Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (III, VI явления)



 

Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является, то что она имеет «миражную интригу», то есть чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не подозревает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.

Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы «узнать что он такое и в какой мере его нужно опасаться». После посещения богоугодного заведения, где гостю был предложен великолепный завтрак, Хлестаков на верху блаженства. «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя …, он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь. Действие в этой сцене развивается все с нарастающей энергией.

С одной стороны, это россказни Ивана Александровича, постепенно теряющие всякую правдоподобность и достигающие апогея в конце явления. С другой стороны, это поведение слушателей, приходящих во все больший испуг от речей гостя. Их переживания выразительно передают ремарки: в начале беседы «городничий и все садятся» по милостивому приглашению Хлестакова, однако при упоминании, что в его прихожей якобы можно встретить графов и князей, даже министра, «городничий и прочие с робостью встают со своих стульев».

Снова: «И точно, бывало, как прохожу через департамент – просто землетрясение, все дрожит и трясется, как лист» – сопровождаются ремаркой: «городничий и прочие теряются от страха». В конце сцены городничий, «…подходя и трясясь всем телом, силится выговорить» что‑то, но с перепугу не может вымолвить ни слова.

Во время своей речи Хлестаков как бы инстинктивно улавливает характер производимого им впечатления, подстегивают испытываемые слушателями страх, ожидание рассказов о необычных для провинциалов масштабах жизни и служебных отношений.

Его преувеличения носят чисто количественный характер – «восемьсот рублей арбуз», «тридцать пять тысяч одних курьеров». Рисуясь перед дамами, он мобилизует весь свой скудный запас сведений о жизни петербургской знати, о событиях и литературе.

«Хлестаков вовсе не обо всем врет, он порой просто сообщает сенсационные столичные новости – о великолепии балов, о супе, который на пароходе прибыл из Парижа, о том, что барон Брамбеус исправляет чужие статьи, что Смирдин платит ему большие деньги, … о том, что „фрегат надежды пользуется огромным успехом, и наконец, о том, что Пушкин, с которым он „на дружеской ноге“, – „большой оригинал?“, пишет А. Г. Гукасова в статье „комедия «Ревизор““.

Однако все эти реальные факты смещены и переадресованы, центральным лицом во всех событиях становится сам рассказчик.

В силу непреднамеренности Хлестакова его трудно поймать на лжи он, завираясь, с легкостью выходит из затруднительного положения: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж скажешь только кухарке: „На, Мавруша, шинель …“ Что ж и вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже».

Охваченный непреодолимым желанием сыграть роль немногим повыше той, которая предугадана ему судьбой, в эту «лучшую и самую поэтическую минуту в его жизни», Хлестаков жаждет предстать не только светским человеком, но и человеком «государственным».

Ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чем болтает Хлестаков, наоборот, они укрепляются в вере, что присланный к ним ревизор – значительное государственное лицо. «Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в не видят», – делает вывод по этой сцене Г.А. Гуковский в статье «Реализм Гоголя».

 

Что мы узнаем в сцене фантастического вранья Хлестакова о его реальной петербургской жизни?

 

В третьем действии комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» читатель сталкивается с неожиданным и мощным потоком лжи, исходящим из уст одного из центральных персонажей – Ивана Александровича Хлестакова. Не зная почти ничего о настоящей биографии заезжего молодого человека, мы сначала принимаем его слова за чистую монету.

Однако скоро понимаем, что бурный словесный поток является ничем иным, как сочиняемой на ходу байкой, сказочкой для провинциалов‑простофиль.

Понимаем во многом благодаря оговоркам, которые время от времени позволяет себе делать сам горе‑сочинитель.

Хлестаков боится, что городские власти выкинут его из гостиницы как злостного неплательщика или, еще хуже, посадят в тюрьму. Столь мрачная перспектива, отчаяние, вызванное постоянным недоеданием, крайней нуждой (которая, в свою очередь, является следствием карточного проигрыша) и необходимостью встречи с отцом, заставляет легкомысленного Хлестакова в момент встречи с городничим проявить неожиданную смелость, переходящую в наглость (ведь ему все равно терять уже нечего).

Как ни странно, именно такое поведение ожидается от него со стороны городничего и его «сподвижников», которые принимают нищего и погрязшего в долгах путешественника за ревизора.

Ничего не понимая, Хлестаков тем не менее не теряет присутствия духа и свойственной ему сметливости и «шустрости».

Он быстро соображает, что раз его сытно кормят, создают для него самые комфортные условия, окружают вниманием и заботой, значит, так и должно быть.

После того как голод и страх за собственную судьбу бесследно исчезают, у героя возникает желание пообщаться, благо что слушателей вокруг более чем достаточно, и среди них – две более или менее привлекательные женщины, местные законодательницы мод и распространительницы всех сплетен.

Постепенно «светская беседа» с дамами переходит в восторженный монолог, представляющий собой смесь наивной выдумки, явного вранья с откровенной чепухой.

Из него мы узнаем, что Иван Александрович Хлестаков дружен с Пушкиным, почти не уступает ему в известности и популярности (к примеру, его, Хлестакова, роман «Юрий Милославский» любят даже полуобразованные провинциалы); что у него «первый в Петербурге дом», куда он с радостью приглашает потерявших дар речи городничего, дам, Бобчинского с Добчинским, Землянику и т. д.; что «суп в кастрюльке» из Парижа и «в семьсот рублей арбуз» составляют для него привычное меню и много других интересных фактов из фантастической жизни незадачливого «ревизора».

Захваченный вихрем фантазии, Хлестаков незаметно для себя, как, впрочем, и для окружающих, проговаривается. Проговаривается о том, что на самом деле он всего‑навсего мелкий петербургский чиновник, переписчик, «этакая крыса», которой каждый может сказать: «Это вот так, это вот так».

Мы понимаем, что живет он вовсе не в бельэтаже, а чуть ли не на чердаке, постоянно нуждается в деньгах и кругом должен. Однако жалкий в своем стремлении быть богаче, значительнее, именитее Хлестаков не перестает мечтать о лучшей жизни.

Отсюда его патологическая лживость; его вера в собственную ложь.

Как это ни стыдно и ни печально, но хлестаковское начало есть в каждом из нас. Едва ли не все мы склонны немного приврать, когда речь заходит о нашем престиже, авторитете.

Следовательно, актуальность изображенного Гоголем в комедии «Ревизор» характера остается непреходящей во все времена.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1451; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!