Финикия и Палестина в конце II тыс.н.э.- нач.I тыс.н.э.



Во 2 тыс. до н. э. страны Восточного Средиземноморья, позднее названные Финикия и Палестина, были населены племенами ханаанеев. Процветающие ханаанейские города - Тир, Сидон, Библ возникли на самом берегу моря. Жителей этих городов именно греки назвали финикийцами, что в переводе с греческого означает "красноватые" или, точнее, "красящие в багряный цвет". Такое наименование связано с тем, что финикийцы открыли способ окраски шерсти в лилово-красный цвет пурпуром - краской, добываемойизморских улиток.

Финикийцы славились как отличные мореходы. Они плавали по всему Средиземному морю и даже выходили в Атлантический океан. Продавали пурпурные ткани, изделия из стекла, вино, строевой лес, в изобилии росший по склонам близлежащих гор; покупали и перепродавали металлы (например, необходимое для изготовления бронзы олово везли из Испании, с Британских островов); занимались также ра-боторговлей. У финикийцев была дурная слава пиратов; они заманивали легковерных - детей, женщин - на свои корабли, а затем быстро отплывали.

В тех областях, где финикийцы бывали постоянно, они основывали свои поселения - колонии. Самой знаменитой был город Карфаген в Северной Африке.

В начале 1 тыс. до н. э. финикийцы первыми в мире создали алфавит, состоящий из 22 букв. обозначающих согласные звуки.

Переселение еврейских племен в долину реки Иордан

В 1,3 в. до н. э. в плодородную, богатую пастбищами долину Иордана стали переселяться еврейские племена. В ту пору они были скотоводами-кочевниками и пришли сюда из заиорданских степей. За обладание долиной начались кровопролитные войны с жившими здесь родственными евреям по языку ханаанеями. Войны шли около ста лет до тех пор, пока на побережье не появились новые завоеватели - филистимляне (египтяне называли их "народы моря"). От их имени и происходит название всей страны -Палестина.

Недавние враги - ханаанеи и евреи - в борьбе с филистимлянами постепенно объединились в один народ. Однако поначалу побеждали филистимляне. Они создали укрепленные города на побережье и подчинили себе почти всю страну.

Расцвет Израильского царства (10 в. до н. э.)

Борьба с филистимлянами ускорила образование еврейского государства, которое получило название Израиль (таково было согласно преданию другое имя Иакова - одного из родоначальников евреев).

Первым царем Израиля стал Саул. Ему удалось одержать ряд побед над филистимлянами. Но в одной из битв он погиб вместе с сыновьями. Тогда старейшины израильтян провозгласили царем Давида, который прославился тем, что убил на поединке Голиафа - силача из войска филистимлян. Столицей царства при Давиде стал Иерусалим. Филистимлян оттеснили к самому морю, границы Израиля расширились.

Последним царем Израиля стал сын Давида Соломон. Согласно преданию он был мудрым правителем л справедливым судьей. При нем в Иерусалиме был возведен храм Яхве - Бога, покровителя израильтян.

После смерти Соломона его царство распалось на два самостоятельных государства в Северной и Южной Палестине. Северное - просуществовало до 722 г. до н. э., когда было уничтожено войсками Ассирии. Южное царство в 586 г. до н. э. было захвачено вавилонским царем Навуходоносором, который разрушил храм Яхве в Иерусалиме, а еврейское население насильно переселил в Вавилонию.

 

38. Шумерская цивилизация. Политическая история, экономическое развитие государств Шумера.
В зависимости от политического преобладания того или иного центра историю Шумера в первой половине III тысячелетия до н. э. принято делить на три последовательных этапа, составляющих раннединастический период.

 

Первый этап (XXVIII—XXVII вв. до н. э.) характеризуется возвышением города Киша и правлением I Кишской династии. В числе ее правителей фигурирует, например, Этана, один из героев шумерских мифов, согласно которым он поднимался в небо на крыльях орла, добыл там «траву рождения», положил начало «царственности» в Шумере.

В конце первого этапа раннединастического периода начинает возвышаться Урук, среди первых правителей которого упоминаются Энмеркар и Лугальбанда, приобретшие черты мифологических героев. Из Шумера в Аратту везли зерно и скот, а получали строительный камень, дерево, металлы (золото, серебро, бронзу, свинец) и лазурит.

 

Второй этап раннединастического периода (XXVII—XXVI вв. до н. э.) начинается с ослабления Киша. Этим воспользовался Урук, где стал править Гильгамеш, любимый герой шумерского, а затем аккадского эпоса. В борьбе с царем Киша Агой он добился освобождения Урука от кишской гегемонии. При Гильгамеше и его преемниках Урук имел самые крупные военные отряды, его правители возводили постройки в Лагаше, Ниппуре и других городах, позднее сам Гильгамеш был обожествлен и прославлен в замечательном памятнике древневосточной литературы.

