Современная система образования. 76 страница



В 50—60-х гг. крупнейшими мастерами мультипликации М. С. Пащенко, Атамановым, В. Д. Дегтярёвым, Р. А. Ка-чановым, Ф. С. Хитруком и др. снимался ряд М. для самых маленьких («Снеговик-почтовик», «Непослушный котёнок», «Кто сказал мяу?», «Варежка», «Топтыжка» и др.), заложивших прочные традиции этой особой области мультипликации для детей: доброе отношение к миру, искренность и юмор, изобретательность и изящество изобразит, и муз. решений. Кукольные М. этих лет «Летающий пролетарий» Иванова-Вано и И. Боярского, «Приключения барона Мюнхгаузена» и «Сказка о попе и работнике его Балде» А. Г. Карановича, «Чудесный колодец» Дегтярёва, «Мой зелёный крокодил», «Легенда о Григе» В. В. Курчевского и др. отличали пластич. выразительность кукольных персонажей, образное использование фактуры. М. «Большие неприятности» Брумберг, «История одного преступления» Хитрука, «Баня» С. И. Лют-кевича и Карановича (60-е гг.) — новая страница в истории отеч. мультипликации. Расширялись жанровые и тематич. границы, предпринимались эксперименты по сочетанию мультипликации и натурного кино, рисунка и аппликации, использовался метод «киноколлажа». Пополнился репертуар М. для самых маленьких: «Мистер Твистер» Карановича, «Каникулы Бонифация» Хитрука, «Малыш и Карлсон» Б. П. Степанцева и др. В кон. 60-х гг. на экране появились герои, ставшие вскоре самыми популярными

«звёздами» мультипликации: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни-Пух, неразлучная пара Волк и Заяц из серии «Ну, погоди!». Виртуозное владение мульти-пликац. динамикой демонстрирует серия спорт, фильмов Б. П. Дёжкина («Необыкновенный матч», «Шайбу, шайбу!» и др.). Созданные в 60—70-е гг. философские, поэтические, лирические М., а также М.-притчи Хитрука, А. Ю. Хржановского, Ю. Б. Норштейна, H. H. Серебрякова, Степанцева, Курчевского и др. показали, что мультипликации доступны и самые серьёзные, острые проблемы жизни, творчества. М.-экранизации «Левша» Иванова-Вано, «Мёртвые души» Степанцева, «Бедная Лиза» И. Н. Гараниной и др. ставят и решают задачи, казавшиеся ранее доступными только игровому кинематографу. В 70-е гг. появляется жанр мультипликац. мюзикла («Бременские музыканты» И. А. Ковалевской, «Голубой щенок» Е. А. Гамбурга, «Шкатулка с секретом» В. М. Угарова и др.). Началом нового жанра мультипликации- худож. образного исследования судьбы и творчества выдающейся личности — стала трилогия Кржановского об А. С. Пушкине, основанная на рисунках и рукописях поэта и требующая от зрителя активного интеллектуального соучастия в восприятии фильма. Новые тенденции в развитии жанра М.-сказки возникают в творчестве реж. и художника Норштейна, М. к-рого «Лиса и Заяц», «Цапля и журавль», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок» отмечены нетрадиционностью изобразит, и звукового решений, психол. точностью изображаемых характеров, новым соотнесением персонажа и среды, богатством ассоциаций, поэтич. и филос. подтекстом. Снимаются позна-ват. М. для детей и подростков («Коля, Оля и Архимед», «Наш друг Пишичитай», «Рассказы старого моряка», «Аргонавты», «Прометей» и др.). В 80-е гг. продолжились выпуски серийных М.: «Ну, погоди!» В. М. Котёночкина, «Трое из Простоква-шино» В. Попова, «Котёнок по имени Гав» Атаманова, «Самый маленький гном» М. И. Каменецкого, серии про Чебурашку реж. Качанова и про Удава реж. И. В. Уфимцева; вышли юморис-тич. мультипликац. альманахи «Весёлая карусель», «Переменка», «На задней парте». Цикл сев. сказок по С. Г. Писахову и Б. В. Шергину, начатый в 70-е гг. Серебряковым («Ваня Датский», «Золочёные лбы»), отенял Л. В. Носырев: «Не ' любо — не слушай», «Дождь», «Волшебное кольцо», «Архангельские новеллы». Режиссёр В. И. Пекарь создал яркую живописную серию М., знакомящих зрителя с культурой, нар. иск-вом, фольклором народов стран Лат. Америки, Азии и Африки («Говорящие руки Тра-ванкара», «Закон племени», «Путь в вечность», «То ли птица, то ли зверь»). Активно разрабатывался в эти годы и жанр фантастич. М. («Зеркало времени», «Возвращение», «Контакт», «Юбилей» В. И. Тарасова; полнометражный М. «Тайна третьей планеты» Качанова и др.). Продолжал разрабатывать жанр М.-сказки в направлении, заданном Норштейном, 3. Назаров («Жил-был пёс», «Путешествие муравья»). В жанре поэтич. филос. мультипликации кинематографа сделаны М. «Балаган» Гараниной (по мотивам творчества Гарсии Лорки), «Разлучённые», «Превращение» Серебрякова, «Чёрно-белое кино» В. Соколова, М.-притча«Лев и бык» Хитрука и др. Новое

