Уровни осознания. Краткий очерк



 

Часто наш мозг в одно и то же время действует на нескольких уровнях сознания и осознания. Но большую часть этого времени мы проводим на низших уровнях – уровне инстинктов, уровне привычек и уровне принятия осознанных решений. Например, вы просыпаетесь утром и чувствуете голод (уровень 1, инстинкт). Вы на автомате накидываете халат и идете на кухню, едва осознавая что бы то ни было (уровень 2, привычка). Открываете холодильник и решаете, что бы такое съесть (уровень 3, принятие решений). Как‑то так. Может, вам захочется придумать что‑то новенькое на завтрак (уровень 4, творчество), но сомневаюсь, что вы проводите много времени, размышляя о смысле и цели ежедневной утренней рутины (уровень 5, рефлексия). Ваши верования и убеждения остаются прежними, ваше поведение предсказуемо, и ваше мировоззрение никак не изменилось (уровень 6, преображение).

Если вы похожи на большинство «деловых» людей, вы, скорее всего, быстро проглатываете еду и выбегаете из дома, надеясь, что не опоздаете на работу. Осознанных действий здесь не так уж много – но что если вы практикуете так называемое «осознанное питание», когда наслаждаетесь каждым крошечным кусочком пищи? Недавно мы проводили сканирование мозга при «осознанном питании» и обнаружили, что при этом происходят некоторые уникальные неврологические перемены. Когда вы едите очень медленно, вкус еды кажется на удивление иным. Одному из участников нашего эксперимента десерты начали казаться неприятными, и этот опыт так его шокировал, что он полностью исключил сладкое из еды. Медленное пережевывание пищи заставило его лучше осознать себя (уровень 5), и изменение в поведении, возможно, продлило срок его жизни (он был предрасположен к диабету). Мы склонны считать это малым просветлением, поскольку здесь присутствовали элементы смирения (он осознанно заставил себя питаться медленно), сила переживания (вкус ощущался намного ярче) и ясность ума (его убеждения по поводу того, что было вкусным, а что нет, подверглись сомнению в ходе эксперимента).

Вместе с Просветлением приходит возросшее осознание. Но этот пример демонстрирует, что даже во время обычных дел мы можем по собственной воле изменять его степень – и благодаря этому чувствовать мир совершенно по‑иному, обретая больше преимуществ. Другими словами, улучшение осознания является ключевой дорогой к Просветлению.

Просветление требует того, чтобы мы уделили время, достучались до своих интуитивных центров творчества и осознанности и глубоко задумались над тем, что придает жизни смысл, цель и ценность (уровни 4 и 5). Чем больше вы понимаете, как перемещаться между разными уровнями «Спектра осознания», тем больше вероятность того, что вы испытаете Просветление.

Давайте исследуем разные уровни более подробно.

 

Уровень 1: Инстинктивное сознание

 

Оно начинается в тот момент, когда мы просыпаемся и сознательно реагируем на внутренние и внешние потребности. Это базовый уровень. Как правило, на нем мы по большей части действуем бессознательно, под влиянием эмоций и реакций удовольствия и боли. Он ориентирован на выживание, направляет нас к заманчивым целям и уводит прочь от потенциальных угроз.

 

Уровень 2: Привычное реагирование

 

Проходя жизненные испытания, мы развиваем новые навыки, и они отпечатываются в долговременной памяти. С самого детства, медленно, на протяжении многих лет развития, мы выстраиваем набор привычного поведения, который используем для достижения большей части поставленных целей. Как правило, мы не осознаем своих привычных реакций до тех пор, пока те не пойдут наперекор нашим целям.