 

Третий этап раннединастического периода, охватывающий XXV—XXIV вв. до н. э., характеризуется все более растущей тенденцией к объединению, порожденной необходимостью создания в масштабе всего Шумера ирригационной сети, стремлением вести успешные захватнические войны и оборонять страну от набегов горных и степных племен. В ходе ожесточенной борьбы между городами выдвигается Ур, где правит I династия. При ней значительно усиливается власть правителя за счет подчинения ему храмового хозяйства и выдвижения жен правителей на должности верховных жриц. Правители Ура вынуждены были уступить гегемонию Лагашу, где в XXVI в. до н. э. начала править династия, основанная Ур-Нанше. Он отстроил Лагаш и его храмы, с оорудил ряд каналов и плотин, покровительствовал торговле. Наивысшего могущества Лагаш достиг при его внуке Эанату-ме, который подчинил почти весь Шумер, включая такие крупные города, как Умма, Киш, Урук, Ларса, и одержал победу над соседним Эламом.

Преемники Эанатума не смогли сохранить военное могущество Лагаша, и его политическое влияние стало падать. Постоянные войны требовали больших средств и приводили к обострению положения внутри Лагаша.

В XXIV в. до н. э. в государстве возрастает власть «энси», который становится и верховным жрецом главного бога Лагаша Нингирсу. Подобный процесс слияния должностей не только усилил власть правителя, но и отдал в его распоряжение богатое храмовое хозяйство. На жречество были возложены натуральные и денежные налоги, а оно, в свою очередь, усилило нажим на общинников и ремесленников, подняв плату за выполнение различных религиозных церемоний и ритуалов. Государство также увеличило налоги и повинности трудового населения, поставив под контроль его деятельность и доходы. Экономический гнет дополнялся произволом служителей правителя, а также отменой старых обычаев.

В Лагаше создалась крайне напряженная обстановка — произошел государственный переворот, в ходе которого был низложен «энси» Лугальанда и к власти пришел его родственник Уруинимгина. За период своего 6-летнего правления (2318—2312 гг. до н. э.) Уруинимгина провел реформы, удовлетворившие те социальные слои, которые поставили его у власти. Были отменены взносы с высшего жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие и гарантированы права зависимых храмовых работников, храмовому хозяйству возвращена самостоятельность. Некоторые уступки были сделаны трудовым слоям населения: уменьшена плата за совершение религиозных обрядов, отменены некоторые налоги с ремесленников, уменьшена ирригационная повинность для различных категорий населения. Возможно, были приняты меры против долгового закабаления и распродажи общинной земли. Реформы Уруинимгины были записаны, что было одной из первых письменных фиксаций правовых норм.

 

39. Создание централизованного государства в Месопотамии в конце III тыс.до н.э. Держава Саргона.
Образование Аккадского государства (XXIV— XXII вв. до н. э.). В середине XXIV века до н.э. между Шумерским и Аккадским царствами шли жестокие сражения, закончившиеся победой Аккада. Основателем Аккадского царства стал Саргон I. Предполагают, что он был родом из бедной семьи. Существует легенда о его происхождении. Не в состоянии прокормить ребенка, мать положила его в плетеную корзину и оставила в камышовых зарослях на берегу Евфрата. Богиня Иштар взяла мальчика под свое покровительство. Его подобрал водонос по имени Акки и воспитал. Впоследствии богиня сделала Саргона I царем Аккадского царства. Это произошло в 2316 году до н. э. ИмяСаргона I переводится как „Истинен царь".
Месопотамия при Саргоне I (2316—2261 гг. до н. э.). Взойдя на трон, Саргон I вначале укрепил свою власть в Аккаде. Затем, собрав большое войско, он захватил Киш и провозгласил себя „царем Киша и Аккада".
Следующим этапом завоевательной политики Саргона была война с Шумерским царством. Войска Саргона I разбили войска правителя УммыЛугальзаггеси и поддерживавших его 50 правителей. В бою он паял в плен Лугальзаггеси и предал в жертву богу Энлиму. Некоторые Крупные шумерские города продолжали отчаянно сопротивляться аккадскому завоевателю. Только окончательно покорив их, Саргон I смог „омыть свое победоносное оружие в водах Персидского залива. Далее он захватил Сирию, Палестину и вышел к берегам Средиземного моря. В одной из древних записей есть такие строки: „Саргон I пересек море на западе, прожил на западе три года, покорил много стран и объединил страну, установил в ней свой памятник, пригнал много пленных" .
Таким образом, объединив под своей властью всю Месопотамию, Саргон I создал большое государство с центром в Аккаде. Он объявил себя „царем четырех сторон света". Это было самое крупное в юго-западной Азии первое рабовладельческое государство. Из захваченных стран он привез в свою столицу Аккад бесчисленное множество пленных, богатую добычу.
Саргон правил Месопотамией 55 лет. За это время была создана крупная ирригационная сеть, высокого развития достигли земледелие, ремесленничество, торговля, построены сухопутные торговые пути, развивались морская, речная торговля.
Недовольные властью жестокого царя покоренные народы не раз поднимали восстания, которые безжалостно подавлялись.

