Моделирование: общие принципы



 

Мода – деспот, которого умные люди высмеивают, но слушаются.

Амброз Бирс

 

Рассматривая построение основы на обычную женскую фигуру, мы впервые затронули тему моделирования. Условно моделирование было разделено на две категории: моделирование первой категории полностью сохраняло посадку по фигуре, моделирование второй категории нарушало посадку в разумных пределах.

Теперь мы должны остановиться и подробнее обсудить оба варианта.

Для новичков, а иногда и для тех, кто шьет достаточно много, моделирование остается тайной за семью печатями. Не только среди любителей, но и среди профессионалов очень широко распространено мнение, что моделирование сложно, объемно, требует дополнительных, невероятно обширных знаний. Есть даже такие высказывания, что по сравнению с моделированием построения основ освоить гораздо проще.

Должна вам сказать, что это большое заблуждение. И оно имеет свои корни. Дело в том, что ошибки построения большинство людей видит только после проведенного моделирования, тогда как на самом деле они возникли на этапе построения основы. Эта участь постигает всех, кто выполняет построения по методикам массового производства.

Но поскольку вы держите в руках мою книгу и добрались до этих страниц (а значит, как я надеюсь, опробовали построения), то вам предстоит совершенно другой путь. Он станет для вас приятнее и понятнее, так как ваши конструкции будут основываться на точных основах.

 

Моделирование, сохраняющее посадку по фигуре

 

На исходной основе‑«облипке» мы рассчитываем вытачку на выпуклость груди, грудных желез, вытачку на спинке и талиевые вытачки. Поскольку условно на фигуре мы выделяем перед, зад и бок, то в исходном построении талиевых вытачек три.

При этом надо помнить, что любая из этих вытачек может принимать нулевое значение. Полученные на основе вытачки легко и естественно преобразовываются в вертикальные рельефы от точек КС и КП. Если одна из талиевых вытачек принимает нулевое значение, то большая часть рельефа исчезает. В этом случае остается только нагрудная вытачка или вытачка на спинке. Обе эти вытачки также могут принимать нулевые значения, что приводит к трансформации кроя.

Например, при небольшой выпуклости груди и грудной клетки уже при небольших прибавках сумма обеих вытачек может принимать малое значение, а при построении рукава вообще закрыться. Таким образом они как бы исчезают, но лишь на конкретной фигуре. Художники‑модельеры интуитивно этим пользуются и рисуют модели с недостаточным количеством вытачек: как говорится, бумага все стерпит.

На зарисовках можно видеть достаточно приталенные изделия, с хорошей формой и при этом либо без вытачек, в количестве явно недостаточном для создания такого облегания по фигуре. Поскольку художники рисуют модели «вообще», а не на конкретную фигуру, обвинить их в непрофессионализме сложно. В теории «вообще» такая модель возможна, но на очень плоскую фигуру, которую редко встретишь в жизни.

Сейчас я выскажу вам очень крамольную мысль: я бы упразднила профессию художника‑модельера за ненадобностью. На мой взгляд, когда рисование моделей происходит в отрыве от конструирования, это пустое занятие. Нужен ли художник, полагающий, что его дело нарисовать, а воплощать зарисовку в жизнь – не его задача? Он – художник, видите ли, творец, а рутиной пусть занимается конструктор.

Представьте на минуту, что речь идет не об одежде, а о создании новых моделей автомобилей или самолетов. Есть ли в этих областях просто художники, создающие новые формы? Нет. Так как все понимают, что есть определенные технические требования, которые надо учесть прежде всего и в обязательном порядке. А эстетика и дизайн должны быть подчинены этим требованиям.

Когда речь идет об одежде, требования, которые выдвигает фигура, игнорируются сплошь и рядом. В результате возникают нестыковки при моделировании, непонимание «можно‑нельзя», начиная от любителей и заканчивая профессионалами, пытающимися привязать модель к фигуре при совершенном отсутствии такой возможности.

Итак, вернемся к моделированию, полностью сохраняющему посадку на фигуре.

Правило:

Поскольку появление вытачек и рельефов обусловлено выпуклыми областями на фигуре, то для сохранения посадки рельефы и вытачки должны проходить через эти выпуклые области или точки.  

Если мы говорим о плечевом изделии, это следующие области и точки: выпуклость груди (точка ЦГ), выпуклость живота, выпуклость спины, бедер и ягодиц.

Поскольку даже когда мы говорим о выпуклости груди, хотя она и описывается точкой ЦГ, на самом деле это определенная область, а значит, смещение рельефов на 1 см от наиболее выпуклой точки груди, бедер, спины и т. д. не причинит ущерба посадке изделия на фигуре.

Большие подвижки обязательно приведут к нарушениям, и тогда они относятся к моделированию второй категории, нарушающему посадку. Но это не значит, что от него надо отказаться. Ни в коем случае, нарушать посадку надо, но следует делать это разумно.

В моделировании первой категории все ваши вытачки и рельефы ориентированы на выпуклые точки. А вот само направление этих вытачек и рельефов совершенно не важно. То есть вы можете смело, без каких‑либо ограничений крутить вытачки вокруг выпуклой точки на все 360°, и никаких проблем в посадке изделия не возникнет. Вращая вытачки, вы можете видоизменить свою модель, казалось бы, до неузнаваемости, но по сути такое моделирование просто элементарно.

