Моделирование первой категории



 

Для того чтобы сохранить хорошую форму и посадку изделия по фигуре, надо выбирать такие варианты, при которых полученные по таблице свободные промежутки и нахлесты будут сохранены, так как речь в данном случае идет о прилегающем силуэте.

Наличие свободных промежутков и нахлестов говорит о необходимости рельефов, проходящих через всю деталь. Иногда делать этого не хочется. Что можно предложить, чтобы и посадку изделия сохранить, и избавиться от рельефа?

 

Чертеж «Фигура 1. Цельнокроеная спинка»  

 

Вариант 1а, б. Раздвиньте детали спинки на величину нахлеста, и вы получите возможность выкроить модель с цельнокроеной спинкой, где рельеф идет от плеча до выпуклости ягодиц. Такой крой иногда необходим при использовании ткани с купонным рисунком.

 

Чертеж «Фигура 1. Горизонтальный рельеф»  

 

Вариант 2. Перенесите вытачку на спинке в горизонтальный рельеф. Вы получите необычный крой, который редко можно увидеть в журналах. Такие рельефы украшают ровные спинки. Если же на спине имеются выпуклости, то от горизонтального рельефа лучше воздержаться.

Фигура 1. Цельнокроеная спинка

 

Фигура 1. Горизонтальный рельеф

 

 

 

Чертеж «Подкройной бочок»  

 

Вариант 3. На детали полочки можно сделать подкройной бочок, тогда свободный промежуток в нижней части закрывается.

Вариант 4. От сквозных рельефов на полочке и спинке можно избавиться, если сделать частично отрезную талию на некоторых участках. На нашем чертеже это показано на примере спинки. Аналогично можно поступить и с полочкой.

Мы можем просто передвинуть рельефы влево или вправо на небольшое расстояние также без ущерба для посадки по фигуре.

Из приведенных примеров можно сделать вывод, что наша фигура имеет большой выбор моделей, сохраняя при этом стопроцентную посадку изделия на фигуре, свойственную «облипке».

 

Моделирование второй категории

 

Возможно и иное моделирование, когда мы сознательно отходим от основы‑«облипки» и нарушаем посадку изделия, но делаем это в определенных возможных рамках и во имя какой‑то интересной идеи.

Что значит «определенные возможные рамки»? Это значит, что мы всегда должны отслеживать степень нарушения посадки, накладывая на наше моделирование основу‑«облипку» (реально на чертеже или мысленно) и соотнося это с выбранной тканью.

 

Чертеж «Нарушаем посадку»  

 

Вариант 5. Например, мы раскроим блузу из тонкой полупрозрачной ткани по построенной основе, игнорируя при этом свободный промежуток на полочке. Вытачку на выпуклость груди перенесем в пройму и уменьшим на К.

Заштрихованный участок показывает нарушение посадки. В данном случае мы просто отошли от фигуры, но ни в чем не ущемили ее размеры. На тонкой и, что еще важнее, полупрозрачной ткани нарушение посадки в сторону увеличения свободы выглядит естественно и не портит внешний вид.

Если предположить, что наша блуза была бы того же покроя, но из более плотной ткани, например льна, то подобная вольность по отношению к основе‑«облипке» выглядела бы грубо.

Это был очень простой пример, связанный с добавлением свободы.

Рассмотрим другой случай. Для этого вернемся к чертежу «Фигура 1. Цельнокроеная спинка. Вариант 1б». Рельеф по спинке можно заменить вытачками. Заштрихованная часть – это лишняя свобода, которая появится на спинке. Зато в области талии получаем не рельеф, а вытачку «ромбиком». Эта вытачка «ромбиком» – просто мечта и цель многих клиенток. Того, что при этом мы слегка портим посадку изделия, они не видят и готовы с этим мириться, а сквозной рельеф для них что нож в сердце. Другое дело – вытачка! По их мнению, тогда будет все в порядке, как в журнале, как на рынке. В конечном счете желание клиентки – Закон. Но помните, что ответственность за принятие решения все‑таки несете вы, а не клиентка.