 

Уровень 3: Намеренное принятие решений

 

На этом уровне осознания мы используем бóльшую часть логики, рассудка и внимания – для решения простых проблем и выполнения ежедневных задач. В нашей предыдущей книге «Как Бог меняет ваш мозг» (How God changes your brain) мы упоминали об этом как о нашем «обыденном» сознании – с тем, чтобы отличить его от рефлексивного осознания, ведущего к преображению личности. Обыденное сознание также весьма ограниченно, и когда мы выполняем задачу, мы не слишком‑то явно осознаем, что происходит вокруг. Обыденное сознание связано с кратковременной памятью, которая содержит небольшое количество информации, достаточное лишь для того, чтобы принимать последовательные решения. Эти процессы происходят в специфических областях лобной доли.

Вот простой пример ограниченного осознания, характерного для уровня 3. Вероятно, вы прекрасно осознаете смысл слова, которые читаете в данный момент, но не особенно ясно ощущаете стул, на котором сидите, и не до конца осознаете все множество звуков, которые слышны в комнате. Впрочем, в тот момент, когда вы сознательно переключите внимание на стул и звуки, вы обнаружите, что уже не можете продолжать чтение. Так и работает обыденное сознание. Но мы редко замечаем, сколь ограниченно оно на самом деле. По сути, когда мы принимаем решения и движемся к определенной цели, мы на самом деле едва осознаем, что в настоящий момент происходит вокруг.

 

Уровень 4: Творческое воображение

 

Принятие решений и достижение целей – активный неврологический процесс, требующий немалых усилий, и мозгу требуются частые перерывы на «перезапуск» нейрохимии. Как правило, перерыв подразумевает расслабление как тела, так и мыслей, и если мы не успеваем предупредить усталость при первых же ее признаках, то рискуем испытать серьезный эмоциональный стресс.

Очень важно делать перерывы после каждого часа работы. Когда вы отдыхаете, некоторые области мозга, особенно в лобной доле, становятся более активными, и ваш разум начинает грезить. Мозг не просто обновляет нейрохимию, необходимую для принятия решений, но и занимается творческим решением проблем10. Это крайне важно для формирования памяти и вызова из нее необходимой информации. Еще важнее то, что расслабленное мечтательное состояние позволяет вам входить на высшие уровни осознания, откуда обычно и начинается путь к Просветлению.

Творческое воображение также может играть важную роль, когда вы намеренно концентрируете сознание на определенной задаче и находите новый метод ее решения. Воображение может использовать различные зоны мозга, чтобы четко представить проблему и прийти к более целостному или более творческому ее решению. Именно так совершены многие открытия в науке.

 

Уровень 5: Рефлексивное осознание

 

Многие люди грезят невольно (уровень 4) – и так же невольно выходят из грез, не понимая, сколь полезным может оказаться расслабленное состояние мечтаний. Но если вы намеренно решите приостановить на время обыденное сознание (уровень 3), расслабившись и перейдя на уровень творческого воображения, то начнете расширять переживания на других уровнях осознанности. Вы сможете определить неосознанные привычки – хорошие и плохие – и начнете видеть инстинктивные мотивы, побуждающие ваш мозг произвести какое‑либо действие. Это улучшит вашу способность оценивать проблемы и находить для них лучшие решения. Когда вы сознательно грезите и осознанно созерцаете мысли и чувства, входящие в сознание и ускользающие из него – мысли и чувства, которые на первый взгляд могут показаться хаотичными, – сканирование мозга показывает увеличенную активность в левой префронтальной коре (отвечающей за ясность ума и оптимизм) и сниженную активность в правой префронтальной коре (склонной порождать беспокойства, страхи и сомнения по поводу ваших будущих действий)11.

По сути, большинство форм негативного мышления пресекает способность мозга эффективно действовать на каждом уровне, обозначенном в «Спектре осознания». Рефлексивное осознание, иногда называемое «самоосознанностью», – одна из немногих документально подтвержденных стратегий, позволяющих вам осознавать различные уровни вашего собственного сознания. Как показали наши исследования по сканированию мозга, осознанная деятельность на уровне 5 вызывает значительное увеличение активности передней поясной коры и островка Рейля – зон, которые способствуют управлению эмоциями и в то же время усиливают способность мозга к сопереживанию. Вы обращаетесь к большей части осознающих центров мозга, чем обычно, когда действуете на низших уровнях «Спектра осознания», – и в буквальном смысле расширяете сознание.

