Индская цивилизация (хараппская культура)



Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, так как она возникла в районе р. Инд в Северо-Западной Индии (ныне, в основном, территория Пакистана). Она может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией.

Открытие культуры долины Инда произошло сравнительно недавно (с 20-х годов нашего века), и по разным причинам известна она хуже, чем существовавшие одновременно Египетское и Аккадское государства. Однако можно утверждать, что для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т.е. древнего гражданского общества и государственности.

Хараппская культура

Различные археологические находки свидетельствуют о высоком уровне культуры живших там народов. Были высокоразвитые поселения городского типа с очень грамотной расстановкой и архитектурой зданий. К примеру, для удобства прохода телег и перемещения углы домов на перекрестках делали закругленными. Дома в основном строились из кирпича, были двухэтажными. Важным достижением хараппской культуры была городская канализационная система. В домах того времени уже были своеобразные ванные комнаты. Существовали городские бани, воздух в которых подогревался, здесь имелись бассейны.

Помимо высокого уровня архитектурных навыков, во времена хараппской культуры большое развитие получили многие виды различных ремесел, таких как обработка металла, работа с камнем, медью, бронзой. Об этом свидетельствуют найденные орудия труда, ювелирные украшения, оружие, различные декоративные изделия.

В Хараппе была развита и письменность. В основном она представляла собой рисуночное письмо, в котором насчитывалось около четырехсот пиктографов. Стали появляться и слоговые знаки.

Уже в начале второго тысячелетия до новой эры ученые фиксируют упадок культуры Хараппа, которая вскоре и вовсе исчезла в результате природной катастрофы. По мнению большинства геологов, такой природной катастрофой было сильнейшее землетрясение, повлекшее за собой и другие катаклизмы.Несмотря на свой крах, хараппская культура послужила некой отправной точкой для всего дальнейшего развития культуры Древней Индии.

 


30. Древнеиндийские религиозные учения. Происхождение индуизма и буддизма.

Ведийская религия

Тысяча гимнов «Ригведы» дают богатейший материал для суждений о характере религиозных верований ариев. Древние арии были язычниками, обожествлявшими мир животных, растений, явлений природы. Главным религиозным действием был ритуал жертвоприношений, в том числе и человеческих. Вся сложная религиозная практика постепенно сведена к каноническим текстам-ведам. Всего их 4: ригведа, яджурведа, сама-веда, атхарведа. В ведах можно найти упоминание о множестве богов. Индра-бог грозы и дождя. Бог Дьяус - бог неба, Притхиви- богиня земли, Агни-бог огня.

Буддизм

Середина 1 тысячелетия до н.э. ознаменовалась появлением новых религиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм. Основателем буддизма считается царевич Сиддхартха . Характерной чертой буддийского учения является определение жизни как страдания. Страдание связано не только с неизбежным приходом болезней и смерти, но и с желанием лучшего возрождения, с самой целью перерождений. Причиной страдания Будда называет страстное желание жизни, богатства, наслаждений. Буддизм пользовался покровительством царей крупных держав.

Индуизм

Основу индуизма составили архаические верования многочисленных народов Древней Индии, культы деревьев, гор, водоемов, животных. И поныне в индуизме огромную роль играет восходящее к глубочайшей древности поклонение богине-матери, распространены весьма примитивные суеверия. Для индуизма характерна идея всевышнего, вездесущего Бога-творца, являющегося основой мироздания. Для многих индуистов таким верховным божеством является Вишну, который может воплощаться в облике животного или человека. Другие полагают, что верховным богом является Шива. Для индуистской этики характерна беспредельная терпимость, ибо каждому человеку надлежит следовать тому порядку жизни, который принят в его местности деревне, касте и семье.

31.Источники по истории Древнего Ирана (древневосточные тексты, труды античных авторов)
Источники по древней истории Ирана

Древняя история Ирана имеет многочисленные и разнообразные источники, в число которых следует прежде всего включить памятники материальной культуры, сохранившиеся от эпохи Ахеменидов.Среди письменных источников следует прежде всего отметить Авесту, древнейший памятник арийских народов, отразивший их жизнь на самых ранних ступенях общественного развития.

Большую ценность представляют те сведения, которые были получены из клинописных табличек Ассирии,и Вавилона.От периода завоевания Египта сохранились иероглифические надписи современников событий. Наконец, величайшее значение имеют древнеперсидские исторические надписи. Некоторые из них составлялись на двух и даже на трех языках. Самой значительной из них должна считаться Бехистунская надпись. Открытая в 1802 г. Гротефендом, она до сих пор остается предметом исследований. Надпись эта находится на высокой скале, на караванной дороге недалеко от Керманшаха. Бехистунская надпись сделана на трех языках: вавилонском, эламском и древнеперсидском.