В нашем примере в самом узком месте по спинке добавленная свобода составляет менее 1 см. Ну, будет болтаться с каждой стороны по спинке по 1 см, не страшно. Правда, это уже не будет «маленькое черное платье‑футляр». Это будет просто абы какое платье. И не такое носят!

Если же величина нахлеста на спинке велика, то и добавленная свобода, заштрихованный участок, увеличится. Тогда изделие в области спины может вообще приобрести мешковатый вид.

Могут быть более сложные варианты моделирования с нарушением посадки, когда меняется направление рельефных швов. Мы рассмотрим такие примеры на разных фигурах.

 

 

Хорошего человека должно быть много. По‑настоящему полная фигура

Фигура 2

 

Платье и облачает, и разоблачает человека.

Сервантес

 

Полная фигура

 

Моя приятельница Наташа – молодая женщина, ей нет еще и тридцати. Ее фигура на рисунке. Она очень активный человек, веселый и подвижный. Круг ее интересов широк, и помимо ежедневного хождения в офис она может появиться на дискотеке, а в отпуске пойти с друзьями в горы. Поэтому рекомендации из журналов для полных и пожилых – не для нее. В ее гардеробе должно быть несколько пар брюк для разных случаев, должны быть женственные платья и блузы, в которых можно пококетничать на вечеринке, должны быть и практичные деловые костюмы.

Как мы будем подходить к выбору моделей для этой фигуры? Можно поставить ее перед собой, посмотреть, покрутить. Можно высказать общие соображения по поводу небольшого роста, излишней полноты, большой груди, выпуклости живота и т. д. Но пока пользы от этих высказываний ни нам, ни клиентке никакой. Более того, на мой взгляд, одно расстройство. Ничего хорошего человеку не сказали, а то, что она имеет лишний вес, она знает и без нас. А шить‑то что?

Вы можете также вспомнить расхожие советы для женщин с полными фигурами и маленьким ростом. Например, можно вспомнить, что светлые тона делают фигуру массивнее, а яркие тона привлекают внимание. Для проблемных зон рекомендуется выбирать серые и темные тона. Но это все общие рекомендации.

Поскольку на этой фигуре все зоны проблемные, давайте вообще завернем ее в серо‑темное и задвинем в дальний уголок. И окончательно отвлечем внимание от проблемных зон ярким шарфиком.

Такие рекомендации не имеют ничего общего с выбором моделей, в них нет конструктивной составляющей.

А что мы можем предложить для такой фигуры? Для решения этого вопроса мы должны построить основу‑«облипку» плечевого изделия. То есть это будет основа без прибавок по ширине спины, ширине проймы и ширине груди. Но такая основа обязательно имеет прибавки на свободное облегание по обхвату талии и обхвату бедер.

 

Снимем необходимые для построения лифа мерки:

ДСТ = 44; ДПГ – ДПБ = 2; ПХЛ = 1;

ДС = 46; ВГ = 21; БХЛ = 2;

ДПЛ = 56; ЦГ = 12; ЗХЛ = 6;

ШС = 21,5; ШПЛ = 13; ОТ = 112;

ШПР = 16; ТС = 3 см в; ОБ = 133;

ШГР = 23,5; ТП = 4 см н; ОР = 44;

ШК = 20,5; ДЛ = 34; ДПЛ = 56;

ДР = 60; БХ = 2; ЗХ = 7,5;

ПХ = 0; БУ = 10; ЗУ = 13;

ПУ = 0.

 

Прибавка по обхвату талии выбрана в 6 см, прибавка по обхвату бедер в 5 см.

ОТ = 112 + 6 = 118 см, ОБ = 133 + 5 = 138 см

 

Расчет стыковки лифа и поясной части выглядит так:

Основные расчеты по построению:

ШГРЛ = ШС x 0,38 = 8,2 см,

К = ШГРЛ x 0,38 = 3,1 см.

 

Чертеж «Фигура 2. Исходная основа»  

 

Итак, используя предыдущие знания и опыт, мы построили исходную основу на Наташу. Теперь мы можем говорить конкретно и давать дельные советы по выбору модели.