Даже простое наблюдение за собственным сознанием действительно улучшает настроение, а также поднимает самооценку и общую удовлетворенность жизнью. Исследование также показывает, что наблюдение за самим собой и рефлексивное осознание активируют структуры мозга, напрямую связанные с Просветлением и преображением12.

По мере наблюдений за творческим воображением вы начнете осознавать, что «вы» – не ваши мысли. Для многих это – глубокое озарение, и оно напрямую связано с дзен‑буддийской идеей Просветления. Когда вас окутывает безмятежность, негативные чувства теряют силу, и в этот момент вы запускаете в действие тысячи генов, которые снижают стресс и активизируют иммунную систему13. Вы преображаете структуру и функционирование мозга на нейронном уровне – и именно это позволяет вам взойти на высшую ступень «Спектра осознания».

 

Уровень 6: Осознание преображения

 

Здесь мы радикально уходим с предыдущих уровней и их исследования – по вполне понятной причине: как вы сможете зафиксировать, что на самом деле стали Просветленным и это не очередная фантазия, порожденная вашим воображением? Задача сложная, и потому мы рекомендуем вам открыть свой разум во время переживания мгновений глубинного, меняющего жизнь озарения. Впрочем, несколько исследовательских групп сумели определить такие периоды исключительного мышления, когда мировоззрение внезапно меняется, – а беспокойства и тревоги таинственным образом исчезают14. В это время активизируется множество из тех же самых зон мозга, какие мы определили в ходе наших исследований15, и поэтому мы считаем, что осознание преображения – субъективно и неврологически реальное переживание, приводящее к достижению Просветления. Люди, испытавшие его, всегда говорят о невероятном счастье и удовольствии, и неврологические изменения, которые мы наблюдаем, предполагают, что уровни 5 и 6 могут даже замедлить процесс старения мозга16.

В то мгновение, когда человек впервые осознает преображение, он может почувствовать, что произошло Просветление. Оно может длиться несколько секунд, минут, часов или даже дней. Но в какой‑то момент мозг возвращается к привычному способу работы и принятия решений. Впрочем, это уже не прежний мозг! Наши предыдущие исследования подтвердили, что в ключевых зонах мозга происходят малозаметные, но необратимые изменения. И таким образом, наше привычное сознание уже не станет прежним. Мы изменились, обрели новое знание о себе и о мире, а также усилили нашу способность радоваться жизни.

«Спектр осознания» говорит, что мы можем предпринять особые шаги для сознательного улучшения своей жизни. И он показывает нам, что нужно сделать, если мы действительно хотим устремиться к Просветлению. Как указывают психологи из Университета Дрекселя, вы можете заблаговременно подготовить свой мозг и активно стимулировать его к переменам, связанным с внезапными озарениями17. Это облегчит вам путь к уровню 6 и откроет дверь к невероятно личному преображению в миг Просветления.

 

Часть вторая

Дороги к Просветлению

 

 

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

Бог приходит ярким светом

В души к людям, тьмой одетым[3].

 

Уильям Блейк

 

Связь со сверхъестественным

 

В следующих главах мы расскажем о наших недавних исследованиях, посвященных сканированию мозга. Эти исследования поразительны. Их объединяет одна черта: стремительное падение активности в лобных или теменных долях. Эта необычная нейронная активность, как мы уже говорили, связана с радикальным изменением сознания – которое, по всей видимости, происходит, когда человек обретает Просветление. Уникальность наших исследований еще и в том, что созерцательные практики – осознанная медитация, буддийская медитация, христианская центрирующая молитва – как правило, демонстрируют постепенное возрастание активности в этих долях.

