Тема 1. Введение в дисциплину. Основные понятия и подходы в теории конкуренции



Частное учреждение образования

«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А. М. ШИРОКОВА»

 

Факультет __Гуманитарный_________

Кафедра ____Культурологии______

 

СОГЛАСОВАНО             СОГЛАСОВАНО

Заведующий кафедрой              Декан факультета

______________________       ______________________

___ ____________20___ г.       ___ ____________20___ г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ В ШОУ-БИЗНЕСЕ

для специальности: 1-21 04 01 Культурология (по направлениям), направление специальности, 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная), специализация, 1-21 04 01-02 01 Продюсерство в сфере искусств.

          

 

                                         

 

2018

 

Составитель: Коваленко О.С., доцент кафедры культурологии Частного учреждения образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова», кандидат искусствоведения, доцент

 

Рассмотрено и утверждено

на заседании Совета Института ____ ________________ 20___ г.

протокол № ___

 

Рецензенты:

Кафедра менеджмента социально-культурной деятельности Государственного учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 6 от  10.01.2018)

Е.А.МАКАРОВА, заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент

А.А.ЗИМЕНКО,  директор Частного культурно-просветительского учреждения «Центр изобразительного и медиа искусства «Новая культурная инициатива», кандидат искусствоведения 

 

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

кафедрой культурологии

УМК (ЭУМК)

(протокол от ____________ № ____________);

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….4

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. Курс лекций……………………………..7

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.    Тематика семинарских занятий………...42

4. РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ………………………………………...43

4.1 Задания для самостоятельной работы студентов……………..………..43

4.2 Перечень вопросов к зачету…………………………………………….44

5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………45

5.1 Учебная программа………………………………………………............45

     

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дисциплина «Конкурентная стратегия в шоу-бизнесе» относится к циклу дисциплин специальности «Культурология» (по направлениям) и ориентирована на то, чтобы помочь студентам познакомиться с основами разработки конкурентной стратегии фирмы.

Цель дисциплины – формирование у студентов цельного и объемного представления о конкуренции и конкурентоспособности в шоу-бизнесе как определяющих факторов его эффективности и развития.

Задачи дисциплины – изучить понятие «конкуренция» и эволюцию теории конкуренции, конкурентных стратегий предприятия;

исследовать основные подходы к оценке конкурентоспособности шоу-бизнеса;

раскрыть основные составляющие конкурентной политики в шоу-бизнесе на национальном и международном уровне;

проанализировать особенности конкурентной стратегии в современных экономических условиях.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

основные существующие конкурентные стратегии в шоу-бизнесе, закономерности формирования конкурентных преимуществ на рынке культурных услуг;

основные подходы к оценке конкурентоспособности;

принципы и составляющие конкурентной политики;

особенности конкурентной среды в шоу-бизнесе;

основные этапы разработки конкурентных стратегий в шоу-бизнесе.

По  окончании курса обучения студенты должны уметь:

определять конкурентные преимущества шоу-бизнеса;

определять конкурентную позицию отрасли шоу-бизнеса;

давать оценку конкурентоспособности отдельных направлений шоу-бизнеса;

разрабатывать концепции конкурентных стратегий шоу-бизнеса и оценивать эффективность.

В рамках курса предусмотрены занятия в форме лекций, семинарских и практических занятий. В ходе обучения применяются интерактивные, диалогические формы, тренинги, индивидуальные творческие задания, направленные на креативное развитие студентов.

Курс дневного обучения рассчитан на 46 часов, в том числе 32 часа аудиторных занятий (14 часов – лекции, 14 часа – семинарские, 4 часа – практические занятия). Самостоятельная работа студентов – 14 часов. Курс заочного обучения рассчитан на 46 часов, в том числе 8 часов аудиторных занятий (4 часа – лекции, 2 часа – семинарские, 2 практические занятия). Самостоятельная работа студентов – 38 часов. 

Текущий контроль – работа на семинарских и практических занятиях. 

Итоговый контроль – зачет.

В процессе изучения учебной дисциплины у студентов должны быть сформированы и развиты важные компетенции.

АКАДЕМИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

АК-1. Быть способным к научно-исследовательской деятельности (анализ, сравнение, систематизация, абстрагирование, моделирование, проверка точности данных, принятие решений, готовность генерировать и использовать новые идеи);

АК-2. Методические знания и исследовательские идеи, которые обеспечивают решение задач творческой, организационно-управленческой, инновационно-методической, научно-исследовательской деятельности.

АК-3. Способность к самостоятельному обучению, обеспечение личностного и профессионального саморазвития.

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

САК-1. Знать и исполнять права и обязонности гражданина.

САК-2. Учитывать социальные и нравственно-этические нормы в личной и социально-профессиональной жизнедеятельности.

САК-3. Владеть коммуникативными способностями для работы в междисциплинарных отношениях и международном окружении.

