Сцена 26. Обряд посвящения в дураки



 

Турецкая церемония (Нужно поставить, сделать ее короткой и яркой, оставить удары палками и сделать танец с палками)

Муфтий, дервиши, турки, поющие и танцующие, свита муфтия.

 

Турки: Пронюшкина Надежда, Пахомов Сергей, Лазо Оксана, Карсакова Славяна, возможно Елисеева Тоня.

 

№4

 

Текст песни:

 

Турки:

 

Эх, в высший сан тебя посвятим!

В знатного турка тебя обратим!

Ах, будешь нашей вере служить!

Будешь нашего бога любить!

 

Эй, встань на колени быстрей,

Эй, читай молитву бодрей,

Эй, давай, давай веселей! - 2 раза

 

Хочешь быть великим мужем – не спеши!

Хочешь знаться с высшим светом – не кричи!

Хочешь в жёны королеву – заплати!

Хочешь жить как те другие – потерпи!

 

Палка, палка – выручалка!

Палка, палка – посвящалка!

Палка, палка – бей, не жалко! – 2 раза

 

Г-н Журден:

3 раза раза

Палка, палка – бей, не жалко!

Палка, палка – бей, не жалко!

Палка, палка - хватит, хватит!

Палка, палка - хватит, хватит!

 

 

ПЕРВЫЙ БАЛЕТНЫЙ ВЫХОД

Шестеро турок под музыку торжественно идут парами. Они

несут три ковра и, протанцевав несколько фигур, поднимают ковры

высоко над головой. Поющие турки проходят под этими коврами, а

затем выстраиваются по обе стороны сцены. Муфтий с дервишами

замыкает шествие. Далее турки расстилают ковры и становятся на

колени, муфтий и дервиши стоят посредине. Муфтий разными

ужимками и гримасами, но без слов призывает Магомета, а в это

время турки, составляющие его свиту, простираются ниц и поют

"Алла", затем воздевают руки к небу и снова поют "Алла", и так

до конца муфтиевой молитвы, после чего все они поднимаются с

полу и поют "Алла экбер", а двое дервишей идут за г-ном

Журденом.

 

Явление Х

 

Муфтий, дервиши, турки, поющие и танцующие, г-н Журден,

одетый турком, с бритой головой, без тюрбана и без сабли.

 

Муфтий

(г-ну Журдену)

 

Когда ты знай,

То отвечай.

Когда не знай,

Тогда молчай.

 

Я муфтий здесь,

А ты кто есь?

Не понимай?

Молчай, молчай!

 

Двое дервишей уводят г-на Журдена

 

Явление XI

 

Муфтий, дервиши, турки, поющие и танцующие.

 

Муфтий. Сказать мне, турки, кто он иста? Анабаптиста?

Анабаптиста?

Турки. Йок.

Муфтий. Цвинглиста?

Турки. Иок.

Муфтий. Коффиста?

Турки. Йок.

Муфтий. Гусита? Мориста? Фрониста?

Турки. Йок. Йок. Йок.

Муфтий. Йок. Йок. Йок. Язычникана?

Турки. Йок.

Муфтий. Лютерана?

Турки. Йок.

Муфтий. Пуритана?

Турки. Йок.

Муфтий. Брамина? Моффина? Зурина?

Турки. Йок. Йок. Йок.

Муфтий. Йок. Йок. Йок.. Магометана? Магометана?

Турки. Эй валла! Эй валла!

Муфтий. Как прозванье ? Как прозванье?

Турки. Джиурдина, Джиурдина.

Муфтий (подпрыгивая). Джиурдина. Джиурдина.

Турки. Джиурдина. Джиурдина.

 

Муфтий

 

Магомета господина,

Я просить за Джиурдина

Его сделать паладина,

Дать ему алебардина

И отправить Палестина

На галера бригантина

И со всеми сарацина

Воевать христианина.

Магомета господина,

Я просить за Джиурдина!

 

(Туркам.)

 

Карош турка Джиурдина?

Турки. Эй валла! Эй валла!