Впрочем, когда снижается активность лобной доли, обычное осознание и общение становятся невозможными. А когда снижается активность теменной доли, у человека, как кажется, исчезает чувство собственного «я» – и создается неврологическое чувство «единства». Те, кто посвятил жизнь более необычным или эзотерическим практикам (включая ченнелинг, песнопения, передачу божественной мудрости другим людям и т. д.), часто чувствуют, что между ними и Богом – или силами, придающими вселенной ее облик, – нет никакого разделения. Когда чувство собственного «я» начинает рассеиваться, все кажется взаимосвязанным. В этом редком состоянии чувственное осознание усиливается, и практикующий начинает воспринимать реальность по‑иному.

 

Связь со Святым Духом

 

Впервые я заинтересовался эзотерическими практиками в 2005 году, когда представители National Geographic поинтересовались, не пожелаю ли я провести МРТ‑сканирование мозга у людей, считавших, будто они одержимы демонами. Эта сфера была мне не слишком близка, и я предложил альтернативный вариант: изучить практику «говорения на языках», распространенную у пятидесятников – историческую форму прорицания, истоки которой можно обнаружить еще в древнем христианстве и хасидском мистицизме1.

Проходило все так: прихожане‑пятидесятники пели и раскачивались под проповедь или госпел, а затем приглашали Святого Духа войти в их сознание. Нам удалось выяснить вот что: в это мгновение они входили в краткий транс – как правило, лишь на пару минут, – и многие начинали как будто бы говорить на странном чужом языке2. Они чувствовали, что переживание усиливает их духовную связь с божественным. Многие церкви пятидесятников приравнивают этот опыт к прямой форме Просветления, даруемого Святым Духом. По сути, движение пятидесятников в начале XX века породило понятие «евангельского просветления» – прямой встречи с Богом, способной преобразить сознание человечества и принести всеобщую свободу, равенство и процветание3.

Когда пятидесятники, принявшие участие в нашем эксперименте, начали «говорить на языках», активность в лобной доле их мозга немедленно снизилась. То же самое произошло с активностью языковых центров, расположенных в лобной доле. Как правило, во время разговора и восприятия речи на слух в мозге включаются коммуникативные центры – но при «говорении на языках» эти зоны выключаются. И тем не менее, при этом все равно происходит определенный тип вокализации – то есть либо Бог на самом деле берет управление в свои руки (в чем пятидесятники совершенно не сомневаются), либо активизируется альтернативный тип коммуникативной деятельности. В любом случае присутствует крайне сильное чувство того, будто эти звуки исходят из иного мира. И как отмечали все участники нашего эксперимента, это переживание заставило их пережить экстаз – скорее всего, связанный с сильным возбуждением либо эмоциональных центров, либо центров удовольствия в мозге.

Люди, «говорящие на языках», находят этот опыт преображающим и невероятно мощным. Они обретают множество новых озарений, имеющих отношение к их собственной жизни, – малые просветления – и иногда поток чувств заставляет их со слезами счастья упасть на колени. В эти мгновения большинство людей испытывает радикальный сдвиг в чувствах и мыслях – великое Просветление. Они чувствуют, что едины с Богом так, как никогда прежде. Это сопровождается необычайной ясностью ума и чувством реальности происходящего – и часто приводит к перемене образа жизни.

Подобные сдвиги в сознании и схожая активность мозга часто случаются во время других форм транса – например, когда медиумы пытаются связаться с мертвыми или когда шаманы‑целители входят в мир духов. А мы считаем, что эти глубинные неврологические изменения – важные пути, способные привести вас к Просветлению4.

 

Мудрость умерших?

 

Могут ли трансовые состояния, которые, предположительно, позволяют человеку обратиться к духам мертвых, указать нам путь к Просветлению – или, по крайней мере, пролить свет на его природу? Мы полагаем, что это так. Несколько лет назад мой друг из Бразилии, Хулио Перес, практикующий психолог, изучал группу медиумов, избравших своим занятием так называемую психографию. Для этого медиум входит в транс, обращается к духам мертвых, те что‑то ему отвечают, а медиум автоматически записывает полученные сведения.

