Первый отдел. О правилах поведения 14 страница



В случае долгого отсутствия мужа, принятия им монашеского звания или смерти его женщина обязана ждать 7 периодов (если у нее нет детей) и 1 год, если имеется потомство. После этого срока она выходит замуж за родного брата мужа.62 При наличии многих (таких братьев) выбирается наиболее близкий, благочестивый, со­стоятельный или же (если они все одинаково состоятельны) млад­ший из них, не имеющий жены.

Если муж не имеет братьев, то жена выходит за другого (близ­кого ему человека, который считается его родней), являясь таким, кто совершил вместе с ним жертвоприношение за умерших,63 или членом его семьи.64 Из таких лиц выбираются наиболее близкие в таком же порядке (как братья мужа).

В случае, если женщина выходит замуж во второй раз, обойдя родственников мужа,65 то это считается прелю-бодейством. В этом случае считаются виновными любов­ник, женщина, способствующий браку и знающие об этом.

Так в АрТхашастре Каутильи гласит четверая глава «О побеге (жены) из дома мужа, нахождении в пути (с посторонним мужчиной),


172


Третий отдел. О судопроизводстве


кратковременном и долгом отсутствии (мужа)» в разделе «Дела? связанные с браком» в третьем отделе «О судопроизводстве». Раздел «Дела, связанные с браком» окончен. От начала шестьдесят первая глава.

РАЗДЕЛ 60. О НАСЛЕДСТВЕ1 Глава 5. Порядок наследования2

Сыновья, зависящие от родителей, не считаются самостоятель­ными пока родители живы. Родители непосредственно разделяют наследство между этими (сыновьями).3

Имущество, приобретенное (сыном) самостоятельно,4 считается его нераздельной собственностью, за исключением случая, когда это-имущество приобретено при помощи средств, принадлежащих отцу.

Той частью имущества отца, которая не подлежит разделу, дети и внуки пользуются до 4-го поколения (нераздельно). До тех пор наследственное приношение жертв за умерших считается непрерван­ным.5 После перерыва линии наследственных жертвоприношений (т. е. после 4-го поколения) все члены семьи делят это имущество поровну.

Сыновья, живущие вместе, те, у которых нет имущества, полу­ченного от отца, или уже разделившие его, должны снова делить (после смерти отца).

Тот из них, у которого (ранее разделенное имущество отца) при­несло процент, получает двойную долю.

Имущество человека, не имеющего сыновей, получают его родные братья или те, кто живет с ним, а также дочери.6

Наследство человека, имеющего детей, достается сыновьям^и до­черям, рожденным от браков, принадлежащих к разряду законных. При отсутствии детей наследство достается его отцу, если он жив,. а если нет, то братьям (отца) и их детям. Если имеются сыновья нескольких братьев, причем (эти сыновья являются между собой родными или двоюродными) братьями, то после смерти отцов (раз­дел наследства производится с таким расчетом), что сыновья того или иного брата получают только долю, достающуюся от их отца,7


Раздел 60 (Глава 5)


173


хотя бы их было и много. Если имеется несколько братьев (от одной матери) и несколько отцов, то они получают наследство каждый от своего отца. (Кредиторы) могут привлекать старшего из семьи, сде­лавшей долг,8 но не младшего. Если жив отец, то не должны при­влекаться братья и сыновья; при наличии же братьев привлекаются последние, но не сыновья.

Если раздел совершается при жизни отца, то он не должен от­давать предпочтение кому-либо из сыновей. Равным образом он не должен оставлять кого-либо из них без наследства без надлежащих к тому причин. При отсутствии имущества отца старшие братья должны поддерживать младших, за исключением случая, если последние являются лицами беспутного поведения.

Наследство получают (в самостоятельное пользование) лишь со­вершеннолетние.9 Что касается несовершенолетних, то (причитаю­щееся им имущество) по уплате долгов 10 и прочее передается (для сбережения) родственникам матери или старшине селения до до­стижения (наследниками) совершеннолетия. То же относится н к имуществу, (достающемуся в наследство) тому, кто находится в отъезде.

Тем из сыновей, которые еще не обзавелись собственным семей­ством,11 следует дать долю, равную той, которую получают семей­ные,12 для того чтобы они могли обосновать свое хозяйство.13 Также надлежит выделить дочерям приданое.

Как долги, так и имущество должны делиться поровну.14 Учи­теля говорят, что те, которые ничего не имеют, должны поделить хотя бы сосуды из-под воды. Но Каутилья считает, что это пустая игра слов.15 Говорится о разделе существующего имущества, а не та­кого, которого на самом деле нет.

Раздел наследства должен быть произведен в присутствии свиде­телей. При этом следует указать: столько-то составляет общее иму­щество (подлежащее разделу) и столько-то составляет долю каж­дого.