Муфтий (поет и пляшет). Ха-ла-ба, ба-ла-шу, ба-ла-ба,

ба-ла-да.

Турки. Ха-ла-ба, ба-ла-шу, ба-ла-ба, ба-ла-да.

 

Явление XII

 

Турки, поющие и танцующие.

 

Явление XIII

 

Муфтий, дервиши, г-н Журден, турки, поющие и танцующие.

 

ВТОРОЙ БАЛЕТНЫЙ ВЫХОД

Впереди идет муфтий; на голове у муфтия - невероятной

величины парадный тюрбан, к которому в несколько рядов

прикреплены зажженные свечи; за ним двое дервишей в

остроконечных шапках, на которых тоже красуются зажженные

свечи, несут коран. Двое других дервишей вводят г-на Журдена и

ставят его на колени, так чтобы руки касались земли, а спина

служила подставкой для корана; муфтий кладет ему на спину коран

и снова начинает, паясничая, призывать Магомета: сдвигает

брови, время от времени ударяет рукой по корану и быстро-быстро

его перелистывает, затем воздевает руки к небу и восклицает:

"Гу!" Во время этой второй церемонии турки, составляющие его

свиту, то наклоняются, то выпрямляются и тоже восклицают: "Гу,

гу, гу!"

 

Г-н Журден (после того, как у него со спины сняли коран).

Ух!

 

Муфтий

(г-ну Журдену)

Твой не обманос?

 

Турки

Нет, нет, нет.

 

Муфтий.

Не шарлатанос?

 

Турки

Нет, нет, нет.

 

Муфтий

(туркам)

Дать ему тюрбанос!

 

Турки

Твой не обманос?

Нет, нет, нет.

Не шарлатанос?

Нет, нет, нет.

Дать ему тюрбанос!

 

ТРЕТИЙ БАЛЕТНЫЙ ВЫХОД

Танцующие турки под музыку надевают на  г-на Журдена

тюрбан.

 

Муфтий

(подавая г-ну Журдену саблю)

Твой - дворян. Не вру ни капля.

Вот тебе сабля.

 

Турки

(обнажая сабли)

Твой - дворян. Не вру ни капля.

Вот тебе сабля.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ БАЛЕТНЫЙ ВЫХОД

Танцующие турки в такт музыке наносят г-ну Журдену удары

саблями плашмя,

 

Муфтий

Палка, палка,

Бей - не жалко

 

Турки

Палка, палка,

Бей - не жалко.

 

ПЯТЫЙ БАЛЕТНЫЙ ВЫХОД

Танцующие турки в такт музыке бьют г-на Журдена палками.

 

Муфтий

Не бояться,

Не стыдиться,

Если хочешь

Посвятиться!

 

Турки

Не бояться,

Не стыдиться,

Если хочешь

Посвятиться!

 

Муфтий в третий раз начинает призывать Магомета. Дервиши

почтительно поддерживают его под руки; затем турки, и поющие и

танцующие, начинают прыгать вокруг муфтия и, наконец, удаляются

вместе с ним и уводят с co6oй г-на Журдена.

 

 

 * ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ *

 

Явление I

 

Сцена 27. Безумие

 

Г-жа Журден – хочет спасти мужа от безумия, г-н Журден – хочет должного отношения к своему новому сану.

 

Г-жа Журден. Господи помилуй! Это еще что такое? На кого

ты похож? Что это ты на себя напялил? Рядиться вздумал? Да

говори же, наконец, что все это значит? Кто это тебя таким

шутом гороховым вырядил?

Г-н Журден. Вот дура! Так разговаривать с мамамуши! (он избит и у него помешался рассудок от мысли, что он теперь высокотитулованная особа)

Г-жа Журден. Что такое?

Г-н Журден. Да, да, теперь все должны быть со мною

почтительны. Меня только что произвели в мамамуши.

Г-жа Журден. Как это понять - мамамуши? (Жена пытается разобраться, что произошло с мужем)

Г-н Журден. Говорят тебе - мамамуши. Я теперь мамамуши.

Г-жа Журден. Это еще что за зверь?

