Отрывки из воспоминаний о гимназии (1902 год) 2 страница



М. Чехов. Путь актера.............................................................................. 303  Читать И. Я. Судаков — Е. Б. Вахтангову......................................................... 305  Читать Е. Вахтангов — К. С. Станиславскому................................................. 306  Читать Е. Вахтангов. Из записной тетради....................................................... 308  Читать Е. Вахтангов. О Народном театре.......................................................... 308  Читать Е. Вахтангов. Режиссерская секция....................................................... 310  Читать Е. Вахтангов. Ради чего хотелось бы работать в ТЕО......................... 312  Читать Е. Вахтангов. «С художника спросится…».......................................... 313  Читать Е. Вахтангов. Заметки на режиссерском экземпляре «Сказки об Иване-дураке»................................................................. 315  Читать Е. Калужский. Лето в Шишкееве........................................................... 316  Читать Е. Вахтангов — А. О. Гунст................................................................... 320  Читать Е. Вахтангов. Совету Студии А. О. Гунст............................................ 321  Читать И. Рапопорт. В Шаляпинской студии.................................................. 323  Читать Последние годы (1920 – 1922) Письмо к Вс. Э. Мейерхольду. — Памяти Л. Н. Толстого. — 7‑я годовщина Третьей студии МХАТ. — План лекций в Первой студии МХТ. — «Эрик XIV». — Десятилетний юбилей. Гастрольная поездка Третьей студии МХАТ по Волге и Каме. — Письмо к С. Г. Бирман. — Работа над ролью мастера Пьера в пьесе Н. Н. Бромлей «Архангел Михаил». — План постановки «Плодов просвещения». — «Свадьба» (второй вариант). «Чудо святого Антония» (второй вариант). — Вахтангов и Мейерхольд. — «Гадибук». — «Принцесса Турандот». — Две беседы с учениками. — Последние дни Вахтангова. — Современники о Вахтангове. 325 Читать Б. Захава. Вахтангов................................................................................ 325  Читать Е. Вахтангов — Н. Н. Бромлей, которая именинница........................ 326  Читать Е. Вахтангов — Вс. Э. Мейерхольду..................................................... 326  Читать Е. Вахтангов — Б. Е. Захаве................................................................... 327  Читать Е. Вахтангов. В Третью студию МХАТ................................................ 328  Читать Е. Вахтангов. В Третью студию МХАТ................................................ 331  Читать Е. Вахтангов — В. В. Лужскому............................................................ 332  Читать Е. Вахтангов. Из записной тетради....................................................... 332  Читать Е. Вахтангов. Из дневника..................................................................... 333  Читать Вл. И. Немирович-Данченко. Из речи на торжественном вечере памяти Е. Б. Вахтангова..................................................................... 335  Читать Б. Захава. О творческом методе Театра им. Вахтангова...................... 337  Читать А. Дикий. Режиссер и театр..................................................................... 338  Читать Б. Захава. Вахтангов................................................................................ 339  Читать «Эрик XIV».............................................................................................. 340  Читать Ю. Соболев. Первая студия МХТ. «Эрик XIV».................................... 342  Читать Федор Чужой. Московские письма. «Эрик XIV» (Первая студия Московского Художественного театра)................ 345  Читать Юрий Анненков. «Единственная точка зрения»................................... 348  Читать С. Бирман. Судьба таланта...................................................................... 349  Читать А. Дикий. Повесть о театральной юности.............................................. 351  Читать М. Чехов. Путь актера.............................................................................. 352  Читать О. Пыжова. Призвание........................................................................... 353  Читать С. Гиацинтова. С памятью наедине....................................................... 354  Читать Н. Волков. Человек, заглянувший в будущее........................................ 355  Читать Л. Дейкун. Из воспоминаний.................................................................. 355  Читать В. Подгорный. Отрывки воспоминаний................................................ 356  Читать Е. Вахтангов. Из блокнота...................................................................... 356  Читать С. Бирман. Судьба Таланта...................................................................... 358  Читать Е. Вахтангов — К. Я. Миронову, Б. М. Королеву, Н. М. Горчакову................................................................................... 359  Читать Е. Вахтангов — Н. М. Горчакову.......................................................... 