Первые цивилизации Древней Америки.



Первые американцы прибыли на континент из Азии 20-40 тыс лет назад.

Цивилизация ольмеков

Первой из известных цивилизаций Центральной Америки была культура ольмеков в восточной Мексике. Ее центр находился в обширном регионе, покрытом тропическими лесами и болотами. Именно в этих краях выросли религиозные центры. На вершинах земляных холмов некогда возвышались величественные храмы. С годами деревянные храмы исчезли с лица земли, но колоссальные каменные сооружения ольмеков сохранились до наших дней. Древние воятели изображали свирепых существ, акул, нередко придавали им человеческие черты. Окончательно сформировавшись к 1200 г до н.э. культура ольмеков распространилась до 800 г. До н.э. почти на всю Центральную Америку и Тихоокеанское побережье. Несколько веков спустя был возведен первый настоящий город Америки. Руины Теотихуана лежат в 30 милях к северо-западу от ненышнего Мехико.

Достижения Майя

Столица майя Чичен-Итца и другие города были несомненно созданы высокоорганизованным обществом, в котором властвовал религиозный культ. Майя жили в одном из самых комфортных уголков нашей планеты. В теплой одежде они не нуждались,довольствовались толстыми и длинными полосами ткани. Питались в основном кукурузой,фруктами,како,дичью. Домашних животных не держали, Этот народ успел построить несколько десятков удивительных городов.Основу этих городов составляет комплекс пирамид и мощных каменных построек. Они изобрели точный солнечный календарь и развитую иероглифическую письменность.

Ацтеки

К началу 16 в когда в Америку вторглись европейцы,главными в Центральной Мексике были ацтеки. Они последними пришли из северных районов в долину Анауак. Первоначально воинственные ацтеки были менее культурными,чем соседние народы. Но странствуя по центральным районам Мексики,они многому научились у местных жителей.Они стали изготавливать «плавучие сады» и сажать на них помидоры,перец, цветы и другие культуры. Ацтеки испытывали нехватку питьевой воды. Они сначала доставляли ее на лодках, а потом построили водопровод. Возводили пирамиды и храмы,дворцы и общественные здания. Ацтекские камнерезы и ювелиры,составители мозаик и мастера по украшениям из перьев, гончары и ткачи славились высочайшим мастерством. Город процветал. На рынках шла бойкая торговля Туда прибывали для купли-продажи со всех районов Мексики и Центральной Америки.

 


35. Ранняя история иранцев (персов и мидян). Создание Мидийского государства.

Родственные друг другу индийские и персидские племена пришли на Иранское плато не позже начала I тысячелетия до н.э. Мидяне осели в Северном Иране, а персы — на юге, в современной провинции Фарс районе древнего эламского Аншана.

От мидян не дошло пока никаких письменных памятников, и их история восстанавливается на основании упоминаний о них в ассирийских анналах и в позднейших сочинениях греческих историков. В IX—VIII вв. до н.э. мидяне образовывали множество мелких городов-государств, сохраняя при этом также племенные связи. К концу VIII в. они были подчинены Ассирии и вынуждены были платить ей дань.

В 673—672 гг. мидяне подняли восстание против ассирийского господства, которое возглавили некто Каштарити и еще два вождя. В союзе с мидянами выступали манией и скифы. В ходе борьбы Мидия добилась независимости. Историк Геродот указывает, что и это время Мидией правил царь Фраорт; современные ученые предполагают, что Фраорт и Каштарити — одно лицо. По Геродоту, Фраорт объединил индийские и другие иранские племена и в 653—652 гг. предпринял поход против Ассирии, который, однако, кончился поражением мидян и гибелью самого Фраорта. По-видимому, мидяне понесли поражение от скифов, ставших союзниками ассирийцев, которые установили над Мидией свою гегемонию.