Г-н Журден. Мамамуши, по-нашему паладин.

Г-жа Журден. Балдин? Балда ты и есть. Вздумал на старости

лет в пляс пускаться.

Г-н Журден. Вот темнота! Это такой сан, в который меня

сейчас посвятили.

Г-жа Журден. Как так посвятили?

  Г-н Журден. Магомета господина, я молить за Джиурдина.

Г-жа Журден. Что это значит?

Г-н Журден. "Джиурдина"-значит Журден

Г-жа Журден. Ну, Журден, а дальше?

Г-н Журден. Его сделать паладина.

Г-жа Журден. Как?

Г-н Журден. И отправить в Палестина на галера бригантина.

Г-жа Журден. Это зачем же?

Г-н Журден. И со всеми сарацина воевать христианина.

Г-жа Журден. Да что ты несешь?

Г-н Журден. Палка, палка, бей - не жалко!

Г-жа Журден. Что за тарабарщина!

    Г-н Журден. Не бояться, не стыдиться, если хочешь

посвятиться.

Г-жа Журден. Да что же это такое?

Г-н Журден (приплясывает и поет). У-ла-ба, ба-ла-шу,

ба-ла-ба, ба-ла-да. (Падает потому, что его сильно избили палками, он действительно не в себе).

Г-жа Журден. Боже милосердный, мой муж совсем с ума сошел!

Г-н Журден (встает и направляется к выходу). Перестань,

грубиянка! Относись с уважением к господину мамамуши.

Г-жа Журден (одна). Когда же это он успел рехнуться? (у нее уже нет сил)

Скорей за ним, а то еще убежит из дому! (Увидев Доримену и

Доранта.) А-а, вас здесь только не хватало! Час от часу не

легче.(бежит за мужем)

 

Явление II

Сцена 28.Отложенное решение

 

Дорант – хочет, чтобы маркиза в игру против г-на Журдена, Доримена – хочет прекратить ухаживания Графа, чтобы он больше не тратил деньги на всякую ерунду.

 

Дорант. Да, маркиза, вас ожидает презабавное зрелище. Могу

ручаться, что такого сумасброда, каков наш Журден, вы нигде не

найдете. Затем наш долг - принять участие в сердечных делах

Клеонта и поддержать его затею с маскарадом. Он премилый

человек, и ему стоит помочь.(Граф спешить умилостивить маркизу)

Доримена. Я о нем очень высокого мнения. Он вполне достоин

счастья.

Дорант. Помимо всего этого, нам не следует пропускать

балет, который, собственно говоря, для нас же и устраивается.

Посмотрим, насколько удачен мой замысел.

Доримена.(решила дать согласие графу на брак,но приэтом не проч поиграть с ним, немного помучать). Я заметила здесь грандиозные приготовления, и

вот что, Дорант: больше я этого не потерплю.(пауза) Да, да, я хочу

положить конец вашей расточительности (пауза) чтобы вы больше на меня

не тратились, я решила (пауза) выйти за вас замуж не откладывая. Это

единственное средство: со свадьбой все эти безумства кончаются.

Дорант. Неужели вы, и правда, намерены принять столь

отрадное для меня решение?

Доримена. Это только для того, чтобы вы не разорились,

иначе, я убеждена, недалек тот час, когда вы останетесь без

гроша.

Дорант. О, как я признателен вам за ваши заботы о моем

состоянии! Оно всецело принадлежит вам так же точно, как и мое

сердце: распоряжайтесь ими по своему благоусмотрению. (Граф достиг цели)

Доримена. Я сумею распорядиться и тем и другим. Но вот и

наш чудак. Вид у него обворожительный!

 

Явление III

 

Сцена 29. Мечты сбываются

 

Г-н Журден – хочет соответствовать новому сану, Доримена – хочет подержать игру против г-на Журдена, Дорант – хочет, чтобы все происходящее было ему на руку. .

