Исследование духовных переживаний



 

При исследовании духовных переживаний одна из самых больших трудностей – это язык. Я обнаружил, что участники нашего опроса, стремясь рассказать о невыразимых переживаниях, по большей части пытались найти правильные слова и часто применяли витиеватые метафоры, цитаты и заглавные буквы («Жизнь – это дерево в цвету», «СИЛА» вместо «сила» и т. д.). Я хотел устранить эту проблему – и поощрял участников говорить о духовных переживаниях свободно, своими словами. Но, кроме того, я понял еще и другое: важно было ясно и четко сформулировать вопросы, которые помогли бы людям осознать различия между малыми озарениями и великим Просветлением.

Я хотел добраться до самой сути преображения, которое произошло в чьей‑либо жизни. Исчезли ли благодаря ему страдания? Изменило ли оно систему убеждений? Взгляды на отношения, на религию, на карьеру?

Я разработал веб‑сайт с вопросами, не свойственными другим исследователям: «Как вы себя чувствовали до и после этого события?» «Какие чувства вас посетили?» «Какие привычки изменились в результате вашей встречи с этим редким состоянием сознания?» «Это позволило вам расслабиться или, напротив, наполнило вас силой?» «Испытали ли вы покой – или, напротив, тревогу?» И самое главное – я спрашивал, насколько «реальным» для них было это переживание.

Я разместил опрос в Интернете и непрестанно призывал людей, переживших озарение, делиться с нами своими историями и рассказывать о своей жизни. Среди участников опроса, по нашей просьбе, были приверженцы многих духовных традиций – ученики, учителя, руководители корпораций, – и мы получали ответы со всего мира.

Участники также заполняли множество стандартных анкет – происхождение, религиозные убеждения, духовные верования, представления о смерти; как долго они пребывают в поиске истины… Я спрашивал о том, во что они верили в детстве и какой была вера в их семье, желая понять, изменились ли их убеждения после прозрения. Я также интересовался тем, как именно произошло переживание – под влиянием галлюциногенов, во время клинической смерти, религиозного преображения, интенсивной медитации, вдохновенной молитвы?

Кроме того, при исследовании я отбирал и такие сведения, которые, как мне казалось, могли напрямую указывать на особую деятельность мозга, – такие процессы мы определили еще раньше благодаря проведению МРТ‑сканирований во время духовных практик. Например, если участник эксперимента рассказывал о том, что пережил невероятную радость, я мог предположить, что произошла интенсивная стимуляция зон мозга, отвечающих за положительные эмоции. Или, если человек испытывал глубочайшее чувство единства с Богом, должно быть, влиянию подверглась теменная доля – поскольку именно она отвечает за наше ощущение единства и связи с другими. А если кого‑либо переполняли чувства любви и сострадания, весьма вероятно, что снимки мозга в это время показали бы нам возросшую активность в зонах, связанных с переживанием озарения, социальной осознанностью и положительными чувствами по отношению к другим.

 

Элементы Просветления

 

Я особенно хотел знать, влияло ли на характер таких переживаний воспитание в религиозной среде и принадлежность к определенной религии. В конце концов, если бы в нашем опросе принимали участие только ревностные католики, посещающие церковь, мы не смогли бы понять, переживают ли иные чувства буддисты или атеисты. Я с радостью обнаружил, что спектр наших участников был очень разнообразным и совершенно не зависел от демографических данных. Нам присылали свои истории и богачи, и бедняки. В плане этнических групп мы получили самый широкий охват. Даже несмотря на то что большая часть респондентов проживала в Америке, все же пятнадцать процентов – немалая часть – писали нам из других частей света. Женщины и мужчины были представлены в равных частях. Пределы возраста участников варьировались от восемнадцати до восьмидесяти двух лет. По религиозным убеждениям многие принадлежали к господствующим ветвям христианства (католики и протестанты), но также было немало иудеев, мусульман, приверженцев индуизма и буддистов. Был также большой процент атеистов – около четверти – что согласовывалось с другими исследованиями религиозных предпочтений. Многие из наших участников называли себя агностиками и спиритами – или просто писали, что создают собственные практики на основе различных религиозных традиций, как строгие, так и вольные.

И что же мы обнаружили? Анализ привел меня к принципиально новому выводу: я выделил пять основных элементов, порождающих переживание Просветления, и они, как правило, одинаковы для всех:

 

1. Чувство единства или взаимосвязи.

2. Невероятная сила переживания.

3. Ясность ума и новое понимание фундаментальных истин.

4. Чувство абсолютного смирения, или утрата сознательного контроля.

5. Осознание необратимых изменений – в убеждениях, в жизни, в целях.

 

Впрочем, характер проявления этих элементов в высшей степени изменчив и индивидуален. Например, вы можете ощутить единство с природой, всемирным сознанием или Богом. Вот рассказ американки (65 лет), исповедующей иудаизм:

 

Это было как наполненное энергией слияние и соединение с самой мощной Созидающей Силой/Существом во всех вселенных и за их пределами. В тот момент я в одно и то же время сохраняла прежнее осознание себя как индивидуальности, но также была частью «Бога» (у меня, правда, не находится другого слова). Пронизанная силой всего Творения/Творящей силы, я была исполнена радости настолько великой, что она питала мое Существование духовным родством со всем и всеми.

 

Теперь обратите внимание на схожесть в переживании единства: ниже приведен другой рассказ, присланный женщиной из Индии (43 года):

 

Однажды, когда я занималась Праническим Исцелением (направляла энергию в разные части тела посредством наложения рук), слезы полились у меня по щекам. Затем я испытала чувство «ЕДИНСТВА» со всеми созданиями. Мое тело было очень легким, и не было никакого отличия между мной и внешней реальностью. Не было никакого чувства «себя». Этот опыт был уникальным.

 

Оба эти примера выражают переживание единства: в первом случае – чувство невероятной связи с Богом, во втором – связи со всеми живыми существами и с самой реальностью. Но вторая история служит примером еще одного качества, которое часто упоминается в священных писаниях Востока: утрата чувства собственного «я». Человек в прямом смысле ощущает, как будто его собственная личность растворяется. Там нет «я» – просто всеобщее чувство осознания или переживания единства.