359  Читать Е. Вахтангов. В Третью студию МХАТ................................................ 360  Читать К. И. Котлубай — Е. Б. Вахтангову...................................................... 361  Читать Е. Вахтангов — С. Г. Бирман................................................................. 362  Читать К. С. Станиславский — Е. Б. Вахтангову............................................. 363  Читать Е. Вахтангов — К. С. Станиславскому................................................. 364  Читать К. И. Котлубай — Е. Б. Вахтангову...................................................... 364  Читать Из хроники................................................................................................ 365  Читать Е. Вахтангов. Заметки на рабочем экземпляре «Архангел Михаил» 365  Читать Н. Бромлей. Путь искателя...................................................................... 366  Читать Б. Сушкевич. Встречи с Вахтанговым................................................... 368  Читать А. Наль. Из воспоминаний...................................................................... 368  Читать Е. Вахтангов. План постановки «Плодов просвещения»................... 369  Читать Р. Симонов. С Вахтанговым................................................................... 372  Читать Б. Вершилов. Страницы воспоминаний................................................. 374  Читать Е. Вахтангов — А. В. Луначарскому.................................................... 374  Читать М. Д. Открытие Третьей Студии МХТ................................................... 375  Читать Ю. Завадский. Одержимость творчеством............................................ 376  Читать В. Яхонтов. Театр одного актера............................................................ 376  Читать Л. Русланов. Памяти учителя.................................................................. 377  Читать Я. Тугенхольд. Возрождение Метерлинка.............................................. 378  Читать Любовь Гуревич. «Чудо святого Антония»............................................ 379  Читать Н. Волков. «Три студии»......................................................................... 380  Читать Э. Лойтер. Подвижник в искусстве...................................................... 382  Читать Е. Вахтангов — Н. Н. Бромлей.............................................................. 385  Читать Е. Вахтангов — Н. П. Яновскому.......................................................... 385  Читать Е. Вахтангов — Н. Д. Волкову.............................................................. 386  Читать Вс. Э. Мейерхольд — Е. Б. Вахтангову.................................................. 386  Читать Е. Вахтангов — Вс. Э. Мейерхольду..................................................... 387  Читать Е. Вахтангов — К. С. Станиславскому................................................. 387  Читать К. С. Станиславский — Е. Б. Вахтангову............................................. 388  Читать Е. Вахтангов — К. С. Станиславскому................................................. 388  Читать Е. Вахтангов. Вступительное слово к генеральной репетиции «Гадибука»........................................................................................... 389  Читать Натан Альтман. Моя работа над «Гадибуком»................................... 389  Читать Ю. Завадский. Одержимость творчеством............................................ 391  Читать М. Чехов. Жизнь и встречи...................................................................... 394  Читать В. Яхонтов. Театр одного актера............................................................ 394  Читать А. Карев. Веселый, неуемный художник.............................................. 395  Читать С. Бирман. Человек неугасимой страсти............................................... 396  Читать Самуил Марголин. Студия «Габима». «Гадибук» Ан-ского (С. Рапопорта).................................................. 397  Читать Самуил Марголин. В раскрывающихся скитах (к постановке «Гадибук» в студии «Габима»)................................. 398  Читать М. Загорский. «Гадибук» (студия «Габима»)......................................... 400  Читать В. Куза. Из воспоминаний...................................................................... 401  Читать В. Подгорный. Отрывки воспоминаний................................................ 401  Читать Вс. Мейерхольд. Из доклада об «Учителе Бубусе»................................ 402  Читать Е. Вахтангов — К. С. Станиславскому................................................. 402  Читать Н. Горчаков. Режиссерские уроки Вахтангова..................................... 403  Читать Е. Вахтангов. Обращение к публике генеральной репетиции «Принцессы Турандот»...................................................................... 403  Читать Р. Симонов. С Вахтанговым................................................................... 405  Читать Л. Русланов. Генеральная «Принцессы Турандот»............................... 