Смерть мозга, или Вечное настоящее



 

Жизнь длится мгновение. Прибытие – это смерть, а следование – вечно! Смерть убирает с дороги старые формы. Это помогает созданию новых форм. Жизнь как сила нуждается в циклическом проявлении в каждом отдельном организме и форме бытия.

«Хотя существуют теории и рассуждения о смерти, а также некоторое количество наблюдений, тем не менее, смерть – это неизвестное. Какими бы знаниями о смерти мы ни обладали, сама смерть не может оказаться в поле известного. Мы протягиваем руку, чтобы ухватить ее, но ее уже нет. Ассоциация – это известное. Неведомое невозможно сделать известным; привычные действия не могут схватить смерть». [160]

Ум может понять только известное. И не может удержать непознаваемое. Мы живем на земле и хотим знать, что такое смерть. Но знаем ли мы, что такое жизнь? В поле зрения нашего сознания есть только жизнь, а не смерть. Но есть желание постичь неведомое, стремление знать неизвестное. Испытать нечто совершенно противоположное тому, что называется жизнью. Возможно ли это?

Смерть – это не то, что противоположно жизни. Смерть есть неизвестное. Мы не можем иметь опыта смерти. Может ли сознание испытать такое состояние, которое через него не проявляется? Ведь то, что можем испытать и познать, – это проекция сознания, это известное. А известное может испытать лишь то, что известно; опыт всегда находится в поле известного.

Смерть неизбежна. Непрерывность может закончиться. То, что обладает длительностью, никогда не может сделаться новым; оно никогда не в состоянии обладать новизной, понять неведомое. Непрерывность – это длительность. Но то, что является постоянной непрерывностью, не есть вневременное. Вневременное не приходит туда, где есть время и длительность. Должен наступить конец для того, чтобы проявилось новое. Оно не раскрывается там, где существует непрерывность мысли.

Мысль есть постоянное движение во времени; это движение не может в себя включить состояние вечного бытия, которое вне времени. Время – это не только хронологическое время; время – это мысль, рассматриваемая как движение от прошлого через настоящее в будущее; это движение памяти, слова; это образ, символ, воспроизведение, повторение. Мысль, память приобретают длительность благодаря словам и повторению. Конец мысли есть начало нового. Новое существует лишь там, где есть умирание, – нам неведомое, неизвестное состояние. Завершение старого – это начало нового.

Изолированность исходит от ума, но не от смерти. Смерть – это неизвестное. Неизвестное тяготит – это и страх смерти, страх небытия, но и то, что происходит после смерти. Этот вопрос остается проблемой для людей на протяжении веков, и, по‑видимому, никто ее не разрешил. Ум наш настолько жаждет найти разумное объяснение смерти или удовлетворяющий нас ответ на эту проблему, что он весьма легко может соскользнуть в область иллюзии.

Смерть находится вне предела досягаемости сознательного опыта, поскольку большинство людей никогда ее не переживали. Не все человеку дано знать. Тайна в сфере сознания, угасания и потери сознания на то и тайна, чтобы быть и оставаться вечной тайной.

 

 

* * *

 

По общеизвестным данным и по рассказам людей, которых спасли от смерти в снегу или во льду, за начальным периодом смертельного холода и дрожи следует ощущение приятного тепла, успокоительного растворения и состояние, напоминающее сон или пребывание в чреве матери. Это состояние, когда рациональный, аналитический ум умолкает, а его функции берет на себя разум клетки и атомарная система организма. Биологический организм начинает угасать, и разум клетки лихорадочно ищет пути спасения в экстремальной ситуации. Он включает механизмы защиты, которые приобрел на пути своей эволюции. Эти механизмы отключают боль, затмевают сознание галлюцинациями и видениями. Биохимические реакции провоцируют появление в организме резервных сил; мечутся по каналам автоволны, перераспределяя энергетические ресурсы; временные параметры жизнедеятельности тканей и органов изменяются. Если спасение не приходит, последним умирает мозг.

 

...

Прав ли Раймонд Моуди?

 

Смерть не происходит быстро. Не наступает мгновенно. Кровь поставляет химические вещества, влагу и металлы, которые накапливаются в мозговых тканях. Мозг, наподобие батареи, порождает электрический ток, вместе с излучением субатомных частиц, он постепенно ослабевает. Он может еще функционировать какое‑то время после клинической смерти.