Прошу, задумайтесь об этом на мгновение. Как бы вы себя чувствовали, если бы пережили исчезновение собственного «я»? Это звучит очень страшно, потому что мозг использует самоидентификацию, чтобы провести различия между нами, другими людьми и всем миром. Если бы не было никакого «я», или «ты», или «мы», или «оно», все бы смешалось воедино. Не существовало бы никакого разделения. Разум, как правило, приходит в смятение при одной только мысли о подобных переживаниях – что уж говорить о том, когда доводится их испытать? Кроме того, писать или рассказывать о таком опыте неимоверно сложно, поскольку именно слова помогают мозгу создавать разделения между нашим телом и внешней реальностью.

У меня было такое же чувство, когда я пережил Бескрайнее Сомнение. В конце концов я подверг сомнению даже собственную личность. Я чувствовал, что потерял всякую связь со своей идентичностью – и стал глубоко связанным со всем остальным. Интересно, что о таком же чувстве говорили буддисты и францисканские монахини, принимавшие участие в нашем исследовании по сканированию мозга. В тот момент, когда они испытывали чувство единства, или утрачивали собственное «я», мы наблюдали резкое падение активности в теменной доле – области, которая создает условное различие между «я» и «другой». Теменная доля помогает нам определять свое положение по отношению к внешним объектам и ориентироваться в пространстве. Снижение ее активности влечет за собой ослабление ощущения собственного «я», границы размываются, и это дает нам чувство связанности со всем – с Богом, природой, Вселенной и так далее. Похоже, не имеет значения ни религиозный, ни культурный фон. И все мы обладаем этой неврологической способностью – чувствовать глубокую связь и единство, которое, как правило, связано с великим Просветлением.

Сила переживания – второй элемент Просветления – часто связана с чувством единства, но иногда соотносится и с другими элементами. Человек может внезапно ощутить глубокую радость или любовь, увидеть интенсивный яркий свет или услышать звук, который кажется необычайно красивым. Обратите внимание на этот рассказ сорокатрехлетнего мужчины:

 

Я, личность, лишенная имени, летел по нескончаемым «американским горкам», словно волна чистого, белого, наполненного ликованием света. Восторг был ошеломительным, он возрастал и снижался вместе с волнами света. Светлый путь казался бесконечно долгим в обоих направлениях. Чувство бытия и света было БЕСКОНЕЧНО БОЛЕЕ РЕАЛЬНЫМ, чем все, что я когда‑либо испытал.

 

Можно увидеть, как он чувствует необходимость выразить свое переживание с помощью эмоционально мощных слов: «наполненный ликованием», «ошеломительный», «бесконечный», «чистый». Такие слова помогают передать драматическую интенсивность переживания, и многие участники именно так рассказывали о своем опыте. Создается впечатление, что невероятная интенсивность переводит переживание из разряда малых озарений в великое Просветление, усиливая чувство реальности происходящего.

Третий ключевой элемент при переживании Просветления – это чувство абсолютной ясности ума. Многие говорили, что переживание изменило их жизнь, поскольку все теперь обрело для них совершенно иной, более глубокий смысл. Они яснее представляли свою цель в жизни, ценность отношений и то, к чему хотели стремиться в будущем. Именно так произошло с женщиной‑ученым (37 лет) во время глубокой медитации:

 

Все в жизни, казалось, стало невероятно четким. Я обладала потрясающей ясностью ума. Я как будто смотрела на жизнь изнутри. Я работаю в науке и воспитывалась в духе традиционной религии, но всегда отвергала идею «слепой веры» и старалась ее избегать. Несмотря на мое смятение, этот опыт, казалось, удовлетворил мою ориентированную на доказательства ментальность при помощи интуиции. Чувство было таким, словно моя интуиция откуда‑то «из глубины» предоставила мне некое переживание, ставшее доказательством.

 

Невероятная ясность ума, прежде неведомая, преобразила ее мысли, чувства и действия: «Я даже чувствую, что благодаря этому переживанию стала более способным ученым и мыслителем, потому что теперь мой страх перед истиной стал намного меньше».

Четвертый ключевой элемент Просветления – чувство смирения, возникающее по мере переживания, и абсолютное принятие всего, что с вами происходит. Другими словами, не вы управляете переживанием и не вы заставляете его происходить – оно управляет вами. Вы словно мчитесь по трассе. Подумайте о слове «Просветление»: откуда приходит этот свет? Словно свет Солнца, он исходит из источника, отличного от вас. Ниже мы привели историю одной католички – прекрасное описание смирения:

 

Те дни моей жизни были полны страдания. Я была в смятении. У меня не было никакого чувства, будто я живу по воле Божией. Все было во тьме. Я кричала, но никто не приходил на мой крик. Внезапно я услышала глас Божий. Бог спросил меня, сделаю ли я все, о чем Он попросит. Это был не голос, который можно было услышать ушами – скорее, внутреннее знание. Я сказала «да», но ответом мне было молчание. Прошел еще день, а затем Он спросил, готова ли я пожертвовать для Него всем, даже моей религиозной верой и спасением. Я растерялась. Я не могла поверить, что Он мог спросить такое у меня. Так что я ждала и пыталась различить, Бог ли спрашивал меня об этом – или какой‑либо иной дух. Я молилась на протяжении еще нескольких дней, и ужас все возрастал. Наконец я поняла, что не в силах сдержать свое согласие. Я смирилась, я отказалась от всего, включая веру и спасение, во имя только одного. Я любила Бога так сильно, что на самом деле отдала бы все, лишь бы быть с Ним. Я сказала «да», и в одно мгновение Бог вернул мне все преображенным. Он освободил меня. С этого дня между мною и Богом совершенно иные отношения. Они до сих пор остались прежними. Нет расстояния. Нет разделения. Это так! Что именно изменилось? Я теперь не прикована к доктринам, догмам или ритуалам. Я вижу действие Бога везде и во всем.