Подлежит вторичному разделу имущество, разделенное непра­вильно, с ущербом для кого-либо из наследников,16 утаенное 17 или ранее неизвестное и выявившееся впоследствии.


174


Третий отдел. О судопроизводстве


При отсутствии наследников имущество поступает в пользу царя. за исключением того, что необходимо для совершения погребения,18 и женского имущества.19

Исключение из этого правила делается для имущества, принад­лежащего брахману, который является знатоком вед.20 Такое иму­щество отдается лицам, которые также являются учеными в области вед.21

Не получают долю наследства исключенные из касты, рожденные от таковых, евнухи, а также слабоумные, умалишенные, слепые и прокаженные. В случае если жены таких лиц владеют имуществом, то потомство их, не являющееся подобным им, т. е. не являющееся слабоумным и т. д.,22 получает наследство. Другие же (т. е. дети также слабоумные и т. д.) должны получать пищу и одежду. Исклю­чение составляют изгнанные из касты (которые ничего не полу­чают) .

Если лица (перечисленных категорий) 23 женятся, но у них не будет силы производить потомство, то их род­ственники должны родить (от их жен) для них детей, которые и получат свою долю наследства.

Так в Артхашастре Каутилъи гласит пятая глава «Порядок на­следования» в разделе «О наследстве» в третьем отделе «О судо­ производстве». От начала шестьдесят вторая глава.

РАЗДЕЛ 60. О НАСЛЕДСТВЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Глава 6. О долях наследства24

Из сыновей одной матери особую долю получает старший брат.25 Эту долю составляют: у брахманов — козы, у кшатриев — лошади, у вайшьев — коровы и у шудр — овцы. Из этих животных одногла­зые составляют особую долю среднего брата, а пестрые — младшего брата. При отсутствии четвероногих старший брат получает (особую долю), составляющую 10-ю часть имущества,26 за исключением дра­гоценностей. (Ему отдается такое преимущество), ибо он является тем, на обязанности которого лежит совершение жертвоприношений


Раздел 60 (Глава 6)


175.


за умерших. Это есть раздел, принятый последователями школы Ушанаса.

Из личного имущества отца его экипаж и украшения составляют долю старшего сына, его постель, сидение и бронзовая чаша, упо­требляемая при еде, — долю среднего, а темные зерна,27 домашняя утварь и повозка, запряженная быками, — долю младшего. Прочие же предметы делятся поровну или же поступают в общее пользова­ние, если они неделимы.28

Сестры не получают (особых) долей наследства. Они пользуются посудой, которую употребляла мать, и ее украшениями.

Старший сын, лишенный положительных качеств мужчины,29 по­лучает 3-ю часть доли, обычно причитающейся старшему.

Ведущий недостойный образ жизни30 и не исполняющий пред­писания закона (старший сын) получает лишь 4-ю часть (наслед­ства) . Тот же, который (совершенно необуздан) и дает полную волю, своим страстям,31 лишается всего.

Этим самым указывается положение среднего и младшего сына. Если один из них обладает положительными качествами мужчины^ то он должен получить половину доли старшего.

Положение старшего сына определяется по первородству,32 если имеются сыновья от нескольких жен, при отсутствии (у этих жен) различия в том смысле, что над одной были совершены брачные це­ремонии, а над другой нет, или же в том, что одна является вышед­шей замуж в первый раз, а другая была ранее замужем или лишена девственности. (Старшинство определяется по первородству) также в том случае, если одна жена имеет сыновей-близнецов.

Для сыновей, принадлежащих к разряду сута,33 магадха,34 вратья35 и ратхакара,36 раздел совершается по принципу господ­ства 37 (т. е. наследство получает наиболее способный и деятельный). Все же прочие будут находиться в зависимости от него. В случае если такого господства нет, то раздел совершается в равных долях.

Если брахман имеет детей от разных жен, принадлежащих к че­тырем кастам, то сын брахманки получает 4 доли,38 сын кшат-рийки — 3 доли, сын женщины-вайшьи — 2 доли и сын женщины-Шудры — 1 долю.


176


Третий отдел. О судопроизводстве


Этим самым определяется раздел наследства кшатриев и вайшьев, если у них имеются дети от жен разных каст, у первого — от жен трех и у второго — от жен двух каст.

Сын брахмана, рожденный от женщины следующей касты 39 (т. е. от кшатрийки), получает долю, равную (с сыновьями того же отца от брахманки). Сыновья кшатрия и вайшьи, рожденные от жен­щины непосредственно нижестоящей касты, получают половинную долю (наследства, причитающегося детям от равного брака). В слу­чае если эти сыновья обладают положительными качествами муж­чины, то они могут получить полную долю.