 

Что такое транс?

Типичное словарное определение слова «транс» – состояние, подобное сну, когда человек едва осознает себя и когда снижена его познавательная и телесная активность. Внешнему наблюдателю может показаться, что человек, вошедший в транс, находится в коме. Но тех, кто входит в транс сознательно, ждут очень яркие переживания. В трансе вы почти себя не осознаете, но, в зависимости от намерения, можете вызвать разнообразные видения или звуки – сверхреалистичные или даже сверхъестественные. В этом измененном состоянии сознания – которое мы будем считать очень интенсивной формой творческого «витания в облаках» (уровень 4 «Спектра осознания») – вошедшие в транс ищут знания или озарений, недоступных в обычной сознательной деятельности (уровень 3).

Документированные свидетельства о трансе теряются в глуби веков – по крайней мере уже в древнегреческих храмах люди, получившие божественное откровение, давали советы другим или предсказывали будущие события. Многие святые эпохи Средневековья также входили в состояние транса для ощущения сопричастности с Богом – и использовали для этого различные приемы: рассматривали предметы и картины, распевали повторяющиеся фразы или выполняли ритуальные движения. Все это было подчинено одной цели: прервать обыденное сознание.

 

Во время этих сеансов медиумы не чувствуют, будто способны владеть руками, – напротив, именно духи заставляют их руки двигаться. Затем медиумы рассказывают обо всем друзьям и родственникам погибших. Что интересно, тройное слепое исследование, проведенное в Аризонском университете, показало, что проверяемые медиумы чаще сообщали верные сведения об умерших людях, чем родственники последних, не обладавшие медиумическими способностями5. Медиумы могли рассказать о погибшем больше – в плане внешности, личности, увлечений и причины смерти.

На протяжении более чем сотни лет медиумизм в Бразилии пользуется неувядающей славой, и мне было очень интересно увидеть, что происходит в мозге при психографии. Я все гадал, покажут ли снимки мозга медиумов такую же активность, какую мы обнаружили у медитирующих и у пятидесятников, – или же проявится совершенно новый паттерн? Кроме того, мне хотелось узнать, как медиумические практики влияли на жизнь самих медиумов.

Медиумизм можно обнаружить еще в Ветхом Завете – в книге Самуила. Впрочем, многие критики воспринимают медиумов не иначе как шарлатанов – особенно потому, что различные правоохранительные органы обвиняют последних в мошенничестве. Другие критики считают, будто «медиумы» просто бредят. Но данные исследований не подтверждают такой точки зрения. Например, недавний эксперимент, проведенный с участием ста пятнадцати медиумов, показал, что те в крайне малой степени подвержены психическим расстройствам и обладают более развитыми навыками социальной адаптации – по сравнению с населением в целом6. Их трансовые состояния явно отличались от диссоциативных расстройств личности. В наши дни многие психологи признают, что транс вполне может быть частью легитимных духовных практик.

Другие исследователи сравнили состояния медиумического транса с техниками гипнотического самовнушения, которые позволяют человеку получить доступ к подсознательным мыслям или чувствам7. Впрочем, гипноз предполагает повышенную активность лобной доли и сопровождается воспринимаемым чувством более ясного осознания8. А в тех трансовых состояниях, которые мне довелось изучать, мы наблюдали снижение активности лобной доли, которое можно было бы связать с частичной потерей сознания.