Есть основания полагать, что далеко не каждого опускают в могилу именно после смерти. Традиционно врачи констатировали смерть по остановке дыхания и пульса, прекращению сердцебиения, по невидящим зрачкам. Но эти критерии не давали гарантии, что организм не способен вернуться к жизни. В прошлом, из‑за ненадежности определения признаков смерти, было много случаев «воскрешения». Когда период между смертью человека и его погребением составлял несколько дней, «оживало» немало трупов – некоторые по пути на кладбище, но многие уже в могиле. В некоторых случаях люди жили после «воскрешения» лишь несколько часов, в других – в течение многих лет.

Именно такой случай произошел с Н. В. Гоголем. Когда 80 лет спустя после смерти провели перезахоронение его останков, по положению скелета определили, что Гоголь перевернулся в гробу на бок. То есть он ожил, будучи погребенным.

Ходят байки об обмороках рабочих крематориев, которым доводилось, сжигая тела покойников, видеть и слышать, как они вскакивали из гробов и бешено кричали, поглощаемые пламенем. Значит, были ошибки в установлении фактов смерти.

 

 

* * *

 

Вслед за клинической смертью наступает биологическая смерть. Она представляет собой необратимое состояние, когда оживление организма как целого уже невозможно.

У больного полностью погибает головной мозг, необратимо исчезают все его функции, включая самостоятельное дыхание, отсутствует сердечная деятельность. Является ли человек в таком состоянии, исключающем возможность даже элементарных форм сознания, живым или трупом?

Свершилось! Биологическая смерть мозга произошла. Отсутствие функций мозга – это и есть смерть!!! После нее провал в вечность небытия.

Со смертью мозга жизнедеятельность биологического организма полностью прекращается, происходит абсолютное разрушение формы, полный распад тела и возврат его элементов: органов, клеток и молекул – в их изначальный источник – в атомы. Форма, структурируемая атомами, существует – пока есть воля к жизни и сама жизнь. Поток индивидуального сознания, его непрерывность прекращается и вместе с динамической энергией жизни переходит на иной план бытия. Познающая материя на субатомном уровне сохраняет информацию индивидуального сознания и растворяется в поле памяти мироздания. Атомы, образующие физическое тело, возвращаются в источник, из которого они пришли. Этот источник – сумма планетарной материи, образующей океан бытия планетарной жизни. Некогда могущественные силы возвращаются в общий резервуар энергии. Смерть – освобождение атома для атома. Вечное настоящее!

Мы рождаемся в страданиях, а надежда на будущее ведет нас к смерти. В Евангелии сказано: «Царство Небесное внутри вас есть» (Лук. 17, 21). Почему не предположить, что Царство Небесное есть в нашем сознании. Мы создаем и осознаем его сами в себе. Каждый – исходя из интеллектуальных возможностей своего разума, духовности и веры. Ведь рай и ад, ангелов и божественные сущности человек созерцает не наяву, а в особом состоянии сознания – во время внетелесного или околосмертного опыта. При этом он оглядывает внутренним зрением образы и картины своего подсознательного бытия, видит то Царство Небесное, которое построил своим воображением и знанием сам внутри себя. Бессмертно ли сознание? Жизнь, мышление – это непрерывный процесс. В тот момент, который принято считать биологической смертью человека, происходит не столько гибель клеток мозга, сколько остановка этого непрерывного процесса. Ученые утверждают: «В СЛУЧАЕ СМЕРТИ МОЗГА НИКАКИХ СОМНЕНИЙ В ГИБЕЛИ СУБСТРАТА СОЗНАНИЯ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ». [161]

 

...

«Хранитель могилы». Китай.

 

Остается открытым вопрос истолкования «бессмертия» применительно к человеку в ситуации «после его смерти».

 

 

* * *

 

Может, бессмертие – это есть вечное настоящее!?

Опыт, на который способны клетки, проверен экспериментом. Обнаружено, что одноклеточные организмы при делении сохраняют не только вещество, но и передают клеткам‑потомкам весь свой опыт – получается дубликат образца. Это особенность одноклеточных: они таким образом выживают. Каждый становится собственным предком. Клетка А делится на первое поколение; оно тоже является клеткой А; второе поколение тоже создает все те же клетки А. Простейшие организмы не нуждаются в таких трудоемких процессах, как рождение и рост перед размножением, одноклеточные просто делятся. Можно сформулировать постулат о том, что все, чему клетка научилась, перейдет в новое поколение. Клетка А умирает, но произошедшее от нее следующее поколение – это тоже клетка А. Вера человека в то, что он будет жить в своем потомстве, возможно, происходит от этой клеточной идентичности в размножении.