407  Читать К. Станиславский. Телефонограмма...................................................... 408  Читать К. Станиславский. Запись в книге почетных гостей........................... 409  Читать Е. Вахтангов — А. В. Луначарскому.................................................... 409  Читать А. В. Луначарский — Е. Б. Вахтангову.................................................. 410  Читать Борис Гусман. «Принцесса Турандот» в Третьей студии МХТ........... 410  Читать Садко. «Принцесса Турандот» в Третьей студии МХТ....................... 412  Читать Ю. Соболев. Игра в театр. Вахтангов и «Принцесса Турандот»........ 415  Читать А. Мацкин. Вахтангов, «Турандот» старая и новая.............................. 418  Читать В. Яхонтов. Театр одного актера............................................................ 421  Читать Е. Вахтангов — Н. Н. Бромлей.............................................................. 422  Читать Н. Бромлей. Путь искателя...................................................................... 422  Читать В. Подгорный. Отрывки воспоминаний................................................ 423  Читать К. И. Котлубай — Е. Б. Вахтангову...................................................... 423  Читать К. И. Котлубай — Е. Б. Вахтангову...................................................... 424  Читать О. Л. Леонидов — Е. Б. Вахтангову....................................................... 424  Читать В. Г. Лидин — Е. Б. Вахтангову.............................................................. 425  Читать Вл. И. Немирович-Данченко. Запись в книге почетных гостей.......... 426  Читать Вл. И. Немирович-Данченко. Надпись на портрете.............................. 427  Читать Е. Вахтангов — Вл. И. Немировичу-Данченко................................... 427  Читать К. Станиславский. Надпись на портрете.............................................. 429  Читать Е. Вахтангов. Две беседы с учениками................................................. 429  Читать Н. П. Шиловцева — Е. Б. Вахтангову.................................................... 437  Читать К. А. Коровин — Е. Б. Вахтангову......................................................... 438  Читать В. И. Качалов — Е. Б. Вахтангову......................................................... 438  Читать Е. Вахтангов — Н. М. Горчакову.......................................................... 438  Читать Е. Вахтангов — Б. М. Сушкевичу......................................................... 439  Читать У москвичей.............................................................................................. 439  Читать М. Чехов. Путь актера.............................................................................. 439  Читать М. Чехов. О пяти великих русских режиссерах.................................... 441  Читать Б. Вершилов. Страницы воспоминаний................................................. 442  Читать Н. Бромлей. Предсмертные дни Вахтангова......................................... 444  Читать В. Подгорный. Отрывки воспоминаний................................................ 444  Читать К. Станиславский. Телеграмма.............................................................. 445  Читать Н. Тихомирова. Из воспоминаний.......................................................... 445  Читать Б. Щукин. Черновые заметки.................................................................. 446  Читать Вс. Э. Мейерхольд. Памяти вождя.......................................................... 447  Читать А. Попов. Вахтангов — надежда Станиславского................................ 448  Читать Б. Сушкевич. Творческий метод МХАТ 2-го......................................... 448  Читать А. Дикий. Повесть о театральной юности.............................................. 449  Читать А. Луначарский. Памяти Вахтангова..................................................... 451  Читать Вл. И. Немирович-Данченко. Памяти Вахтангова................................ 453  Читать Статьи о Вахтангове Н. Д. Волков. Вахтангов.................................................................................... 457  Читать П. А. Марков. Вахтангов в Студии Художественного театра...................... 465  Читать Б. Е. Захава. О принципах вахтанговской школы......................................... 478  Читать А. П. Мацкин. Перечитывая Вахтангова (Заметки на полях)........................ 495  Читать Ю. А. Смирнов-Несвицкий. Трагический спектакль Вахтангова.................. 521  Читать Г. А. Товстоногов. Открытие Вахтангова....................................................... 551  Читать Даты жизни и творчества Е. Б. Вахтангова............................................................. 