Прибавки на свободное облегание



 

Костюм должен быть достаточно облегающим, чтобы показать, что вы женщина, и достаточно свободным, чтобы показать, что вы леди.

Эдит Хед

 

В своей первой книге «Шьем без примерки на нестандартную фигуру» я описала много примеров построения изделий на различные фигуры. В конце книги была также дана таблица прибавок. Но вопросы по применению прибавок продолжают возникать. Многие учащиеся считают, что этот вопрос освещен недостаточно. Если это действительно так и после прочтения первой книги этот вопрос еще остался, то вам обязательно следует прочитать эту главу.

Многие любители считают вопрос прибавок очень важным, полагая, что прибавки меняют внешний вид изделия. Конечно, это так. Вопрос определения правильных прибавок важен, но он не важнее основной схемы построения.

Прежде всего, надо научиться правильно снимать мерки и аккуратно строить основу изделия, для которой прибавки являются дополнением. Это «специи», которые вы добавляете к основному блюду. «Специями» можно и улучшить, и ухудшить вкус блюда, но тем не менее нет жестких рекомендаций по использованию специй в кулинарии. К их употреблению подходит фраза «по вкусу». А как известно, на вкус и на цвет товарищей нет. Вот так же обстоит дело и с употреблением прибавок. Хотя я попробую сейчас дать вам самые общие рекомендации и обсудить, какие проблемы возникают при применении прибавок.

Первая проблема – мерки.

Часто о правильности прибавок вы судите по сшитому изделию. Но это не верно. Первое, что влияет на внешний вид готового изделия, – это мерки. И часто бывает так, что прибавки были выбраны правильно, а вот мерки сняты с фигуры с погрешностями. В итоге прибавки частично компенсировали дефект мерок, но до конца это сделать не удалось, и готовое изделие получилось с изъянами.

Это легко можно проследить на таком простом изделии, как прямая юбка. Вроде и ошибиться негде – но все же находят где. Мерку обхвата бедер снимают неверно, меньше, чем она есть на самом деле. Затем дают рекомендованную прибавку 2 см к обхвату, выполняют построение. В итоге не могут поместиться в такую юбку. Вывод при этом делают такой: рекомендованная прибавка к обхвату бедер неправильная, а ОБ измерен правильно, так как я измеряла его три раза, два раза муж и бабушка.

С подобным подходом я встречаюсь постоянно. Если при построении юбки эту ошибку можно легко и просто отследить, то в плечевых изделиях сделать это гораздо сложнее.

Поэтому я всегда требую с учащихся очного отделения построения идеально точной «облипки». Так как «практика – критерий истины». Только исключительно хорошо сидящая основа подтверждает правильность снятия мерок.

 

Вторая проблема – это ткань.

Выкройка должна строиться всегда под какую‑то конкретную ткань. Обычно новички этого не понимают. На курсах встречаются учащиеся, которые говорят следующее: «Вы снимите с нас правильные мерки, и мы построим правильную основу на всю оставшуюся жизнь».

Это в корне неверный подход. Каждый раз вопрос прибавок на конкретное изделие зависит от используемой ткани. Одна и та же блуза по крою, по конструкции рукава и степени облегания будет строиться по‑разному, выполняется ли она изо льна или шелка, из трикотажа или плащевки. Различные свойства тканей будут диктовать и разницу в прибавках. Даже если ограничиться только рассмотрением блузочных тканей, то мы увидим, насколько они различны. Какие‑то дают усадку, какие‑то растянутся после первой носки… сюрпризов, которые нам преподнесет ткань, не счесть.

Тот, кто шьет много и постоянно, со временем приобретает бесценный опыт работы с тканями, который нельзя приобрести, читая книги. Потому что новые виды тканей появляются каждый сезон быстрее, чем их успевают описать в книгах.

Проблема третья – ассортимент.

Эта проблема сидит в голове у каждой из нас. Поясню. Все изделия делятся по ассортименту на блузы, платья, пиджаки, пальто и т. д. Вопрос мои учащиеся ставят конкретно: «Скажите четко и ясно, какие прибавки надо взять на пальто, блузу и т. п.».

