Глава 105 ВСЕЛЕННАЯ ПРЕД ГОСПОДОМ ПОДОБНА ПЕСЧИНКЕ



 

Столь необъятен Господь, что страшусь я описывать Его. Но должен я разъяснить нечто. Говорю вам, небес девять, и так же далеки они друг от друга, как далеко первое небо от земли, кое отстоит от нее на пять столетий странствий. А посему земля отстоит от самого высокого неба на четыре тысячи и пять столетий странствий. Говорю вам, что земля в сравнении с первым небом подобна кончику иглы, и первое небо подобно кончику иглы в сравнении со вторым небом, и все другие небеса меньше следующего. Но земля вкупе со всеми небесами есть лишь пятнышко, нет, песчинка в сравнении с Раем. Измерима ли величина сия?» Отвечали ученики: «Воистину так».

Тогда говорил Иисус: «Истинно, истинно говорю вам, как жив Господь, пред Коим стоит душа моя, Вселенная пред Господом — что песчинка, и Бог во столько раз больше нее, сколько песчинок надобно, чтобы заполнить собою все небеса, и Рай, и более. Так узрите, можно ли Всевышнего соотнести с человеком, который есть лишь прах земной. Убойтесь же и ищите смысл, а не слова, если ищете вы жизни вечной». Отвечали ученики: «Лишь Господь Бог один знает Себя, и правда сие, ибо сказано у пророка Исаии: «Скрыт Он от чувств людских».

Обращался к ним Иисус: «Воистину так; и если окажемся мы в Раю, отличим мы Господа, как всякий здесь отличит море от капли соленой воды. Вернусь я к словам своим и скажу, что лишь из-за грехов своих пристало нам плакать, ибо грехом отрекается человек от Творца своего. Но будет ли стенать пребывающий в пирах и веселье? Заплачет он так же, как лед породит пламя! Должно вам обратить веселье в пост, если станете вы хозяевами чувств своих, ибо так властвует и Господь наш».

Говорил Фаддей: «Посему обладает Всевышний чувствами, хозяином которых Он является». Отвечал Иисус: «Опять повторяете вы: „Есть у Господа сие", „Бог таков"? Скажите, есть ли у человека чувства?» «Да», — отвечали ученики. Продолжил Иисус: «Возможно ли обнаружить человека, в коем есть жизнь, но нет чувств?» «Нет», — был ответ учеников. Говорил Иисус: «Обманываетесь вы, ибо где чувства того, кто слеп, глух, нем и покалечен? Или же когда человек лишается чувств?» Озадачены были ученики, и сказал Иисус: «Три вещи создают человека: душа, чувства и плоть, всякая вещь по себе. Господь наш сотворил душу и тело, знаете вы сие, но не слышали вы о том, как создал Он чувства. А посему завтра, если будет на то Божья воля, поведаю я вам все». И, сказав сие, возблагодарил Иисус Господа и вознес молитву о спасении народа нашего, и каждый из нас говорил: «Аминь».

 

 

Глава 106 ТЕЛО, ДУША И ЧУВСТВО

После предрассветной молитвы сел Иисус под пальмою, а вокруг расположились ученики его. И говорил Иисус: «Истинно, истинно говорю вам, многие обманываются, рассуждая о жизни нашей. Ибо так тесна связь между душой и чувствами, что многие полагают, будто душа и чувства суть одно, различая их по действиям их, но не по сущности, называя се чувствительною, дополнительною и мыслящею душой. Но истинно говорю вам: одна душа, что думает и живет. О неразумные, где отыщут они мыслящую душу без жизни? Никогда не будет так. Но может быть найдена жизнь без чувства, как у человека, что упал без сознания». Вопрошал Фаддей: «Учитель, когда чувства покидают жизнь, и ее лишается человек?»

Отвечал Иисус: «Неверно сие, ибо человек лишается жизни, когда отходит душа его; ибо никогда не возвращается душа в тело, кроме как чудом. Но чувство уходит либо от страха, либо из-за великой печали душевной. Ибо Господь сотворил чувства для удовольствия, и тем одним живут'они, как тело живет пищею и душа живет знанием и любовью. Чувство ныне восстало против души, выказывая негодование от того, что лишено оно райских удовольствий из-за греха. А посему велика необходимость питать его духовными удовольствиями тому, кто не хочет, чтобы жило оно лишь плотскими желаниями. Ясно ли вам сие? Истинно говорю вам: создав его, приговорил его Господь к Аду и невыносимому снегу и льду; потому как сказало оно, что оно есть Бог; но когда лишил Он его пищи, признало оно, что есть раб Божий и творение рук его. Скажите мне, как чувство обитает в безбожнике? Воистину, оно подобно в нем Господу, ибо следует человек ему, пренебрегая разумом и Законом Божьим. И становятся они отвратительны и не творят ничего доброго.

