Смех – единственное честное лицо в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»



 

Тридцатые годы прошлого столетия – время наиболее плодотворного и интенсивного творческого расцвета Гоголя. Вслед за «Вечерами», «Миргородом», «Арабесками» он обращается к драматургии и создает одно из самых замечательных произведений мировой литературы – бессмертного «Ревизора». В этой комедии выставлены на позор чиновничье‑бюрократическая Россия, полицейско‑самодержавный строй, основанный на чинопочитании, взяточничестве, злоупотреблениях и угнетении.

По словам самого писателя, он «решился собрать в одну кучу все дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Своеобразно и по‑новому построен сам ход пьесы. В первом действии Хлестаков еще не появляется. Но вся атмосфера страха, ожидания, боязни того, что откроются неблаговидные дела и злоупотребления городничего и прочих чиновников, определяют дальнейшее развитие действия, возможность будущей ошибки.

«С какой силой, с какой простотой, с какой гениальной экономией происходит завязка пьесы!» – писал известный театральный деятель В. И. Немирович‑Данченко. Завязка «Ревизора» дана уже в первой фразе: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

И уже эта фраза дает основной толчок всему действию – возникновению страха, который и помутил разум городничего.

За комическим, почти водевильным сюжетом в «Ревизоре» все время стоит неприглядная и суровая действительность, чувствуется драматическая напряженность, столь резко сказавшаяся в финале, в немой сцене.

Комический эффект основан на недоразумении. Каждый из персонажей под влиянием страха превратно истолковывает слова другого. И так во всей комедии: ложь принимается за правду, а правда – за ложь. Безудержно лжет не только Хлестаков, напропалую лгут и городничий, и Земляника, стараясь представить себя и «вверенное» их наблюдению дело в наилучшем виде В Хлестакове для них олицетворялся карающий «рок», возмездие за всю их неправедную, корыстолюбивую деятельность, и они притворяются, изворачиваются, лгут.

В доме городничего характер Хлестакова раскрывается совсей полнотой. Он ухаживает и за дочерью, и за женой городничего, объявляется женихом Марьи Антоновны и столь же быстро исчезает, как и появился.

«Характер Хлестакова, – скажет Белинский, „ …развертывается вполне, раскрывается до последней видимости своей микроскопической мелкости и гигантской пошлости“.

За осуждением и безжалостным осмеянием мира городничих и Хлестаковых, всей нечисти чиновных плутов и пустейших проходимцев, стоит положительный идеал Гоголя, который не принял еще конкретного выражения, представляя лишь мечту о справедливом и разумном устройстве общества. Гоголь не вывел в своей комедии «положительного героя».

Он писал в «Театральном разъезде»: «Да если бы хоть одно честное лицо было помещено в комедию и помещено со всей увлекательностью, то уже все до одного перешли бы на сторону этого честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которые так испугали их теперь». Положительное начало в «Ревизоре» – смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то «честное лицо», которое определяет смысл комедии.

Смех в «Ревизоре» проникнут верой в «светлую природу человека», в духовные силы народа, противостоящие тем силам общественного застоя, бездушия, эгоизма, которые в комическом и уродливом виде воплощены в персонажах пьесы. Немая сцена, завершая комическое действие трагическим финалом, утверждает торжество «правосудия», торжество высшего нравственного начала.

 

Своеобразие финала комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

 

В октябре 1835 г. А. С. Пушкин поделился с Н. В. Гоголем сюжетом о чиновнике, который в провинциальном городе ошибочно был принят за важную государственную персону, ревизора. Этот небольшой анекдот превратился под пером великого сатирика в бессмертную комедию огромного обобщающего смысла. «Ревизор» – комедия абсолютно новаторская. В ней все необычно: и смелость завязки, и неожиданность развязки, и отсутствие традиционного положительного героя. Гоголь так сформулировал свою задачу в комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Так и появился уездный гоголевский город, «сборный город всей темной стороны» России, от которого «хоть три года скачи», все равно не доскачешь до границы.

В комедии очень интересный источник конфликта. Он заключен не в любви, не в денежных интересах, как это часто бывает. Исходной ситуацией и движущей силой конфликта является страх, порожденный известием о внезапном появлении ревизора. Его распоряжения касаются только внешних изменений: подмести в присутственных местах, на улицах, причем только тех, по которым проедет ревизор, надеть на больных колпаки.

У комедии кольцевая композиция. Она заканчивается вестью о приезде ревизора, только на этот раз не мнимого, а настоящего. Затем следует немая сцена, которая (по театральным меркам) длится очень долго – полторы минуты. Этой сцене Гоголь придавал исключительное значение. Он подробно описывал, комментировал ее, разъяснял, в какой позе должно застыть каждое действующее лицо.

Момент высшего напряжения всей комедии – это ее финал. Городничий и его чиновники потеряли голову. Известие о приезде настоящего ревизора производит на городничего впечатление «громового удара». Гоголь следующим образом описывает картину его изумления и ужаса: он застывает посередине сцены «в виде столба с распростертыми руками и запрокинутой назад головой». Поэтому выразительны в финале сцены и позы других действующих лиц: почтмейстер «превратился в вопросительный знак», он является любителем читать чужие письма, поэтому и сейчас очень заинтригован сложившейся ситуацией; попечитель богоугодных заведений Земляника, циник, доносчик и наушник, и в этот момент «как будто к чему‑то прислушивается», может быть он уже готов предать городничего и сообщить много интересного настоящему ревизору; смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, поражающий полным убожеством и смирением, «самым невинным образом» окаменел от изумления; судья Ляпкин‑Тяпкин предстает совсем растерянным, он присел «почти до земли».

И самое незавидное положение, конечно, у городничего. Это понимают и его жена и дочь, которые в финальной сцене устремились «к нему движением всего тела». Гоголь так комментирует сложившуюся обстановку: «Здесь уже не шутка, и положение многих действующих лиц почти трагическое». Действительно, странная и жалкая трагедия. Но иного исхода герои гоголевского «испуганного города» и не заслуживают.

Однако, не все присутствующие при финальной сцене лица охвачены только страхом. Здесь есть три дамы, которые откровенно злорадствуют над семейством городничего. Теперь же они прислонились «одна к другой с самым сатирическим выражением лиц, относящимся к семейству городничего». Подобное злорадство испытывает и отставной чиновник Коробкин, «обратившийся к зрителям с прищуренным глазом и едким намеком на городничего». В комедии не говорится каким образом Коробкин потерял свое место, но его радует, что скорее всего городничий тоже будет лишен своего места и разделит участь Коробкина и Растаковского.

Но чем же вызван такой ужас? Тем, что чиновники приняли за важную персону обыкновенного проходимца. Они совали ему взятки и радовались, что им так ловко удалось обмануть ревизора, не догадываясь, что на самом деле обманутыми окажутся именно они. И вот все чиновники стоят в финале комедии, оглушенные и потрясенные случившимся. Они предстают перед зрителем, как самая настоящая шайка воров, которую поймали на месте преступления, и над которой великий сатирик учинил публичную казнь смехом.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 434; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!