Ценнейшие сообщения о персах и описание войн, которые вели греческие города-государства, Афины и Спарта, с персами, оставили нам греческие историки. Наиболее замечателен дошедший до нашего времени труд Геродота Галикарнасского. Геродот сообщил чрезвычайно ценные сведения о древней Мидии и Персии. Труд Геродота представляет огромную ценность и содержит сведения исключительной значимости для истории Персии и сопредельных стран. Большую ценность имеют также сведения греческого историка Ксенофонта. В своем сочинении «Анабасис» он сообщает об отступлении 10 000 греков через области северной Месопотамии и Армении. Он упоминает различные области Ахеменидского государства и сообщает географические и этнографические данные о них.

Разрозненные сведения об Иране имеются и в произведениях ряда других греческих и латинских авторов, среди которых особое место занимает обширный географический труд грека, описывавшего области Ирана. Он сообщает данные о производительных силах Иранского нагорья, этническом составе населения, его общественном строе и культуре. Не менее ценны сведения Исидора Харакского, составившего на греческом языке маршрут караванного пути из Сирии в Среднюю Азию,и известного греческого географа Птоломея, труды которого оказали длительное и глубокое влияние на географическую литературу арабов и персов.

32. Древняя Япония.Первые гос. образования на Японских островах.
История древней Японии охватывает временной отрезок начиная с палеолита и заканчивая периодом Хэйан. В эту эпоху произошло заселение Японских островов, формирование основ хозяйства и религиозных представлений, а также формирование и становление японской государственности. В дальнейшем правители древней Японии предприняли первые контакты с внешним миром, провели реформы государственного устройства и сформировали государственную идеологию. Вся история древней Японии сопровождалась ассимиляцией народов Японского архипелага, изменениями земельных отношений, выделением сословий и аристократии, междоусобными войнами, а также развитием ремёсел и культуры.

История возникновения Японии восходит к тому времени, когда самих японцев еще не существовало. Предметы материальной культуры говорят о том, что первыми жителями архипелага были переселенцы из Юго-Восточной Азии. Пути миграции этого древнего народа пролегли через острова Филиппинского архипелага. Именно эти люди- протоайны- колонизировали южную часть будущей Японии. С 3 в. До н.э. на территории Японии формируется несколько протогосударств. Началось переселение с материка китайцев и корейцев. Первое государство Ямато возникло в 5-6 в. В религиозных верованиях главным стал культ богини Солнца- Аматэрасу. К этому моменту японцы уже сложились как этнос. В 5 веке на архипелаг из Китая Была принесена иероглифическая письменность, а в 6 веке- буддизм. Соперничество родов вызвало неизбежную централизацию власти и в 7 в. После реформ принца Сётоку и переворота Тайка привело к падению могущественного рода Сога и созданию централизованного государства во главе с императорским родом.

33.Хетты в Малой Азии. Государство,общество,культура.
ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО- феодальное государство в Малой Азии, основанное примерно в середине II тыс. до н.э. Хетты вторглись в этот регион, вероятно, в небольшом числе и, покорив местное население, стали правящим слоем общества. К 1800 до н.э. они завладели большей частью Малой Азии и напали на Вавилон.

На протяжении длительного времени происхождение и культура хеттов оставались загадкой. Глиняные клинописные таблички, найденные в начале 20 в. в их столице в современном Богазкёе на территории Турции, не поддавались прочтению, пока не была установлена принадлежность хеттского языка к анатолийской (хетто-лувийской) ветви индоевропейской группы.

Хеттская держава являлась феодальным государством, во главе которого стоял наследственный правитель – Великий царь хеттов. Сам он был военным предводителем и верховным жрецом, а его власть поддерживал совет из представителей хеттской знати. Периферийными областями управляли вассалы под неусыпным контролем Великого царя. Существовал и беднейший слой, в который входили городские работники и сельские труженики. Несмотря на существование развитых торговли и ремесленного производства, основу экономики во владениях хеттов составляли земледелие и скотоводство. Главным источником благосостояния хеттов служило железо.

Хетты заимствовали вавилонскую клинописную систему письма, а хеттские своды законов имеют явно вавилонское происхождение. Искусство хеттов, имея вавилонские корни, тем не менее во многом самобытно. Широкое распространение получила каменная и металлическая скульптура, причем хеттские мастера создавали как рельефы, так и объемные статуи. Хеттские дворцы и крепости отличались массивностью, возводились из камня и кирпича. Сведения об их религии отрывочны. У жителей Малой Азии существовало божество неба, важную роль играло также поклонение Матери-земле – богине плодородия. В пантеоне самих хеттов основные божества – Солнце и Луна.

Лучше всего известны имена и деяния тех хеттских царей, которые правили между 1400 и 1200 до н.э. Первый из них – Суппилулиума I (1380–1340 до н.э.), начавший завоевание Северной Сирии, далее Муватали (1306–1282 до н.э.) и Хаттусили III (1275–1250 до н.э.), подписавший знаменитый договор с Египтом о ненападении в 1269 до н.э.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!