 

В тот миг, когда она смирилась с крушением своих глубочайших убеждений, она обрела нечто большее – переживание, отражающее множество элементов Просветления. Вся система ее религиозных убеждений изменилась навсегда – и родились новые отношения с Богом. Старые верования исчезли. Все ее мировоззрение изменилось: теперь она видела Бога во всем.

Чувство «необратимого изменения» – возможно, самый главный элемент, поскольку он определенно отличает малые озарения от великого Просветления, преображающего сущность человека. Например, человек может пережить сильные эмоции в миг оргазма, когда создается недолгое переживание единства, – но оргазм вряд ли изменит вектор вашей жизни. Вы можете работать в научной лаборатории и испытать глубокое озарение, которое даст вам невероятную ясность ума в работе – но вы, скорее всего, будете чувствовать себя просветленным не более пары минут.

Никто из участников нашего опроса не указал, будто испытал все пять элементов Просветления. Многие не слишком‑то прояснили, насколько это переживание изменило их жизнь, – и потому сложно сказать, были ли эти события переживанием малого или великого Просветления. По сути, когда жизнь круто меняется, редко кто из нас не чувствует себя смиренным. Вспомните: даже Будда не говорил, что стал просветленным, – он лишь сказал, что пробудился. Но он испытал единство, обрел ясность ума, ощутил невероятную силу переживания и принял все со смирением. И да, его жизнь полностью изменилась.

 

Уникальность Просветления

 

Когда я анализировал присланные истории, я был поражен широким диапазоном изменений даже среди тех, кто воспитывался в одинаковой культурной обстановке. Например, если принять во внимание, что участники нашего опроса по большей части были людьми религиозными, то не может не показаться странным, что Бог упоминался только в пятой части всех историй – а если еще точнее, то в 18 %. Иисуса Христа упоминали менее чем 4 % участников – и это несмотря на то, что половина приверженцев религии относила себя к христианам. Примерно 10 %, не больше, говорили о любви; менее чем 5 % – о сознании и об истине. А мне казалось, что именно эти чувства и идеи будут при описании преображения упоминаться гораздо чаще. По сути, все рассказывали о своих переживаниях совершенно по‑разному.

Тем не менее я действительно обнаружил различия – гендерные. Переживания мужчин были больше ориентированы на мир, вселенную и сознание, в то время как женщины были больше сосредоточены на Боге, любви, отношениях и детях. Следующие два примера иллюстрируют это:

 

Когда родился мой третий ребенок, я пережила молитву так, как никогда прежде, – и никогда не переживала ничего подобного впоследствии. Я чувствовала такую подавляющую радость, что около тридцати шести часов, прерываясь только на сон, я не переставая мысленно славила Бога. Я чувствовала, словно меня несет захватывающий поток – из которого я могла выйти в любое время, но только не хотела выходить. Это чувство восторженной звалы постепенно прекратилось, как будто я постепенно возвращалась к нормальному состоянию. Я думаю, что быть с Богом на небесах – это, наверное, сродни тому, что испытала я в миг этого восторга.

 

У этой женщины рождение ребенка вызвало интенсивное духовное переживание, но оно явно не имело признаков Просветления, так как угасло и не привело к постоянным изменениям в ее общих убеждениях и поведении. Тем не менее мы считаем, что эти малые «просветления» могут проложить путь к будущим судьбоносным событиям.

Теперь сравните рассказ профессора колледжа (70 лет):

 

Я не столько заинтересован в присоединении к духовной группе, сколько в наблюдении за их ритуалами в качестве участника, в контексте их шаманских верований. На меня глубоко повлиял опыт измененных состояний сознания – настолько, что я бы сказал, что моя религия – больше метафизическая философия.

 

Два этих ярких примера показывают, что мужчины, как правило, мыслят более глобально, в «больших масштабах», в то время как женщины ориентированы на «общество и семью». Другими словами, мужчины сосредоточены на абстрактных идеалах, а женщины – на межличностных отношениях. Конечно, это не всегда верно: в нашем исследовании было много женщин, которые говорили о «великих идеях», и много мужчин, которые размышляли о семье. Но по большому счету, гендерные различия, как правило, влияют на глубинный смысл Просветления – как и на то, в какую сторону оно направляет нашу жизнь.

Каждый человек имеет различные нейрохимические и гормональные «профили», и каждый мозг – мужской и женский – функционирует немного по‑разному. Даже если мужчины и женщины могут интерпретировать Просветление по‑своему, преимущества и результаты в значительной степени остаются теми же самыми. Все чувствуют, что событие преображает их жизнь, и в каждом переживании мы находим ключевые элементы – чувство единства, ясность ума, интенсивность эмоций и смирение.

Другим общим знаменателем было использование таких слов, как «сила», «энергия» и «мощь». Все они отражают свойства, связанные с Богом и духовностью, и все же недостаток обычного языка предполагает, что Просветление выходит за рамки религиозных представлений об антропоморфном божестве. Это различие отражает еще один важный факт: личные духовные пробуждения, исполненные сильных чувств, по всей видимости, ослабляли религиозные убеждения, основанные на доктринах, – то есть те, в рамках которых воспитывались многие участники нашего опроса. История католички, приведенная выше, показывает, как та перешла от традиций и догм к совершенно иному смыслу духовности.

Кстати, Просветление может привести к тому, что человек полностью откажется от религии.

Большая часть тех, кто пережил Просветление, впоследствии проявили интерес к занятиям духовными практиками. На самом деле произошло снижение на 10 % в религиозных интересах и убеждениях участников, но на 89 % увеличилась духовная деятельность. Многие респонденты чувствовали, что их переживания недостаточно полно изложены в догмах религии, в которой они воспитывались, и таким образом, они отвернулись от традиционных доктрин, перейдя к более личному поиску истины. Тем не менее более половины тех, кто прочно отождествлял себя с определенной религией, считали, что их вера углубилась, и почти все чувствовали, что их жизнь обрела новые смысл и цель.