Если имеются две жены, одна равная (по касте с мужем), а дру­гая не равная, а сын только один,40 то этот сын получает все наслед­ство и должен содержать родных. Сын брахмана, рожденный от женщины-шудры, получает 3-ю долю (наследства, достающегося сыну от равного брака). Остальные 2 доли получает сроднившийся (с данным брахманом) по совершению жертвоприношений за умер­ших 41 или же его действительный родственник, для того чтобы он мог совершать заупокойные жертвоприношения. При отсутствии (лиц двух категорий упомянутые две части наследства) получает учитель отца или же его ученик.

Также допускается, чтобы (у такого брахмана, кото­рый имеет только сына от женщины-шудры), родствен­ник матери или принадлежащий к семье породил бы у жены42 (брахмана) «сына, рожденного в поле дру­гого».43 Этот сын и унаследует все имущество. Так в Артхашастре Каутилъи гласит глава шестая «О долях на­следства» в разделе «О наследстве» в третьем отделе «О судопроиз­водстве». От начала шестьдесят третья глава.

РАЗДЕЛ 60. О НАСЛЕДСТВЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Глава 7. О различении сыновей44

Учителя говорят, что семя, брошенное в поле другого, принад­лежит владельцу этого поля.45 Согласно другим, потомство счи­тается принадлежащим тому, что оплодотворил, а мать есть


Раздел 60 (Глава 7)


177


только вместилище. Каутилья же считает, что возможно и то и другое.48

Родным сыном считается действительно рожденный (данным че­ловеком) от женщины, совершившей брачные обряды. К нему при­равнивается сын дочери, которая выдается замуж, для того чтобы был рожден сын взамен отсутствующего своего.47

Также приравнивается к нему рожденный женою (данного лица) от другого,48 принадлежащего49 или не принадлежащего к семей­ству,50 которому поручено произвести потомство.51 Если у физически родившего нет другого сына, то такой (рожденный по поручению от жены другого) сын считается имеющим двух отцов и принадлежа­щим к двум семействам. Такой сын получает наследство от обоих (т. е. от своего действительного отца и от законного мужа своей ма­тери) и обязан совершать заупокойные жертвы для обоих. Равным ему считается тайно рожденный52 в доме родственников.

Брошенный родителями считается сыном того, кто совершит над ним обряды усыновления.53 Кроме того, различаются: сын девушки, т. е. незамужней,54 сын женщины, которая вышла замуж в состоя­нии беременности,55 и сын вышедшей замуж во второй раз.56

Родной сын является наследником также и родственников отца. Неродной же получает только наследство усыновившего его, но не родственников последнего. Равным ему считается тот, кто отдается отцом и матерью (другому) 57 с совершением обрядов возлияния.

Пришедшим58 считается сын, который сам благодаря своим род­ственникам добился усыновления.

Приемышем59 считается усыновленный (по желанию принимаю­щих его).

Купленным сыном60 является приобретенный за известную сумму денег.

Если (после усыновления у усыновившего) родится родной сын, то (приемный) получает 3-ю долю наследства, если он принадлежит к той же касте (что и отец). Если же они принадлежат к другой, более низкой касте,61 то они получают только пропитание и одежду. Сыновья брахманов и кшатриев, рожденные от женщин непо­средственно нижестоящих каст, считаются одинаковой касты с от-


178


Третий отдел. О судопроизводстве


цом. Те же, которые рождены от женщин двумя кастами ниже, счи­таются неравными.62 Сын брахмана, рожденный от женщины-вайшьи, называется амбаштха, сын брахмана от женщины-шудры — нишада, или парашава. Сын кшатрия от женщины-шудры называется угра. Сын вайшьи от женщины-шудры является просто шудрой.

Дети, рожденные от лиц, принадлежащих к равным кастам, но не совершивших подобающих обрядов, называются вратья. Эти (по­томки вышестоящих мужчин от нижестоящих женщин) признаются естественным явлением.63

Если у шудры имеются дети от женщины-вайшьи, кшатрийки или брахманки, то такие называются соответственно айогава, кшатта и чандала.

Сын вайшьи, рожденный от женщины-кшатрийки, называется магадха, а сын вайшьи, рожденный от брахманки, — вайдехака.

Сын же кшатрия от брахманки носит название сута («возница») -В пуранах упоминаются иные сута и магадха, считающиеся выше брахманов и кшатриев.

Такие (браки мужчин более низких каст с женщинами вышестоя­щими) считаются противоестественными64 и возможны только тогда, когда царь не следит за соблюдением законов (об охранении различия каст).