САК-4. Быть способным к взаимодействию, сотрудничеству, разумному компромиссу во время решения иновационных проблем.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ПК-1. Генерировать и инициировать идеи культурных проектов;

ПК-2. Применять для реализации творческих проектов знания общих основ развития отечественной культуры, закономерности и специфику выразительных средств разных видов искусства;

ПК-3. Управлять процессом подготовки и реализации культурных проектов, осуществления культурных мероприятй;

ПК-4. Использовать нормативно-правовую базу отраслей культуры;

ПК-5. Оценивать состояние тенденций и перспективы развития сфер культуры;

ПК-6. Собирать, анализировать и систематизировать теоретические и экспериментальные данные, разрабатывать методику научных иследований, обрабатывать материалы и делать научно-обоснованые выводы;

ПК-7. Организовывать свою работу на научной основе, самостоятельно оценивать культурные проекты, итоги интелектуальной деятельности

 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Введение в дисциплину. Основные понятия и подходы в теории конкуренции

Понятие и основные черты конкуренции. Конкуренция и конкуренты. Национальная и международная конкуренция Понятие конкурентной среды и конкурентного преимущества на рынке. Конкурентоспособность, основные факторы ее формирования и измерения. Различие понятий «конкурентоспособность» и «конкурентность». Элементы анализа конкурентов. Понятие конкурентных преимуществ фирмы.

Конкуренция (латинск. concurrentia, от concurrere – сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере.

Конкуренция в маркетинге – это ситуация соперничества между двумя и более коммерческими организациями за ограниченные рынки. Конкуренция является неотъемлемым атрибутом свободной рыночной экономики. Об уровне конкуренции имеет смысл говорить только применительно к конкретному рынку.

Конкурентная среда – это область рынка, в которой совершается трансакция, при наличии в ней конкурентов.

Конкурентные преимущества – это положительно значимые в качественном отношении линии поведения фирмы, которые по различным параметрам обеспечивают ее превосходство над конкурентами.

Изучение конкурентов и завоевание преимуществ
в конкурентной борьбе. Целью проведения маркетинговых исследований позиции фирмы в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. Выбор последних определяется результатами исследований следующих двух кругов проблем. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции фирмы и ее продуктов по сравнению с другими фирмами данной отрасли. Зачастую вопросы определения позиции в конкурентной борьбе рассматриваются только с точки зрения решения второго круга проблем. Хотя, безусловно, прежде всего, требуется определиться вообще с перспективами данного бизнеса, т.е. рассмотреть первый круг проблем.

Привлекательность отрасли. Существует пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:

1. появление новых конкурентов;

2. угроза замены данного продукта новыми продуктами;

3. сила позиции поставщиков;

4. сила позиции покупателей;

5. конкуренция среди производителей в самой отрасли.

Кратко рассмотрим эти конкурентные силы. Существует понятие «барьер входа в отрасль», высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить вход в новую отрасль (для них чем он ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами:

1. Экономикой масштабов. Обычно организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение ими меньшей прибыли, а может быть, и убытки. Готова ли организация, ради освоения нового бизнеса, пойти на это?

2. Привычностью марки товара. Потребители конкретных товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок. Новым производителям необходимо свою марку сделать популярной среди новых потребителей. Зачастую это очень сложная задача.

Так, например, всемирно известный мировой лидер в области производства джинсовой одежды фирма «Ливайс» несколько лет назад решила освоить выпуск такой нетрадиционной для нее продукции, как строгие мужские костюмы «тройка». Понятно, что с технологической и производственной точек зрения решение такой новой задачи для «Ливайс» не представляло существенных трудностей. Фирме, несмотря на громадные усилия по продвижению нового продукта, не удалось преодолеть стереотипов отношений потребителей, которые связывали «Ливайс» только с одеждой из джинсовой ткани, в то время как существовали традиционные производители строгих мужских костюмов. «Ливайс» со своим новым проектом не имела коммерческого успеха.

3. Фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль (следование новым стандартам, требованиям дизайна и др.).

4. Затратами на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется создавать для выпуска нового продукта.

5. Доступом к системе товародвижения.

Традиционные производители данной отрасли могут создать барьеры для новых производителей на пути их проникновения в функционирующие сбытовые сети. В этом случае новым товаропроизводителям придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат.

6. Доступом к отраслевой системе снабжения. В данной области существуют те же барьеры, что и в случае с системой товародвижения.

7. Отсутствием опыта производства данного вида продукта, вследствие чего себестоимость продукта в общем случае выше, чем у традиционных производителей данной отрасли.

8. Возможными ответными действиями предприятий отрасли, направленными на защиту своих интересов. Например, отказ в продаже необходимых патентов, лоббирование в правительстве и местных структурах власти своих интересов, в результате чего традиционные производители могут иметь налоговые и другие льготы, а доступ на рынок новых товаропроизводителей будет затруднен.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!