Такой конкретный вопрос требует и конкретного ответа. Я задумалась всерьез.

Как‑то после занятия ко мне подошла группа женщин и задала вопрос: «Когда мы будем проходить крой пальто и прибавки к пальто?» На улице стояла осень, занятие было закончено, и все были одеты в верхнюю одежду. Вот тут, взглянув на своих учащихся, я спросила, что такое «пальто», по их мнению. В следующий момент каждая из учениц показала рукой на себя со словами: «Вот пальто!»

На первой из них было пальто из драпа с рубашечным рукавом прямого силуэта. На второй – пальто покроя реглан, полуприлегающего силуэта, на третьей – плащевое пальто на синтепоне совершенно прямого силуэта, четвертая была одета в облегающее кожаное пальто, под которое помещалась только тоненькая водолазка. Каждая из них была по‑своему права, на каждой было надето пальто, но какие разные эти изделия! И по крою, и по прибавкам между ними было меньше общего, чем между изделиями из разных ассортиментных групп.

Иное пальто может иметь меньшие прибавки, чем, например, блуза. Так как пальто требовалось сделать облегающим, носить его предполагается на тонкие свитерочки – в общем, задача построить изделие «в облипочку». А блузу на ту же фигуру надо сделать из шелка, свободную, струящуюся, комфортную, с рукавом, не стесняющим движения. Вот и получим в таком случае, что прибавки на пальто будут меньше, чем прибавки на блузу.

Я понимаю, что все эти рассуждения не снимут у новичков вопроса: «Скажите как надо, или Сколько «вешать в граммах», поэтому ниже привожу таблицу прибавок.

Все прибавки, которые мы делаем, условно можно разделить на несколько групп.

1. Прибавки по ширинам.

2. Прибавки к длинам.

3. Прибавки к глубине проймы расчетной.

4. Прибавки к обхватам талии и бедер.

5. Прибавки по ширине плеча.

Рассмотрим теперь подробнее каждый пункт.

 

1. Прибавки по ширинам – это прибавки к ШС, ШГ, ШПР и ЦГ

Прибавки по ширинам дают воздушный зазор между телом человека и изделием. Этот воздушный зазор, или, другими словами, свободу облегания, необходимо иметь по двум причинам. Первая – это модельная особенность изделия, вторая – это необходимость, обусловленная видом изделия.

Один случай: например, мы можем пожелать изготовить блузу прилегающего силуэта, сидящую точно по фигуре. А точно по фигуре у нас построена «облипка» с нулевыми прибавками. Делаем вывод: для такой блузы прибавки тоже будут нулевыми. Другой случай: мы также желаем изготовить блузу, но свободную по крою, возможно, и с рубашечным рукавом, с низкой линией проймы, с расширенной линией плеча. Такие блузы были в моде в 1980‑х годах, для них было придумано специальное слово «блузоны», блузы как бы с чужого плеча, на пару размеров больше. Для построения такой блузы надо взять прибавки:

 

ШС + 1 см, ШГ + 1 см, ШПР + 2 см, ЦГ + 0,5 см.

 

Прибавка к ЦГ обычно составляет половину прибавки к ширине груди. Прибавки к ШС и ШГ в изделиях свободного кроя обычно совпадают. Прибавка к ШПР в полтора‑два раза больше прибавки к ширине спины.

Я привела два крайних примера возможного построения блуз и определения к ним прибавок. Но как правило, в жизни как раз встречается все то многообразие, которое занимает промежуточное положение. Поэтому перед раскроем вам надо как можно четче представлять желаемый объем изделия.

Но и это прямолинейное представление выбора прибавок от нуля до единицы не является однозначным и единственно правильным. Дело в том, что вы имеете дело с фигурами разного масштаба и рельефа.