По полочке мы видим отсутствие вертикального рельефа. Для обеспечения исключительно замечательной посадки на фигуре достаточно небольшой вытачки, которая в данном случае выведена в пройму. Хорошо это или плохо? Да это просто факт, это данность, с которой надо работать и использовать с умом.

Отсутствие вертикального рельефа… Вы только подумайте, я могу позволить себе на этой фигуре не делать рельеф, и мне за это ничего не будет! Какие это открывает просторы конструирования для подобных фигур!

Это совсем не значит, что теперь я не буду делать здесь рельеф и все платья для этой фигуры будут похожи на чехлы для автомобилей. Наоборот, отсутствие рельефа означает, что я могу без проблем, в любом месте полочки резать, кромсать, рвать в клочья эту деталь без оглядки, осуществляя свои эгоистические декоративные замыслы, и не задумываться ни на секунду о посадке изделия на фигуре. Поскольку задача посадки была решена на этапе построения основы, больше мне к этой проблеме возвращаться ни к чему.

Деталь без вертикального рельефа подобна холсту для написания картины. Никаких сдерживающих факторов, одно сплошное творчество. Захочу, например, сделаю «платье‑спираль». Многие из вас, рельефных, выпуклых да стройных, могут позволить себе такое? Вы еще помучаетесь с переносом своих вытачек, вы еще попортите себе посадку на фигуре, нервы и ткань. И результат будет под вопросом.

А на Наташиной фигуре это выйдет, как сейчас говорят, легко. Видели ли вы в журналах «платья‑спирали» на полные фигуры? А на не полные? И правильно. Рискованное это дело: «платье‑спираль» то ли сядет на клиентку, то ли нет, так и потерять клиенток недолго.

Но в данном случае вы предлагаете это конкретному человеку, и ваше решение подкреплено точным математическим расчетом основы.

Анализируем исходную основу дальше. На спинке мы видим достаточно большой нахлест деталей, основной детали спинки и подкройного бочка спинки. Величина нахлеста такова, что игнорировать его в данном случае нельзя, даже если мы возьмем для работы мягкую ткань.

Основа показывает нам, что на Наташиной фигуре, при выбранных нами в данном случае нулевых прибавках к обхвату груди, возникает необходимость в рельефах. То есть хочется нам этого или не хочется, а рельеф делать придется. Возможно, когда об этом узнает Наташа, она будет очень сердиться, размахивать перед нами журналом, тыкать в него пальцем и говорить, что хочет платье «как у нее там», на страничке журнала. А «у нее там», на ее гладкой плоской попке, никакого рельефа нет. У нее совершенно другой контур фигуры – и как результат, совершенно иной вид основы‑«облипки», на которой отсутствует рельеф по спинке.

Фигура 2. Исходная основа

 

У Наташи объемные формы, и к тому же выпуклая нижняя часть, поэтому без рельефа не обойтись. На основе рельеф расположен, как правило, посередине детали и имеет вертикальный вид. Это всего лишь исходное его положение. Но вы можете и должны подумать и уточнить его местоположение.

Во‑первых, рельеф не обязательно должен проходить вертикально. Спинка изделия у Наташи может быть не цельнокроеной. Это можно получить, введя горизонтальный рельеф, то есть сделать отрезную линию талии. Можно сделать частично отрезную линию талии. Можно предложить частично отрезную линию талии на спинке, переходящую в отрезную талию на полочке, так как по боку особенной рельефности на фигуре нет, значит, нет и проблем при построении.

В‑вторых, рельеф может иметь наклонные и фигурные формы, учитывая расстояние от наиболее выпуклых точек до талии.

И в‑третьих, планируя рельефы, надо учесть «Закон красоты». Напомню его содержание.

Закон состоит из двух частей:  

1. Ответьте на вопрос: «Нравитсяли вам конкретная часть тела?»  

2. Если да, то проведем через наиболее выпуклую точку этой области рельефный шов. Тем самым подчеркнем свои достоинства и прикуем к ним взгляды окружающих.  