 

Дорант. Милостивый государь, мы с маркизой явились

поздравить вас с новым званием и разделить вашу радость по

поводу предстоящего бракосочетания вашей дочери с сыном

турецкого султана.(Подает главную новость, чтобы ею затмить все остальные. Вступить в игру, которую затеял Клеонт, и тем самым отвлечь внимание от маркизы)

Г-н Журден (кланяется им по-турецки). Желаю вам, ваше

сиятельство, силу змеи и мудрость льва.

Доримена. Я имею счастье, сударь, одною из первых

приветствовать вас по случаю того, что вы взошли на высшую

ступень славы.(Подыгрывает графу)

Г-н Журден. Желаю вам, сударыня, чтоб ваш розовый куст

цвел круглый год. Я вам бесконечно благодарен за то, что вы

пришли меня чествовать, и весьма рад, что вы снова здесь и что

я могу принести вам искренние извинения за дикую выходку моей

жены.(не впопад Сыплет комплиментами, чем смешит маркизу и графа)

Доримена. Пустое! Я охотно прощаю ей этот невольный порыв.

Вы ей, разумеется, дороги, и нет ничего удивительного, что,

обладая таким сокровищем, она испытывает некоторые опасения.(Под властью своей роли, делает комплимент Журдену)

Г-н Журден. Все права на обладание моим сердцем

принадлежат вам.(делает признание маркизе, теперь он уверен, что она будет принадлежать ему)

Дорант.(граф спешит прокомментировать и исказить смысл фразы Журдена, чтобы она не о чем рне догадалась) Вы видите, маркиза, что господин Журден не из тех

людей, которых ослепляет благополучие: он и в счастье не

забывает своих друзей.

Доримена. Это признак души истинно благородной.

Дорант. (спешить перевести тему разговора, не вышло бы беды) А где же его турецкое высочество? Мы хотели бы в

качестве ваших друзей засвидетельствовать ему свое почтение.

Г-н Журден. Вот он идет. Я уж послал за дочерью, чтоб она

отдала ему руку и сердце.

 

Явление IV

 

Сцена 30. Трудности переводы

 

Г-н Журден – хочет показать гостям свой знатный круг друзей. Доримена – хочет достойно сыграть отведенную ей роль, Дорант – хочет помочь одурачить г-на Журдена, Клеонт – хочет довести игру до конца, одетый турком.

 

Дорант(Клеонту).(Обращение к сыну турецкого султана) Ваше высочество, в качестве друзей вашего почтенного тестя мы явились засвидетельствовать вам глубочайшее наше уважение и всепокорнейше принести уверения в

совершенной нашей преданности.

Г-н Журден. Где же этот толмач? Он бы вас ему представил и

растолковал, что вы хотите сказать. Вот увидите, он вам

непременно ответит: он прекрасно говорит по-турецки. Эй! Эй!

Куда же это его унесло? (Клеонту.) Струф, стриф, строф, страф.

Этот каспатин балшой велмош, балшой велмош, а эта каспаша -

ух, какой снатна тама, ух, какой снатна тама! (Видя, что тот

ничего не понимает.) Ага! (Указывая на Доранта.) Он Французский

мамамуши, она французская мамамушиня. Яснее выразиться не могу.

Вот, слава богу, и переводчик.(очень волнуется суетится – выглядит жалко).

 

Явление V

 

Г-н Журден, Доримена, Дорант, Клеонт, одетый турком,

Ковьель, тоже переодетый.

 

Г-н Журден. Где же вы? Мы без вас как без рук. (Указывая

на Клеонта.) Скажите ему, пожалуйста, что этот господин и эта

дама - особы из высшего общества и что они в качестве моих

друзей явились засвидетельствовать ему свое почтение и принести

уверения в преданности. (Доримене и Доранту.) Послушайте, что

он ответит.

Ковьель. Алабала кросьям якши борам алабамен.(Переделать слова в более простые, забавные и понятные российской публике – исходя из русского перевода, найти ассоциативную связь).

Клеонт. Каталеки тубал урин сотер амалушан.

Г-н Журден (Доранту и Доримене). Слышите?

Ковьель. Он желает, чтобы дождь благоденствия во всякое

время орошал вертоград вашего семейства.