Бессмертие достигается на клеточном уровне, в передаче наследственной информации через генетический код. Индивидуальная личность не совсем индивидуальна, она имеет глубоко сокрытый в тайниках подсознательной памяти опыт всех поколений, живших до нее. Весь тот опыт и знание, что создал непрерывный процесс эволюции в ходе всей истории, не исчезает, он хранится в памяти клеток организма. И человек, не подозревая этого, сохраняет в себе сокровища знаний вселенского бытия. Это и есть вечное настоящее. Оно бессмертно – пока жив хотя бы один человек во Вселенной.

 

 

* * *

 

Человечество с момента своего возникновения мечтает о продлении жизни. От ученых ждут, что они обнаружат генетический механизм, способный обновлять клетки живого организма в течение неограниченного времени (создадут пилюлю бессмертия). Это открытие открывает путь к многократному продлению человеческой жизни.

Обнадежит ли нас сообщение, что обнаружен генетический механизм, способный обновлять клетки живого организма в течение неограниченного времени? Тот факт, что клетки живого организма могут обновляться долгое время, давно известен. Примером может служить раковая клетка. Даже есть крылатое выражение, что раковая клетка продала душу дьяволу и за это получила бессмертие. Так что сама клетка получить «вечную жизнь» может. Но это не означает, что мы подошли к решению вопроса о бессмертии организма человека. Клетка и организм – категории совершенно разного уровня.

А что такое смерть организма в процессе развития вида? Это необходимость! Не будет смерти индивида – не будет развиваться и вид. Эволюция остановится. Мы зафиксируемся на каком‑нибудь определенном уровне. Но это ведь тоже смерть, хотя и не физиологическая.

Физиологическая же смерть заложена в самой генетической программе человека. Эта программа – очень сложный механизм, где каждый ген, с одной стороны, связан с другими и в то же время автономен, то есть работает по индивидуальной программе.

Если бы продолжительность человеческой жизни определял только один какой‑то ген – было бы проще достичь бессмертия. Но дело в том, что в этом процессе принимают участие не один и не два, а все существующие десять тысяч генов. И каждый ген по‑своему определяет количество лет, отпущенных организму. Поэтому найти какой‑нибудь один управляющий ген – например ген старения или ген смерти – невозможно.

Скорее всего, смерть приближается к нам сразу по нескольким дорожкам. Сегодня точно известно, что по крайней мере три причины старения возникают на уровне клеток. Это повреждения молекул ДНК (в основном из‑за окисления), укорачивание «хвостов» молекул ДНК с каждым новым делением вплоть до полного исчезновения этого «хвоста», что означает прекращение деления и смерть, и снижение активности ферментов, функционирующих в клеточных ядрах.

Но продолжительность жизни клетки – это не единственный фактор, определяющий продолжительность жизни вообще. Люди умирают не только от старости. А болезни? А травмы? Смерти не избежать.

Нет смысла в безмерной продолжительности жизни. Если будет замедляться процесс старения – будет замедляться и обмен веществ в организме. Замедлится реакция. Вместо двух минут человек будет читать страницу десять минут… И так далее. Вечная мечта человечества – обретение бессмертия так и останется пока мечтой. Теоретически предположить это возможно, а осуществить практически никому не под силу.

 

...

Саркофаг из Боттароне. Первая половина IV в. до н. э.

 

Человек, проживший настоящую жизнь в любви, заботах и хлопотах, в творчестве и тяжелой работе, должен уставать от жизни. Он не должен бояться смерти. И даже в какой‑то мере должен ожидать ее, как уход в вечный сон, где нет забот и тревог, страхов и переживаний, болезней и несчастий. А есть только успокоение и вакуум небытия.

Материя не исчезает и не стареет в своих элементарных частицах. Стареют только связи и формы. Через тот отрезок времени, который записан в генетической программе, они распадутся. И мы уйдем в мир иной. Наступает смерть. Человек знает, что все материальные частицы, которые в нем заложены, не исчезают. Они сохраняются, просто переходят в другое состояние, в иной, более совершенный организм. Уходя из жизни, он остается жить в целом, в совершенствующейся материи. Не в этом ли вечное настоящее?!