Если нет, то рельефный шов проведем на 3‑5 см в стороне от наиболее выпуклой точки.  

Это только кажется, что у Наташи сзади всего много и смотреть не на что. А если сделать это с любовью? Тогда вы увидите, что есть более выпуклая часть, есть более красивая – и т. д. И можно выбрать, где проводить рельеф.

Я тут борюсь за рельеф, совместно с основой отстаиваю его необходимость, но если вспомнить о габаритах Наташи, то вполне можно и следует предлагать два или три рельефа на половине детали. При этом один из них может быть вертикальный, проходящий через всю деталь, другой, например, частичный, доходящий до талии, или фигурной формы.

Видите теперь, какие возможности предоставляет эта фигура? Вы просто не должны идти чужим путем, надо заниматься именно этой фигурой. Тогда перед вами откроется все множество вариантов моделирования, доступных именно для этой фигуры.

Но наша Наташа не унимается, она никак не может согласиться с рельефом. «Вы же профессионалы, ну сделайте что‑нибудь», – причитает наша клиентка, так уж ей понадобился этот рельеф.

Да, мы профессионалы, мы можем. Несколько абзацев назад была такая ситуация: «Основа показывает нам, что на Наташиной фигуре, при выбранных нами в данном случае нулевых прибавках к обхвату груди, возникает необходимость в рельефах». Что мы можем сделать, так это поменять прибавки. Поварьировав прибавки к обхвату груди и обхвату бедер, можно подобрать такие, что нахлест по спинке исчезнет совсем или примет допустимое для игнорирования значение 0,5‑1 см.

Теперь спинка вашего изделия может быть цельнокроеной. Цель достигнута, но какой ценой? Прибавки на свободное облегание увеличились, следовательно, изделие будет построено не по основе‑«облипке», а более свободное. Так как величина нахлеста у Наташи была велика, несложно прикинуть, что для удаления нахлеста пришлось значительно увеличить свободу облегания. Полученное изделие может получиться бесформенным, мешкообразным. Плохо ли это?

Нет, в самом деле это не всегда плохо. Есть варианты, когда подобный расчет оправдан. Например, если вы планируете блузу из легкой ткани, то можете пойти по этому пути. Так как легкая ткань не создаст громоздкости и небольшая длина изделия также способствует облегчению. Рельеф на тонкой ткани может оказаться лишним.

Это один из приемлемых вариантов. Но если предполагается изготовление платья, пальто или костюма из соответствующих тканей, то наличие рельефа на спинке не подлежит обсуждению.

Поскольку мы планировали изделия с рукавом, глубина проймы в нашей основе выбрана как расчетная плюс 3К. Обхват руки у Наташи 44 см, это полная рука.

Построение рукава на такой обхват руки требует особого внимания. Особенно важно здесь правильно определить прибавку к обхвату руки. Закономерность такая: чем полнее рука, тем меньше прибавку вы можете себе позволить. Поэтому бесполезно читать книжки по конструированию, ориентированные на усредненные фигуры, если ваша фигура отличается своеобразием.

При малом обхвате руки, например 22‑24 см, вы можете выбрать любую прибавку к обхвату от 0 до 16 см, иногда и больше. Руководствоваться можете только своим желанием и выбранной моделью.

А если обхват руки более 34 см, следует быть осторожными. В нашем случае вести речь о прибавке более 8 см рискованно. Вполне вероятно, что можно построить втачной рукав с прибавкой 8 см к обхвату руки 44 см, но не исключено, что для этого придется еще больше углубить пройму или пожертвовать частью вытачек на полочке.

Поскольку перестраивать спинку и полочку на Наташину фигуру сейчас не входит в мои планы, я не буду рисковать и выберу прибавку к обхвату руки, равную 6 см.

 

ОР = 44 + 6 = 50 см

 

Рукав с выбранной прибавкой построен. Меня устраивает и полученная форма, и высота оката.