563  Читать Указатель имен............................................................................................................ 567  Читать {5} От составителей В 1983 году исполнилось 100 лет со дня рождения Евгения Богратионовича Вахтангова. Имя Вахтангова вошло в историю русской и мировой театральной культуры и встало рядом с именами самых прославленных ее деятелей. Его творческие идеи питают театральное искусство многих стран, интерес к его личности все возрастает. О Вахтангове много писали, однако разобраться до конца, понять своеобразие этого сложного художника полностью все еще не удалось. Многочисленные материалы о Вахтангове разнообразны, противоречивы и порой парадоксально противоположны друг другу. Имеется огромное количество рецензий, статей, заметок, воспоминаний современников о спектаклях Вахтангова, о его актерской и педагогической деятельности, начиная с самых первых его шагов в искусстве. Все эти материалы, разбросанные в газетах, журналах, альманахах, сборниках 1909 – 1922 годов, хранятся в библиотеках, архивах, музеях. Некоторые из них еще не опубликованы, многие давно забыты, малоизвестны, почти недоступны широкому читателю. В настоящей книге впервые, наряду с ранее публиковавшимся литературным наследием Вахтангова, широко использованы рецензии и статьи тех лет, воспоминания, письма, обращенные к Вахтангову. В книгу включены многие непубликовавшиеся материалы, в том числе автобиографические рассказы, письма и заметки Вахтангова. Все эти материалы, собранные вместе, сопоставленные друг с другом, создают как бы повесть о жизни и творчестве художника, неразрывно связанного со временем, в которое он творил. В сборник также включены зарисовки и шаржи, появившиеся на страницах театральных журналов. Рисунки эти позволяют еще живее ощутить атмосферу тех лет. Книга открывается вступительными статьями М. И. Царева «Вахтангов — вечная молодость театра», Е. Р. Симонова «Всегда с Вахтанговым» и О. Н. Ефремова «Гражданское служение России», за которыми следуют две части: Художник и время. Статьи о Вахтангове. В первой части шесть тематических разделов: ЮНОСТЬ. 1902 – 1909. Сюда вошли материалы, относящиеся к гимназическим и студенческим годам Вахтангова, к началу его увлечения театром, к первым шагам на любительской сцене. Этот период его жизни менее всего освещен в литературе. НАЧАЛО. 1909 – 1912. Раздел состоит главным образом из Дневников и писем Вахтангова, в которых отражены события первых лет его вступления на профессиональную сцену, впечатления о зарубежных поездках. ПЕРВАЯ СТУДИЯ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА. 1913 – 1919. Эта Студия, как известно, была основным местом актерской и режиссерской работы Вахтангова. Здесь он поставил свои первые профессиональные спектакли «Праздник мира», «Потоп», «Росмерсхольм», {6} сыграл две свои главные роли — Текльтона и Фрэзера. Здесь зародилась и окрепла личная и творческая дружба Вахтангова и Михаила Чехова, оказавшая столь сильное влияние на формирование этих двух художников. В этом разделе, наряду с письмами, дневниковыми записями, режиссерскими заметками Вахтангова, помещены рецензии на его первые спектакли, отражающие разнообразные впечатления современников, борьбу мнений, всегда сопутствовавшую работам Вахтангова. СТУДИЯ ВАХТАНГОВА. 1913 – 1920. Материалы раздела освещают путь Студии Вахтангова, начиная со студенческого любительского спектакля «Усадьба Ланиных» и кончая вступлением Вахтанговской студии в семью Художественного театра под названием Третьей студии МХАТ. «С ХУДОЖНИКА СПРОСИТСЯ…». 1917 – 1919. Жизнь Вахтангова в первые годы Революции, его многообразная педагогическая и общественная деятельность, работа в многочисленных студиях широко отражены в материалах раздела. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ. 1920 – 1922. В этот период были созданы наиболее значительные работы Вахтангова — «Эрик XIV», «Чудо святого Антония» (вторая редакция), «Гадибук», «Принцесса Турандот». В разделе представлен обширный материал, посвященный последним спектаклям Вахтангова, дана оценка его деятельности видными представителями культуры — Станиславским, Немировичем-Данченко, Мейерхольдом, Луначарским, Михаилом Чеховым и другими. Материалы первой части снабжены комментариями, поясняющими и в значительной мере дополняющими содержание публикуемых текстов. Они даны в виде сносок. Здесь же ссылки на источники публикуемых материалов. При подготовке сборника велась разыскательная работа в архивах и театральных музеях, в результате которой удалось обнаружить значительное количество неопубликованных материалов как самого Вахтангова, так и его современников. Тексты Вахтангова заново проверены по сохранившимся рукописным подлинникам, устранены неточности и опечатки, вкравшиеся в предыдущие публикации. Вторая часть книги открывается статьями, написанными вскоре после смерти Вахтангова и принадлежащими перу старейших советских критиков Н. Д. Волкова и П. А. Маркова. Небольшая книжечка Волкова «Вахтангов» была издана в 1922 году и является библиографической редкостью. В 1925 году в книге «Московский Художественный театр Второй» появилось первое большое исследование о Вахтангове — статья Маркова «Сулержицкий — Вахтангов — Чехов». В 1978 году автор подготовил для настоящего сборника отрывок из этой работы, назвав его «Вахтангов в Студии Художественного театра».

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!