 

Примечания

1

Симонов П. В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества. – М., 1993. – С. 78.

2

Гроф С. За пределами мозга. – М., 1992. – С. 34.

3

В соответствии с древним «глиптолитовым» календарем, по мнению доктора Кабреры, год делится на 13 месяцев, каждый месяц – на 28 дней, в году было 364 дня.

4

II Libro dell’Inesplicabile, jaqes Bergier. – Edizione Mediterranee, Roma, 1977.

5

Гроф. За пределами мозга. – С. 61.

6

Калиновский П. Смерть и после… – СПб., 1994. – С. 12.

7

Книга тайн / Сост. В. Щербаков. – М., 1991. – С. 204–205.

8

Уолкер А. Э. Смерть мозга. – М., 1988. – С. 23.

9

Лобсанг Рампа. Третий глаз. – Л., 1990.

10

Сахаров Б. Л. (Йогирадж). Открытие третьего глаза. – Малоярославец, 1993. – С. 76.

11

Там же. – С. 25.

12

Кутти Б. Запретное знание: парадокс сверхъестественного. – М., 1990. – С. 6.

13

Книга тайн‑3 / Автор‑сост. С. Зигуненко. – М., 1993. – С. 174.

14

Бехтерева Н. П. Сквозь тернии к звездам! – М., 1996. – С. 93.

15

Смит Ф., Стемман Р. Тайны загробной жизни. – М., 1993. – С. 252.

16

Родштат И. В. Структурно‑функциональные предпосылки сверхчувственного восприятия. – М., 1996. – С. 3.

17

Мульдон С. Проекция астрального тела. – М., 1993. – С. 16–17.

18

Архиепископ Лука (Войно‑Ясенецкий). Дух, душа, тело. – М., 1993. – С. 16–17.

19

Архиепископ Лука (Войно‑Ясенецкий). – С. 15.

20

Бехтерева – С. 100.

21

Моуди Р. А. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. – Киев, 1994. – С. 244–245.

22

Медведев С. В. Взломанный чердак // Московский комсомолец, 1999. 15 июля. С. 4.

23

Моуди. – С. 117.

24

Там же. – С. 121–122.

25

Книга тайн. – С. 62.

26

Рэндлз Д., Хог П. После жизни. – Ярославль, 1994. – С. 242–243.

27

Investigating the Unexplained. – Buffalo, NY: Prometheus Books, 1986.

28

Рэндлз, Хог. – С. 243–244.

29

Моуди. – С. 56.

30

Там же. – С. 64–65.

31

Миелиновое покрытие – слой жировой ткани, которая покрывает нервные клетки.

32

Инграмма – запись и картинка умственного происхождения о моменте боли и бессознательного, что случилось в прошлом (отпечаток на протоплазме ткани).

33

Хаббард Р. Дианетика. – М., 1991. – С. 124, 126.

34

Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. – М., 1998. – С. 151.

35

Там же. – С. 217–219.

36

Tomohiro Kono. Eun Sung Park, Jeong‑Sun Seo & Hidehiko Ogawa Birth of parthenogenetic mice that can develop to adulthood Nature, (22 April). 2004. – Vol. 428. – Р. 860–864.

37

Laberge, S. Lucid Dreaming. – Los Angeles: Tarcher, 1985.

38

Лаберж С., Рейнголд Х. Исследование мира осознанных сновидений. – М., 1995.

39

Там же. – С. 30.

40

Родштат И. В. Структурно‑функциональные предпосылки сверхчувственного восприятия. – М., 1996.

41

Монро Р. А. Путешествия вне тела. – Новосибирск, 1993. – С. 8–9.

42

Мульдон. – С. 14.

43

Монро. – С. 73.

44

Там же. – С. 42–43.

45

Там же. – С. 114.

46

Там же. – С. 49, 53.

47

Там же. – С. 240–241.

48

Там же. – С. 20–21.

49

Уолш Р. Дух шаманизма. – М., 1996. – С. 153.

50

Монро. – С. 255.

51

Там же. – С. 12–14.

52

Хаббард. – С. 182.