Психографы напомнили мне о знаменитом медиуме Эдгаре Кейси, который к 1912 году был всемирно известен своим умением входить в транс и получать информацию о чьей‑либо болезни и лекарствах, требуемых для исцеления. Я все гадал, какие изменения могли происходить в его мозге. Люди называли его «спящим пророком»: когда Кейси пробуждался от транса, он не помнил, что говорил. Но пока он был в трансе, от него исходил странный голос, а помощники все записывали. Это похоже на практику «говорения на языках», во время которой активность лобной доли также снижается. Даже если оставить в стороне вопрос о реальности психических способностей, транс все равно заслуживает особого внимания – поскольку, как кажется, значительно увеличивает духовную силу и удовлетворенность жизнью у тех, кто сознательно решает входить в подобные состояния. Поэтому я разработал протокол исследований, стремясь осветить практику медиумизма, и мы нашли довольно большую группу медиумов, в значительной мере помогавших людям. Данные о сканировании их мозга и наши выводы мы публиковали в научном журнале в 2012 году9.

 

Что на уме у медиума?

 

Нейронаука не способна в действительности проверить, на самом ли деле мистики или медиумы соединяются с духовным миром. Но мы можем исследовать то, что происходит в мозге, когда медиум входит в эти необычные состояния сознания, – а затем сравнить эти изменения с теми, что происходят при выполнении иных духовных практик, и выявить потенциальные выгоды, которые та или иная практика может принести нашему здоровью.

Мы провели эксперимент с использованием однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (ОФЭКТ), чтобы замерить изменения в различных областях мозга. Когда в определенных зонах повышается активность, там усиливается кровоток. Если это происходит, к примеру, в лобной доле, улучшается ваша способность принимать решения; если в теменной – может усилиться ваше осознание собственного «я». Если это случится в миндалевидном теле, вы можете испытать внезапный страх, а если кровоток затронет таламус, вы почувствуете, что переживание стало для вас намного более реальным и интенсивным.

При проведении ОФЭКТ‑исследования мы вводили испытуемым в руку маленький внутривенный катетер и затем, пока они занимались определенной деятельностью – в данном случае их задачей было вхождение в транс, – пропускали через него метку, радиоактивный изотоп, быстро проходящий к самым активным областям мозга. Метка была безвредна: несколько нанограммов изотопа – это очень мало. Важнее другое: как только изотоп добирался до активной зоны мозга, он оставался там, и когда практика, за которой мы хотели пронаблюдать (например, молитва или психография, а в данном случае – транс), подходила к концу, мы проводили участников к камере ОФЭКТ и в буквальном смысле делали снимки того, чем все это время был занят их мозг.

Ради этого исследования мой друг привел к нам целую группу бразильских экспертов‑психографов. Медиумы вели себя очень любезно и приветливо, радовались тому, что стали участниками эксперимента, а некоторые даже сказали, что уже получили послания из иного мира, – духи одобряли их участие.

Перед самым началом опыта один из старших медиумов сказал, что видит рядом с моей головой дух мужчины и при жизни в нашем мире этот дух был моим родственником – двоюродным дедом со стороны отца. Мне сказали, что Джозеф – так звали духа – очень интересовался нашим исследованием. Когда я в тот день вернулся домой, то немедленно позвонил отцу и спросил, был ли у него дядя по имени Джозеф, ныне покойный. И оказалось, что это так!

Да, Джозеф – очень распространенное имя. Но меня восхитила сама мысль, что медиум, может быть , действительно вошел с кем‑то в контакт! Я подумал: если дедушка Джо интересовался моим исследованием духовных переживаний, наверное, он был особенно религиозным человеком? Возможно, даже раввином! Вот куда меня завело воображение! И когда отец сказал, что Джозеф заведовал бухгалтерскими книгами, я был разочарован. В конце концов, какое дело счетоводу до исследований мозга? Видимо, он был очень духовным бухгалтером. Как знать? Может, получить ответ мне так и не суждено. Но я решил поделиться своей историей, поскольку многие исследования ясно показывают: в нашем мозге есть области, для которых вера в сверхъестественное не представляет ни малейших проблем.

 

Когда вами движет дух

 

В целях исследования мы решили сравнить активность мозга при психографии и при написании обычного текста. Если бы мы сравнили психографию с работой мозга в спокойном состоянии, то, конечно, зафиксировали бы целый ряд изменений, но не знали бы, с чем они связаны – с процессом письма, с перемещением рук, со взглядом на страницы, с мечтаниями или же в действительности с самой психографией. Мы хотели выяснить, отличалась ли письменная деятельность при психографии от нее же в обычном состоянии сознания.

