Глава 102. СКОРБЬ ИЗ-ЗА ГРЕХОВ



 

Истинно, истинно говорю вам, что всякое животное, согласно природе своей, утратив то, что. желает, скорбит о потерянном добре. Так же и грешник, воистину кающийся, должен желать наказать себя за то, что совершил он против Творца своего: и когда молится он, не осмелится он просить Господа о Рае и чтобы Бог оградил его от Ада, но падет ниц пред Всевышним, говоря в молитве своей: „Я грешник, Господи, ибо согрешил против Тебя без причины, когда должен был служить Тебе. Ищу я наказания от руки Твоей, но не от руки сатаны, врага Твоего, дабы не восторжествовал нечестивый над творениями Твоими*. Покарай, накажи меня, ежели угодно Тебе, Господи, ибо не причинишь Ты мне столько страданий, сколько заслуживает мой грех".

Каясь так, обретет грешник милосердие Божие в той мере, с какой жаждет он справедливого суда. Воистину, смех грешника есть мерзкое кощунство с тех пор, как сей мир назван был Давидом, отцом нашим, долиною слез.

Один царь усыновил раба своего и сделал его господином над всеми владениями своими. Случилось так, что по чьему-то злому умыслу несчастный сей попал в немилость к царю и претерпел страдания великие — не только в самом существовании своем, но был он презираем и лишен всего, что получал каждый день за труды свои. Стал бы сей человек смеяться когда бы то ни было?» «Нет, — отвечали ученики, — ибо царь, прознав се, приказал бы убить его, видя, что смеется он над немилостью царской. Но верно то, что будет рыдать он денно и нощно».

И сказал Иисус со скорбью: «Горе миру, ибо верит он в страдания вечные. О негодный род людской, которому Сам Творец обещал Рай! О негодный род людской, впавший, по наущению сатаны, в немилость к Господу, изгнанный из Рая и обреченный на жизнь в нечистом мире, где получаешь все тяжким трудом, так что и любое доброе деяние твое перекрывается бесконечными грехами! И смеется род людской и, что хуже всего, самый большой грешник смеется больше остальных! И будет так, как говорите вы: осудит Всевышний на погибель вечную грешника, что смеется над грехами своими и не оплакивает их.

 

Глава 103 СТЕНАЙТЕ ЛИШЬ ПО ГРЕХАМ СВОИМ

 

Стенания грешника должны уподобиться стенаниям отца, оплакивающего близкую смерть сына своего. О безумие человеческое, что оплакивает тело, кое покинула душа, и не плачет о душе, которую покинула милость Господня из-за греха! Если бы моряк, чей корабль разрушен был бурею, мог вернуть утерянное стенаниями своими, как поступил бы он? Конечно, рыдал бы он горько. Истинно говорю я вам, что во всем, о чем стенает человек, грешит он, кроме стенаний о грехе своем. Ибо всякое страдание, что претерпевает человек, исходит от Господа для спасения его, а посему следует ему радоваться, когда выпадает ему сие. Но грех исходит от дьявола во имя погибели людской, и не печалится от того человек. И можете вы уразуметь, что ищет род людской утерь, но не выгоды».

Спрашивал Варфоломей: «Господи, что делать тому, кто не может стенать, ибо сердцу его чужды стенания?» Отвечал Иисус: «Не все, проливающие слезы, стенают, Варфоломей. И как жив Господь, есть люди, из чьих глаз никогда не исходят слезы, но стенали они в тысячу раз больше, нежели те, что проливают слезы. Стенания грешника суть ослабление земных привязанностей силою печали.

Как солнечный свет препятствует гниению того, что находится выше прочего, так и раскаяние ограждает душу от греха. Если Господь дарует истинно кающемуся столько слез, сколько воды в море, возжелает он еще большего: и желание сие пожирает ту малую каплю, что прольет он, как пламя в очаге пожирает воду. Но тот, кто с готовностью оплакивает грехи свои, подобен коню, что ступает тем легче, чем больше на нем поклажи.

Глава 104 СКОРБЬ ИЗМЕРЯЕТСЯ НЕ СЛЕЗАМИ

Воистину, есть люди, имеющие привязанности в душе и слезы на лице. Но такой человек будет Иеремией. В стенаниях отмеряет Господь больше печали, чем слез». Говорил Иоанн: «Учитель, как слезами искупает грешник преступления?» Отвечал Иисус: «Если Ирод даст тебе плащ, чтобы хранил его для него, а после заберет его у тебя, будешь ли ты плакать от этого?» «Нет», — говорил Иоанн. Продолжал Иисус: «Не следует человеку стенать, если утратит он нечто и сохранит то, что утратить должен, ибо все вещи исходят от Бога. Так не сможет ли Господь распоряжаться вещами Своими по усмотрению Своему, о глупый человек? Ибо все, что имеешь ты своего, — это грех твой, и оттого должен ты стенать, но ни от чего другого».

Говорил Матфей: «Учитель, свидетельствовал ты пред всей Иудеей, что Бог не подобен человеку, а нынче говоришь, что человек получает все из рук Господа; а посему ежели имеет Он руки, то подобен Он человеку». Обращался к нему Иисус: «Заблуждаешься ты, Матфей, и многие пребывают в заблуждении сем, не ведая смысла слов сих. Ибо должно человеку внимать не словам, но смыслу их; потому как речь человеческая есть посредник между нами и Всевышним. Ведомо ли вам, что, когда Господь желал говорить с отцами нашими на горе Синайской, вскричали они: „Ты говори с нами, Моисей, а не Бог, потому как боимся, как бы не умерли мы"? И что сказал Господь через пророка Исаию, что как небеса далеки от земли, так и пути Господни далеки от путей человеческих и мысли Господни — от мыслей человеческих?

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!