40.Внешняя и внутренняя политика Хаммурапи. Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии—Хаммурапи (1792—1750 гг. н. э.), который был выдающимся государ­ственным деятелем, прозорливым и изво­ротливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчет­ливым и умелым организатором. Хаммурапи мастерски использовал по­литику создания военных союзов, которые он после достижения нужной цели легко расторгал. Первоначально Хаммурапи за­ключил договор о взаимопомощи с Ларсой и, обезопасив себя таким образом, начал захват городов юга, подчинив себе Урук, а затем и Иссин. Далее его внимание было переключено на государство Мари, только что освободившееся от власти Ассирии, где на троне утвердился представитель местной династии Зимрилим, с которым были уста­новлены самые дружественные отношения. Опираясь на этот союз с Мари, Хаммурапи разгромил Эшнунну, которой безуспешно пыталась помочь Ассирия. Следующий удар союзников обрушился на Ларсу. Рим-Син был побеж­ден и бежал в Элам, его царство также досталось Хаммурапи.Теперь на территории Месопотамии ос­талось два крупных государства: Вавилон, объединивший под своей властью всю юж­ную и среднюю часть страны, и его союзник Мари .В 1759 г. до н. э. Хаммурапи, имея вполне благовидный предлог — разрыв Зимрилимом союза,—появился под стена­ми Мари, захватил город и подчинил себе это крупное северомесопотамское государ­ство. Вскоре мятеж Зимрилима заставил его повторно взять непокорный город, разру­шить его стены и сжечь дворец правителя. После этого разгрома государство Мари пе­рестало существовать, хотя сам город Мари довольно долго влачил скромное существо­вание . 35 лет царствования Хаммурапи ушли на создание обширной Вавилонской держа­вы, раскинувшейся по всей территории Ме­сопотамии. За эти годы Вавилон из небольшого города превратился не только в столицу нового огромного государства, но и в крупнейший экономический, политиче­ский и культурный центр Передней Азии. Экономика, общественный и политиче­ский строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся своду законов этого царя, его переписке с наместниками и чиновни­ками и частноправовым документам.Издание законов было серьезным поли­тическим мероприятием Хаммурапи, на­правленным на консолидацию его обшир­ной державы. Свод законов разделяется на три части: введение, текст самих законов и заключение.

Он является важнейшим ис­точником по многим сторонам жизни вави­лонского общества первой половины XVIII в. ло н. э.Экономика Вавилонского государства времени Хаммурапи базировалась на даль­нейшем развитии ирригационного земледе­лия, садоводства, скотоводства, многооб­разных ремесел, внешней и внутренней торговли.Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет та­кой интенсивной отрасли хозяйства, как садоводство (разведение финиковой паль­мы), получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных (сезам) культур. В законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают различные случаи небрежности или невнимания зем­ледельца-общинника к оросительным соо­ружениям на своем участке. В случае их прорыва и затопления поля соседей он обя­зан был возместить ущерб, в противном случае его имущество и его самого прода­вали в возмещение нанесенного соседям ущерба. Важным своим деянием вавилон­ский царь считал проведение грандиозного канала, названного «Рекой Хаммурапи», о котором говорилось, что это «богатство народа», приносящее «изобилие воды Шу­меру и Аккаду».Развивалось в крупных масштабах и скотоводство.Ремесло представлено самыми различ­ными профессиями: строителя домов, ко­раблей, столяра, плотника, камнереза, портного, ткача, кузнеца, кожевника. К ре­месленным профессиям в то время причис­лялись также врачи, ветеринары, цирюль­ники, трактирщики. Для оплаты труда ре­месленников законы Хаммурапи устанавли­вали твердую, а также суровую ответст­венность за сделанную работу. «Если стро­итель отстроил человеку дом и свою работу сделал непрочно, адом, который он постро­ил, рухнул и убил домовладельца, этот стро­итель должен быть казнен»,— гласит статья 229. Оплата труда врача зависела от принад­лежности пациента к тому или иному классу общества и соответственно повышалась или понижалась.

За неудачную операцию, сде­ланную свободному человеку, врачу отруба­ли кисть руки (статья 218).Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонско­го государства всей территории Месопота­мии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через до­лину Тигра и Евфрата, в одних руках.Предметом экспорта из Вавилонии бы­ло зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия. Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши. В законах проводится резко ощутимая граница между свободными гражданами и рабами. Свободный полноправный гражданин именовался «авилум» — «человек». Но сво­бодные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне-общинники, ре­месленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей.

Источниками рабства служили война, имущественное расслоение, приводившее к долговой каба­ле, неравноправное положение членов семьи, находившихся под патриархальной властью отца, что давало ему право отдать их в залог или продать в рабство, самопро­дажа в рабство, обращение в рабство за некоторые преступления (например, отказ усыновленного от приемных родителей, расточительство жены, небрежность об­щинника в отношении оросительного соо­ружения), наконец, естественное воспроиз­водство рабов.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 753; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!