Г-н Журден. Я вам не зря сказал, что он говорит

по-турецки!

Дорант. Поразительно!

 

Явление VI

 

Сцена 31. Брачные баталии

 

Люсиль – хочет замуж только за Клеонта, Клеонт – хочет получить согласи ен а брак с Люсиль, г-н Журден – хочет выдать дочь только за знатную особу и заполучить маркизу, да еще бы избавиться от жены, Доримена – хочет , чтобы поскорее закончился этот фарс , Дорант – хочет сохранить власть над г-ном Жуденом, Ковьель – хочет получить согласие всех сторон на брак Клеонта и Люсиль и заполучить Николь в жены.

 

Г-н Журден. Иди сюда, дочь моя, подойди поближе и дай руку

этому господину, который делает тебе честь, что сватается за

тебя.

Люсиль. Что с вами, батюшка? Что вы с собой сделали? Или

вы комедию играете?

Г-н Журден. Нет, нет, это вовсе не комедия, это дело очень

даже серьезное и такое для тебя почетное, что лучше не

придумаешь. (Указывая на Клеонта.) Вот кого я даю тебе в мужья.

Люсиль. Мне, батюшка?

Г-н Журден. Ну да, тебе. Скорей подай ему руку и благодари

бога за такое счастье.

Люсиль. Я не желаю выходить замуж.

Г-н Журден. А я, твой отец, этого желаю.

Люсиль. Ни за что.

Г-н Журден. Без всяких разговоров! Поживей, тебе говорят!

Ну, давай же руку!

Люсиль. Нет, батюшка, я уже вам сказала, что нет такой

силы, которая принудила бы меня выйти замуж за кого-нибудь,

кроме Клеонта, и я скорей решусь на любую крайность, чем...

(Узнает Клеонта – как сыграть?.) Конечно, вы мой отец, я должна вам беспрекословно повиноваться, устраивайте мою судьбу, как вам

будет угодно.

Г-н Журден. Ах, как я рад, что сознание долга так скоро к

тебе вернулось! Хорошо иметь послушную дочь.

 

Явление VII

 

 Г-жа Журден – не хочет больше уступать мужу, Клеонт, г-н Журден, Люсиль, Дорант, Доримена,

Ковьель.

                       

Г-жа Журден. Это что такое? Что это еще за новости?

Говорят, ты собрался выдать свою дочь за какого-то шута?

Г-н Журден. Да замолчишь ли ты, нахалка? Надоели мне твои

дикие выходки, ничем тебя не вразумишь!

Г-жа Журден. Это тебя никакими силами не приведешь в

разум: так и жди какого-нибудь нового сумасбродства. Что это ты

задумал и к чему это сборище?

Г-н Журден. Я хочу выдать нашу дочь за сына турецкого

султана.

Г-жа Журден. За сына турецкого султана?

Г-н Журден. Да. (Указывая на Ковьеля.) Засвидетельствуй

ему свое почтение вот через этого толмача.

Г-жа Журден. Не нужно мне никакого толмача, я сама скажу

ему прямо в глаза, что дочки моей ему не видать.

Г-н Журден. Да замолчишь ли ты наконец?

Дорант. Помилуйте, госпожа Журден, неужели вы

отказываетесь от такой чести? Вы не хотите, чтобы вашим зятем

был его турецкое высочество?

Г-жа Журден. Ради бога, сударь, не вмешивайтесь вы в чужие

дела.

Доримена. Таким великим счастьем пренебрегать не следует.

Г-жа Журден. И вас, сударыня, я тоже попрошу не лезть куда

не спрашивают.

Дорант. Мы о вас же заботимся - единственно из дружеского

к вам расположения.

Г-жа Журден. Не нуждаюсь я в вашем дружеском расположении.

Дорант. Но ведь и ваша дочь согласна подчиниться воле

родителя.

Г-жа Журден. Моя дочь согласна выйти за турка?

Дорант. Вне всякого сомнения.

Г-жа Журден. Она может забыть Клеонта?

Дорант. Чем только не поступаются ради того, чтобы

именоваться знатною дамой!

