Духовное просветление. Америка



 

Попытка устранить веру в сверхъестественные явления успехом не увенчалась. Вместо этого она породила романтизм, из которого возникла новая форма озарений: трансцендентализм. В ней люди обретали просветление в радостях человеческого духа, воплощенных в любви к природе, в чувственности и в искусстве.

Восточные концепции Просветления стали популярными в Европе. Мистицизм не погиб, а просто ненадолго затаился – и вернулся вновь, «в силе и славе», в Америке XIX столетия. Богословские школы вроде Гарварда быстро впитали трансцендентализм: его черты можно найти в унитаризме, в христианской науке, в движении «Новое мышление» и в разнообразных церквах харизматов, поощрявших прихожан соединиться с Господом, всеобщим сознанием и Святым Духом. Подобный опыт может привести к переживанию озарений или даже великого Просветления – и изменить жизнь и судьбу.

К началу XX века многие восточные представления о Просветлении проникли в христианский мейнстрим и необратимо изменили мир американской религии и духовных поисков. Внезапно и малые озарения, и великое Просветление стали доступны всем, кто искал возможность стать просветленным через Бога. Иными словами, мы все можем «пробудиться», если осознаем и в полной мере прочувствуем наши духовные верования.

 

Психологическое просветление

 

В конце XIX века американские доктора и психиатры говорили о Просветлении очень часто. Все началось с Уильяма Джеймса, одного из основателей американской психологии. На протяжении всей жизни он собирал истории о духовном пробуждении. В книге «Многообразие религиозного опыта» Джеймс цитирует воспоминания Льва Толстого, в которых тот описывал свою борьбу с отчаянием и внезапное Просветление:

 

Жизнь моя остановилась. Я мог дышать, есть, пить, спать и не мог не дышать, не есть, не пить, не спать; но жизни не было… Жизнь мне опостылела – какая‑то непреодолимая сила влекла меня к тому, чтобы как‑нибудь избавиться от нее.

Помню, это было раннею весной, я один был в лесу, прислушиваясь к звукам леса. Я прислушивался и думал все об одном, как я постоянно думал все об одном и том же эти последние три года. Я опять искал Бога. «Но понятие мое о Боге, о том, которого я ищу? – спросил я себя. – Понятие‑то это откуда взялось?»

И опять при этой мысли во мне поднялись радостные волны жизни. Все вокруг меня ожило, получило смысл… «Так чего же я ищу еще? – вскрикнул во мне голос. – Так вот он! Он – то, без чего нельзя жить. Знать Бога и жить – одно и то же. Бог есть жизнь. Живи, отыскивая Бога, и тогда не будет жизни без Бога». И сильнее, чем когда‑нибудь, все осветилось во мне и вокруг меня, и свет этот уже не покидал меня.

И я спасся от самоубийства. Когда и как совершился во мне этот переворот, я не мог бы сказать. Как незаметно, постепенно уничтожалась во мне сила жизни и я пришел к невозможности жить, к остановке жизни, к потребности самоубийства, так же постепенно, незаметно возвратилась ко мне эта сила жизни. И странно, что та сила жизни, которая возвратилась ко мне, была не новая, а самая старая, – та самая, которая влекла меня на первых порах моей жизни. Я вернулся во всем к самому прежнему, детскому и юношескому. Я вернулся к вере в ту волю, которая произвела меня и чего‑то хочет от меня; я вернулся к тому, что главная и единственная цель моей жизни есть то, чтобы быть лучше… Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живем, лишают нас возможности понимать жизнь…7

 

То, что испытал Лев Толстой, Уильям Джеймс называл «обращением». Постепенное прозрение вело Толстого сначала к сомнению в официальной религии – которая, как он считал, исказила послание Иисуса Христа8, – а потом и к полному отречению от нее. Как и Декарт, Толстой подвергал сомнению все: логику, разум, знание и особенно священные христианские писания. И тем не менее он в конечном итоге обрел Бога – то бесконечное присутствие , которое, если мы верно его поймем, позволит нам «возлюбить друг друга да единомыслием»9. После Просветления Толстой посвятил жизнь переосмыслению христианских доктрин.

Джеймс особо выделял этот случай. В нем красной нитью проходила мысль: тем, кто испытал Просветление, прежние религиозные догмы часто кажутся ложными. Для Джеймса это было не просто религиозное прозрение – это было психологическое преображение личности.

Примерно в то же время когда Джеймс готовил свои популярные лекции, знаменитый канадский психиатр Ричард Бекк опубликовал рассказ о собственном Просветлении, давшем ему новое видение реальности:

 

Совершенно внезапно, без предупреждения какого‑либо рода, я вдруг осознал, что меня окутывает облако цвета пламени. На мгновение я решил, будто это пожар, какое‑то мгновенное возгорание, охватившее огромный город; но в следующий миг я понял, что свет был внутри меня. Вслед за этим, сразу же, пришел восторг, невероятная радость, а после нее – интеллектуальное озарение, которое бессильны выразить слова. В мой мозг вошла мгновенная молниеносная вспышка Великолепия, которое с тех пор озаряет мою жизнь; на мое сердце пролилась капля Блаженства, оставив привкус небес… Само по себе просветление длилось не дольше нескольких мгновений, но его эффект оказался неизгладимым; для меня было невозможно даже… сомневаться в истине, представшей в тот миг перед моим разумом10.