53

Вейн А. М. Три трети жизни. – М., 1979. – С. 143.

54

Ретенберг В. С. Адаптивная функция сна. – М., 1982. – С. 178.

55

Книга тайн‑3. – С. 150.

56

Книга тайн‑2 / Ред. – сост. С. Демин. – М., 1992. – С. 153.

57

Сафонов В. И. Несусветная реальность. – М., 1990. – С. 99.

58

Сахаров. – С. 13.

59

Мульдон. – С. 124.

60

Сахаров. – С. 26.

61

Православные чудеса в ХХ веке. Свидетельства очевидцев. – М., 1993. – С. 66.

62

Там же. – С. 320.

63

Аверинцев С. Чудо /Философская энциклопедия. – М., 1970. Т. 5.

64

Слово «миро» имеет несколько значений. Так называют искусственный состав из благовонных веществ, который после освящения употребляется в церковном таинстве миропомазания. Другое значение – маслянистая влага, образующаяся сверхъестественным образом на иконах или святых мощах.

65

Дмитриев Е. Невероятное происшествие на космической станции «Салют‑7» // Невероятное, любопытное, очевидное. 1998. № 9. С. 6.

66

Вильсон К. Оккультизм. – М., 1994. – С. 223.

67

Рампа Т. Лобсанг. Третий глаз. – Л., 1991. – С. 104.

68

Попова Н. Кошмары самовозгорания // РИА РосБизнесКонсалтинг. 25. 06. 2007. – № 25 (59) [object].

69

Савушкина Н. И. Русские заговоры. – М., 1993. – С. 5.

70

Криксы‑плаксы – болезненное состояние ребенка, который много кричит, плачет; кила – опухоль; волос – болезнь скота.

71

Петров В. П. Заговоры // Из истории русской советской фольклористики. – Л., 1981. – С. 90.

72

Науменко Г. М. Этнография детства. – М., 1998.

73

Житина – ячменное зерно; жичина – глазной ячмень.

74

Название «соколок» имеет связь с соколиной охотой в старой Руси: у ловчих, которые держали соколов, при вытянутом положении большого пальца, у его основания вена выступала всего резче.

75

Попов Г. Русская народно‑бытовая медицина. – СПб., 1903. – С. 47–89.

76

Максимов. С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – М., 1989. – С. 68–82.

77

Самофалова Э. Тайны белой магии, или чудодейственный ключ. – М., 1994. – С. 37–40.

78

«Относы» – то есть передача болезни через вещи, снятые с заразного больного.

79

Самофалова Э. Тайны белой магии, или чудодейственный ключ. – М., 1994. – С. 37–40.

80

Максимов. – С. 68–82.

81

Введенский В. Л. Ожогин В. И. Магнитные поля человека // Кибернетика живого: биология и информация. – М., 1984. – С. 124.

82

Информационные взаимодействия в биологии // Матер. Всесоюз. семинара. – Тбилиси, 1987. – С. 27.

83

Eliade, М. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy. – Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1964.

84

Уолш. – С. 24.

85

Как рассказывает Плутарх, в подвале храма Аполлона в греческом городе Дельфы имелась расщелина в скале, откуда поднимался сладковато пахнущий прохладный воздух. Когда надо было узнать будущее, на треножник над этой расщелиной садилась жрица – пифия. Вдыхание шедшего из недр воздуха постепенно приводило пифию в экстаз, и она пророчествовала… В конце прошлого столетия, группа американских геологов проанализировали осколки известняка, из которого состоит дельфийская скала. В порах ими были найдены метан и этан, а в воде местного источника обнаружили этилен – газ, при вдыхании вызывающий эйфорию, а у некоторых опьянение, наподобие воздействия наркотического вещества. Именно свойства этих газов способствовали вхождению дельфийских жрецов в состояние измененного сознания, во время которого они предсказывали будущие события.

86

Klimo, J. Channeling. – Los Angeles: Tarcher, 1987.

87

Hastings, A. Tongues of Men and Angels. – New York: Rinehart and Winston (б. г.).

88

Klimo, J. Channeling. – Los Angeles: Tarcher, 1987.

89

Уолш. – С. 130.

90

Там же. – С. 207.

91

Вильсон. – С. 56.

92

Уолш. – С. 198.

93

Моуди. – С. 58.

94

Там же. – С. 72.