Сын угры 65 и женщины-нишадки 66 называется куккутака, а в об­ратном случае 67 — пулкаса. Сын амбаштхи 68 и женщины-вайшьи называется вайна, а в обратном случае — кушилава. Сын угры от женщины-кшатты69 называется швапака («едящий или варящий собак»). Эти и другие суть представители смешанных каст. По роду занятий своих вайнья является каретником.70

Все такие лица должны жениться на себе подобных. Они должны в обычаях и образе жизни следовать законам своих родителей. Воз­можно также, чтобы (всякий такой сын из смешанного брака) счи­тался бы равным шудре, за исключением чандалов. Только при соблюдении (этих кастовых законов) царь в будущей жизни получит небесное существование, в противном случае он попадет в ад.

Для сыновей смешанных каст,71 всех без исключения, раздел со­вершается поровну.


Раздел 61 (Глава 8)


179


Закон о наследстве устанавливается в соответствии с теми самыми законами и обычаями, которые свой­ственны данной местности, касте, общине или селению. Так в Артхашастре Каутилъи гласит седьмая глава «О различе­нии сыновей» в разделе «О наследстве» в третьем отделе «О судопроизводстве». Раздел о наследстве окончен. От начала шестьдесят четвертая глава.

РАЗДЕЛ 61. О НЕДВИЖИМОСТЯХ» Глава 8. О домашних постройках2

Споры о недвижимостях решаются на основании (свидетельских показаний) соседей.

Недвижимостями называются: дом, поле, сад, оросительное со­оружение,3 пруд или бассейн с водой.

Предел (границы) строящегося дома 4 устанавливается столбами «с ушками», расположенными по сторонам и соединенными желез­ными прутьями. (Этот предел) располагается по линии будущего дома, и в соответствии с ним следует строить дом.

При отсутствии подобного предела следует закладывать фунда­мент 5 на расстоянии 2 локтей 6 или 3 пада 7 от стены соседнего дома.

Постоянными при доме должны быть: место для сгребания не­чистот,8 сток и колодезь. Необязательным является колодезь для родильниц,9 употребляемый в течение 10 дней после родов. При на­рушении этого правила (т. е. при отсутствии указанных обязатель­ных сооружений) взыскивается низший вид штрафа сахаса.10 Этим самым (т. е. упоминанием необязательных сооружений) предусма­триваются и такие, как место для колки дров при совершении празд­ничных обрядов и желоб для питьевой воды.

На расстоянии 3 пада или l'/г локтей (от стены соседнего дома) следует устроить сток сильно текущей воды и сток для нечистой воды. Нарушение этого правила влечет за собой штраф в 54 пана.

На расстоянии 1 пада или 1 локтя (от соседнего дома) надлежит Построить (сарай) для повозок и помещение для животных,11 а также


180


Третий отдел. О судопроизводстве


устроить место для очага, для кадки с водой, для ручной мельницы и прибора, служащего для толчения риса. При нарушении этого правила — штраф в размере 24 пана.

Расстояние между 2 постройками или между 2 выступающими частями построек должно быть не менее 1 кишку12 или 3 пада. Крыши таких построек должны находиться на расстоянии 4 пальцев друг от друга или же могут покрывать одна другую.

Боковую дверь 13 надлежит делать шириною в 1 кишку, дабы не было столкновения при проходе, когда она открыта настежь. Сверху {т. е. над дверью) следует делать маленькое окошко для света.14

Хозяева домов могут, впрочем, строить по своему желанию, по взаимному соглашению и избегать нежелательных (сооружений).

Поверх крыши следует класть надстилку в виде циновок на те •места, которые должны быть прикрыты. Крыша сама не должна быть такой, которая может легко ломаться. Это необходимо для предупреждения разрушений от дождей. При нарушении этого пра­вила — низший вид штрафа сахаса. Такой же штраф взыскивается за устройство окон и дверей в местах, где это неудобно для жите­лей соседних домов,15 за исключением случая, (когда дома нахо­дятся) на главной улице или же на проезжих дорогах.

Равным образом взыскивается штраф, если причиняются неу­
добства соседям устройством (в ненадлежащих местах) ям, ступе­
ней, желобов для стока воды,16 деревянных лестниц 17 и мест для
сгребания нечистот и (вообще) если чинятся препятствия (соседям)
при пользовании ими (своей землей).                                        >

При повреждении стены соседнего дома водой взыскивается штраф в 12 пана. При загрязнении же испражнениями и мочой в двойном размере.

Во время дождя сток для воды должен быть свободным, в про­тивном случае — штраф в 12 пана.

Подобному же штрафу подвергается жилец, продолжающий жить (в доме), после того как ему было отказано. Также взыскивается штраф и с домохозяина, если он нарушает договор с жильцом,18 за исключением случаев оскорбления, воровства, грабежа, прелюбодей-ства и неправильного пользования помещением (со стороны


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!