поколение мультипликаторов (в их числе Н. Голованова, Г. Баринова, Н. В. Орлова, Е. Баринова, М. Новогрудская, А. Татарский, Л. Петкевич) представляют не только«Союзмультфильм» и др. киностудии, но и ряд телестудий, в т. ч. «Мульттелефильм». Ведутся поиски новых тем и жанров, новых худож. средств. Молодые мультипликаторы экспериментируют в пластилиновой, живописной и др. технике, в области компьютерной мультипликации.

В 60—70-е гг. возникли творческие коллективы мультипликаторов в др. республиках СССР, к-рые успешно развивали нац. традиции в иск-ве мультипликации. Широко известны азерб. М. «Однажды», «Легенда о девичьей башне» и др. реж. М. Панахи; армянские — «Лисья книга», «Храбрый Назар», «Ки-кос» и др. реж. Р. Саакянца; белорусские- «Сказка о весёлом клоуне» О. Бе-лоусова, «Про кота Васю и охотничью катавасию» К. Кресницкого и др.; грузинские — серия о Самоделкине В. Д. Бахтадзе, «Отважный Важа» Б. Стариковского, «Эка и козлёнок» О. Андроникашвили, «Сказка о драконе и витязе» И. Саралидзе и др.; казахские- «Сорок небьушц» А. Хайдарова, серия о Джине реж. Г. Кистауова, «Три мастера» Б. Омарова, «Белый верблюжонок» Д. Кусаинова и др.; киргизские — «Охотник Олокон» С. Ишенова, «Узорная сказка» В. Белова и др.; латвийские — «Красные башмачки», «По-по-дру» А. Бу-ровса, серия про Цапа А. Нориньша; молдавские — серия о Гугуцэ реж. К. Ба-лана, «Элегия»и, «Мария-Мирабела» (в соавторстве с И. Попеску-Гопо) Н. Бо-дюл, «Хвастунишка Петвикэ» Л. Домни-на, «Если верить в сказку» В. Барбе и др.; таджикские — «Рыбка Гульзор», «Чинара» М. Мансурходжаева и др.; туркменские — «Ковёр-самолёт», «Новая песня Экенди» Т. Камаловой, «Озеро в пустыне», «Идол» Н. Туляходжаева и др.; украинские — «Легенда о пламенном сердце» И. Б. Гурвич, «Золотое яичко» И. Лазарчука, «Страна Считалия» Е. Ч. Сивоконя, «Приключения капитана Врунгеля» и «Айболит» Д. Черкасского, серия о казаках В. Дахно и др.; эстонские — «Большой Тылл» Р. Раамата, «Клоун и кропс» Э. Туганова, «Зелёный медвежонок» П. Пярна, серия об операторе Кыпсе X. Парса, серия о Клабуше А. Пайстика.

Становление и развитие мультипликации в странах Вост. Европы связано с именами И. Трнки, Э. Гофмана, Б. Поя-ра, Г. Тырловой, К. Земана (Чехословакия), Т. Динова, 3. Дойчева,^ Р. Бычва-рова, Д. Донева (Болгария), И. Попеску-Гопо (Румыния), Я. Леницы, В. Герша (Польша), Д. Вукотича (Югославия). Крупнейшие мастера мультипликации: Дж. Хабли (США), Н. Мак-Ларен (Канада). Г. Гримо (Франция), Дж. Халас, Дж. Даннинг (Великобритания) и др. В США, Великобритании, Японии и др. странах делается много уч. М. Вопросами мультипликации занимается Междунар. орг-ция АСИФА (Ассоциация мультипликац. кино).