 

Реальность Просветления

 

Как правило, мы принимаем реальность как нечто должное. Скажите, вы хотя когда‑нибудь, глядя на свой дом или машину, задавались вопросом, не иллюзия ли это? Скорее всего, нет! В самом деле, почему вы предполагаете , что книга, которую вы держите, реальна? По большей части ваш мозг не заботится о реальности чего‑либо, он заботится только о том, чтобы «карта» – видение, звук, или даже фантазия – была полезной . Даже когда мы спим, мозг не ставит под сомнение реальность переживаний, испытанных во сне; мы делаем это только тогда, когда просыпаемся, потому что сны вообще‑то не слишком полезны для решения повседневных задач.

В юности я часто видел один и тот же сон, в котором меня преследовал динозавр. Я знал, что динозавров уже не существует, но во сне бежал так быстро, что, проснувшись, я в прямом смысле задыхался. Мой мозг воспринимал динозавра как абсолютную реальность, но через пару минут мое сознание, вновь бодрствующее, говорило себе: «О, это был просто сон!»

Просветление – это нечто совершенно иное. Ни один из участников нашего опроса не сказал: «Это был приятный опыт, но это не более чем фантазия». Повседневную реальность мы ощущаем более реальной, чем сон, – и равно так же Просветление для наших чувств становится более реальным, чем повседневная действительность! Один психиатр (60 лет) рассказал об этом так:

 

Мое переживание ощущалось совершенно реальным – более реальным, чем обычно. Я чувствовал, как будто коснулся чего‑то очень древнего, мощного и связанного со всем миром; я редко испытываю подобное в повседневной жизни. И только в эти краткие мгновения «выхода за предел» я действительно чувствую себя живым. Такое чувство, что они более реальны, чем сама жизнь.

 

В моем исследовании был особый вопрос о том, насколько «реальным» казалось переживание по сравнению с фантазией или галлюцинацией, и почти все единодушно отвечали, что оно было чрезвычайно реальным. Интересно, что неврологи, и я вместе с ними, никогда не были в состоянии разрешить эту загадку: «Почему мы считаем, будто что‑то – что угодно – реально? И какая часть или части мозга помогают нам сделать это определение? МРТ‑сканирование мозга дает нам одну возможность для предположений. Во многих исследованиях мы отмечали, что духовные практики и интенсивные переживания оказывают мощное воздействие на таламус, центральную структуру мозга, которая обрабатывает сенсорную информацию и помогает разным частям мозга «общаться» друг с другом. Существенные изменения, которые мы видим в таламусе во время сильных духовных переживаний, могут объяснить, почему Просветление является для нас столь необычно реальным.

Существует еще одна часть этой «загадки реальности», которая является уникальной для Просветления. В отличие от сна, который кажется нереальным сразу после пробуждения, Просветление всегда кажется более реальным, чем повседневная реальность – даже когда вы вспоминаете о нем по прошествии многих лет. Это все равно что сказать, будто ваш прошлогодний сон до сих пор воспринимается вами более реальным, чем вся ваша жизнь! Как странно и невероятно! И тем не менее почти все участники нашего опроса – более 90 % – сообщили, что эти переживания по‑прежнему воспринимаются ими настолько же реальными – или даже более реальными, – чем действительность, с которой они встречаются каждый день.

Это говорит о преображающем эффекте Просветления. По всей видимости, оно остается с вами на всю оставшуюся жизнь. И для большинства людей, которые переживали этот опыт, это большое преимущество – знать, что есть «более великая» или «более правдивая» реальность, чем та, которая воспринимается мозгом. У большей части наших участников это глубокое чувство уменьшило страхи и тревоги. Кстати, Просветление способно еще и на это: благодаря ему наши страдания или их причины кажутся менее реальными.

 

Необратимость Просветления

 

Как мы уже отмечали ранее, отличительной чертой великого Просветления является его постоянство. Это переживание навсегда меняет главные аспекты нашей жизни, наши ценности и системы убеждений, даже наши привычки и поведение.

Обратите внимание на замечательный пример переживания, навсегда преобразившего жизнь пожилого мужчины (53 года):

 

Во время «призыва к алтарю» служители церкви собрались вокруг меня, возложили на меня руки и молились за мое освобождение. Я ощутил духовное присутствие и услышал голос, говорящий в моем сознании. В тот момент я мысленно решил соединиться с этой сущностью и почувствовал, что в моем сердце, жестком и непреклонном, произошла перемена. В прошлом я совершал поступки, которые были беззаконны и безнравственны, но никогда не чувствовал угрызений совести и не проливал слез. В ночь моего освобождения «твердость» рассыпалась, и я ощутил то, что могу описать только как «теплое масло», пролившееся на мою внутреннюю суть. С этого момента мои мысли стали меняться. Я полностью бросил курить, хотя много раз тщетно пытался. Я отказался от всех незаконных дел и потерял интерес к наркотикам, даже несмотря на то, что это был мой образ жизни. Несколько месяцев спустя я решил стать служителем веры.

 

Его изменение помогло преодолеть глубокие личные проблемы: немногие лечебные средства способны на такое. В один день он полностью изменился, и его пристрастия мгновенно растаяли. Наш опрос полнится описаниями таких удивительных событий, навсегда изменивших образ жизни многих людей.

Ниже приведена таблица, которая ясно показывает, что у 80 % тех, кто пережил моменты Просветления, усилилось понимание цели и смысла жизни. Часто это выражалось в улучшении отношений с друзьями и семьей, всплеске энтузиазма в работе или других значимых событиях в жизни. Страх смерти резко сокращался. 56 % наших участников считают, что их здоровье также улучшилось. Они психологически и физически чувствовали себя лучше. Почти 90 % чувствовали возрастание интереса к духовным устремлениям.

Просветление может улучшить практически каждую грань вашей жизни: ваши отношения, ваше здоровье и ваше желание обрести более значимые смысл и цели. После того как вы испытаете преображение, даже памяти о событии достаточно, чтобы усилить вызванные им изменения. Вот как выразил это один юноша:

 

Всякий раз, когда я думаю над мгновениями глубоких озарений, такое чувство, будто я прикасаюсь к чему‑то изначальному, нераздельному, исполненному невероятной силы; к чему‑то, о чем в обычной жизни я просто не помню. И только в эти минуты я чувствую, что жив.