Но иногда случается, что рукав с выбранной прибавкой не строится. Окат получается низкий, или рукав как бы «заваливается», и может быть получена не самая лучшая форма. При этом обхват руки вашей клиентки может совпадать с моим или быть даже меньше 44 см. Дело в том, что форма рукава зависит не только от обхвата руки, а от всего комплекса мерок, по которым вы получаете картинку своего чертежа. Обхват руки может оказаться меньше, а построение получается непростым. Прибавку по обхвату рукава в этом случае надо уменьшить.

Если не помогает уменьшение прибавки, значит, придется отступить еще на шаг назад, то есть изменить глубину проймы.

Уменьшение прибавки к обхвату руки приводит к уменьшению воздушного зазора между рукой и изделием, то есть к уменьшению комфортности. Это закономерно.

Комфорт и внешняя красота находятся по разные стороны конструирования и часто вступают в конфликт между собой. «Красота требует жертв». В прямом смысле слова. Она требует отказа от комфортности. Вопрос в том, насколько вы готовы к таким жертвам. Где у вас предельный уровень комфортности. Понятие комфорта субъективно.

Если мы постоянно будет стремиться в одежде только к комфорту, то не успеем оглянуться, как окажемся в спортивных костюмах.

Втачной рукав исходно, по своему назначению не может быть очень комфортным. А рукав, построенный с маленькой прибавкой на полную руку, – тем более. Но внешний вид такого изделия будет очень аккуратный.

Немного компенсировать недостаток комфорта можно за счет тканей с небольшим процентным содержанием эластана. Достаточно и 5 %. В этом случае надо поступить так. Весь расчет, прибавки и раскрой вести как для жесткой ткани. А эластичные волокна создадут вам дополнительный комфорт. Никаких отрицательных прибавок в этом случае делать нельзя.

Еще хочу обратить ваше внимание на прибавки по основе для Наташи. Для исходной основы лифа прибавки по ШС, ШГ и ШПР равны нулю, следовательно, общая прибавка к ОГ также равна нулю. А прибавка к рукаву для этой основы равна 8 см. Никакого противоречия здесь нет. При выполнении исходной основы вы также должны сделать прибавки к ОТ и ОБ. Нулевые прибавки к ОТ и ОБ делают только в корсетных изделиях.

Основа без прибавок может служить для этой фигуры для раскроя платья‑футляра или блузы.

Многие любители, собираясь шить по этой методике первое изделие на себя, сразу начинают конструирование основы с прибавками. Не стоит торопиться. Постройте сначала исходную основу‑«облипочку» лифа. Наденьте ее на себя, проверьте качество посадки на фигуре и ощутите комфортность изделия без прибавок. И уже вторым этапом можете строить изделие с прибавками.

В выборе прибавок вы можете ориентироваться на таблицу.

Сегодня мы построили и проанализировали основу на Наташу. Мы имеем теперь представление о возможных вариантах моделирования. Мы знаем, из чего можем выбирать и в чем должны себя ограничить. Самое время выбрать несколько конкретных вариантов и предложить своей клиентке.

 

Я люблю вас, Ольга! Женская фигура мужского типа

Фигура 3

 

Если вас поразила красотой какая‑нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, – значит, она была одета идеально.

Унгаро

 

Фигура мужского типа

 

Определенная категория женщин имеет частично телосложение мужского типа. Это характеризуется массивной верхней частью туловища и более узкими бедрами. Жировые отложения у таких фигур располагаются, как правило, в области плеч, на спине, а не на бедрах, как у фигур женского типа.

Такие женщины испытывают трудности в подборе одежды, так как совершенно не вписываются в женский стандарт.

Перед нами Ольга. Она как раз такая.

 

Снимем необходимые для построения лифа мерки:

ДСТ = 44; ДПГ – ДПБ = 2; ПХЛ = 3;

ДС = 46; ВГ = 21; БХЛ = 4;

ШС = 21,5;

ДПЛ = 50,5; ЦГ = 10,5; ЗХЛ = 5;

ШПР = 13; ШПЛ = 12; ОТ = 93;

ШГР = 24; ТС = 0; ОТ2 = 98;

ШК = 18,5; ТП = 0; ОБ = 112;

ДР = 60; ДЛ = 35; ОР = 33;

ПХ = 1,5; БХ = 4; ЗХ = 5,5;

ПУ = 6,5; БУ = 24; ЗУ = 20.

