Каким предстает Хлестаков в третьем действии комедии «Ревизор»?



 

«Молодой человек: лет двадцати трех; а говорит совсем так, как старик…», «…шантрент, и глаза такие быстрые, как зверьки», «не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки‑с…» – так характеризует городской помещик Добчинский заезжего франта Хлестакова, по ошибке принятого за ожидаемого ревизора, в начале третьего действия знаменитой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». И после такой характеристики читатель или зритель понимает, что невероятно жалкий в своем единственном петербургском костюме, голодный и растерянный Хлестаков второго действия по прихоти капризного Случая превратился в Хлестакова действия третьего – важную персону, внушающую трепетное уважение и страх всему обществу провинциального городка.

Но разве только нелепая случайность позволяет ничтожному петербургскому «елистратишке» (как называет Хлестакова его слуга Осип) перевоплотиться в «значительное» лицо? Конечно же, нет. Если бы не царивший в то время слепой страх перед сильнейшим, если бы не бездумное поклонение перед властью денег и чинов, то стремящийся «сыграть роль чином выше своего собственного» Хлестаков никогда бы не оказался в завидном положении ревизора. Об этом говорил и сам Гоголь в заметках о своей пьесе.

Страх ослепляет «тузов» провинциального общества. И потому в третьем действии Хлестаков получает возможность врать напропалую, описывая свой петербургский дом и блестящее окружение. Врать без всякого риска быть разоблаченным в собственной лжи. Ведь никому из провинциальных чиновников даже в голову не приходит, что размахивающий руками и захлебывающийся от избытка фантазии франтик – не настоящий ревизор. Городничий хоть и подозревает Хлестакова во лжи («Ну что, если хоть одна половина из того, что он говорил, правда?»), но все равно с трудом заставляет себя «очнуться от страха», ведь «подгулявши, человек все несет наружу: что на сердце, то и на языке», а ложь пьяного Хлестакова вполне соответствует смутным представлениям провинциалов о жизни в северной столице.

Если в обществе чиновников Хлестаков ведет себя как рассудительный и в меру любознательный гость, воспринимая подобострастие городничего и его «приятелей» как нечто естественное, то в обществе дам он предстает настоящим донжуаном. Поочередно оказывая внимание то жене, то дочке городничего, он вызывает к себе сильнейшую симпатию. В «светской беседе» с Анной Андреевной и Марьей Антоновной Хлестаков представляется писателем, автором многих чрезвычайно популярных в то время произведений. Для городничего и его «компании» он – видный вельможа, которому приходилось управлять департаментом и заставлять ждать в передней графов, князей и министров. Для читателей и зрителей комедии Хлестаков – всего лишь завравшийся жалкий чиновник, не добившийся практически ничего в своей жизни и постепенно проматывающий состояние отца‑помещика.

Действие винных паров, сытный завтрак, явное расположение со стороны представителей городской власти и, наконец, присутствие нарядных и кокетливых женщин – все это заставляет Хлестакова чувствовать себя счастливейшим из смертных. И нет ничего странного в том, что псевдоревизор ни с того ни с сего начинает описывать свою сказочную жизнь в Петербурге. Он счастлив, как ребенок, и с наивностью, свойственной детям, развлекает «взрослых» байками о назначении коллежским асессором, о том, как приняли его за главнокомандующего, о хорошеньких актрисах, дружбе с Пушкиным и невероятно дорогом арбузе на праздничном столе.

На первый взгляд Хлестаков может показаться обыкновенным лгунишкой, к тому же и не умеющим толком врать, не сбиваясь и оговариваясь. Однако на самом деле характер одного из центральных образов комедии намного сложнее. Он не столько лжет, сколько грезит на яву, горячностью и искренним воодушевлением увлекая окружающих за собой в мир грез.

Итак, в третьем действии гоголевского «Ревизора» Хлестаков предстает перед нами «во всей своей красе»: он ревизор и светский лев, любимец дам и известный писатель, главнокомандующий и гурман. Именно в этом сюжетном звене раскрывается суть характера героя, отображаются наиболее слабые стороны его натуры. В произведении тесно переплетены печальные эпизоды действительности и жизнеутверждающие надежды героев. Перед нами – не вымысел, а жизнь, такая, каковой она и является на самом деле.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 3016; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!