Г-жа Журден. Если она выкинула такую штуку, я ее своими

руками задушу.

Г-н Журден. Ну, поехала! Я тебе говорю, что свадьба

состоится.

Г-жа Журден. А я тебе говорю, что не состоится.

Г-н Журден. Довольно разговоров!

Люсиль. Матушка!

Г-жа Журден. А, да ну тебя, скверная девчонка!

Г-н Журден (жене). Ты что же это, бранишь ее за

повиновение отцу?

Г-жа Журден. Да. Она столько же моя дочь, сколько и твоя.

Ковьель (г-же Журден). Сударыня! Г-жа

Г-жа Журден. А вы-то что собираетесь мне сказать?

Ковьель. Только одно слово.

Г-жа Журден. Очень мне нужно ваше слово!

Ковьель (г-ну Журдену). Сударь, если только ваша супруга

захочет поговорить со мной наедине, то я вам ручаюсь, что она

изъявит свое согласие.

Г-жа Журден. Ни за что не соглашусь.

Ковьель. Да вы только выслушайте меня!

Г-жа Журден. Не выслушаю.

Г-н Журден (жене). Выслушай его!

Г-жа Журден. Не желаю я его слушать.

Г-н Журден. Он тебе растолкует...

Г-жа Журден. Не желаю я, чтоб он мне растолковывал.

Г-н Журден. До чего же все женщины упрямы! Что, тебя от

этого убудет, что ли?

Ковьель. Вам надо только выслушать меня, а дальше

поступайте, как вам заблагорассудится.

Г-жа Журден. Ну, что у вас такое?

Ковьель (тихо г-же Журден). Битый час, сударыня, мы делаем

вам знаки.(Как это сыграть?) Неужели вы не видите, что все это мы затеяли только для того, чтобы подделаться под господина Журдена с его вечными

причудами? Мы дурачим его этим маскарадом: ведь сын турецкого

султана - не кто иной, как сам Клеонт.

Г-жа Журден (тихо Ковьелю). Ах, вот в чем дело!

Ковьель (тихо г-же Журден). А я, Ковьель, при нем

переводчиком.

Г-жа Журден (тихо Ковъелю). Ну, коли так, то я сдаюсь.

Ковьель (тихо г-же Журден). Только не подавайте виду.

Г-жа Журден (громко).Да.. Все уладилось. Я согласна на

брак.

Г-н Журден. Ну, вот все и образумились! (Жене.) А ты еще

не хотела его выслушать! Я был уверен, что он сумеет тебе

объяснить, что значит сын турецкого султана.

Г-жа Журден. Он мне все толком объяснил, и теперь я

довольна. Надо послать за нотариусом.

Дорант. Похвальное намерение. А чтобы вы, госпожа Журден,

могли быть совершенно спокойны и с нынешнего дня перестали

ревновать почтенного вашего супруга, я вам объявляю, что мы с

маркизой воспользуемся услугами того же самого нотариуса и

заключим брачный союз.

Г-жа Журден. Я и на это согласна.

Г-н Журден (тихо Доранту). Это вы для отвода глаз?

Дорант (тихо г-ну Журдену). Пусть себе тешится этой

басней.

Г-н Журден (тихо). Отлично, отлично! (Громко.) Пошлите за

нотариусом!

Дорант. А пока он придет и составит брачные договоры,

давайте посмотрим балет,- это послужит развлечением и для его

турецкого высочества.

Г-н Журден. Прекрасная мысль. Пойдемте занимать места.

Г-жа Журден. А как же Николь?

Г-н Журден. Николь я отдаю толмачу, а мою супругу - кому

угодно.

Ковьель. Благодарю вас, сударь. (В сторону.) Ну, уж

другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь! (Жена бьет мужа полкой поголове)

 

Комедия заканчивается балетом.

 

Г-н Журден остается на сцене один, стоя на коленях, счастливо улыбающийся – играет музыка. Все выходят, сцена пустеет. Потом выходят воры и растаскивают все ценные вещи.

Он остается ни с чем.

Свет гаснет! Поклон


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!