 

Расчеты для построения основы лифа:

К = 3,1 см, ШГРЛ = 8,2 см

ГЛПР = расч. + 2К = 22,9 см

 

Проанализируем фигуру. Рисунок выполнен по фотографии. Мы видим широкую спину и прямые плечи. Можно отметить выпуклую грудную клетку и наличие жировых отложений в области талии. Верхняя часть туловища массивна, а форма бедер плосковата. Про такие фигуры говорят, что они несколько мужского типа.

Присутствие на фигуре жирочков выше линии талии заставляет нас снять дополнительные мерки. Прежде всего это ОТ2 и дополнительные измерения по «иксов», которые мы записываем через косую черту. Значения «иксов» до косой черты используются при построении поясных изделий, после косой черты для построения плечевых изделий.

ПХ = 1,5/0,5 см, БХ = 4/2,5 см, ЗХ = 5,5/4,5 см

 

Плечевое изделие прилегает к фигуре именно в области ОТ2, поэтому прибавка должна быть определена именно исходя из значения ОТ2. Поскольку мы собираемся выполнить построение прилегающего силуэта, то есть основу плечевого изделия, и не берем прибавки по ширинам спины, проймы и груди, то прибавка к ОТ2 должна быть минимальна, а это – 4 см.

На некоторых фигурах в качестве минимальной прибавки можно взять 6 см, для этого на фигуре разница между ОБ и ОТ2 должна быть значительной, около 25‑30 см. В нашем случае разница

ОБ – ОТ2 = 112 – 98 = 14 см.

 

То есть фигура не отличается большой рельефностью. Если прибавка к талии будет больше, чем прибавка к обхвату бедер, то рельефность фигуры уменьшится. Это не украсит силуэт, поэтому мы остановимся на прибавке к ОТ2, равной 4 см.

Прибавки по обхвату талии и бедер выбраны:

ОТ = 98 + 4 = 102 см,

ОБ = 112 + 4 = 116 см.

 

Обхват груди получаем расчетным способом:

ОГ = (ШС + ШПР + ШГ) х 2 = (21,5 + 13 + 24) х 2 = 117 см.

 

Выполняем расчет стыковки лифа и поясной части:

Лиф: Σл = (117 – 102) : 2 = 7,5 см.

РПЛ = 1,9 см, рбл = 2,5 см, рзл = 3,1 см.

Поясная часть: Σю = (116 – 102) : 2 = 7 см.

 

Для расчета растворов вытачек используем значения «иксов» по поясной части, записанные через косую черту. То есть это отклонения наиболее выпуклых точек от ОТ2.

Растворы вытачек по поясной части:

РП = 0,5 см, РБ = 2,3 см, РЗ = 4,2 см.

 

Расчет стыковки лифа и поясной части выглядит так:

Так как все мы живые люди, нас отвлекают телефонные звонки и мухи, летающие по квартире, выполним проверку своего расчета.

(ОБ – ОГ): 2 = сумма нахлестов‑сумма свободных промежутков.

(117 – 116): 2 = 1,1 – (‑1,4 – 0,2), равенство верно.

 

Теперь можно перейти к построению.

Таблица стыковки показывает наличие или отсутствие рельефных швов на основе, величину нахлестов и свободных промежутков. Тем самым она подсказывает вам, в каком направлении думать при выборе модели. Таблица задает вам ход мысли, но не навязывает конкретного фасона.

 

Вопрос. Если перенести часть вытачки по спинке в середину, можно ли перенести туда же и нахлест или излишек? Тогда можно было бы оставить только вытачку и не делать рельеф. Не повлияет ли это на посадку? И сколько можно переносить, если это в принципе возможно?

Ответ. Мы построили основу на конкретную фигуру, а рельефные швы в соответствии с таблицей стыковки расположили в трех разных вариантах.