На фигурах миниатюрных прибавка к ШС 1 см дает большую свободу облегания, на крупных фигурах она менее заметна или вообще будет недостаточна. Также очень важный момент – рельефность фигуры и ее пропорций, соотношение исходных мерок ширины спины и ширины груди. При этом отдельно важно соотношение ширины проймы к ним обеим.

При небольшой разнице ШС и ШГ (до 3 см) одинаковая прибавка вполне объяснима. При большей разнице в сторону увеличения ШГ можно подумать об увеличении прибавки на этом участке на 0,3‑0,7 мм. Так мы получим равномерное распределение прибавки по всему объему.

Следующий животрепещущий вопрос – это вопрос динамики. Насколько активно вы собираетесь вести себя в этой одежде и насколько для вас важен комфорт в изделии. Если планируются активные действия руками, то прибавка к ШС может быть в 1,5‑2 раза больше, чем по ШГ. Спинка в изделии получается более свободная, конечно, зрительно это заметно, зато обеспечивается движение.

Комфорт. Часто учащиеся жалуются на комфортное состояние в статике и возникающий дискомфорт при движении. Дело в том, что комфорт – это понятие субъективное и математическому расчету не поддается. То, что для одного человека приемлемо и удобно, для другого будет непереносимо. Обо всем этом надо подумать при выборе прибавок к ширинам. И самое главное, что никто за вас этого не сделает. Вам самим придется набирать опыт, принимать решение и брать на себя ответственность за результат.

Учащиеся часто задают вопрос: «Надо ли брать прибавку к ширине контрольной?»

Прибавка к ширине контрольной не делается, на то это и контрольная величина. Но увеличение ширины детали на этом участке может быть произведено, а иногда просто необходимо. Это увеличение, как правило, равно прибавке по ширине плеча, плюс‑минус 1 см. Ширину контрольную в этом случае мы все равно откладываем на чертеже. Разница между этими линиями, заштрихованный участок на чертеже, показывает, насколько увеличилась свобода облегания в изделии в результате прибавок. Это свобода облегания не что иное, как пустота, которая возникает у верхнего угла подмышечной впадины спереди.

Знать и видеть эту величину важно, особенно для новичков в крое. Полезно вовремя задуматься над этим промежутком, соотнести эту величину со свойствами используемых тканей и желаемым силуэтом изделия. Пока изделие не раскроено, в ваших силах исправить ситуацию. Для этого необходимо вернуться на один или несколько шагов назад в конструировании.

Может, достаточно будет вернуться только на один шаг – уменьшить прибавку по ширине плеча, а возможно, придется обдумать новую прибавку к ширине спины.

Во всяком случае, вы должны знать, что на одну и ту же фигуру можно построить изделие выбранной модели с разными вариантами прибавок. Почти все они, кроме грубых ошибок, имеют право на существование, и все ваши варианты будут различны по свободе облегания.

 

2. Прибавки к длинам – это прибавки к ДС, ДПЛ, ДСТ и ВГ

Основные закономерности такие: прибавки к ДС, ДПЛ и ДСТ равны между собой. Прибавка к высоте груди равняется половине прибавки к длине спинки.

Прибавки к длинам надо делать в том случае, если кроится верхняя одежда. Конструкторы называют эту прибавку прибавкой на «пакет», то есть помимо верхнего слоя одежды имеется прокладка, подкладка, синтепон, меховой ворс и т. п. На все это необходимо учесть дополнительную величину. Величина этой прибавки зависит от толщины всего этого «хозяйства». Максимально эта величина достигает 2 см. Это прибавка для объемных пальто или меховых изделий, которые планируется надевать на объемные свитера или пиджаки. Более распространенный вариант этой прибавки – 1 см. Такая прибавка к длинам берется при построении пиджаков и пальто на подкладке, но без объемного утепляющего слоя.

Прибавки к длинам могут быть взяты и в легких изделиях, таких как, например, платья или блузы, сорочки, если это обусловлено моделью, то есть требуется определенный «напуск» над линией талии. Для обеспечения небольшой свободы можно взять прибавку в 0,5 см к длинам. На сорочках и блузах прибавка может быть 1 см к длинам. И наконец, если это некоторая модельная особенность, то прибавка может составлять 5 и более сантиметров, однако это встречается редко.