 

Когда люди вспоминают о Просветлении, даже само воспоминание усиливает те элементы, которые заставили их изменить свою жизнь.

 

Как Просветление изменило следующие аспекты вашей жизни:

 

 

Просветление без Бога

 

Западные представления о просветлении обычно относятся к переживаниям малых озарений, связанных с мгновенным, интуитивным проникновением в суть проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, например – нахождение решения задачи или понимание того, как наладить личные отношения. Они важны, потому что могут подготовить мозг к переживанию великого Просветления, способного изменить всю вашу жизнь.

Впрочем, Просветление обычно понимается как форма духовного развития, и для людей, в чьей жизни нет места Богу, религии или теологической философии, само это слово может являться табу. Возможно, именно этот запрет не позволит человеку понять, что он в действительности испытал некоторые – а то и все – из пяти ключевых элементов Просветления, определенных нами в предыдущей главе: чувство единства, ясность ума, сила переживания, смирение и необратимое изменение основ мировоззрения. Поскольку главная цель данной книги – демонстрация неврологических свидетельств того, что личное преображение доступно каждому, мы хотели бы поговорить о том, как Просветление видится глазами неверующего человека.

За прошедшее десятилетие мы наблюдали радикальный подъем атеизма. Потребность в религии находится на минимальном уровне за всю историю Америки1. По сути, более сорока шести миллионов американцев открыто объявляют себя нерелигиозными2. Это 20 % взрослого населения. Среди людей моложе тридцати эта доля составляет 60 %. Люди, родившиеся в конце XX столетия, в три раза более склонны отказываться от религии отцов, и уверены в том, что традиционные системы верований не могут удовлетворить их духовные запросы3. Одна из девушек, принявших участие в нашем исследовании, выразила это отношение, свойственное новому поколению:

 

Мои родители погибли, когда мне было чуть больше двадцати, и я рухнула в бездну наркотиков и разврата. Я дрейфовала по жизни и не знала, куда меня выведет ее река. В то время я была агностиком, но со временем начала испытывать постепенное пробуждение религиозного чувства. У меня было стойкое ощущение того, что кто‑то или что‑то – возможно Бог, – наблюдает за мной. Из‑за этого я попыталась вернуться в церковь моего детства, но поняла, что это точно не для меня. Догматизм подавлял все. Если коротко, я начала осознавать, что вряд ли могла вписаться в любую форму организованной религии. Это все из‑за догмы – «У нас все нормально, у тебя нет». Такая форма мышления была для меня неприемлемой.

 

Тем не менее поиск духовных переживаний, как кажется, продолжает возрастать. Как показало национальное исследование, проведенное в колледжах, 80 % студентов подтвердили, что духовный поиск очень важен для их жизни4. Их интересуют не доктрины, а усиление чувства единства с жизнью и более крепкой связи с другими и со всей вселенной. Независимо от того, знают они об этом или нет, они тоже ищут Просветления.

Данные, полученные нами благодаря опросу, показывают, что Просветление могут испытать и верующие, и неверующие. В этой главе мы подробнее рассмотрим то, как переживание Просветления действует за пределами религиозных границ, приводя к более терпимому отношению между религиозными и нерелигиозными группами.

 

Просветление без Бога?

 

Наш опрос раскрыл захватывающую перспективу – оказалось, что нерелигиозные люди тоже могут пережить Просветление. Многие из наших респондентов назвали себя атеистами и тем не менее рассказывали о своих переживаниях, используя духовную терминологию. Вот что написал один из участников опроса:

 

Я не очень‑то религиозен, но испытал ряд духовных переживаний. Однажды я ощутил связь с божественным посредником – я ощутил его как множественность единого разума, который люди называют «Богом». Это переживание моментально дало мне ответ на все вопросы, бывшие у меня были по отношению к природе мироздания, реальности и религий.

 

В общем‑то, нерелигиозные люди определяют духовность как ясное ощущение взаимосвязи всех элементов мироздания и как чувство цели, придающее жизни смысл и наполненность. Многие обретали Просветление в тот момент, когда особенно глубоко размышляли над религиозными вопросами:

 

У меня было истинное духовное пробуждение, когда я понял, что религия и духовный поиск совершенно мне в жизни не нужны, – и мне не нужно принимать никакой системы верований, помимо принятия того факта, что они просто существуют – такого вот «экзистенциального» отношения. Ничто иное не имеет для меня смысла. И я верю, что покой моего разума зависит от моей способности находить смысл в мире, в котором я живу. Мне не нужно ни внешнего подтверждения, ни набора правил, чтобы жить в свое удовольствие и следовать нормальным моральным законам.

 

Другие приходили к заключению, что в религии нет необходимости для понимания вселенной. Вот, например, рассказ мужчины тридцати восьми лет, считавшего себя агностиком. Он испытал спонтанное переживание, заставившее его прекратить все религиозные искания.

 

Я просто шел по улице, когда все вокруг внезапно стало «живым». Ветер казался более реальным, чем обычно. Горы выглядели огромными. Все было глубже, более чувственно, и я ощутил некую внутреннюю радость – или, может быть, это было спокойствие, – какую я никогда не испытывал прежде. Теперь, когда бы я ни оказался на природе, все кажется более прекрасным, и я испытываю чувство полноты и удовольствия, неведомое раньше. В тот момент я «знал», что бога не существует, и у меня не было причины принимать религиозные ценности. Я чувствовал себя цельным, просто пребывая в настоящем моменте, и я до сих пор так себя чувствую.