Обладая особыми возможностями воздействия на юного зрителя, мультипликация при соответствующей подготовленности педагога может найти широкое применение в воспитат. и уч. работе с детьми наряду с худож. и уч. фильмами (см. Кино, Учебное кино). В отличие от игрового кино, мультипликация — иск-во

607

условное, оперирующее стилизованной образностью и потому с особой интенсивностью стимулирующее у маленького зрителя работу воображения, фантазии, вовлекающее его в мир обобщённых образных представлений, а зрителя постарше- в мир позтич. метафоры, иносказания, нравств.-филос. притчи, худож. размышления.

Пластич. и цветовая выразительность, яркая образность, музыкальность, лаконичность выражения мысли, динамичность, короткий метраж — все эти качества М., отвечающие особенностям дет. восприятия, позволяют решать широкий круг образоват. и воспитат. задач, в т. ч. физич. развития ребёнка. Как показали спец. исследования, острота зрения, интенсивность слуховых и цветовых ощущений у детей от 6 до 15 лет неуклонно повышаются, увеличиваясь почти на 60%, и общение с мультипликацией, где используются сотни цветовых оттенков, дина-мич. рисунок, разнообразное муз. и шумовое оформление, заметно активизирует этот процесс.

Традиционно М. используются в воспитат. работе с детьми дошк. и мл. шк. возраста. Возникающее в результате просмотра «эмоциональное поле» является исключительно благоприятным для пед. воздействия на нравств. мир ребёнка, на его понимание и ощущение худож. языка, восприятие образов фильма. Изучение особенностей дет. восприятия кино-иск-ва показало, что из-за фрагментарности восприятия, наивного реализма, отсутствия жизненного и эстетич. опыта эмоции, пережитые ребёнком во время просмотра М., часто остаются неосмысленными. Задача взрослых, педагогов — помочь ребёнку осознать свои впечатления, развивая в нём т. н. думающее восприятие. Уже в 6—7-летнем возрасте дети вполне способны к освоению нравств.-эстетич. содержания фильма через его выразит, средства. Педагог может предложить детям игру-инсценировку по просмотренному М., в процессе к-рой ребёнок постепенно входит в содержат, мир фильма и усваивает его худож. логику, оценивает поступки персонажей, что вызывает обычно наиб, затруднения, т. к. у детей мл. возраста преобладает ситуативное восприятие событий без проникновения в их причинно-следств. связи. Изобразит, деятельность детей на основе просмотренного М. должна быть направлена не на копирование работы художника, а на выражение эмоций, отношения к героям М., на осмысление выразит, средств, с помощью к-рых создан характер героя, выражена авторская позиция. Для более глубокого освоения нравств.-эстетич. мира М., знакомства со спецификой худож. выразительности в разных видах иск-ва можно предложить детям сравнить книгу, иллюстрации к ней с М., созданным на основе этой книги. Большие возможности в этом отношении (а также для развития муз. восприятия ребёнка) открывают М., поставленные на основе классич. муз. произведений. Прослушивание муз. произведения до просмотра М., беседа о том, какие настроения и состояния оно выражает, попытки пофантазировать и нарисовать то, что дети представили себе, слушая музыку, позволяют им более активно включиться в последующее восприятие фильма.

Просмотр М. может стать основой и для работы по развитию творческих способностей детей, воображения и образного мышления, если, напр., предложить детям придумать своё собств. начало, середину или окончание просмотренного М. (пропустив соответственно эти фрагменты при демонстрации фильма). Для этой цели особенно подходят M. с динамичным сюжетом, в к-рых есть возможности для нестереотипных поворотов действия. Своеобразной формой эстетич.-пед. работы с детьми на основе мультипликац. иск-ва, позволяющей соединить усвоенные навыки и знания о М. с собств. творчеством, может стать игра «Нарисуем свой М.», знакомящая детей с процессом создания М. Игра эта может быть как коллективной, с распределением заданий по «кинопрофессиям», так и индивидуальной; она может завершиться созданием любительской мультипликац. киноленты.

У подростков и ст. школьников общение с иск-вом мультипликации, привычно ограничивающееся развлекат. функцией, с помощью педагога может приобрести развивающий, творческий характер, способствовать развитию киновосприятия, формированию эстетич. культуры, освоению специфики киноиск-ва, интеллектуальному развитию учащихся. М.-экранизации, мюзиклы, пародии, М. сатирич., поэтич., филос., полит, содержания, М.-притчи при умелом использовании учителем могут стать поводом для эффективного пед. общения.