Наиболее часто встречающийся вариант: при изготовлении классических изделий, пальто и пиджаков с прибавкой к ширинам в 1 см на прибавки к длинам следует брать такую же величину. Для приобретения своего первоначального опыта можно ориентироваться на эту пропорцию.

 

3. Прибавки к глубине проймы расчетной

Расчетной мы называем пройму, рассчитанную Леонардо да Винчи и равную ДСТ х 0,38. Величина эта настолько мала, что ее можно использовать только при изготовлении танцевальных костюмов, построенных на основе гимнастического купальника из эластичных тканей. То есть область применения этой величины есть, но она узкоспециализированна. Использование эластичных тканей предполагает и использование отрицательных прибавок к ширинам.

Следующая линия проймы – расчетная плюс К.

 

К = ШС х 0,38 х 0,38

 

Эту глубину проймы применяют при изготовлении изделий прилегающего силуэта без прибавок по ширинам и длинам. При этих условиях можно еще выделить два варианта: при использовании неэластичных тканей изделие должно быть без рукавов, при использовании тканей с коэффициентом растяжения не менее 0,8 можно конструировать изделия с рукавом. Рука должна быть средней или малой полноты, то есть не более 34 см в обхвате.

Глубина проймы расчетная плюс 2К. Запомните эту волшебную величину. Эту величину вы всегда можете брать в том случае, когда вас одолевают сомнения и отсутствие опыта. Она хороша при построении любой конструкции, не только исходной основы, но и любого вида регланов. Она не зависит от веяний моды, это непреходящая классика. И наконец, при такой глубине проймы можно построить и втачной рукав, и рубашечный: это и есть настоящие чудеса, если вы немного знакомы с конструированием.

Вывод: глубина проймы расчетная плюс 2К имеет очень широкую область применения.

К силуэтам с какими прибавками предпочтительнее применять эту величину?

Первый вариант: изделие с рукавом из жесткой ткани, прилегающего силуэта, без прибавок по ширинам, но с прибавкой по обхвату руки. То есть это платье‑футляр с втачным рукавом. Прибавка к обхвату руки должна быть не больше 2‑4 см, при средней полноте руки.

Второй вариант: изделие из жесткой ткани, полуприлегающего силуэта, с прибавками по ширинам не более 0,5 см, с втачным или рубашечным рукавом.

И третий вариант: изделие из эластичной ткани любого силуэта с любым рукавом и прибавками от 0 до 1 см к ширинам и длинам.

С такой глубиной проймы вы получаете аккуратные, пропорциональные, всегда актуальные вещи – комфортные и, как говорят в народе, «носибельные».

Для всего сказанного выше рука должна быть средней или малой полноты, то есть не более 34 см в обхвате.

Глубина проймы расчетная плюс 3К. С этой отметки начинается настоящий комфорт. Эта глубина проймы уже обязательно берется с прибавками 0,3‑1 см по ширинам, и возможны, но не обязательны прибавки по длинам. Как правило, начинает появляться расширение плеча или прибавка по ширине плеча. (Подробнее ниже.)

Глубину проймы расчетную плюс 3К можно употреблять при любом обхвате руки.

Глубина проймы расчетная плюс 4К и более. Применяется в легких изделиях свободного покроя, с рубашечным рукавом, щелевидной проймой. При этом всегда присутствуют прибавки по ширинам и длинам.

Применяется также в верхних изделиях полуприлегающего и прямого силуэта.

Глубина проймы при полной руке. При обхвате руки более 34 см пройма платья без рукавов минимально должна быть расчетная плюс 2К, в изделиях с рукавом минимальная глубина проймы – расчетная плюс 3К. В зависимости от увеличения полноты руки увеличивается и глубина проймы. При больших обхватах руки, приближающихся к 55‑58 см, глубина проймы для втачного рукава может достигать расчетной плюс 4,5–5К. При этих параметрах втачной рукав построить можно. При большем увеличении обхвата руки стоит отказаться от построения втачного рукава и заменить его одним из видов регланов либо рубашечным рукавом.