Итак, мы ввели участникам небольшой катетер – в руку, свободную от письма, – и попросили написать о рядовом событии, об их интересе к исследованию или вообще все, что придет на ум. По истечении десяти минут – писали они, к слову, довольно‑таки ретиво, – я ввел им радиоактивную метку, и минут через пять мы привели их к сканеру для получения снимков. Увидели мы, как и ожидалось, повышенную активность в височной и лобной долях – как известно, эти зоны являются частью языкового центра. Паттерн мозговой активности был стандартным для нормального чтения и письма.

По завершении первого сканирования мы привели медиумов обратно в комнату, и те приступили к психографии. Они начали с краткой медитации, затем помолились и тихо сели, ожидая, когда духи начнут диктовать. Прошло несколько минут, и все они начали с неимоверной скоростью что‑то записывать. Как внешний наблюдатель, я не мог увидеть отличий между письмом в нормальном состоянии и во время психографии: они просто исписывали страницы словами. Через десять минут я ввел им еще одну дозу радиоактивного изотопа, после чего сеанс психографии продолжался еще в течение пяти минут, а потом мы вновь поместили их в сканер, желая увидеть картину активности их мозга во время транса.

У опытных медиумов радикально снизилась активность лобной доли. Нечто подобное мы видели у пятидесятников, «говоривших на языках». Кроме того, у психографов значительно упала активность височной доли – особенно в зонах, связанных с языком: казалось, будто их коммуникативный центр во время сеанса психографии был выведен из строя. Их мозг явно работал не так, как при нормальном письме, – но написанный текст, тем не менее, был четким и ясным.

Во время сеанса психографии прервался процесс намеренного принятия решений (уровень 3). Но если бы медиумы вошли в состояние творческого интуитивного сознания (уровень 4), мы наблюдали бы возросшую активность в лобной доле. А мы этого не увидели. Здесь и оказался полезным наш «Спектр осознания». Например, мы знаем, что привычное поведение (уровень 2) практически не требует активности лобной доли, и можно было бы предположить, что медиумы просто пишут по памяти. Но инстинктивное сознание (уровень 1) действует всегда, когда мы бодрствуем. Именно на этом уровне мозг эмоционально реагирует на все, что происходит в настоящий момент. Какую бы информацию не получали медиумы, она явно шла откуда‑то извне. Вместо того чтобы намеренно составлять фразы, как поступали бы мы в обычном разговоре или при написании письма другу, медиумы переходили в уникальное состояние сознания, когда слова, казалось, исходили из иного источника.

Скорее всего, вы никогда не снижали активность лобной доли сознательно – так что вам придется этому учиться, и мы видим два пути: «говорение на языках» и ченнелинг. В следующих главах мы расскажем и о других способах, но более важный вопрос заключается вот в чем: «Сколь ценен для нас отказ от обыденного сознания?» Как правило, мысли, заполонившие наш разум, довольно сильно затрудняют осознание других уровней, обозначенных в «Спектре». Например, когда мы сконцентрированы на какой‑то рядовой задаче (еда, чистка зубов, поездка на работу, исполнение задания в срок), мы часто не замечаем слабых ощущений, порожденных нашими эмоциональными откликами (уровень 1: инстинктивное осознание). Мы не замечаем едва уловимых мгновений удовольствия, которые испытывает наше тело, когда мы движемся, или почти незаметной боли, вызываемой напряжением мускулов. Даже чувства любви, заботы или любопытства могут быть скрыты под волной наших рутинных мыслей, тревог и желания достичь своей цели.

Прерывая поток обыденного сознания, мы ломаем привычные шаблоны мышления и поведения (уровень 2), и это позволяет нам ярче почувствовать мир. В этом измененном состоянии легче понять, что именно нами движет и на что похожи наши главные чувства (уровень 5).