 

Благодаря своему переживанию Бекк посвятил оставшиеся годы жизни помощи психически больным. В то время как Толстой отверг религию, Бекк – нерелигиозный человек – почувствовал тягу к духовным и мистическим традициям мира, апогеем которой стало создание одной из самых знаменитых книг XX века, опубликованной в 1901 году – «Космическое сознание» . Две эти книги – «Космическое сознание» и «Многообразие религиозного опыта» – открыли путь для множества официальных научных экспериментов, посвященных исследованию природы духовных и трансцендентальных переживаний.

Слова Джеймса о ценности Просветления отразили самую суть: «Есть две жизни, естественная и духовная, и мы должны отказаться от одной, прежде чем сможем стать частью другой». Кроме того, Джеймс был первым, кто утверждал, что измененные состояния сознания «обусловлены неврологически». Наши исследования по сканированию мозга подтвердили это интуитивное прозрение. Бекк, как и Джеймс, пытался определить общие элементы процесса «космического сознания», которые включали:

 

• субъективное переживание «внутреннего света»;

• усиление моральных или духовных ценностей;

• усиленное чувство интеллектуального просветления;

• чувство бессмертия или вечности;

• утрату страха смерти;

• утрату чувства греха или вины;

• мгновенное пробуждение;

• длительное преображение личности.

 

Последняя идея особенно касается переживаний великого Просветления: «Вы больше не тот, кем были прежде. Вы преображены. Ваш характер изменился. Ваши ценности меняются. Меняется ваше видение себя в окружающем мире, и это часто приводит к новому направлению и цели в жизни».

Другие психологи также строили модели для описания качества просветления. Например, Абрахам Маслоу предложил иерархию человеческих потребностей и завершил ее уровнем просветленного сознания, назвав его «самореализацией». Он, как Джеймс и Бекк, утверждал, что Просветление является естественным, эволюционным и биологическим состоянием разума. Другие исследователи расширили определения Джеймса и Маслоу, включив в них чувство единства с природой, утрату восприятия места или времени, исчезновение чувства собственного «я» и ощущение того, что жизнь священна.

 

Просветление и мозг

 

И великое Просветление, и малые озарения могут оказать на мозг сильнейший эффект. Во время кратких вспышек озарения (переживание малого просветления) мы можем зафиксировать временные изменения во многих неврологических областях. Впрочем, исследование, проведенное нами и другими учеными, предполагает, что частые переживания малых озарений могут привести к долгосрочным изменениям в мозге, – таким, которые действительно влияют на наше видение реальности. Никто не может обещать, что вы испытаете великое Просветление, – но, возможно, это и не главное. Важно понять, что мы можем стремиться к Просветлению и получать подтверждения того, что каждый шаг на этом пути улучшает функционирование нашего мозга.

Например, у нас есть доказательства того, что поиски Просветления – великого или малого – вызывают длительные изменения, влияющие на эмоциональные и познавательные центры головного мозга – именно поэтому во время резкого изменения сознания люди чувствуют и думают совершенно иначе.

Принято считать, что мозг меняется медленно. Ему необходимо время на освоение новых навыков и впитывание переживаний, приходящих к нам через осмысленную деятельность. Но Просветление предполагает, что мозг может измениться в мгновение ока! Как это возможно? Мы рассмотрим это в последующих главах. Но отчасти ответ заключается в том, что Просветление уже скрыто внутри вас, – и его просто нужно найти.

 

Снимки Просветления

 

В наши дни книга о поиске Просветления – по крайней мере ее текущая глава – пишется в мировых нейронаучных лабораториях, в огромных магнитных «пончиках», способных составить карту неврологической активности мистических переживаний, происходящих в мозге медитирующего в реальном времени. Теперь мы можем увидеть, какие области мозга подвергаются влиянию, и измерить выгоды и потери во время подобных переживаний.

Известно, что спокойные созерцательные практики – например, осознанная медитация – улучшают не только настроение, но и способность сопереживать, а также позволяют лучше осознавать свои мысли и чувства. Но Просветление – это нечто иное. Для него характерен внезапный и интенсивный сдвиг в сознании. Даже если вы стремитесь к нему сознательно, – не факт, что вам удастся его испытать. С кем‑то это случается за одну ночь, а другому могут потребоваться годы или десятилетия.

На этот счет есть одна замечательная история.

 

Молодой человек отправился в буддийский монастырь с желанием обрести Просветление, и при этом как можно быстрее.

– Сколько нужно времени, чтобы стать просветленным? – спросил он у мастера.

– Десять лет, – ответил тот.

– Десять лет! – воскликнул юноша. – Почему столько?