Деление выполнено в учебных целях. В реальной жизни при наличии опыта вы увидите, что никаких жестких границ, делящих пройму на участки, нет. Каждый пункт плавно перетекает в следующий, прибавки и свобода облегания в изделии при этом тоже постепенно увеличиваются.

 

4. Прибавки к обхватам талии и бедер

Прибавки к обхватам зависят не только от желаемого силуэта, но также от соотношения ОТ и ОБ. При ярко выраженном рельефе фигуры, то есть при разнице ОБ и ОТ около 30 см, вы имеете больше возможностей, чем при сглаженном рельефе.

Если фигура имеет ОТ2, то есть нависающие над талией участки, то прибавка делается к ОТ2. Прибавку к ОТ2 надо делать уже в том случае, когда ОТ2 превышает ОТ более чем на 4 см.

Рассмотрим на конкретных примерах.

Легкое платье, блуза, топ. Когда мы имеем хорошо выраженный рельеф фигуры, то прибавка к ОТ или ОТ2 должна быть не менее 6 см для изделия прилегающего силуэта. При этом прибавка к ОБ должна быть 2‑4 см, не более.

Если при этом же рельефе вы хотите создать полуприлегающий силуэт, то к талии прибавку увеличивают до 12‑16 см, а прибавку к бедрам оставляют прежней. Прибавки к ширинам остаются нулевыми.

При сглаженном контуре, когда разница между ОБ и ОТ или ОТ2 составляет 15 или менее сантиметров, прибавки к ОТ и ОБ практически могут сравняться.

 

5. Прибавки для верхних изделий

Всегда присутствует прибавка по ширине спины, груди и проймы, поэтому прибавки к ОБ и ОТ также увеличиваются. К примеру, на пиджак прибавка к обхвату бедер может равняться сумме прибавок по ширинам плюс те же 2‑4 см, которые были в облегающем крое. Итого суммарная прибавка по бедрам может быть 6–10 см, в зависимости от того, насколько расширилось изделие по ОГ. По этому же принципу можно рассчитать и прибавку к ОТ, но накинуть еще пару сантиметров, так как при наличии прибавок по ширинам силуэт изделия не может быть очень прилегающим.

Замечу, что прибавку к ОГ вы не определяете, вы получаете ее из суммы прибавок по ширинам спины, груди и проймы.

 

6. Прибавка по ширине плеча

Прибавку по ширине плеча вы не определяете, она получается по чертежу. Вы должны задумываться о прибавке к ширине спины. Вы тщательно ее обдумываете, исходя из множества факторов.

Мерка ШС в сумме с выбранной прибавкой определяет положение вертикали проймы спинки. Так вот, конец плеча спинки должен находиться в следующих пределах: при наличии рукава как минимум доходить до вертикали и как максимум выходить за нее на 1‑2 см, не более. При этом 1 см берется при глубине проймы расчетная плюс 2К, на 2 см плечо может выходить при глубине проймы расчетная плюс 3К и более. Такой подход обеспечивает пропорциональный крой в соответствии с фигурой.

Узнать, насколько вы в итоге расширили плечо, можно просто из «спортивного интереса». Никаких специальных подгонов, никаких умозаключений по прибавкам к ширине плеча делать не надо. И вполне закономерно, что при одних и тех же прибавках и модели на одной фигуре плечо совершенно не будет расширено, а на других прибавка может составить 3 см или более. Все дело в том, что разные фигуры дают различный исходный материал, то есть мерки, для работы.

 

 

Глава 3

«Точка, точка, два крючочка». Построение основной схемы чертежа

 

Этот материал следует изучить тщательно. В дальнейшем вам придется постоянно обращаться к нему как к справочнику, так как при разборе моделирования рассматриваются только особенности построения моделей: предполагается, что с основной схемой построения вы знакомы.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 817; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!