95

Hurley, T. Placebo: The hidden asset in healing // Investigation, 1985. – Р. 2 (1).

96

Klopfer, B. Psychological variables in human cancer // Journal of Projective Techniques, 1957. – № 21. – Р. 337–339.

97

Hurley T. – Р. 2 (1).

98

Thomas, L. The Medusa and Snail. – New York: Bantam Books, 1980.

99

Byrd, R. Positive therapeutic effects of intercessory prayer in a coronary care unit population // Southern Medical Journal, 1988. – № 81. – Р. 927–829.

100

Уолш. – С. 183.

101

Benson, H. The placebo effect // Harvard Medical School Health Letter. 1980. – August, 3–4.

102

Fielding, W. An interium report of a prospective, randomized, controlled study of adjuvant chemotherapy in operable gastric cancer // World Journal of Surgery. 1983. – № 7. – Р. 390–99.

103

Kleinman, A. and Sung, L. Why do indigenous practitioners successfully heals? // Social Science and Medicine. – 1979. – Р. 7–26.

104

Уолш. – С. 186.

105

Sandner, D. Navaho Symbols of Healing. – New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1979.

106

Уолш. – С. 191.

107

Книга тайн‑3. – С. 152.

108

Там же. – С. 152–153.

109

Архиепископ Лука (Войно‑Ясенецкий). – С. 100.

110

Книга тайн‑3. – С. 152–155.

111

Книга тайн‑4. – С. 232.

112

Моуди. – С. 72.

113

Там же. – С. 72.

114

Сафонов. – С. 9, 62, 94.

115

Книга тайн‑3. – С. 102–103.

116

Уолш. – С. 154.

117

Уолш. – С. 153.

118

Дэйн Радьяр. Планетаризация сознания. – М., 1995. – С. 176.

119

Медведев. – С. 4.

120

Сафонов. – С. 111.

121

Книга тайн. – С. 64–65.

122

Архиепископ Лука (Войно‑Ясенецкий). – С. 107.

123

Мульдон. – С. 252–254.

124

Смит, Стемман. – С. 252.

125

Родштат. – С. 11.

126

Кардек А. Книга медиумов. – М., 1993. – С. 486.

127

ЛСД – это наиболее мощный из известных психоактивных препаратов, производящий стимулирующее действие на центральную нервную систему и проявляющий в испытуемых необычные состояния сознания.

128

Grof, S LSD psychotherapy. – Pomona (CA): Hunter House, 1980.

129

Моуди. – С. 344.

130

Медведев. – С. 4.

131

Архиепископ Лука (Войно‑Ясенецкий). – С. 124–125.

132

Основы реанимации. – М., 1975. – С. 306.

133

Бехтерева. – С. 98.

134

Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. – М., 1996. – С. 32.

135

Моуди. – С. 234–235.

136

Рэндлз, Хог. – С. 290.

137

Моуди. – С. 241–242.

138

Там же. – С. 239.

139

Там же. – С. 250–254.

140

Там же. – С. 257–258.

141

Там же. – С. 260, 265.

142

Мульдон. – С. 235.

143

Кашницкий С. Там, за горизонтом // Московский комсомолец, 1999. 24 дек. – С. 4.

144

Бехтерева. – С. 100–103.

145

Алексеева Г. В. Профилактика и терапия психоневрологических нарушений в отдаленном постреанимационном периоде // Анестезиология и реаниматология. – М., 1980. – № 3. – С. 70–71; Мозг и разум. – М., 1994. – С. 165.

146

Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. – СПб., 1994. – С. 29.

147

Рэндлз, Хог. – С. 282–283.

148

Моуди. – С. 271.

149

Кутти. – С. 24.

150

Сафонов. – С. 9, 59, 69, 76.

151

Там же. – С. 120.

152

Мульдон. – С. 237–238.

153

Там же. – С. 239.

154

Монро. – С. 73, 97.

155

Иеромонах Серафим (Роуз). – С. 41–47.

156

Там же. – С. 41–47.

157

Гроф, Хэлифакс. – С. 25.

158

Там же. – С. 22.

159

Уоллис Бадж Е. А. Путешествие души в царстве мертвых. – М., 1995.

160

Кришнамурти Дж. Проблема жизни. – М., 1993. – С. 278.

161

Мозг и разум // Ред. Д. И. Дубровский. – М., 1994. – С. 165.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!