В 625 г. царем Мидии стал сын Фраорта Кпаксар. Он нанес поражение скифам, создал регулярную армию вместо племенного ополчения, распределив её по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница). С конце VII в. до н.э. индийская армия ко главе с Киаксаром выступила против Ассирии, которая воевала с вавилонянами, и, нанеся ей решающие поражения, захватила Северную Месопотамию. Затем Кпаксару удалось захватить Гирканию и Парфию к востоку и юго-востоку от Каспийского моря, Персию, Элам, Страну маппеев, Урарту и часть Малой Азии.

Когда в 590 г. индийская армия достигла р. Галис (совр. Кызыл-Ирмах) в Малой Азии, царь Лидии Алиатт, обеспокоенный завоеваниями Киаксара, выступил против него. В течение пяти лет война между Лидией и Мидией продолжалась с переменным успехом, 28 мая 585 г. во время битвы на р. Галис произошло солнечное затмение, которое было воспринято обеими- сторонами как плохое предзнаменование. Поэтому сражение прекратили и вскоре заключили -мирный договор, установив границей между Лидией и Индийской державой р. Галис. В 584 г. царем Мидии стал сын Киаксара Астиаг.

Мидийская держава была рыхлым образованием, включавшим полузависимые, подчиненные царства и племена. К сожалению, в настоящее время паука еще не располагает прямыми данными для исследования общественной и социальной структуры индийского общества. Большие успехи мидян в войне против такого сильного врага, как Ассирия, и сравнительно легкий захват территории многих соседних стран могут объясняться тем, что в Мидии классовое расслоение было еще невелико, и поэтому вооруженные народные массы играли большую роль в военной и политической жизни страны.

В VII и первой половине VI в. до н.э. Мидия была центром иранской материальной и духовной культуры, которую впоследствии развили дальше персы.

 


36.Религия Древних Персов. Возникновение и распространение зороастризма.
В идеологии Древнего Ирана большую роль сыграл зороастризм — религиозное учение, возникшее в Средней Азии приблизительно в VII в. до н. э. и названное так по имени своего основателя Заратуштры. В основе учения Заратуштры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана.Вскоре после своего возникновения зороастризм начал распространяться в Мидию, Персию и в другие страны иранского мира. В Персии народные массы поклонялись древним божествам природы — Митре (бог солнца), Анахите (богиня воды и плодородия) и другим богам, в которых они почитали свет, луну, ветер и т. д. Зороастризм начал распространяться в Персии лишь на рубеже VI—'V вв. до н. э., т. е. в период царствования Дария I. Персидские цари, оценив преимущества учения Зороастра как своей новой официальной религии, тем не менее не отказались от культов древних богов, которым поклонялись иранские племена.

Именно отсутствием догматической религии объясняется исключительная веротерпимость персидских царек. Например, Кир II всячески покровительствовал возрождению древних культов в покоренных странах и велел восстановить разрушенные при его предшественниках храмы в Вавилонии, Эламе, Иудее и т. д. После захвата Египта Камбиз короновался по египетским обычаям, участвовал в религиозных церемониях в храме богини Нейт в городе Саисе, поклонялся и приносил жерты и другим египетским богам. Дарий I объявил себя сыном богини Нейт. строил храмы Аммону и другим египетским богам. В храмах богов покоренных народов приносились жертвы от имени персидских царей, которые стремились добиться благожелательного к себе отношения. По свидетельству документов персепольского архива конца VI — начала V в. до н. э., в Перселоле и других городах Персии и Элама с царских складов отпускались продукты (вино, овцы, зерно и т. д.) для отправления культа не только верховного богов Ахура-Мазды (символ добра, света, правды) и других иранских богов, но также эламских и вавилонских богов. Вообще боги иранского пантеона выступают в персепольских текстах реже, чем эламские боги, и, судя по размерам жертвоприношений и возлияний, они отнюдь не занимали привилегированного положения.

Для Персидской державы были характерны процессы интенсивного этнического смешения, синкретизма культур и религиозных представлений различных народов.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!