресс-Имидж, 2008-2009. – С. 102.

3. Васильев И.Ю: Государство и общество в системе ценностей кубанского казачества : конец XVIII - начало XX вв. Автореферат дис. …канд. истор. наук. – Краснодар, 2008.– С. 28.

4. Васильев И.Ю. Государство и общество в системе ценностей кубанского казачества : конец XVIII - начало XX вв. : Дис. ... канд. истор. наук. – Ставрополь, 2008. –213 с.

        5. Общие замечания о деятельности попечительств о народной трезвости, на основании их за 1899г. и ревизионных отчётов лиц, командированных для ознакомления с деятельностью попечительств. – ГАСК. Ф. 439. Оп.1. Д. 54. Л. 1-4.

 6. Оспищева Е. История благотворительных организаций на Кубани (ко­нец XIX-начало XX века): опыт изучения. – Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2003 – С. 135.          

 7. Оспищева Е. История благотворительных организаций на Кубани (ко­нец XIX-начало XX века): опыт изучения. – Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2003 – С. 88.

8. Оспищева Е. История благотворительных организаций на Кубани (ко­нец XIX-начало XX века): опыт изучения. – Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2003 – С. 168.

9. Кузнецова И. А. Некоторые аспекты повседневной жизни приходского станичного священника Кубанской области (вторая половина XIX-начало XX в.)// Мир славян Северного Кавказа. Вып.4. – Краснодар, 2008.– С. 180.

10. Кузнецова И. А. Некоторые аспекты повседневной жизни приходского станичного священника Кубанской области (вторая половина XIX-начало XX в.)// Мир славян Северного Кавказа. Вып.4. – Краснодар, 2008.– С. 189.


Дмитриевская М.С.

(Армавир)

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!