 

Чертеж «Фигура 3. Исходная основа»  

 

Вариант 1. В первом случае мы решили сделать центральный шов по линии середины спинки и еще один рельеф, в верхней части выходящий в пройму, а в нижней части переходящий в вытачку. При таком выборе нам придется нахлест вынести в средний шов. Величина нахлеста невелика, 1,1 см, поэтому можно вынести весь нахлест в середину спинки. Помимо этого уберем по талии от нашего расчета 0,5 см. Большее значение по талии брать не стоит, так как общая величина рельефа по талии составит

0,5 + 1,1 = 1,6 см.

 

А более 1,5‑2 см по среднему шву спинки убирать не стоит.

Рассчитываем дальше.

3,1 – 0,5 = 2,6 см

 

Остается на другой рельеф. Проверим по поясной части: 2,6 см в рельефе плюс 0,5 см в среднем шве спинки и 1,1 величина нахлеста, итого получаем 4,2 см – это раствор вытачки из расчета стыковки, которую надо убрать по поясной части.

На основе такой конструкции можно получить модели, в которых спинка состоит из двух частей. Каждая из частей будет иметь еще несквозной рельеф.

Фигура 3. Исходная основа

 

Вариант 2. Мы можем отказаться от шва посередине спинки в пользу одного‑единственного вертикального рельефа. В этом рельефе и отразится весь расчет таблицы стыковки. Спинки моделей, выполненные на этой основе, будут состоять из трех частей – непосредственно спинки и двух подкройных бочков.

Фигура 3. Исходная основа

 

Вариант 3. Можно предложить и третий вариант, при котором спинка изделия будет состоять из четырех частей. В модели будут присутствовать три рельефа. Один пройдет по линии середины спинки и два рельефа от контрольной точки спинки.

Фигура 3. Исходная основа

 

Возможные случаи расположения рельефов не ограничиваются тремя рассмотренными вариантами. Их значительно больше. В зависимости от назначения изделия, от наличия других декоративных элементов, кокеток, карманов и т. д. вы можете варьировать расположение рельефов в модели.

В данном случае мы рассмотрели основу, построенную без прибавок по ширинам спины, проймы и груди, и тем не менее получили такое конструктивное разнообразие.

Хочу напомнить, что при использовании и изменении прибавок к ширинам, к ОТ и к ОБ расчет стыковки изменяется. Какие‑то нахлесты или свободные промежутки могут исчезнуть или изменить свои размеры, следовательно, при изменении прибавок вы получите другие возможности для распределения рельефов, другие возможности для выбора модели.

Количество рельефных швов само по себе ничего не говорит о качестве посадки изделия по фигуре. Я знаю, что существует такое заблуждение, когда новички стараются сделать как можно меньше швов на детали. Не стоит к этому стремиться, это не является какой‑либо ценностью изделия и не говорит о квалификации закройщика. Швов, вытачек или рельефов в изделии должно быть достаточно для хорошего формообразования. Поэтому при малой рельефности фигуры, то есть при небольшой разнице обхватов груди, талии и бедер, бывает достаточно одного рельефа или вытачки «ромбиком», а при большой рельефности необходимо два, три, а может, и более рельефов.

 

Нормальная мужская фигура

Фигура 4

 

Женская одежда – живопись, мужская одежда – скульптура.

Барнетт Ньюмен

 

Нормальная мужская фигура

 

Посмотрите на рисунок. Перед нами обычная мужская фигура среднего телосложения. На первый взгляд никаких особенностей незаметно. Снимем мерки с клиента. Обмеряя мужские фигуры, надо снять те же мерки, что и для женщин, включая высоту и центр груди. Это необходимо для построения вытачки на выпуклость грудной клетки и для дальнейшего моделирования. Исключение при обмере составляют мерки ДПГ и ДПБ. Эти две мерки мы не учитываем даже в том случае, если на фигуре присутствует их разница.