Игры и задания, развивающие мышление, речь, творческие возможности, знакомящие с кинопрофессиями, способствующие освоению специфики иск-ва («Придумай свой финал», «Придумай новых героев», «Нарисуй музыку» и т. п.), можно успешно использовать в работе с

учащимися разных возрастов, расширяя жанровые и тематич. границы просмотров и дет. творчества. Мультипликация, названная С. М. Эйзенштейном школой метафорич. мышления, особым образом способствует интеллектуальному развитию детей, овладению навыками худож.-публицистич. выражения мысли. Лит.: В а, а о И., (Иванов-Вано И. П.), Рисованные фильм. Ми950; его же, Кадр за кадром, М., 1980; Каранович А., Мои друзья куклы, М., [1971]; Мастера сов. мультипликации, [М., 1972]; Асенин С., Волшебники экрана, М., 1974; Мудрость вымысла. Ми983; Юренев Р., Чудесное окно, М., 1983; Гамбург Е.. Пекарь В., Художники ожившего рисунка, М.. 1984; Захарова Е., Кинозрители от шести до десяти, в кн.: Кино — юным, М., 1985; Сивоконь Е. ЯЕсли вы любите мультипликацию, К.. 1985; Асенин С.. Мир мультфильма, М., 1986.

Е. А. Захарова.

МУН (Moon) Уильям (1818—94). англ, тифлопедагог. В возрасте 3 лет ослеп на один глаз, в 1839 окончательно потерял зрение. Освоив систему обучения грамоте слепых Дж. Фрера, получил юрид. образование, стал дером права. Занялся пед. деятельностью. В 1847 разработал систему осязательного шрифта на основе лат. алфавита, упростив форму букв. Будучи глубоко верующим, М. свой долг видел в том, чтобы сделать доступной для малограмотных слепых Библию. В 1847 основал спец. типографию. Изданные в ней книги Священного Писания раздавал бесплатно. С целью пропаганды своей системы и книг посетил мн. страны Европы и Америки. Благодаря ясным и однозначным контурам шрифт М. легко воспринимается учащимися, доступен слепым и новоослепшим разл. возрастных групп, в т. ч. со сниженным осязанием, страдающим глухотой и лишённым возможности пользоваться радио и аудиопособиями.

Система М. употребляется наряду с рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля и наиб, распространена в Великобритании, Германии, Швейцарии, Южно-Африканской Республике и др. странах. В нач. 90-х гг. 20 в. в Великобритании для лиц, владеющих системой М., ежегодно издаются худож. и науч.-популярная литра (в т. ч. ок. 50 рассказов и св. 20 несокращённых романов), еженед. подборки новостей; журналы для начинающих читателей, религиозный, для женщин, открытки и др. В полном объёме издана Библия (79 тт.).

Лит.: СкребицкийА. И., Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе, СПБ, 1903; Коваленко Н. Б., Румянцева А. В., История тифлопедагогики за рубежом, ИАПН, в. 96, 1959; Б p а у и Т., Шрифт Муна как тактильный шрифт, «Обозрение европ. слепых», 1981, № 2. Л. Н. Быховская.

МУНИС, Мунис X о p e з м и (псевд.; наст, имя — Шер-Мухаммад Авазбий-оглы) (1778, кишлак Кият, близ Хивы, — 1829, Хива), хивинский поэт, каллиграф, историк, педагог. Учился в медресе. Служил при дворе хивинских правителей, занимался преподавательской деятельностью. Автор назидат. поэтич. произведений, а также трудов по истории Хивы. В 1804 окончил стихотворный труд по араб, каллиграфии «Саводи талим» («Обучение грамоте»), В 1-й части осветил роль письма в овладении знаниями, сформулировал общие требования к учителю, рассмотрел особенности араб, графики; во 2-й — охарактеризовал этапы практич. обучения каллиграфии. Описывая форму букв, часто использовал наглядные образные сравнения. Предпринял попытку унифицировать нормы араб, письма. Пособие было рассчитано на совм. работу учителя и учащегося. Поскольку традиционно обучение в мектебе ограничивалось только чтением, призыв овладения письмом имел важное значение для распространения идеи просвещения. «Саводи талим», переписанный мн. каллиграфами, получил распространение в Ср. Азии. В Узбекистане труд считается первым нац. сочинением по педагогике (впервые издан в 1875 в Хиве).