Рассмотрим отдельно полочку до талии. На полочке присутствуют три вытачки, дающие форму изделию: на выпуклость груди, на выпуклость грудных желез и талиевая. Так вот, можно вращать их вокруг точки ЦГ в любом направлении и на любой угол. При этом вы можете объединить их в одну вытачку или, наоборот, разбить хоть на десять вытачек в любых пропорциях. Внешне вы серьезно меняете модель. Затем, остановившись на одном из вариантов разбиения, желательно укоротить вытачки, не доводя их до выпуклой точки на 2‑3 см, поскольку на фигуре мы имеем все‑таки не точки, а выпуклые области.

Этот способ переноса вытачек называется «шаблонный». Расчета никакого нет. Строится основа полочки, затем в эти места наносят желаемые линии моделирования или линии для переноса вытачек и разрезают бумажный макет по выбранным линиям. Исходные вытачки закрывают, а в разрезанных местах открываются растворы новых вытачек нужного размера.

При этом желаемые линии подреза не обязательно должны представлять собой отрезки. Эта линия может быть любой криволинейной формы.

 

Чертеж «Перенос вытачек»  

Перенос вытачек

 

На чертеже «Перенос вытачек» показана полочка с исходным положением вытачек на «облипке» и самые распространенные варианты переноса. К самым распространенным вариантам относятся перенос в боковой шов под углом 90°, на линию плеча, на горловину. Новички в конструировании часто задают вопрос, можно ли перенести вытачку туда‑то или туда‑то, в каких пропорциях должен делить плечо рельефный шов и т. п. Так вот, никаких правил здесь нет. Вы можете делать это так, как считаете нужным. Единственной направляющей силой здесь выступает «Закон красоты» и направление моды.

Мы можем принимать это направление, отрицать его, возмущаться его безвкусицей, как было какое‑то время с вытачками на горловину, или восторгаться дизайнерским новаторством – на конструировании это не скажется, вытачки уже который век переносятся одним и тем же известным способом.

Таким же образом, организуя две вытачки к точке ЦГ с разных сторон, можно получать различные рельефные швы. Отличие рельефа от вытачек состоит в том, что рельефный шов можно проводить через наиболее выпуклую точку, а вытачки желательно не доводить до выпуклой точки на расстояние 1,5‑3 см, в зависимости от величины прибавок в изделии. Чем больше были прибавки, тем дальше должно быть начало вытачки от наиболее выпуклой точки. Это называют укорачиванием вытачки, такой пример вы видите на чертеже «Перенос вытачек».

Переносим вытачку на выпуклость грудной клетки в боковой шов под прямым углом. Находим середину новой вытачки, это биссектриса угла, откладываем по ней 3 см и соединяем с концами вытачки. Используйте этот прием и в своей дальнейшей практике, если имеете дело с вытачками.

На примере полочки мы рассмотрели общий принцип. Так же можно промоделировать спинку изделия до талии. Этот принцип просто понять, когда речь идет об отрезном по талии изделии. Хотя можно применить его и для цельнокроеного по талии изделия.

В цельнокроеном изделии талиевая вытачка переходит в рельеф, который продолжается до линии низа. При переводе нагрудных вытачек в этот рельеф раствор талиевого рельефа увеличивается, бочок отворачивается далеко в стороны, и вам может просто не хватить ширины ткани для реализации вашей модели. В этих случаях талиевый рельеф не доводят до линии низа, а уводят к боковому шву под некоторым углом.

Таким образом, если вытачка крутится вокруг наиболее выпуклой точки, или рельеф проходит по выпуклой точке – это самое простое и понятное моделирование.

Усложним задачу и попробуем подвигать рельефные швы в сторону от наибольших выпуклостей.

 

Чертеж «Рельефный шов»  

Рельефный шов

 

1. Сдвинем рельефный шов в сторону бокового шва. Построим исходную основу полочки. Наметим желаемое положение рельефного шва в стороне от точки ЦГ более чем на 1 см. Выберем точку на новом рельефе, которую соединим с точкой ЦГ. Повернем заштрихованную часть вокруг точки ЦГ. Талиевую вытачку перенесем в новый рельеф точно по размеру и немного подкорректируем. Мы получаем модель с узким бочком, рельеф проходит в стороне от центра груди, часть нагрудной вытачки остается. Теперь часть нагрудной вытачки надо сократить, так чтобы она не доходила до точки ЦГ.

2. Построим исходную основу полочки. Сдвинем рельефный шов в сторону середины полочки. Наметим желаемое положение рельефного шва ближе к середине полочки. Перенесем в новый рельеф талиевую вытачку. Теперь желательно убрать нагрудную вытачку в боковой шов. Для этого наметим положение этой вытачки. От точки ЦГ проведем линию до пересечения с боковым швом. Угол наклона зависит от вашего желания. Повернем заштрихованный участок вокруг точки ЦГ, затем укоротим новую полученную вытачку.

Подведем итог: если у вас недостаточно опыта, смелости, времени и вы не хотите проблем в моделировании, то крутитесь вокруг выпуклых точек, держитесь за них, как за спасательный круг. Вы получите массу моделей, отличную посадку и никого риска испортить основу.

Совсем другое дело, если вы начнете отходить от выпуклостей. Эта тема более обширна, сложна, требует и знаний, и навыков, и гарантии успеха вам никто не даст. Но зато такое моделирование волнительное, интригующее и многообразное, как сама жизнь.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 515; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!