По всей видимости, именно выход за пределы привычного сознания позволяет двигаться как к «малому», так и к великому Просветлению. В том обществе, где живут медиумы, практика транса помогает им по‑новому познавать мир, а другим позволяет обрести в жизни новый смысл. Эти же качества сопровождали множество переживаний Просветления, о чем мы уже рассказывали в предыдущих главах.

Есть еще одна черта, которая в значительной мере отличает подобные состояния от созерцательной медитации. Это временной фактор. Францисканским монахиням и буддистам, принявшим участие в нашем исследовании, требовалось от пятидесяти минут до часа, чтобы добиться схожих неврологических изменений. У пятидесятников и медиумов на вход в измененные состояния сознания уходило намного меньше времени – иногда лишь несколько минут. Вероятно, мы можем легко подготовить мозг к преображению, если просто возьмем ручку и попросим совета у какого‑нибудь мудреца? И, возможно, при этом не так важно то, жив он или умер, – равно как и то, реален ли этот мудрец или мы просто его придумали? Если мы откажемся от привычного контроля, то сможем обрести доступ к глубинной мудрости, скрытой внутри нас, за пределами обыденного сознания.

 

«Поток», влекущий к Просветлению

 

Некоторые из медиумов, принявших участие в нашем исследовании, были новичками, и у них активность лобной доли не понижалась. Это предполагает, что для радикального изменения нейронной деятельности и сознательного входа в состояние, подобное Просветлению, необходимы время и практика. Как и в любом деле, здесь тоже есть кривая обучаемости. И что же делать, если мозг новичка реагирует иначе?

Позвольте мне привести аналогию с музыкой. Много лет назад, когда я был ребенком, родители заставили меня брать уроки игры на фортепиано. Вначале это было болезненно сложно – нажимать на клавиши так, чтобы это походило на музыку. Мне приходилось изо всех сил концентрироваться на каждом пальце, на каждой клавише, на каждой ноте…

Спустя несколько месяцев я мог играть несколько простых мелодий, даже кое‑что из произведений знаменитых композиторов, но мне все равно приходилось удерживать внимание на каждой ноте. Это была музыка – но явно не произведения Баха. Чем дольше я занимался, тем лучше играл, и мне уже не приходилось сосредотачиваться так сильно. Концертные пианисты благодаря многолетней практике достигают уровня, когда в мозге начинает действовать что‑то иное – концентрация заменяется интуицией, импровизацией и, наконец, вдохновением. В этот момент они изменяют нормальное функционирование лобной доли10 и переходят от обыденного сознания (уровень 3) либо к более инстинктивной игре, либо к более творческому выражению. Когда это происходит – то есть когда отсекаются старые привычки и прерывается намеренное принятие решений, – музыка преображается от совершенной в эйфорическую. Михай Чиксентмихайи называет это «потоком» – хорошо известное и подтвержденное исследованиями психологическое состояние, возникающее, когда вы полностью сосредотачиваетесь на какой‑либо деятельности. Вы теряете осознание остального мира, забываете даже о чувстве голода и усталости, ваше чувство собственного «я» растворяется – и вас наполняет ощущение единства и счастья. Конечно, деятельность эта должна быть хотя бы немного сложной и приносить удовольствие 11. Кроме того, требуется регулярная практика, если вы хотите сделать это состояние разума частью вашей жизни12. Мы, как и многие другие, считаем, что этот «поток» – жизненно важный элемент для достижения любого просветления.

Музыканты, часто достигающие «потокового сознания», чувствуют, будто их руки играют на фортепиано сами по себе. Примерно то же самое говорили о своем «автоматическом письме» бразильские медиумы. Чем чаще вы освобождаетесь от оков обыденного сознания, тем сильнее меняется ваш мозг, – и эти изменения позволяют вам стать единым целым с самим переживанием.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!