 

Глава 107 ПОСТ ПРИ ПОКАЯНИИ

Первое, что следует за скорбью, что испытывает человек из-за греха своего, есть пост. Ибо разумеющий, что некая пища делает его больным, и боится он смерти, опечалившись, что съел он ее, отказывается от пищи, дабы не заболеть. Так следует поступать грешнику. Да поймет он, что удовольствие заставило его согрешить против Господа, Творца его, ибо последовали его чувства за радостями мирскими. И скорбит он о содеянном, ибо удалился от Бога — вечной жизни, получив взамен вечную погибель в Аду. Поелику нуждается человек в радостях мирских, должно ему поститься, ибо так смирит он чувства свои и признает Бога Владыкою своим. Познает человек, что его чувства ненавидят пост, но да познает он и Ад, где нет радости, но лишь бесконечная вечная скорбь, и Рай, где самая малая услада во много крат превосходит все услады земные. И тогда усмирит он чувства свои; ибо лучше довольствоваться малым, дабы получить многое, чем быть необузданным в малом и лишиться всего и терпеть муки.

Чтобы правильно поститься, запомните пирующего богача. Ибо он, желая здесь, на земле, жить в роскоши каждый день, навеки был лишен даже капли воды; Лазарь же, ищущий здесь, на земле, крошки, будет жить вечно, окруженный в изобилии всеми прелестями Рая. Но да будет осторожен кающийся, ибо ищет сатана погибели всего доброго, и больше для кающихся, чем для других, ибо кающийся восстал против него и из преданного раба превратился в непокорного врага. А посему будет стремиться сатана помешать посту всячески, наслав болезнь или же, если не поможет сие, вовлечь того в неумеренный пост, дабы человек сделался больным и после жил в довольстве. И если не преуспеет он в сем, станет искать он сделать пищу постящегося скоромной, дабы уподобить его себе, который не ест, но все равно грешит.

Истинно, истинно говорю вам: мерзко сие — лишая тело пищи, преисполнять душу гордынею, презирая тех, что не постятся, и считая себя лучше их. Скажите мне, станет ли больной гордиться пищею, что предписал ему врач, и называть безумцами тех, кто не потребляет ее? Воистину нет. Но опечалится он из-за недуга своего, ибо он принес ограничения ему. А посему не должен кающийся хвастать постом своим и презирать тех, кто не постится; но должно ему печалиться от греха, из-за коего постится он. Не должно постящемуся заботиться об изысканности пищи своей, но следует принимать грубую пищу. Даст ли человек изысканную пищу собаке, что кусается, и лошади, что брыкается? Нет, но сделает он наоборот. И да будет сего вам достаточно, дабы знать, как поститься.

 

Глава 108 СОН ТЕЛА И ДУШИ

 

Внимайте же тому, что говорю я вам о бдении. Есть два сна — сон плоти и сон души, а посему будьте осторожны, чтобы, пока тело ваше бодрствует, душа ваша не пребывала во сне. Ибо сие есть наихудшая ошибка. Вот вам притча: некий человек идет и бьется о скалу, и, дабы ударить ее сильнее, бьет ее ногами своими и головою своею. Что с этим человеком?» Отвечали ученики: «Несчастный, ибо безумен он».

Говорил Иисус: «Верен ответ ваш, ибо истинно говорю я вам, что тот, чье тело бодрствует, а душа спит, безумен. Духовная немощь хуже телесной, и потому тяжелее исцелить ее. Так должен ли сей несчастный похваляться тем, что не знает сна плоть его, то есть ноги его души, не понимая горя своего от того, что спит сама его душа, в которой есть смысл всей его жизни? Сон души есть забвение Господа и Страшного Суда Его. Та душа, что бодрствует, во всем и везде постигает Бога и во всем и чрез все и превыше всего благодарит величие Его, ведая о том, что всегда, в мгновение каждое получает он благодать и милость Господню.

И потому, в страхе пред величием Его, постоянно звучат в ушах ее слова ангелов: „Творения Божии, идите на Суд, ибо Творец ваш желает судить вас". Ибо терпит она все во имя служения Господу. Скажите мне, чего жаждете вы больше: смотреть при свете звезды или при свете солнца?» Ответил Андрей: «При свете солнца, ибо при свете звезды не видно ближних гор, но при свете солнца видим мы мельчайшую песчинку. А посему ходим мы в страхе при свете звезды, но не боимся мы того при свете солнца».

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!