С о ч в рус. пер: Избранное, Таш., 1961. Лит. АбдулаевЮ, М Хорезми — автор первого узб пособия по каллиграфии, в кн.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. XVIII в. — первая пол. XIX в., М., 1973. И. Б. Марцинковский.

МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ Андрей Владимирович (р. 7.2.1913, г. Канн, Франция), обществ, деятель, один из организаторов междунар. сотрудничества в области социальной работы; иностр. чл. РАО (1993), почётный дер Тюменского ун-та (1992). Потомок — со стороны отца — декабристов М. И. и С. И. Муравьёвых-Апостолов и гос. деятелей Коробьиных, со стороны матери — гос. деятелей, предпринимателей и меценатов Терещенко. Окончил Кембриджский ун-т (1932) по специальности «журналистика» и Женевский ун-т (1935) по специальности «социальная экономика». Журналистскую деятельность начал в газ. «Дейли телеграф» (Лондон). С 1949 занимался организацией под эгидой ООН социальной помощи соотечественникам, оказавшимся в Зап. Европе после 2-й мировой войны, а также рус. староверам, проживавшим в Китае после 1917. При его участии осуществлялись переправка их в Аргентину, Бразилию, Канаду, США, Чили и Австралию, трудоустройство и помощь на новом месте жительства. Особое внимание уделялось пожилым людям и инвалидам.

В 1975—92 ген. секр. Междунар. федерации социальных работников (с 1992 почётный през.), оказывающей помощь государствам-участникам и др. в курсовой подготовке социальных работников, в организации конгрессов по социальным вопросам. При активном содействии М.-А. число стран — членов федерации увеличилось с 25 в 1974 до 55 в 1992. После 1991 неоднократно бывал в России с целью налаживания в сфере социальной работы сотрудничества Междунар. федерации с рос. гос., обществ, и благотворит, орг-циями.

В 1989—90 вместе с братом Алексеем Владимировичем передал Фонду культуры СССР (ныне Рос. фонд культуры) семейные реликвии, в т. ч. альбом Е. И. Муравьёвой-Апостол с неопубл. автографами В. Л. Пушкина, К. Н. Батюшкова, декабристов; б-ку своего отца Владимира Владимировича Коробьина (370 томов редких изданий с его экслибрисом, вышедших в России в 19 — нач. 20 вв.). Н. С. Сазонова.

МУСЙЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, см.

Античность.

МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА, ср.-век. культура, сложившаяся в странах господства ислама и под его влиянием в 7—12 вв. Классич. период М. к. характеризуется главенствующей ролью араб, языка как языка религии, науки, культуры.

М. к. сложилась в Халифате, мусульм. гос-ве, возникшем в 7 в. после завоевания арабами-мусульманами Бл. Востока, Сев. Африки, Испании, Ирана, Закавказья, Ср. Азии, Синда. М. к. восприняла мн. черты доисламской культуры принявших ислам народов, переработав их в духе мусульм. религии и потребностей ср.-век. общества. Параллельно с ней на той же территории существовали, взаимодействуя, культуры представителей др. религий — христианства, иудаизма, индуизма и т. д. Центрами развития М. к. были большие города, как древние — Дамаск (осн. в кон. 11 — нач. 10 вв. до н. э.), Александрия (332—331 до н. э.), так и вновь основанные — Каир (641), Багдад (762). После полит, распада Халифата в 11—12 вв. М. к. сохранила своё единство, хотя и приобрела большее разнообразие.

Осн. компонентой М. к. был ислам (араб. — «предание себя Богу, покорность»), одна из трёх мировых религий. Священной книгой ислама является Коран — собрание проповедей, «вложенных» Богом (Аллахом) в уста пророка Мухаммеда. Следующие по святости тексты — хадисы, к-рые вместе составляют Сунну. Хадисы представляют собой предания о высказываниях и поступках пророка Мухаммеда, служащего примером для всех мусульман. На положениях Корана и Сунны строится мусульм. право, его теория (фикх) и практика (шариат). Понятие «ислам» (в широком смысле) стало обозначать общность единоверцев независимо от их национальности и гос. принадлежности. Сформировалось понятие «мир ислама» («Дар-уль-ислам»), в пределах к-рого установился и действует шариат, один из источников законодательства мусульм. стран.

В сер. 7 в. в связи с решением вопроса о верховной власти ислам распался на три направления: суннизм, шиизм и харид-жизм, в рамках к-рых складывались относительно самостоят, культурные традиции.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!