 

Мерки:

ДСТ = 48; ШЖ = 21,5; ПХЛ = 0;

ДС = 50,5; ВГ = 24; БХЛ = 0;

ДПЛ = 56; ЦГ = 12; ЗХЛ = 5;

ШС = 20,3; ШПЛ = 13,5; ОТ = 90;

ШПР = 12,5; ТС = 2 вверх; ОТ2 = 96;

ШГР = 20,5; ТП = 2,5; вниз ОБ = 102;

ШК = 19,5; ДЛ = 37,5; ОР = 32;

ДР = 65,5; БХ = 2/0; ЗХ = 5/4;

ПХ = 1/0; БУ = 13; ЗУ = 13;

ПУ = 5.

 

Особенностью фигуры является некоторая выпуклость нижней части торса, при отсутствии выпуклости груди. Это часто встречается на мужских и детских фигурах. То есть как таковой выпуклый живот отсутствует, но тем не менее мерка ШЖ есть.

Для построения основы надо взять следующие прибавки:

ОТ2 + 4 = 96 + 4 = 100 см, ОБ + 4 = 102 + 4 = 106 см.

 

Рассчитаем стыковку плечевой и поясной части:

 

 

Чертеж «Фигура 4. Основа чертежа выкройки на мужскую фигуру»  

 

Вариант 1. Исходя из расчета стыковки, можно предложить два варианта конструкции спинки изделия. В первом варианте спинка состоит из трех частей, средней части спинки и подкройных бочков. Вытачка на спинке может быть перенесена в рельеф. Но ее можно игнорировать, оставить в пройме, тогда мы получим на этом участке свободу на величину вытачки К/2. Решение об этом надо принимать на этапе построения рукава. Именно рукав может потребовать закрытия вытачки или необходимой свободы.

Фигура 4. Основа чертежа выкройки на мужскую фигуру

 

Вариант 2. Во втором варианте спинка состоит из двух частей. Присутствует средний шов. Что касается полочки, то изначально вы строите вытачку на выпуклость грудной клетки, ориентируясь на центр груди. Затем, руководствуясь «Законом красоты», стоит перенести вытачку ближе к боковому шву.

Фигура 4. Основа чертежа выкройки на мужскую фигуру

 

Местоположение новой вершины вытачки вы можете выбрать по своему усмотрению, но она должна быть ниже и левее, чем центр груди.

 

Мужская мода более традиционна, чем женская. Поэтому все дальнейшие варианты моделирования заключаются в небольшом перемещении рельефов влево или вправо в пределах своей зоны моделирования. Для мужчин разнообразие на этом заканчивается.

Но вполне вероятно, что подобный расчет стыковки можно встретить и у женщин. В этом случае, конечно, можно говорить о некоторой мужеподобности фигуры. Плосковатые ягодицы и выпуклая спина могут дать свободный промежуток на спинке изделия. Если полученный по расчету свободный промежуток не учитывается в крое и моделировании, то такое изделие, как говорят, «хвостит», то есть спинка приподнимается, и излишек ткани, образованный свободным промежутком, болтается.

Большое значение имеет используемая в данном изделии ткань. Если конструкция выполнена из тонкой, полупрозрачной, струящейся ткани, то дефекта можно и не заметить. Вы увидите красиво ниспадающие, струящиеся складочки. А если изделие изготавливается из костюмной, плащевой или любой другой плотной ткани, то дефект конструирования будет налицо.

Поэтому рассчитанный по стыковке свободный промежуток надо учесть при моделировании. В женских моделях вариантов возможных расположений рельефов гораздо больше, чем в мужских.

При построении нашей мужской основы мы также учли негоризонтальную линию талии и небольшую выпуклость живота.

Определение линии талии на мужской фигуре вызывает больше сложностей, чем на женской. Во‑первых, на мужских фигурах она менее выражена, и, во‑вторых, в большей степени присутствует субъективный фактор. То есть мужчины определяют талию у себя там, где, по их мнению, она должна быть. В таком случае вы и должны учесть эту субъективную линию талии – возможно, лишь незначительно ее подправить.

Полученную основу можно использовать для различного вида изделий.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 794; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!