– А ведь и верно! – сказал мастер. – Для тебя – двадцать.

– Эй, почему теперь двадцать? – разозлился парень. – Только что было десять!

– Прости, мне так жаль. Я снова ошибся, – согласился мастер. – Тебе нужно тридцать лет.

 

Другими словами, чем больше вы пытаетесь стать просветленным, тем больше вероятность, что просветление ускользнет от вас. Именно так произошло со мной. Мне пришлось отказаться от «внешнего» поиска истины и довериться какому‑то внутреннему или высшему процессу, что привело меня к переживанию Бескрайнего Сомнения. Это все равно что пытаться видеть в темноте: тем сильнее вы всматриваетесь, тем меньше видите. Но если вы смиритесь перед неизвестным, если прекратите напрягать глаза и доверитесь другим чувствам, – возможно, вам удастся воспринять все в новом «свете», свободном от воспоминаний и прежних убеждений.

Иногда люди обретают Просветление, когда выполняют что‑либо на пределе возможностей – или когда им грозит опасность. Это заставляет их полностью переосмыслить жизнь. У других озарения могут произойти во время значительных перемен в жизни – например, при беременности или при виде на родившегося малыша. Но самые захватывающие случаи – это те, которые рождаются буквально из ничего. Ниже мы привели историю из нашего онлайн‑опроса. Ее нам прислал врач‑атеист, 51 год. Все, что он делал, – это ехал за рулем фургона к другу, попросившему о помощи.

 

Мой фургон как раз ехал через длинный мост, и я вдруг ощутил какой‑то сдвиг в сознании. Границы между мостом, грузовиком и мной начали размываться, и мне вдруг пришла такая мысль: «Все это одинаково и ничем от тебя не отличается».

И пока я ехал по дороге, каждый объект, на который я смотрел, становился «Одинаковым». Все было наделено Одинаковостью. (Я использую заглавные буквы, потому что переживание было очень сильным и глубоко духовным).

Меня переполнял восторг. Он возрастал с каждым мгновением. Я наблюдал свой собственный ум и чувствовал собственные мысли, как будто это были костяшки домино, падающие одна за другой в длинный ряд. Я наблюдал за тем, как все мои «проблемы» исчезли, – не потому, что разрешились сами собой, а потому, что исчезли сами вопросы. Я подумал: «Да здесь изначально никаких проблем не было. Я просто заблудился, а теперь нашел себя. Я есть Все, я и есть эта святая Одинаковость».

Через несколько минут Понимание начало гаснуть. И тем не менее этот опыт навсегда изменил мою жизнь. Он оказался более реальным, чем все, что я обычно воспринимал как «реальное». Истина была раскрыта, и я понял, как тщетно было искать счастья в старой реальности, в которой я привык жить.

 

Это великолепный пример спонтанного переживания. Благодаря ему человек не только испытал потрясающие по силе эмоции, но и пережил чувство единства с миром; кроме того, его жизнь с тех пор навсегда переменилась. Этот опыт, возникший из ниоткуда, заставил нашего героя совершенно иначе взглянуть на мир. Просветление, как показывает и этот пример, часто приносит новую ясность ума – и это может изменить всю систему наших убеждений.

После более чем ста лет исследований мы вывели закономерность, позволяющую рассмотреть просветление – и малое, и великое, – как процесс личностного роста. Все мы будем интерпретировать эти «пробуждения» по‑разному. Но каждое новое озарение – великое или малое, спонтанное или постепенное, – позволяет нашему сознанию расти и развиваться.

 

 

На что похоже Просветление?

 

В мистических состояниях мы объединяемся с Абсолютом и осознаем наше единство. Это непреходящая мистическая традиция, исполненная ликования, и ее практически неизменная суть не зависит ни от страны, ни от вероучений. Индуизм, неоплатонизм, суфизм, христианский мистицизм, уитменизм – везде мы слышим одну и ту же ноту.

Уильям Джеймс «Многообразие религиозного опыта»1

 

В мировой литературе, посвященной духовности и духовным поискам, осталось великое множество историй о Просветлении. Но я хотел выяснить, сколь многие испытали нечто подобное в современном мире, и потому провел упомянутый выше онлайн‑опрос, желая изучить аспекты этих замечательных событий.

Я побуждал людей писать о сильнейших переживаниях – духовных, религиозных… любых, благодаря которым им удалось выйти на качественно новый уровень сознания, – и собрал примерно две тысячи интереснейших историй. Это позволило мне сравнить и общие черты, и уникальность каждого переживания – будь то малое или великое Просветление, – а также измерить психологические и духовные эффекты просветления. Например, что люди чувствуют и думают, когда испытывают глубокий сдвиг в осознании? Влияют ли на вероятность подобного переживания возраст, пол, финансовое благосостояние? Есть ли особая «кнопка» для вызова таких переживаний? Исходя из полученных сведений, я начал связывать их с тем, какому влиянию подвергаются сознание и мозг в результате переживаний, ведущих к Просветлению.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!