 

Что интересно, качество Просветления у атеиста часто неотличимо от качества переживаний самого ревностного христианина, мусульманина или иудея. Атеисты испытывают сильные чувства и глубочайшую ясность ума в том, что касается их представлений о жизни. Также они рассказывают о сильном чувстве единства с человечеством или со вселенной – и тем не менее эти переживания убеждают их в том, что Бога не существует, как поведал нам следующий участник опроса:

 

В культурном плане я по сей день остаюсь мормоном. Изучение молекулярной биологии заставило меня поверить в то, что эволюция была намного более вероятной, нежели создание мира разумным творцом, и я пересмотрел свои прежние духовные переживания. Я пришел к выводу, что слишком сильно верил в собственные чувства – и что Небесного Отца, вероятно, не существует. Я решил молиться об этом прозрении и испытал то же самое теплое чувство в груди, какое ощущал во время прежних духовных озарений. По сути, Бог «свидетельствовал» мне, что Небесного Отца не существует. Это событие преобразило мою жизнь.

 

С Богом или без него, Просветление способно радикально изменить ваше мировоззрение. Некоторые после такого переживания полностью оставляют религию и уходят в науку. У других, как, например, у Альберта Эйнштейна, остается глубинная духовность, заключенная в рамки научного мировоззрения:

 

Самое прекрасное и самое сильное переживание, какое человек только может испытать – это прикосновение к тайне. Это основополагающий принцип религии, а равно так же – и всех серьезных стремлений в науке и искусстве. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кажется мне если не мертвым, то по меньшей мере слепым5.

 

Эйнштейн глубоко проникся идеями западных просветителей, таких как Барух Спиноза и Иммануил Кант, и в своей автобиографии он рассказывает о нескольких переживаниях, которые испытал в детстве – о переживаниях глубокого «изумления», изменивших его жизненный путь и определивших его суть. Первое такое переживание он испытал в пять лет, когда отец показал ему компас:

 

Я до сих пор помню… что это переживание невероятно сильно меня поразило – и очень надолго осталось в моей памяти. За вещами скрывалась некая глубокая тайна… В двенадцать лет я пережил второе изумление совершенно иной природы – благодаря маленькой книге, посвященной евклидовой геометрии… [ее] ясность и четкость оказали на меня невыразимое впечатление6.

 

Это предполагает, что просветления могут случаться довольно рано, уже в детстве, и пережитые мгновения могут определить будущий жизненный путь.

Атеисты, как и остальные участники нашего опроса, как правило, сообщали о том, что Просветление наделило их более глубоким чувством смысла и цели в жизни, позволило улучшить личные отношения и более оптимистично смотреть на мир. Итоги исследования позволяют предположить, что у Просветления есть следующие универсальные эффекты – те, кто его пережил:

 

• чувствуют себя более открытыми для новых идей;

• не переживают о прошлых ошибках;

• меньше нервничают и тревожатся, решая разного рода проблемы;

• чувствуют себя более счастливыми, мирными и довольными жизнью.

 

Светский язык Просветления

 

Как правило, атеисты глубоко размышляют над религиозными и духовными вопросами, но пережитые моменты озарений часто заставляют их думать, что религиозные убеждения ложны в самой своей сути. Конечно, можно поспорить и сказать, что Просветление заставляет всех усомниться в старых убеждениях – и заменить их более осмысленными представлениями, которые могут принимать форму как религиозных, так и светских доктрин, а также довольно часто основаны на идеях любви, сострадания или свободы. И если заглянуть под внешнюю оболочку, оказывается, что неверующие люди придерживаются тех же ценностей, которые отражены во многих религиозных текстах, а Просветление часто усиливает их моральные обязательства по отношению к обществу. Атеисты также чувствуют глубокую связь – не с Богом, но с человечеством или с миром. Вот еще один пример из нашего опроса:

 

Логика, разум, семья и друзья дали мне все чудесные переживания, частью которых я был и которых я желал. Я не жду никаких сверхъестественных переживаний и не желаю их испытывать, да и не думаю, будто они существуют. Я думаю, что знание и понимание, соединенные с состраданием и любовью, намного более важны и приносят гораздо больше удовлетворения, нежели любой духовный или религиозный опыт.

 

У тех, кто относил себя к атеистам, прослеживалось явно критическое отношение к религии. Причины этого сложны. Некоторые из наших участников еще в детстве испытали не слишком‑то радостные переживания, а порой и страдания, связанные с религией. Другие отворачивались от религии, поскольку видели лицемерие ее приверженцев и отличие их поведения от правил их же собственной веры. Некоторые не принимали насилия, о котором говорилось в священных текстах, или же того кровавого конфликта, который до сих пор бушует в мире между разными религиозными группами. Вместо того чтобы смириться с верой во что‑то, чего они не испытывали или в чем не убеждены, они предпочитают верить в логику, разум, человеколюбие и науку. Вот пример того, как один‑единственный случай привел к тому, что ребенок стал скептиком:

 

Когда я был маленьким, мне случилось оказаться на похоронах. Мои родственники, по большей части, настоятельно твердили мне, что умерший отправился на Небеса и с земли его забрали ангелы. Когда опускали гроб, я действительно увидел ангелов, окруживших покойника. Но когда я сказал об этом семье, они обругали меня и сказали, что я все вру. В итоге я предположил, что просто намечтал себе видение, которое очень хотел увидеть, но которого на самом деле не существовало. С тех пор я с недоверием отношусь к каждой истории о религиозных переживаниях.

 

Несмотря на разницу в воспитании и системах убеждений, когда люди обретают Просветление, их переживания схожи – вне зависимости от того, происходит ли это событие с религиозными или неверующими людьми. Атеисты склонны использовать «логические и разумные» цепочки мозга, чтобы отвергать религиозные убеждения, в то время как верующие используют те же самые цепочки мозга, чтобы эти религиозные убеждения поддерживать. Один из наших участников сказал об этом довольно прямо: «Моя духовность основана на разумных доводах и исследовании, а не на каком‑то переживании или событии». Но в то же время стоит заметить, что он указывал на разум и исследование как на явления, имеющие, хотя бы отчасти, духовную природу, – и в своем восприятии мира объединял логику и духовность.

Религиозные убеждения часто основаны на языке. Форму им придают культура и общество, в которых проходит наше воспитание. Но Просветление превыше всяких слов – и неудивительно, что многие атеисты тоже начинают бороться со своими прежними представлениями о теологии. Именно с этим и связано Просветление: с открытием того, что мир – и чьи‑либо верования – отличаются от того, как мы их себе представляли. Просветление не обещает блаженства. Оно предлагает более великую правду, и если новые истины входят в противоречие со старыми убеждениями, может возникнуть внутренний конфликт. Для атеиста, избравшего логику подругой жизни, это может стать проблемой. Просветление – даже несмотря на то, что дает человеку невероятную ясность ума, – отрицает любую логику.

 

Просветление и наркотики

 

В ходе нашего опроса выяснился один момент: в историях тех участников, которые, по их словам, не признавали никаких религий, четко выделялось одно слово: психоделики. Чаще всего такие истории представляли собой рассказы о наркотических переживаниях, после которых у людей совершенно менялся взгляд на мир. Но и те, кто посвятил жизнь религиозным и духовным практикам, также сообщали нам о том, как различные наркотики способствовали их личному преображению. Вот как шестидесятилетний психолог, агностик, рассказал о своем опыте с МДМА – это синтетический наркотик, больше известный под названием «экстази», и изначально он предназначался для пробуждения эмпатии в отношениях партнеров.

 

Несколько лет тому назад мы с женой пытались справиться с проблемами, угрожающими стабильности наших отношений. Мы согласились провести день под экстази, и оба увидели друг друга совершенно с другой стороны. Мы решили вопросы, мешавшие нашей близости на протяжении десятилетий, и последние восемь недель были одними из лучших в нашей жизни. Казалось, мы сумели создать новую духовную связь, которая объединила нас и усилила нашу любовь друг к другу.

 

С его точки зрения, «экстази» привел к необратимому изменению в отношениях и позволил ему испытать чувство единства – не с Богом и не со вселенной, а с женой. Было ли это малым или великим Просветлением? Лишь тот, кто его испытал, может об этом судить.

Многие из тех, кто принял участие в нашем опросе, говорили, что наркотические переживания стали для них одним из наиболее духовно значимых событий в жизни:

 

Когда я в первый раз попробовал МДМА, это заставило меня принять решение – поступить в медицинский институт, стать исследователем и попытаться узаконить использование этого наркотика. Во время переживания я видел бога, но этот бог определенно был творением человека, а не наоборот. Тем не менее я должен сказать: определенно есть нечто, что мотивирует мои поступки, – то есть мой образ жизни и общения с людьми, и этот образ вполне совпадает с основными верованиями приверженцев большей части религий, с которыми мне доводилось сталкиваться. МДМА открыл эту дверь и радикально изменил и меня, и образ моего бытия в мире. Думаю, нынешние религии стремятся к той же самой цели, разве что без особого успеха.

 

Жизненный путь Эйнштейна полностью изменили компас и книга. А наш неведомый экспериментатор обрел новую цель, новый вектор и новый образ жизни благодаря психоделику. Он испытал ясное, сильное переживание, и его главные убеждения необратимо изменились – это ключевые элементы Просветления.

Но с МДМА есть проблема. Не так давно были подведены итоги двадцати пяти лет лабораторного изучения этого наркотика, и анализ исследований показал, что при употреблении «экстази» значительно ухудшаются память, сон, способность к осознанию действительности и решению задач, эмоциональное равновесие и социальные навыки7. Другие галлюциногены – ЛСД, диметилтриптамин, псилоцибин, пейот и аяуаска – также могут радикально изменять сознание и вызывать интенсивные мистические переживания, способные привести к положительным изменениям личности8. Но помимо этого они могут оказать негативные побочные эффекты и нанести сильный ущерб эмоциональной сфере. Остается вопрос: могут ли наркотики привести к Просветлению? Когда доктор Роланд Гриффитс прописал псилоцибин двадцати добровольцам – в качестве эксперимента, проведенного в Университете Джона Хопкинса, – большинство участников сказали, что после приема наркотика их жизнь и их отношения с людьми преобразились. Рассказы, как правило, были неотличимы от историй о мистических переживаниях, присланных участниками нашего опроса: в них присутствовали упоминания о чувстве единства и прикосновении к священному, о хорошем настроении, о выходе за пределы времени и пространства и о невыразимости переживтого опыта9.

Был ли этот эффект постоянным? Да! Четырнадцать месяцев спустя участники эксперимента Гриффитса назвали опыт с псилоцибином в числе пяти самых значимых событий в жизни. Вот некоторые из их свидетельств10:

 

Я пережил смерть… и за ней следовал абсолютный покой.

Я был способен понять, что значит единство.

Дыхание Бога/ветер/мое дыхание – все это одно.

Проявился более четкий и ясный ландшафт духовного мира.

Это переживание навсегда расширило мою осознанность.

Чувство единства было божественным.

 

Западная медицинская парадигма склонна рассматривать эксперименты с наркотиками как искусственные, поскольку они «вызываются» наркотиком. Но если наркотическое переживание достаточно мощное, оно все же может считаться просветлением – возможно, даже великим. Если состояние, вызванное наркотиком, приводит к значительному усилению любви, сострадания и осмысления жизни, как в приведенных выше примерах, что в этом плохого? Проблема вот в чем: психоделики не гарантируют положительного опыта. В другом исследовании «пиковых переживаний» (термин Абрахама Маслоу для кратких периодов Просветления) 47 % из тех, кто принимал псилоцибин, сообщили о преображении сознания11. Но не все эти переживания были позитивными. Один участник сказал, что «вся боль и печаль мира… разрывали само его существо».

Определенно, «неудачный трип» может стать очень неприятным переживанием и вызвать сильную душевную боль. Например, в исследовании Гриффитса примерно 25 % участников сказали, что на протяжении довольно продолжительной части сеанса они испытывали тревожность, паранойю и депрессию. А у людей с неустановленными расстройствами личности наркотик может спровоцировать переход в психотическое состояние. Впрочем, для всех потребителей галлюциногенных веществ общий риск физических и психологических осложнений остается довольно низким, особенно если эксперимент проводится в тщательно контролируемой обстановке12.

Давайте сделаем еще один шаг вперед и подумаем о тех, кто намеренно принимает галлюциногенные препараты в рамках духовной традиции. На протяжении тысячелетий целители и шаманы использовали множество психотропных веществ для перехода в измененные состояния сознания – где, по их словам, встречались с разными духами, сущностями или демонами. Полученные сведения они использовали для исцеления и получения откровений, способных повлиять на будущее их племени.

Я смотрю на это так. Я очень близорук, и когда я просыпаюсь по утрам, весь мир как в тумане. Как только я надеваю очки, мир становится кристально ясным, и я могу видеть вещи, которые никогда бы не увидел без помощи очков. Внешняя реальность вокруг меня не изменилась – но я преобразил ее восприятие. Что если галлюциногенный наркотик – как духовные очки для мозга? Что если изменилась не реальность, а лишь способность нашего мозга ее воспринимать? Наркотики изменяют физиологию мозга, и это изменение может привести к преображающему переживанию; что же до шаманов, то изменяющие сознание растительные препараты – это те «очки», которые они используют для вхождения в духовное измерение, которое – в их системе верований – действительно существует. Наше исследование предполагает, что мозг может подвергнуться необратимому изменению или от эффекта самого наркотика, или от преображающего переживания, или от сочетания того и другого.

 

Просветление? Без обмана? Шаг вперед!

 

Если коротко и по сути, Просветление – это главная цель всех мировых мистических традиций. Их цель – абсолютное смирение и обретение единства с Богом, сознанием, истиной или какой угодно идеей, лежащей в основе религиозной или духовной философии. Но сколь многие в действительности доходят до таких уровней Просветления? Наверное, мало кто осмелится сравнить свои переживания с опытом канонических гуру или святых.

Можем ли мы хотя бы отличить просветленного от непросветленного? И значит ли это хоть что‑нибудь? Опять же, любое интенсивное переживание, которое вам довелось испытать, можете оценить только вы сами. Если оно меняет вашу жизнь, дает вам более великую цель и позволяет найти глубинный смысл для всех ваших действий, то, возможно, не имеет значения, какую метку вы ему присвоите – малое озарение, великое Просветление или простая интуитивная догадка, осенившая ваш разум и мир, в котором вы живете.

Если мы не осознаём возможности Просветления или не верим в нее, мы можем упустить или проигнорировать едва уловимые неврологические изменения, позволяющие мозгу увидеть нечто за пределами наших ограниченных убеждений. Вернемся на мгновение к аллегории Платона. Если нам неизвестно, что мы находимся в «пещере» невежества, возможно, мы никогда не сумеем из нее выйти. Но если мы знаем, что нас ждет нечто большее, разум начинает воображать, какой может оказаться эта великая реальность, или высшая истина. Возможно, именно поэтому мы любим читать о просветленных: они дают нам надежду на то, что есть нечто более чудесное, чем все, что мы видим обычно и к чему мы привыкли. Конечно, в реальной жизни абсолютным судьей становятся только наши личные переживания.

Именно вера в Просветление может позволить нам встать на этот путь. И если мы сможем опознать вехи – силу чувства, ясность ума, переживание единства и принятие нового понимания, меняющего жизнь, – тогда мы сумеем осознанно совершать поступки, способные вести нас к этому великому событию. В следующей главе мы расскажем вам о том, что нейронаука узнала о «просветленном» мозге.

 

 

Спектр осознания

 

Мы не человеческие существа,

переживающие духовный опыт –

мы духовные существа,

переживающие опыт человеческий.

Пьер Тейяр де Шарден

 

С самого нашего рождения мозг обретает замечательную способность к постоянным изменениям. Подумайте о том, каким вы являетесь сегодня – и каким были неделю назад, месяц назад или даже в прошлом году. Несмотря на то что вы остаетесь тем же самым человеком, вы изучили новые навыки, испытали новые переживания и избавились от прежних убеждений и привычек, уже не имеющих в вашей жизни никакого значения. Мы называем это процессом изменения и выхода за пределы вашего нынешнего «я», «самотрансцендентностью».

Физически ваш мозг непрестанно меняется, пока миллиарды нейронов медленно перестраивают связи в безбрежном «супе» нейрохимической и нейроэлектрической активности. Различные электролиты проходят сквозь оболочку каждого нейрона, сообщая ему, когда следует пребывать в покое или, напротив, начинать активные действия. Вместе с изменением активности нейронов меняются наши чувства и мысли. В течение дня друг друга сменяют различные шаблоны мозговой деятельности, что приводит к возникновению различных состояний разума. Когда мы выполняем повседневные задачи, в действие вступают самые разные нейромедиаторы. Каждый из них может изменить наше поведение и настроение. Но что происходит, когда ваш мозг переживает Просветление? С каждым днем возрастает число исследований, призванных выявить, что происходит с людьми во время внезапных озарений, и эти инсайты – как их обычно называют нейроученые, – могут объяснить, как «малые» просветления влияют на мозг. Исследования по сканированию мозга показали: во время внезапных озарений в нескольких ключевых зонах мозга происходит быстрое изменение нейронной активности1. Деятельность рационального ума прерывается, меняется чувство собственного «я» – и сознание выходит на новый уровень. Мы видим проблемы под другим углом, интуитивно находим разгадки проблем – порой пути их решения могут показаться на удивление таинственными, – и в этот момент наши знания и убеждения могут измениться. Так что будет справедливо сказать, что путь Просветления начинается в тот момент, когда мы временно прекращаем смотреть на мир «нормально».

Некоторые интуитивные прозрения могут быть интенсивными и позволят обрести невероятную ясность ума. Но они не всегда радикально меняют систему убеждений и не всегда приводят к необратимой перемене в поведении или в функционировании мозга – а именно эти элементы мы считаем нейронными коррелятами Просветления. Но когда мы объединим данные, полученные при сканировании мозга во время творческих озарений, с теми, что получены при сканировании мозга при занятии интенсивными духовными практиками, мы, возможно, начнем подбирать ключи к биологической основе великого Просветления.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!